Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Двигательные умения и навыки как результат обученияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Обучение в процессе физического воспитания (ФВ) реализует одну из его составляющих сторон – физическое образование, под которым понимается «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний» (Л.П.Матвеев,1983). В процессе ФВ занимающихся обучают различным двигательным действиям, что составляет специфический предмет обучения, и их освоение опирается на системные знания, строится в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. v О понятиях "двигательное умение" (ДУ) и "двигательный навык" (ДН). Отечественные специалисты по данному вопросу (Б.А.Ашмарин, М.М.Боген, В.В.Белинович, К.Х.Грантынь, В.Д.Мазниченко, С.В.Янанис, Г.Н.Сатиров и другие) относительно едины в том, что «умение» и «навык» характеризуют степень (или уровень) владения двигательным действием. При этом авторы условно выделяют три (иногда больше) уровня владения действием. Каждый из этих уровней имеет свои характеристики (педагогические и психофизиологические особенности), позволяющие достаточно точно сказать, на каком этапе обучения находится конкретный ученик. По мнению Б.А.Ашмарина (1990), 1–й уровень – элементарное умение; 2–й уровень – навык; 3–й уровень – умение–мастерство (или умение высшего порядка). Примерно такой же последовательности придерживались такие авторитетные ученые, как К.Х.Грантынь (1953), В.В.Белинович (1959), Г.Н.Сатиров (1960–1979). Профессор В.В.Белинович (1959) отмечает, что в одних случаях умения возникают из навыков, в других – навыком кончается обучение. Чаще же всего, подчеркивает ученый, формирование данных навыков начинается с некоторых частных умений, полученных на основе ранее приобретенных знаний и двигательного опыта, а затем, по мере становления навыка, учащиеся переходят к более широким, обобщенным умениям – умениям применять навык в разнообразных ситуациях. Другая группа также известных и авторитетных специалистов (Н.А.Бернштейн, 1947, С.В.Янанис, 1953, В.Д.Мазниченко, 1976, М.М.Боген, 1985) считает, что овладение двигательным действием идет по пути от формирования знаний о действии к овладению действием в форме умения, а по мере его автоматизации – к навыку. Переход знания в представление, а умения в навык хорошо виден на двух приведенных схемах (рис. 1, 2). Итак, в данном случае, двигательный навык (а не умение!) является высшей ступенью (степенью, уровнем) владения двигательным действием, и говорить об «умении высшего, а затем еще более высокого порядка» не точно с научной точки зрения. Понятие «двигательное умение» и «двигательный навык» связаны с двигательными действиями. Двигательные действия, как известно, представляют собой поведенческие двигательные акты, направленные на решение двигательных задач. В двигательном действии, направленном на решение конкретной двигательной задачи, можно различить две стороны: первая - степень рациональности его техники; вторая - характер управления движениями. Независимо от того, какой способ (техника) решения двигательной задачи избран, насколько он рационален, владение двигательным действием может характеризоваться стабильностью или неустойчивостью, стандартностью или изменчивостью, сознательным или автоматизированным управлением движениями, изолированностью или системностью движений. Это связано с приобретением потенциальной возможности осуществлять двигательное действие либо по типу двигательного умения, либо по типу навыка или по смешанному типу. Представляется, что для двигательного умения характерны неустойчивость и изменчивость двигательного действия, относительная изолированность движений, а так же ведущая роль мышления в непосредственном управлении движениями. Навык отличается противоположными характеристиками: стабильностью и относительной стандартностью действий, автоматизированным управлением движениями и их системностью. Таким образом, двигательные умения и навыки характеризуют не качество самого действия, не особенности избранной системы движений, не степень овладения этой системой (правильность и четкость ее выполнения), а особенности владения действием по механизму управления движениями в поведенческом акте. Исходя из всего выше приведенных суждений, определим, что Ø двигательное умение (ДУ) – это способность к осуществлению двигательного действия, характеризующаяся ведущей ролью мышления в непосредственном управлении движениями и отсутствием устойчивой системности движений. Ø двигательный навык (ДН) – это способность к осуществлению