Место и роль сказки в детском чтении. Сходство и различие сказок авторских и народных. Специфика работы с различными видами сказок: задачи, картины жизни, герои, языковые средства выразительности.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и роль сказки в детском чтении. Сходство и различие сказок авторских и народных. Специфика работы с различными видами сказок: задачи, картины жизни, герои, языковые средства выразительности.



Значение и место сказки в детском чтении:

· возможность формирования нравственности;

· формирования понимания;

· возможность заняться любимым делом;

· положительная мотивация на жизненный опыт;

· развитие фантазии, воображения.

 

Различают народные и авторские сказки.

Основание народные сказки авторские сказки
Задачи «+» восхититься идеальными чертами героя, удивиться уму и смекалке; «-» высмеять дурные черты характера людей, осудить их.
Персонажи традиционные герои: герой, злодей, страдалец, помощник – обобщенные образы конкретные авторские герои: портрет, поступки, речь
Построение традиционный: зачин (где? когда?), завязка (приказ просьба), испытание, которое нарастает (кульминация), затем развязка (награда, наказание), концовка особое построение сюжета
Язык слово поэтическое (возвышенное), просторечное, 3-х кратные повторы, сказочные формулы (рифма) авторский
Ритм ритм прозы (рифма и формула) ритм прозы и стиха (наличие рифмы)

Вопросы для анализа сказки (4 класс:

· К какому жанру относится данный текст?

· На сколько частей делиться этот текст?

· Запишите 2-3 определения, которые показывают, какой характеристикой обладал герой.

· Какими словами ты бы мог охарактеризовать автора этой сказки?

· Назови тему произведения.

· Кратко сформулируй главную мысль (озаглавь)

То, что ребеноквидит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия.

 

· Народная сказка - творение коллективное. она создаётся народом. Литературная сказка всегда имеет конкретного автора.

· В народной сказке поднимается общечеловеческая проблема, значимая для всех. В авторской сказке проблема может быть и узкой, важной для конкретного автора или героя.

· Идея народной сказки заключается в нравоучении, народной мудрости. Идея литературной сказки - выявление авторской позиции, его отношение к поставленным проблемам.

· Сказочные приёмы (троекратные повторы, магические числа, нарушение запрета...) в рамках народной сказки обязательны. В литературной сказке их присутствие или отсутствие решается автором.

· В народной сказке язык (эпитеты, сравнения, устаревшие и диалектные слова, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами) встречаются постоянно, так как отражают народную речь. В авторской сказке их использование является авторским средством придания произведению сказочной формы. Наряду с ними присутствуют оценочные эпитеты, метафоры, описания природы, внешности и т.д.

· В народной сказке всегда есть присказка, зачин, конец. В литературной сказке один или несколько компонентов могут отсутствовать.

· Авторская сказка статична, не может изменяться с течением времени. Народная сказка - это жанр устного народного творчества, поэтому она может изменяться по мере передачи её из уст в уста.

· В народных сказках добро всегда побеждает зло. В авторской сказке конец может быть менее оптимистичным.


Методика работы с малыми жанрами устного народного творчества.

Разнообразие представленных в УМК по литературному чтению малых жанров. Характеристика жанров с определением ведущего уровня в каждом жанре.

Направления:

1. Постижение обучающимися построения жанров:

· Раскрытые задач жанра;

· Композиционное построение (можно ли разделить на части? Сколько частей?)

· Характеристика языкового жанра (характеризуем предложение, слово);

· Звуковой, ритмический рисунок (ритм, размер, рифма);

 

Сочинение своих произведений (как дополнительное д/з).

 

Небылица
Задача жанра Весело учить различ действит и фантазию, развив воображение
*Картина жизни Небывалая, необычн
Построение Сюжет
Предложение Соедин героя с необыч для него действ
Слово называет необыч дейст
Звук. рисунок -
Ритм. рисунок Стихотворн ритм
Рифма Есть: летит-вертит

 

считалка
Задача жанра Выбрать водящего(честно)
Картина жизни М/б реальной или нереал(сейчас чаще реальн)
Построение м/б сюжет
Предложение Все предл соединены с действием
Слово Число или местоим
Звук. рисунок м/б звукопись
*Ритм. рисунок Стихотворн ритм
Рифма Есть: три-ты

