Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рассказы и сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка
Одним из писателей, чьи произведения вошли в круг детского чтения, был Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852—1912) Его сочинения для детей различных жанров (рассказы, сказки, очерки на различные темы) адресованы читателям разных возрастов. «Сибиряк» — это литературный псевдоним писателя, детство и юность которого прошли в Пермской губернии. Писатель хорошо помнил время, проведенное на Урале, и его произведения раскрывают удивительный мир природы, показывают быт людей, живущих в уральской глуши. Это рассказы «Емеля-охотник» (1884), «Зимовье на Студеной» (1892), «Приемыш» (1893), «В глуши» (1896), «Богач и Еремка» (1904), «Пимка-жигаленок» (1911), очерки «На реке Чусовой» (1900), «В степи» (1900), повесть «Белое золото» (1897). Проза Д.Н.Мамина-Сибиряка для детей отличается тематическим и жанровым многообразием. Кроме социально-бытовых повестей и рассказов, реалистических произведений о животных в круг детского чтения входят также публицистические хроники и художественные очерки писателя («Славен город Великий Новгород», «Покорение Сибири», «На реке Чусовой»); пейзажные этюды («Зеленые горы»); сатирические, бытовые и познавательные сказки; рассказы, отражающие психологию маленьких детей («Фунтик», «Бедный пильщик», «Кукольный магазин»). В «Уральских рассказах» Мамина-Сибиряка явственно звучат две основные темы: «взаимоотношения человека с природой и общественное зло». В рассказе «Вертел» читателю раскрывается трагическая судьба мальчика Прошки, работающего в гранильной мастерской. С самого начала рассказа вводится противопоставление света и тьмы: солнце, врывающееся в мрачное помещение, не может осветить темного угла, в котором за своим точильным колесом работает Прошка, выполняя самую черную работу. В его жизни нет не только солнечного света, но и человеческого тепла. Причем самое страшное заключается в том, что он и забыл о том, каким это тепло может быть, а потому ему так непривычна неумелая забота барыни, посетившей мастерскую со своими детьми. Для одного из них, Володи, тяжелый Прошкин труд — подобие игры, которую он потом устраивает у себя в детской. А барыня не может понять, что сытная еда, которой она пытается накормить Прошку, не может заменить ему материнское тепло. Прошка умирает, угасает за своим точильным колесом, которое он крутит до последнего, поскольку ему совестно есть даром чужой хлеб. В рассказе нет открытого конфликта, не происходит в жизни персонажей ничего из ряда вон выходящего. Все буднично и обыкновенно. Но самое трагичное именно в этом: сама жизнь обусловливает конфликтность, заключающуюся в том, что ненормальное становится нормой существования.
Рассказы, повествующие о человеке и природе, открывают возможность иного мироустройства: в них природа вовлекает человека в такие отношения, которые естественны для живых существ, и человек обнаруживает в себе добро и сострадание. Заботятся друг о друге собака и сторож, заброшенный на лесой кордон и обманутый купцами (рассказ «Зимовье на Студеной»), промышляет охотой, удивляясь мудрости природы, старик Емеля («Емеля-охотник»). Природа в таких рассказах не служит фоном — она вступает с героем в своеобразный диалог, порой жестоко испытывает его. Так, в рассказе «Емеля-охотник» старик пытается выходить заболевшего внука Гришутку и отправляется на охоту за олененком, о котором мечтает мальчик. Но, увидев, как олениха подставляла себя под пулю, самоотверженно защищая своего детеныша, старик, пораженный поведением зверя, не смог сделать смертельный для него выстрел. История заканчивается счастливо. Дед рассказывает внуку, что видел олененка — желтенького, с черной мордочкой и черными копытцами и как тот убежал в лес. Этого оказывается достаточно, чтобы мальчик испытал радость. Сюжет «Приемыша» развивается последовательно и неторопливо. Это повествование о небольшом отрезке жизни старого охотника Тараса. Он заботится о молодом лебеде, которого спас и приручил, когда «наезжавшие охотники из господ» ради забавы пристрелили его родителей. Кроме лебедя у Тараса живет собака Соболько. Содержание произведения — это описание трогательных отношений человека, животного и птицы. Точно ребенка, выхаживает лебедя Тарас, называет его Приемышем. Диалог между ним и автором-повествователем, ставшим участником всех описанных событий, помогает понять: старик уверен, что лебедь будет жить с ним всегда, так как здесь хорошо — сытно и кругом вода. Однако тут же замечает, что «человеку указано одно, а птице — другое...».
Рассказывает старик о дружбе лебедя и собаки, которых Мамин-Сибиряк наделяет человеческими чертами: «собака скучает, когда лебедь уплывает далеко», а лебедь оказывается гордой птицей: «Помани ее кормом да и не дай, в другой раз и не подойдет». Осенью улетает Приемыш, утверждая силу законов природы, и старик переживает расставание с лебедем, разлука с которым означает для Тараса приход настоящей старости, и мы видим, что любовь человека к природе может быть источником и радости, и грусти. В 1903 году А. И. Куприн, рецензируя повесть Киплинга «Смелые мореплаватели», справедливо замечал о Мамине-Сибиряке:
...я не ошибусь, сказав, что из современных наших художников только один Мамин-Сибиряк умеет и может писать те прелестные рассказы для детей, тайна которых заключается в том, что они неотразимо захватывают и взрослых. Последнее условие можно считать самым безошибочным признаком того, что произведение написано талантливо и что оно найдет путь к детскому сердцу...