двигательного действия, характеризующаяся автоматизированным управлением движениями и их устойчивой системностью. Двигательное умение и двигательный навык – это как бы последовательные ступени (стадии) на пути формирования двигательного действия. По мере многократного воспроизведения действия операции, входящие в его состав, становятся постепенно отлаженными и привычными, а связи между ними – прочными, гарантирующими естественную слитность движений, отпадает необходимость постоянной концентрации внимания на ряде частных моментов действия, сокращается число опорных точек ООД, требующих направленного осознания, возрастает вклад двигательных автоматизмов в осуществление действия. В результате двигательное умение автоматизируется – превращается в двигательный навык. Автоматизация движений и есть основной отличительный признак двигательного навыка. К числу характеристик первоначального двигательного умения относятся: · постоянная концентрация внимания в процессе действия на составляющих его частных операциях, минимальная или относительно невысокая степень участия двигательных автоматизмов в управлении движениями; · нестандартность параметров и результата при воспроизведении действия, избыточная изменчивость техники движений вплоть до ее нарушений, особенно под влиянием сбивающих факторов; · расчлененность или мало выраженная слитность операций, обусловленная этим избыточная растянутость действия во времени. В данной характеристике двигательного умения подчеркнуты, кроме всего прочего, его отличия от двигательного навыка. К числу таковых, в отличие от признаков двигательного умения, относятся: · повышенная степень участия двигательных автоматизмов в осуществлении частных операций, составляющих действие, и связей между ними; направленность сознания по ходу действия не столько на его детали, сколько на реализацию общей цели; · выраженная стереотипизация частных операций и параметров действия, повышенная устойчивость техники движений по отношению к сбивающим факторам; · выраженная слитность операций и сокращение времени выполнения действия. Как уже говорилось, пока не сформировался навык, выполняющий действие вынужден концентрировать сознание не столько на общей логике достижения намеченной цели, сколько на частных операциях, входящих в действие, тратить энергию на контроль и регулирование всех недостаточно отлаженных движений и связей между ними, непрерывно удерживать их в сфере внимания. По мере формирования навыка сознание, как бы освобождается от таких функций. Физиологически это объясняется тем, что, согласно концепции построения движений Н.А.Бернштейна, определенные моменты непосредственного управления движениями и их координации передаются с вышележащих на нижележащие уровни ЦНС, где уже сложились ранее или сформировались вновь в результате упражнения отдельные двигательно-координационные автоматизмы, необходимые для эффективного выполнения действия. Отсюда не следует, что действие с появлением навыка становится бессознательным. Действия человека, как и вся человеческая деятельность, в норме всегда сознательны. Двигательный навык не выключает сознание, а освобождает его от мелочной опеки по непосредственному регулированию деталей движений и тем позволяет концентрировать внимание на решающих операциях и качественной стороне выполнения действия в целом, на контроле за переменными условиям действия, предвидении и осуществлении необходимых коррекций по ходу его выполнения для достижения намеченного результата. При этом выполняющий действие может взять под сознательный контроль те или иные детали движений, целесообразно вмешаться в автоматизированный процесс управления ими. Рационально сформированный двигательный навык характеризуется, таким образом, оптимальным соотношением функций сознания и автоматизма в управлении движениями, при котором действие в целом направляется сознанием, а составные операции доведены до определенной степени автоматизации. Вместе с автоматизацией движений происходит своего рода стереотипизация их по ряду внешних параметров и качественных признаков. Это выражается, в частности в относительно стандартном воспроизведении пространственных, временных, динамических и ритмических параметров техники движений при повторении действия в одинаковых условиях, а также в сохранении заданной общей результативности действия при выполнении его в изменяющихся условиях. Физиологическую основу такого явления, согласно концепции, выдвинутой школой академика И.П.