Особенности формирования словарного запаса младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формирования словарного запаса младших школьников



Методика словарной работы предусматривает 4 линии:

· обогащение словаря (ознакомление с новыми, незнакомыми словами);

· уточнение словаря: открытие нового значения слова в контексте; усвоение детьми лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологизмах; усвоение иносказательного значения слова, многозначность; усвоение синонимии; противопоставление антонимам, сравнение значений паронимов;

Уточнение словаря способствует развитию точности, гибкости, выразительности речи.

· активизация словаря(перенесение слова из пассивного в активный): составление словосочетаний с новым словом; моделирование, распределение предложений по вопросам; близкий к тексту пересказах с использованием ключевых слов и выражений; сочинение с использованием типов текста (описание, повествование, рассуждение);

· устранение нелитературных слов.

 

Приемы раскрытия значений слов при обучении русскому языку (уточнение словаря:

· словообразовательный анализ, осуществляется с помощью вопросов (от какого слова образовано? почему так назвали?)

· сопоставление слова с другими словами с целью выявления различных значений паронимов;

· толкование через контекст;

· самостоятельное включение слова в иной контекст, составляется самими детьми;

· выяснение значения слова по справочникам;

· объяснение слова с помощью картинок;

· замена объясняемого слова синонимом;

· подбор антонимов;

· составление развернутого описания.


 

Работа над синонимами, антонимами, паронимами.

Лексическое богатство языка обеспечивается синонимией

Синонимы различаются оттенками лексического значения
степень употребительности и сочетаемости с другими словами стилистическая принадлежность эмоционально-экспрессивная окраска (дом-домище)

Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов:

· исправление речевых ошибок;

· активизация синоним. речи;

· градация;

· выбор наиболее точного слова;

· подбор синонимов;

· обнаружение синонимов в тексте

Антонимы, используются для контраста.

Приемы работы:

· подбор;

· составление предложений с парами антонимов;

· придумывание двух рассказов;

· замена антонимов;

· подбор антонимов к многозначным словам;

· переформулировка смысла предложения на противоположный

 

Связь синонимии и антонимии один из принципов словарной работы

Многозначность и омонимия

· Приемы работы с многозначными словами:

· подбор слов с 2,3 значениями;

· сравнить значение слов в словосочетаниях;

· подобрать синонимы к каждому значению слова

Фразеология изучается на пропедевтическом уровне: дети осознают 2 существенных признака фразеологизмов (смысл имеет все выражение в целом; слова не имеют самостоятельного значения)

Анализ УМК по русскому языку с точки зрения разнообразия упражнений, нацеленных на решение задач 4-х направлений словарной работы.

Отличительные особенности УМК по русскому языку, нацеленные на обогащение, уточнение, активизацию, устранение недостатков в развитии речи детей.

Линии словарной работы:

· обогащение словаря – ознакомление с новыми словами

· уточнение словаря:

· открытие нового слова к контексте

· лексическая сочетаемость слов, фразеологизмы (кровь с молоком/молоко с кровью)

· многозначность слова (холодный)

· усвоение синонимии

· антонимии

 

· активизация словаря, перенесение слова из пассивного запаса в активный:

· составление словосочетаний с новым словом

· составление предложений с новым словом

· моделирование вопросам: мальчик читал (что где когда)

· сочинение с использование всех 3 типов текста

 

· устранение нелитературного слов, перевод их в пассивный запасами

Источники обогащения: контролируемые и неконтролируемые


Методика изучения морфемного состава слова.

Особенности изучения однокоренных слов, корня, приставки, суффикса, окончания, нацеленные на выявление существенных признаков грамматических понятий.

Алгоритм работы над грам. понятием:

· наблюдение над языковым материалом с целью выявления существенных признаков понятия. Для формирования УУД учителю необходимо продумать форму организации процесса наблюдения. В учебнике обычно первое задание темы содержит языковой материал для наблюдения.

· Обобщение существенных признаков понятия, установление взаимосвязей и взаимозависимостей между признаками понятия. Выход на термин.

· Осознание формулировки определения понятия, выделение в ней существенных признаков. Работа со структурой определения понятия (слова по которым мы можем определить что это приставка). Сравнение своей формулировки с учебником, выявление сходства и различия.

· Конкретизация понятия на новом языковом материале (закрепление)

· Оценивание уровня освоения нового понятия.

 

Этапы работы:

· Пропедевтическое словообразовательное наблюдение в период обучения грамоте.

· Знакомство с особенностями однокоренных слов и корня. Наблюдение за написанием корня в однокоренных словах

· Изучение специфики и роли корня, приставки, суффикса, окончания

· Углубление знаний о морфемном составе слов и элементов словообразования в связи с изучением частей речи.

 

Корень: понятие однокоренные слова связано с усвоением 2 существенных признаков:

 

единая семантика и единая структура (неразрывно).

