Первоначальное обучение письму. Цель, методы и приёмы обучения письму. Типичные графические ошибки.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первоначальное обучение письму. Цель, методы и приёмы обучения письму. Типичные графические ошибки.



Характеристика метода поэлементно-целостного воспроизведения букв как основного метода обучения письму. Методы и приёмы корректировки каллиграфического навыка обучающихся.

 

Цель обучения письму – формирование элементарного графического навыка.

 

Задачи:

· научить ребёнка правильно сидеть и правильно располагать тетрадь на парте;

· формирование умения правильно держать ручку.

 

Методы и приёмы обучения письму:

Метод обучения письму – поэлементно-целостному воспроизведению буквы. Предполагает анализ буквы по количеству элементов. Основные приёмы реализации метода:

 

· Анализ буквы (из скольки элементов и какие они)

· Практическое конструирование буквы (в учебнике указаны элементы)

· Копировальный (обведение по пунктиру, через кальку)

· Линейный (широкая строчка регулирует высоту строк)

· Ритмический или тактический (обозначено начало письма, сколько элементов – столько тактов «и» – вверх, «раз» – вниз, это задает общий темп, а ритм успокаивающе действует на психику ребёнка)

· Генетический (от простого к сложному: буква А – сначала учат писать прямые)

 

Алфавит состоит из 8 основных элементов, представляющих собой графическую систему письменных знаков:

 

· прямые

· прямая, закруглённая внизу

· прямая, закруглённая вверху

· прямая, закруглённая внизу и вверху

· овал

· полуовал

· прямая с петлёй на строке, вверху строки, внизу строки

· прямая с малым овалом

 

Типичные графические ошибки:

 

Ошибка Чем корректируется
Нарушение наклона Линейный (дополнительная линейка) Правильное положение тетради
Нарушение пропорций буквы Копировальный (обведение по образцу) + линейный
Искажение овалов и полуовалов Копировальные и линейный
Пропуск (написание лишних) элементов Анализ буквы Ритмический Практическое конструирование

 

Виды письма в период обучения грамоте:

· Списывание (чаще всего)

· Диктант (сначала из букв)

· Творческое письмо (самый трудный)

 

Методы и приёмы формирования каллиграфических навыков обучающихся:

 

Каллиграфия – это искусство чёткого и красивого письма.

Развитие личностных качеств – эстетических чувств, формирование регулятивных УУД (волевая саморегуляция, развитие глазомера – формирование графической зоркости (метапредметный результат), выражение отношения к людям (личностный результат)).

 

Система работы по каллиграфии в начальных классах

 

1 класс – Формирование графического навыка.

2-4 класс – систематические упражнения по корректировке недочётов письма.

В методике существует два направления в процесс формирования каллиграфического навыка:

· Отводить специальный урок

· Отводить 5-10 минут на уроках (либо в начале урока, либо в другое)

 

Эффективность упражнений по каллиграфии достигается в том случае. если они индивидуальны. Фронтальные упражнения должны быть усложнены.

Направления в работе:

 

· Росчерки, усложняющиеся конфигурации;

· Индивидуальные упражнения оп коррекции определённых графических недочётов;

· Анализ, самоанализ, самоконтроль;

· Соблюдение 9 условий письма:

· Соблюдать интервалы между буквами в словах (1/2 высоты буквы) и между словами (= «и»)

· Необходимая ширина букв

· Соблюдение наклона (60°)

· Соблюдение линейности (не заезжать за строку)

· Необходимая высота букв, элементы которых выходят за рабочую строку

· Избегание ломаности, вычурности письма

· Соблюдение округлости букв

· Соблюдения правильного соединения букв в слове (верхнее – н, нижнее – л, среднее – в, с)

· Полная правильность формирования первичного графического навыка

 

Приёмы и упражнения, помогающие формированию графического, каллиграфического навыка

· Показ учителем процесса письма и объяснение написания букв, слогов и слов;

· Списывание с готового образца;

· Обведение по точкам – копировальный;

· Воображаемое письмо (письмо в воздухе)

· Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов:

· а – зрительных 2, двигательных 1

· б – зрительных 2, двигательных 1

 

· Письмо под счёт – ритмический

· а – и раз и два и (2 элемента)

· ш – раз и два и три и (3 элемента)

 

· Показ ошибочного написания

 

Помощь учителю – пропись. Эффективен не один приём, а их совокупность.