 

скороговорка
Задача жанра Правильно говорить
Картина жизни Веселая (реал/нереал)
Построение Нельзя раздел на части,нет сюжета
Предложение Труднопроизн варианты слов и словосоч
Слово Повтор и однокор слова
*Звук. рисунок звукопись
Ритм. рисунок Стихотворн ритм
Рифма Есть, но не всегда

 

 

потешка
Задача жанра Забавлять с пом жестов
Картина жизни реалистичная
Построение Сюжет, м/б неск частей
Предложение Описание гл героя
*Слово Диктует действие
Звук. рисунок М/б
Ритм. рисунок Стихотворн ритм
Рифма Есть:

 

 

побасенка
Задача жанра Высмеивать плохие черты
*Карт.жизни Бытовые сцены
Построение Сюжет (диалог) вопросит и воскл предл
Предложение Противореч логике
Слово Короткие, рзговор стиль
Звук. рисунок м/б
Ритм. рисунок Стихотворн ритм, диалог
Рифма Нет, но м/б

 

20.Особенности работы с лирическими текстами. Анализ лирического текста (на примере одного из произведений из УМК по литературному чтению).

Выявление специфики лирики как рода литературы: задача, построение, лирический герой, языковые средства выразительности. Направления и методика анализа лирического произведения.

 

Литературоведческие понятия:

· стихотворная речь – особый тип речи, своеобразная выразительная система, характеризующаяся повышенной эмоциональностью, особой ритмической организацией и определенным стихотворным размером.

· Рифма – плавность, соразмерность, созвучие концов строк. Со стороны звука рифмы бывают точные и приблизительные. По расположению строк: парные., перекрестные, кольцевые. С точки зрения метрической: мужские (уд на поседний слог); женские (уд на предпоследний слог); дактивический ( уд на 3 слог с конца)

· Ритм – периодическое повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. Ритмический рисунок основа всех видов искусств. В музыке ¾, изо – орнамент, композиция.

· Стопа – основная мера стихотворного ритма, состоящая из определенного количества слогов или слогов и пауз. Чередование ударных и безудрных слогов образуют 2сложные и 3хсложные размеры: 2сложные ямб (уд на 2 слог) хорей (уд на 1 слог), 3сложные – дактиль (уд на 1 слог), амфибрахий (на средний слог), анапест (на последний слог).

· Звуковой рисунок – средство художественной выразительности. Он строиться а основе повтора сходных звуков и позволяет читателю ощутить связь между звуком и смыслом картин жизни.

Виды: звукоподражание (кар-кар) и звукопись.

· Лирика – поющий под лиру, событие, переживание.

Рекомендации к анализу:

· Осознание своеобразия лирических произведений

· в центре чувства, переживания, внутренний мир;

· направленность на пейзаж(пейзажная лирика), любовь(любовная), патриотизм(патриотическая), философию жизни(философская)

· создание условий, влияющих на полноценность восприятия лирики:

· развитие сочувствия, переживаний

· формирование творческого воссоздающего воображения

· обогащение лексического запаса

· интеграция всех видов искусств при работе с лирикой (музыка, живопись, балет, танец)

· первичное чтение

· целостность худ образа (чтение целиком)

· кто читает (учитель, ученик, аудиозапись, поэт, видеозапись)

· анализ осуществляется по картинам (части). в каждой картине анализируем:

· сюжет

· краски, звуки, запахи

· настроение (3 вида динамики: восходящий, нисходящий, монотон)

· ср-ва выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры)

· составление партитуры стиха

· выбор тембра (индивид окраска голоса) и темпа чтения (зависит от смысла)

· расстановка поуз

· определение логического и психологического ударения

· организация диалога с автором

· определение авторской тематики

· биографические данные

· своеобразие языка

Вопросы для анализа:

· каким настроение пропитано стихотворение?

· Каким образом автор старается передать это настроение? Найдите в тексте подтверждения

· Какой образ ты представляешь, когда читаешь текст?

· Какие изобраз-выр ср-ва помогают автору создать образ? Докажи

· Какое настроение вызвало у тебя это настроение?

· Каким можно назвать это стихотворение по настроению (шуточным, лирическим, героическим)?

· Почему поэт так назвал свое стихотворение?




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.177.24 (0.01 с.)