Павлова, составляет образование динамического стереотипа. Стереотипизация определенных сторон двигательного действия по мере формирования навыка не означает, что действие становится строго стандартным и неизменным во всех деталях независимо от любых условий выполнения. Уже сам термин «динамический стереотип» указывает, что это не так: в нем диалектически сочетаются своего рода противоположности: стереотип (нечто повторяющееся в неизменном виде, константное) и динамический (изменяющийся, подвижный, варьирующий). Лежащий в основе рационально сформированного двигательного навыка динамический стереотип позволяет технически верно повторять действие, не отступая от заданных параметров, в одних и тех же условиях, и наряду с этим целесообразно изменять его в те или иные моменты в зависимости от изменения условий. Разумеется, оптимальное соотношение моментов стереотипности и вариативности в двигательном навыке возникает опять-таки не само собой. При стихийном формировании навыка зачастую происходит нарушение этой соразмерности, что выражается преимущественно в недостаточной вариативности навыка, его косности. Одна из серьезных проблем методики обучения двигательным действиям состоит в том, чтобы не допустить косной стереотипизации двигательного навыка, а обеспечить оптимальное соотношение его стабильности и вариативности. Профессор М.М.Боген (1985) называет пять отличительных особенностей навыка: автоматизированный характер, высокая быстрота действия, стабильность, прочность и надежность. С точки зрения системного подхода и анализа мы должны ответить на вопрос: являются ли данные особенности необходимыми и достаточными признаками, раскрывающими данное явление или нет? Возможно ли уменьшение числа этих признаков или их необходимо расширить? Сделанный нами анализ работ ученых по проблемам двигательного навыка показывает, что М.М.Боген – один из немногих специалистов по теории и методике физического воспитания, который, характеризуя навык, представил его как необходимую и достаточную совокупность (систему) свойств (особенностей), раскрывающих его суть и содержание. Один из немногих потому, что еще раньше, в принципе, данные свойства навыка выделил Н.А.Бернштейн (1947), с чем, впрочем, согласен и сам М.М.Боген (см. упомянутую работу, С. 64–69). В частности, В.В.Белинович (1949) также выделяет пять важнейших особенностей навыка, но они скорее описательного свойства: 1) двигательный навык отличается смысловым содержанием, 2) двигательные навыки характеризуются лучшей координацией движений, 3) большая часть двигательных навыков состоит из ряда более простых навыков, 4) при формировании двигательных навыков увеличивается значение мускульного чувства и изменяется роль зрительного контроля и 5) при двигательных навыках восприятие нового объекта работы начинается раньше, чем заканчивается предыдущее действие. Б.А.Ашмарин (1990), соглашаясь, что автоматизм – это одна из важнейших сторон навыка, в число его особенностей включает также «высокую устойчивость» против действия непривычных раздражителей, «системность в движениях» – объединение «отдельных движений в целостное действие с устранением лишних движений, задержек», «перераспределение функций анализаторов», когда зрительный анализатор переключается на контроль обстановки и результативности деятельности, а двигательный анализатор приобретает ведущее значение в контроле над движениями на основе мышечного чувства и перенос навыка. Как будет ясно из дальнейшего изложения, выделенная Б.А.Ашмариным «высокая устойчивость» – это не что иное, как «стабильность», а «системность в движениях» – это те же особенности, которые выделил и описал ранее В.В.Белинович (см. выше пп. 2, 3 и 4). В число основных критериев двигательного навыка пытаются отнести степень «совершенства» владения действием (П.А.Рудик и др.), о чем пишет В.В.Белинович (1958). Сам же он и отмечает, что «критерий совершенства действий ненадежен, так как сами умения и навыки могут быть совершенными в той или иной мере». Вернемся к основным (системным) особенностям навыка, выделенным М.М.Богеном, и дадим им краткое описание. Первая отличительная особенность двигательного навыка, с чем согласны и что единогласно подчеркивают специалисты, – автоматизированный характер выполнения как отдельных операций, так и действия в целом. При этом не отрицается ведущая роль сознания, которое с контроля за деталями движения переключается на контроль за достижением основной двигательной задачи (цели) и условий, в которых данная задача решается. Автоматизация двигательных актов понимается Н.А.