 

Корень – это главная часть слова, которая является общей для всех однокоренных слов. важно научить детей объяснять какая часть слова делает эти слова сходными по смыслу, а какая часть (и) делают это слово разными по смыслу (приставка, суффикс).

Приставка: существенные признаки приставки:

словообразовательная функция и место по отношению к корню.

Приставка – это часть слова, служащая для образования новых слов и находящаяся перед корнем. Усвоение словообразовательной роли приставок происходит более успешно при раскрытии семантического значения (лучше для глагола): ходить – входить – выходить.

Типы упражнений:

· Сравнение однокоренных слов с разными приставками

· Умение абстрагировать смысловое значение приставок от значения, которое заключено в корне: запеть, заиграть, зацвести, зазеленеть.

· Лексикограмматические стилистические упражнения анализа текст: озимь зремлет., что поможет избежать ошибок.

· Упражнения на правописание приставок.

Суффикс: словообразовательная функция + место по отношению к корню

Виды упражнений:

· на сравнение однокоренных слов с целью установления сходства и различия в лексическом значении и составе слова: будить – будильник

· на сравнение объекта по цвету, размеру, степени качества: большой – больше.

· На сопоставление суффикса с приставкой и окончанием (сказать, подсказать, подсказка)

 

Окончание: признак окончания – выражение грамматического значения слова.

Окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

 

Упражнения (темы «Словообразование и Формообразование»):

· Лексико-словообразовательный анализ текса (из текста найти однокоренные слова)

· Замена развернутого объяснения подбором родственного слова

· Образуйте существительное с помощью приставки (словообразовательные задания)

· Морфемный анализ слова по алгоритму.

Анализ УМК по русскому языку с точки зрения соблюдения этапности формирования морфемных понятий у младших школьников.

Наличие и специфика морфемных понятий в УМК по русскому языку на различных этапах обучения в начальной школе.

См предыдущий вопрос (25)


Методика изучения частей речи. Система изучения имён существительных, имён прилагательных.

Лингвистическая основа методики изучения частей речи. Алгоритм изучения имён существительных и прилагательных. Планируемые результаты изучения существительных, имён прилагательных. Особенности ознакомления с категориями рода, числа, склонения, падежа.

Имя сущ Имя прил Глагол
предметность кто? (одуш) что? (неодуш), все падежные вопр число, пажеж (скл) подлеж дополн сказуемое обстоят (гл и второст члены признак предм какой? который? чей? какая? чья? какие? число род падеж второст члены действие предм что делать? что сделать?   вид время число лицо(спр)род гл члены предл  

Лингвистической основой методики работы над частями речи в школах является учение о частях речи как разрядах слов, «объединенных общими грамматическими свойствами, отражающими общность их семантики».

 

Разделение слов по разделам осуществляется по признакам:

· семантика

· морфология

· синтаксис (роль в предложении)

 

В начальной школе принят порядок:

· общее ознакомление с частями речи

· изучение каждой части речи (сущ-прил-гл)

 

Имя существительное:

Планируемые результаты: базовый (характеризовать сущ, определяя главные его признаки по алгоритму из учебника), повышенный (находить сущ по заданным характеристикам и оценивать правильность выбора)

 

Категория рода

У большинства сущ. род определяется по окончанию, но могут возникать проблемы, когда окончание безударное и одинаковое окончание у сущ разного рода.

 

 

Способы:

· постановка личного местоимения

· запоминание трудных слов.

особое внимание на ь у существительных женского и мужского рода

Категория числа

На сравнении слов, обозначающих один и много одинаковых предметов. В начальной школе предусмотрено ознакомление с существительными употребленными только в форме единственного и только в форме множественного числа

Склонение. Падежи

Падеж категория имени существительных, так как показывает отношение существительного к другим словам в предложении, усвоение падежа основано на понимании в связи слов в предложении, видах словосочетаний, а потом падежи. (табл) Знакомятся с изменением окончаний им существительных и узнают наименование падежей. Учатся распознавать их по вопросам, предлогам, по роли существительного в предложении.

Имя прилагательное:

Планируемые результаты: базовый (определять категории рода числа падежа), повышенный (находить прилагательные по заданным характеристикам и оценивать правильность выбора)

 

Род и число:

категория рода не имеет самостоятельного значения и является только выразителем связи прилагательные с сущ. Средство выражения связи – окончание

 

Алгоритм ознакомления:

· наблюдение за изменением окончаний прилаг. в сочетании с сущ. 3 родов (стол, окно, береза)

· прилагательное изменяется по родам!!!!! В отличие от существительного

· зависимость рода прил. от рода сущ.

· во множ. числе род у прил. не определяется

Правописание падежных окончаний:

· определить связь с сущ.

· вывод: у прил. тот же род, число и падеж как у сущ. с которым оно связано

· чтобы определить безударное падежное окончание нужно ориентироваться на вопрос прилагательного (стола как ого? Маленьк ого)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.043 с.)