 

Методика каллиграфии В.А. Ильюхиной

Суть методики заключается:

· упрощение письма;

· строгий размер движения – тайна красивого и быстрого письма;

· систематическое повторение базовых 7 упражнений:

· 1 упражнение: на развитие глазомера ребенка

· 2 упражнение: прямая с закруглением внизу отрабатывается на соответствии 3 вариантов элементов («пуанты»)

· 3 упражнение «Секрет»

· 4 упражнение: правописание буквы «и» - царицы букв;

· 5 упражнение: конструирование букв;

· 6 упражнение: «Шалашики» - образуются при условии правильного соединения букв: верхнее/нижнее/среднее;

· 7 упражнение: «Гнездышко» - образуется при соединении элемента «прямая с закруглением вверху/внизу» (дети отмечают точками)

-


 

Анализ страниц рабочих прописей с точки зрения возможности реализации целей и задач периода обучения грамоте.

На примере одного из авторских УМК по обучению грамоте показать возможность реализации задач обучения письму. Задачи обучения письму. Анализ страниц рабочих прописей с точки зрения возможности реализации требований ФГОС НОО.

Цель – формирование элементарного графического навыка

 

Задачи:

· научить ребенка правильно сидеть и правильному положению тетради на парте

· формирование умения правильно держать ручку

 

Приемы обучения письму:

· анализ буквы (из каких элементов состоит)

· практическое конструирование

· копировальный (обведение по пунктиру)

· линейный

· ритмический (задает общий темп письма, который успокаивает психику ребенка)

· генетический

План анализа – см. вопрос №3

 

 

8.Проектирование учителем уроков обучения грамоте с учётом требований ФГОС НОО.

Типология уроков на основе формирования учебной деятельности младших школьников. Особенности проектирования уроков обучения грамоте.

Типология уроков может быть различной:

 

По предмету:   По периоду   По дидактическим задачам:  
Обучение чтению Обучению письму Комбинированный   Добукварный Букварный Послебукварный   Открытие новых знаний Контроля и оценки Комбинированный и т.п. …  

 

Приведём пример фрагмента урока обучения написания буквы:

Из скольки элементов состоит буква? Из каких элементов состоит буква? В каких буквах вы уже встречали эти элементы? Инструктаж по написанию буквы Письмо буквы в воздухе Написание букв в прописи по пунктиру Самостоятельное написание 2-3 букв Самооценка – Подчеркните ту букву, которая на ваш взгляд получилась точно, красиво, правильно. Что вам не удалось?  

 

 

Урок должен решить 5 задач (см. 3-й вопрос)


Требования ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися курса «Обучение грамоте».

Планируемые предметные результаты освоения курса обучения грамоте. Реализация программы формирования универсальных учебных действий обучающихся в период обучения грамоте.

Требования ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися курса "Обучение грамоте".

Цель периода обучения грамоте:освоение коммуникативной функции языка, т.е. умение адекватновоспринимать и использовать письменную и устную речь.

Задачи:

· Овладение грамотой (видами речевой деятельности)

· Расширение активного и пассивного словаря

· Овладение умениями понимания и анализа текстов различных видов

· Приобретение и систематизация знаний о русском языке

· Развитие психофизиологических функций, лежащих в основе чтения и письма

Обучающиеся должны знать:

Все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

Обучающиеся должны уметь:

· вычленять отдельные зв. в словах, определять их последовательность;

· различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

· правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;

· знать способы их буквенного обозначения;

· обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;

· определять место ударения в слове;

· вычленять слова из предложений;

· чётко писать строчные и заглавные б., их соединения в слогах и словах;

· правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

· грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предл. из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением

· употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

· устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;

· знать гигиенические правила письма;

· правильно писать формы букв и соединения между ними;

· уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.

Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала

Методика литературного чтения. Исходные литературоведческие и психологические положения, определяющие методику литературного чтения.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.117.56 (0.009 с.)