Бернштейном как переключение ряда компонентов осваиваемого движения в нижележащие уровни построения двигательного навыка со стороны ЦНС и установление субординации между «ведущими» (высшими) и «фоновыми» (низшими) уровнями. Высшие уровни со стороны ЦНС обеспечивают достижение стоящей цели, ведут обобщенный контроль за правильностью (точностью и адекватностью) выполняемого действия в целом. То есть они всегда осуществляют смысловые и программирующие стороны движений или, по Н.А.Бернштейну, – осознаваемые смысловые коррекции. Низшие уровни, находящиеся под контролем высших, обслуживают исполнительские, или моторные, стороны движений (двигательный состав). Данные уровни координируют также работу мышц, чередование операций, обеспечивают тонус, сложные синергии, взаимосвязи моторных и вегетативных компонентов движений. Именно слаженная деятельность «фоновых уровней» на завершающем этапе формирования двигательного навыка определяет такие его критерии, как скорость и рациональность (экономичность). По мнению М.М.Богена (1985), автоматизация – это передача контроля и коррекции большинства ООТ низшим, подсознательным уровням процесса управления движениями в ЦНС. В дидактическом плане – это процесс перехода на речь про себя и на внутреннюю речь, когда количество объектов фиксации внимания сокращается лишь до тех, которые не уходят из–под контроля сознания. Как отмечает Б.А.Ашмарин (1990), автоматизация позволяет сознанию легче выполнять три главные свои функции: 1) пусковую, главную в любом произвольном действии, которая дает возможность ученику осознать задачу, выбрать способ ее решения (выполнения) и построить план; 2) переключения, которая позволяет при необходимости брать под контроль выполнение каждого действия и вводить, если нужно, необходимые уточнения (коррективы) или переключаться на выполнение другого действия и 3) тормозную, позволяющую определить момент окончания действия. При наступившей автоматизации ученик при желании может попытаться осознать каждый элемент движения по ходу выполняемого действия. Однако это может привести к деавтоматизации навыка. Вспомним веселый пример с сороконожкой. Когда ее спросили, что делает ее седьмая и, скажем, сороковая нога, а шестая и тридцать девятая нога отталкиваются от поверхности, она задумалась и от слаженной согласованной автоматизированной работы ног не осталось и следа. Вместе с тем, если ученика научить контролировать свои движения с первых попыток разучиваемого действия, то, как установлено (Б.А.Ашмарин и др.), деавтоматизации не наступит. Когда мы ориентируем внимание ученика на такие внешние характеристики движения, как направление, амплитуда, темп, то тогда также не отмечается деавтоматизации. Последняя, однако, может возникнуть, когда мы начинаем вмешиваться во внутреннюю структуру освоенного двигательного действия (навыка), например, в координацию сокращений отдельных мышечных групп, в согласованную работу мышечных и вегетативных компонентов. Эксперименты психологов В.П.Зинченко (1982) и Н.Д.Гордеевой (1995) показали, что автоматизировать можно не только исполнительную, но также и ориентировочную, и контрольно-корректировочную части действия. Иначе говоря, в процессе формирования навыка можно автоматизировать такие функции, как оценка и учет условий совершаемого действия, а также контроль и коррекцию самого действия. Вторая особенность двигательного навыка – высокая быстрота действия – обеспечивается совершенной нейромышечной и межмышечной координацией, основанной, как упоминалось, на слаженной деятельности фоновых уровней со стороны ЦНС. По мнению Н.А.Бернштейна, при этом освобождаются степени свободы в кинематической цепи, человек более успешно использует силы инерции, тяжести, вовремя затормаживает одни звенья тела и ускоряет другие и т.п. Внешне это выражается в отсутствии закрепощен ности, наличии легкости и слаженности двигательного действия. Стабильность – это обобщенная третья особенность двигательного навыка. Рекомендуется различать стабильность результата действия и стабильность выполнения отдельных характеристик движения. О стабильности выполнения отдельных характеристик движения, казалось бы, проще говорить применительно к двигательным действиям, строго регламентированным по составу операций и по условиям, в которых они выполняются. Однако, как впервые было показано Н.А.Бернштейном, а теперь и рядом других исследователей, совершенно одинаковых стандартных повторений движений не бывает, даже при выполнении гимнастических, акробатических, легкоатлетических и других подобных упражнений. Данное явление Н.А.Бернштейн назвал «повторением без повторения», подчеркнув, что любое двигательное действие не повторяется, а строится. В этом проявляется биологический смысл «живого движения» как реактивного, развивающегося функционального органа, обладающего дифференцирующейся на детали структурой и собственной биодинамической тканью. Живое движение – это не реакция, а акция, не ответ на внешнее раздражение, а решение двигательной задачи, в процессе которой движение активно приспосабливается к ее условиям. В свете сказанного, как отмечает М.М.Боген (1985), стабильность навыка «следует понимать не как стабильность состава двигательного действия (к такому пониманию подводит теория динамического стереотипа как основы двигательного акта), а как стабильность эффекта решения двигательной задачи, обеспечиваемую неосознанным (в деталях) приспособлением двигательного действия к условиям двигательной задачи по ходу ее решения». В качестве примера стабильности результата действия можно назвать: устойчивое число попаданий (например, 5–6 раз) мячом в кольцо или в цель в каждой серии из 10 бросков; выполнение гимнастом программы всякий раз на примерно одинаковую оценку (например, на 7,1–7,15 балла); стабильный прием (в 9 случаях из 10) справа сильных подач в теннисе; устойчивое время челночного бега 3х10 м при повторных попытках (за 7,4–7,5 сек.) и т.д. Такой вид стабильности особенно важен в спортивных играх, единоборствах, других видах спорта, протекающих в изменяющихся условиях. Методика обучения этим видам двигательных действий предусматривает формирование так называемых «обобщенных навыков», которые позволяют не только решать задачи данного (общего) класса в разнообразных условиях, но и самостоятельно находить выход из сложных ситуаций, «конструировать», если нужно, новые двигательные задачи. Стабильность (устойчивость) навыка (техники) в различных видах спорта зависит от соотношения стабильности и вариативности элементов координации движений в подготовительной, основной и заключительной фазах. В видах спорта с относительно стандартной структурой (гимнастика, прыжки в воду и т.п.) стремятся к стабильности выполнения всех характеристик (фаз) техники совершаемого действия. В видах спорта с вариативной структурой действий (спортивные игры, единоборства) стабильность основной фазы может повышаться за счет увеличения вариативности подготовительной. Например, при изучении вариативности и стабильности подготовительной и основной фаз броска мяча в процессе технического совершенствования баскетболистов было установлено, что по мере повышения квалификации спортсменов увеличивается вариативность подготовительной фазы броска, в то время как основная фаза всё более стабилизируется. Причем стабилизация основной фазы броска идет прямо пропорционально увеличению вариативности подготовительной фазы (В.М.Дьячков и др., 1972). Четвертая особенность двигательного навыка – это его высокая прочность закрепления в практической деятельности. Закрепленный двигательный навык, особенно в детстве, не исчезает даже при длительных перерывах. Кто, будучи ребенком, научился плавать, ездить на велосипеде, бегать на лыжах или коньках, тот сможет вполне успешно выполнить эти двигательные действия и в зрелом возрасте после многолетних перерывов. Это относится, прежде всего, к навыкам класса «телесной ловкости»; что же касается навыков класса «предметной или ручной ловкости», основанных на тонком дифференцировании мышечных усилий, требующих высокой точности движений в пространстве и во времени, то в данном случае даже небольшие перерывы приводят к заметному ухудшению показателей точности, быстроты и стабильности выполнения. Наконец, пятая отличительная особенность (черта) навыка – его высокая надежность против действия всевозможных сбивающих факторов (разное качество инвентаря, грунта, повышенное или пониженное эмоциональное состояние, утомление, сопротивление соперника и др.). Надежность связана со стабильностью двигательного навыка. Зачастую эти критерии навыка совпадают. Например, если установлена нижняя граница эффективности выполнения упражнения и ученик в каждом случае выполняет его на заданном уровне точности, быстроты, экономичности или выше этого уровня, то в данном случае действия ученика отличаются не только стабильностью, но и надежностью. Анализируя основные особенности двигательного навыка, нельзя оставить в стороне такой его критерий, как экономичность. Экономичности принадлежит ведущая роль в обеспечении надежности и стабильности (устойчивости) функционирования «живого движения» в различных условиях и при действии разных сбивающих факторов. Иначе говоря, прочно выработанный навык реализуется с меньшей затратой физической и психической энергии (более экономично), чем то же самое двигательное действие, не ставшее навыком. Экономичность количественно характеризует соотношение результата деятельности и затрат на достижение этого результата (В.Л.Уткин, 1981 и др.). Органически взаимосвязь двигательных умений и навыков состоит прежде всего в том, что умение служит основной предпосылкой формирования навыка в процессе обучения двигательному действию. В свою очередь, навык, возникший на основе первоначального умения («умения первого рода»), может стать предпосылкой возникновения нового, более сложного умения («умения второго рода»), а оно – перейти в новый навык («навык второго рода») и т. д. На основе ранее усвоенных знаний и навыков формируются двигательные умения высшего порядка. Так бывает, например, при последовательном формировании умений и навыков (в гимнастике спортивных играх и единоборствах), когда они поочередно вырабатываются применительно к двигательным актам возрастающей сложности. Таким образом, двигательные умения и навыки в некотором смысле взаимно переходят друг в друга. В повседневной жизни и деятельности важным является умение применять навык (или отдельные более частные навыки) в разнообразных ситуациях, в частности в спортивных играх, единоборствах, в процессе бега и езды по незнакомой и пересеченной местности и т.п. Как справедливо отмечает профессор М.М.Боген, «в этом случае приходится вводить не очень корректное понятие «умение высшего порядка», являющееся таковым потому, что в соответствии с требованиями этой теории, умение рано или поздно должно стабилизироваться, превратиться в навык, что потребует формирования «умения еще более высокого порядка», и так до бесконечности» (М.М.Боген. Обучение двигательным действиям. – М.: ФиС, 1985. – С. 59–60). Однако, факт, что на определенной стадии формирования и совершенствования двигательного действия умение закономерно сменяется навыком, не следует, что итогом обучения в физическом воспитании всегда должен явиться лишь навык. Реальные достаточно сложные формы двигательной деятельности принципиально не могут быть превращены целиком лишь в навык – в них представлены в совокупности как навыки, так и умения. В целом же необходимым результатом обучения в многолетнем процессе физического воспитания должен явиться богатый фонд разнообразных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. v Подходы к пониманию механизмов двигательного навыка. К настоящему времени накоплен обширный материал по проблеме построения движений в процессе двигательных действий человека. В разработке проблемы сталкивались и дополняли друг друга различные школы физиологов и психологов. Долгое время между некоторыми из них возникали, казалось бы, непримиримые противоречивые отношения (как, например, между взглядами Н.А.Бернштейна и его последователей, с одной стороны, и сторонников учения И.П.Павлова – с другой). В настоящее время, большинство исследователей пришло к мнению, что по сути дела между этими подходами существенны не столько противоречия, сколько то, что их объединяет и чем они дополняют друг друга. Анализ формирования методологических основ теории обучения двигательным действиям в историческом аспекте важен потому, что позволяет выяснить роль отечественной науки в психолого-педагогических и физиологических концепциях обучения движениям. В первоначальных установках системы обучения движениям лежало подражание. Поэтому в самых ранних дидактических системах подчеркивается необходимость показа и повторения. В России проблему научения с позиции физиологии рассматривал И.М.Сеченов. Он показал, что рефлекс, лежащий в основе двигательного акта, должен быть соотнесен с «чувствованием», которое, по его мнению, «… повсюду имеет значение регулятора движений». Идеи И.М.Сеченова послужили основой работ И.П.Павлова и В.Бехтерева. В лабораториях И.П.Павлова возникла условнорефлекторная теория произвольных движений, на основе которых в дальнейшем развивалось направление по изучению двигательных рефлексов, которые являлись моделью двигательных навыков человека. Учеником Павлова А.Н.Крестовниковым была заложена физиологическая теория двигательного навыка в физическом воспитании и спорте. В его основу легло учение о высшей нервной деятельности, и в частности о "динамическом стереотипе". Им было показано, что в результате повторения формируется динамический стереотип в двигательной зоне больших полушарий. Формирование проходит три стадии: стадия иррадиации – внешне выражается в наличии «лишних» движений; стадия концентрации – процессы возбуждения и торможения концентрируются до оптимальных размеров; стадия стабилизации – стабильно существуют и чередуются очаги возбуждения и торможения в коре головного мозга. Дальнейшее развитие теории двигательного навыка в свете учения Павлова о высшей нервной деятельности продолжал ряд исследователей (М.А.Алексеев, Л.Г.Воронин, Е.Н.Соколов, Н.В.Зимкин, С.В.Янанис, М.В.Тимофеев, В.Д.Мазниченко и другие). Наряду с теорией, объясняющей механизмы двигательных действий с позиции И.П.Павлова о высшей нервной деятельности, развивал свое учение о построении движений и теорию биологической активности Н.А.Бернштейн. Согласно его теории, в основе управления движениями лежит не приспособление к условиям внешней среды, не ответы на внешние стимулы, а осознанное подчинение среды, ее перестройка в соответствии с потребностями индивидуума. Он выдвинул понятие о кольцевом управлении движениями посредствам "сенсорных коррекций". Н.А.Берштейн приходит к выводу, что движение программируется смыслом, который выступает как основа «образа потребного будущего». Н.А.Берштейн не только объяснил принцип управления движением, но и показал механизм его формирования. Формируясь, движение проходит три стадии, для которых характерно: 1)невысокая скорость движений; 2)постепенное исчезновение напряженности, становление четкой мышечной координации, повышение скорости и точности двигательного акта; 3) снижение доли участия активных мышечных усилий в осуществлении движения за счет использования сил тяжести, инерции, центробежных сил, что обеспечивает экономичность энерготрат. К настоящему моменту рефлекторная теория получила дальнейшее развитие в связи с серьезными успехами современной нейрофизиологии и биокибернетики. Наиболее ярко это выражено у П.К.Анохина в его концепции функциональных систем поведенческих актов. П.К.Анохин обосновал понятия «акцептора действия» и «обратной афферентации», что позволило объяснить способность предвидеть результат действия и корректировать его по ходу выполнения. Концепция функциональных систем поведенческих актов объясняет проявление целой совокупности функциональных механизмов и процессов, складывающихся в ходе и в результате построения действия при ведущей роли высших отделов центральной нервной системы (ЦНС) и обеспечивающих консолидацию функций всех организменных систем, участвующих в его осуществлении, в том числе физиологических механизмов программирования действия, эффекторных и обратных связей в управлении движениями, сличении параметров действия с заданной программой, выявления рассогласований и коррекции действия. Различные подходы к рассмотрению механизмов формирования и проявления двигательных умений и навыков не исключают, а дополняют друг друга. Учение о кольцевом управлении движениями Н.А.Бернштейна и теория функциональных систем П.К.Анохина представляют собой дальнейшее развитие биокибернетических представлений о вскрытых школой И.П.Павлова закономерностях центральной регуляции рефлекторной деятельности. Для современного понимания механизмов двигательного навыка характерно следующее. · Признание приспособительного (адаптивного) значения двигательного навыка как поведенческого акта, возникающего на условнорефлекторной основе, обеспечивающей предвидение будущего, опережающее его отражение. Здесь согласуются и дополняют друг друга представления об условном рефлексе И.П.Павлова, о доминанте А.А.Ухтомского, о задаче действия Н.А.Бернштейна, о цели П.К.Анохина, о нервной модели стимула Е.Н.Соколова, об установке Д.Н.Узнадзе. · Признание механизмов анализа и синтеза внешних и внутренних раздражителей, определяющих содержание действия: система анализаторов по И.П. Павлову, комбинационный центр у Л.Г.Воронина, комплексный анализатор по А.Н.Крестовникову, афферентный синтез П.К.Анохина. · Структурно-системный подход к пониманию процессов формирования и проявления двигательных навыков: динамический стереотип (системность) у И.П.Павлова; функциональная система П.К.Анохина; доминанта А.А.Ухтомского, установка Д.Н.Узнадзе, системный структурный след по Ф.З.Меерсону. · Признание кольцевого принципа управления движениями с наличием обратных связей: подкреплени е И.П.Павлова, сенсорные коррекции Н.А.Бернштейна, обратные афферентации П.К.Анохина, концепция "Т-О-Т-Е" К.Прибрама. · Признание наличия функционального аппарата прогнозирования и сличения как модели действия: модель потребного будущего - Н.А.Бернштейн, акцептор действия - П.К.Анохин, нервная модель - Л.Г.Воронин (6).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.110.253 (0.017 с.) |