В литературном наследии беллетриста особую страницу составляют сказки для детей. Мастер научной сказки в предисловии к одному из сборников советует детям наблюдать ту «таинственную жизнь природы, которая кипит беспрерывно вокруг». Сказки о природе Мамина-Сибиряка продолжают традицию научно-познавательной сказки, заложенную в России XIX века В.Ф.Одоевским и продолженную детскими писателями-натуралистами XX столетия В.В. Бианки, Е.И.Чарушиным и другими. В увлекательной сказочной форме писатель знакомит ребенка с особенностями деревьев, лесных трав, цветов, с ночной жизнью обитателей природы, с происходящим в ней естественным отбором и межвидовой борьбой. Прелесть художественного мира, создаваемого в литературных сказках Мамина-Сибиряка, — в мудром, добром взгляде на природу и «меньших братьев». Так, «Лесная сказка» — это волнующая история гибели старой ели и ее молодого потомства. Из ран срубаемых деревьев сочатся слезы, которых люди не замечают, принимая их за обыкновенную смолу. Сорняки в огороде («Зеленая война») спорят за лучшее местечко под солнцем, проявляя каждый свое индивидуальное лицо. Колючий репей любит прихвастнуть. Жгучая крапива всем постоянно досаждает и ворчит. Отталкиваясь от народного животного эпоса, прозаик создает свою оригинальную сказочную поэтику. Демонологических персонажей он наделяет совершенно реальными, узнаваемыми чертами характера. Дедушка Водяной — это хранитель лесной влаги. Леший — веселый и лукавый старик. Русалка — маленькая девочка, которая забавляется светящимся червячком. Ее все любят и нежно называют «Белочкой». В сказке «Серая шейка» любящая утка-мать горюет из-за предстоящей разлуки с любимой дочерью, а Селезень-отец более сдержан в своих чувствах: ему приходится заботиться обо всем утином семействе. Вероломная лиса произносит ласковые речи, а сама хитростью и обманом так и норовит ухватить добычу. Серый заяц хоть и сочувствует одинокой уточке, но уж очень труслив, а потому беспокоится только о собственном спасении. Медвежонок у Мамина-Сибиряка шаловлив («Медведко»). Воробей вороват («Старый воробей»). Петербургский кот Васька — любитель легкой наживы, забияка и нахал («Скверный день Василия Ивановича»). В сказки о животных писатель вводит персонажей из Детских потешек и прибауток: комара, муху, козявочку. Их образы он раскрывает по законам реалистического психологического искусства, мастерски передавая точку зрения героя на мир, что совершенно не характерно для фольклорных произведений.
В сказках Мамина-Сибиряка много шутливого, комичного. Воробью кажется, что он единственный и искренний друг человека и к тому же прекрасный певец («Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»). Комнатная Муха уверена, что добрая маменька три раза в день накрывает на стол для того, чтобы накормить ее до сыта («Сказка о том, как жила-была последняя Муха»). Только что родившаяся Козявочка искренно полагает, что мир прекрасен и принадлежит ей одной («Сказочка про Козявочку»). А кот Мурка убежден, что птицу в клетке держат исключительно для него («Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»). Приключения животных забавны, но поучительны. Лучший сказочный сборник Мамина-Сибиряка — «Аленушкины сказки» (1896). Здесь писатель проявил себя не только знатоком детской психологии, но и умным воспитателем. Современники неслучайно определили творческую манеру автора цикла как «мамин слог». Подвиг отцовства, запечатлевшийся в «Аленушкиных сказках», был интимен и для публикации не предназначался. Кому-то из друзей писателя пришла счастливая мысль единой книгой издать произведения, сочинявшиеся для больной дочери писателя, Елены Дмитриевны Маминой. Ведь в них как нельзя более полно выразилось просветительское кредо писателя, в детской сказке видевшего
весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы души и вызывает рост брошенных на эту благородную почву семян.
Сила любви умного, доброго, талантливого Мамина-отца размыкает границы его собственных сказок в реальность, формируя у читателя доверие к людям и миру. Это главное художественно-педагогическое достижение писателя. Неслучайно в письме к матери в декабре 1896 года Мамин-Сибиряк отметил: «Это моя любимая книжка — ее писала сама любовь, и потому она переживет все остальные».
Вопросы и задания 1. Как в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка раскрываются взаимоотношения человека и природы?
2. Расскажите о судьбе мальчика Прошки из рассказа «Вертел». Какие художественные средства использует автор для того, чтобы подчеркнуть трагизм положения ребенка? 3. Как в сказках Мамина-Сибиряка раскрывается таинственная жизнь природы?
Сказки В. М. Гаршина Знаменитая сказка «Лягушка-путешественница», в детском чтении ставшая хрестоматийной, — последнее произведение Всеволода Михайловича Гаршина (1855—1888), рано и трагически ушедшего из жизни. При этом на литературное творчество писателя приходится немногим более десяти лет: с 1877 по 1887 год. Тем ценнее его вклад в русскую детскую литературу. В литературу для маленьких детей Гаршин вошел как автор нескольких сказок. Интерес писателя к сказочно-аллегорическим формам повествования возник под влиянием демократического направления в литературе времени. Большое воздействие на Гаршина оказали сатирические сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина, имеющие аксиологическую природу: они говорят о мире и человеке с позиций вечных ценностей и нравственных истин, всеми принимаемых без доказательств. Иносказательный смысл, в целом характерный для русской прозы последней трети XIX века, имеют такие известные произведения писателя, как «Attalea princeps» (1880), «Красный цветок» (1883), «Сказка о жабе и розе» (1884), «Лягушка-путешественница» (1887). Образ пальмы под пером Гаршина-сказочника становится символом неудержимого стремления к свободе (Attalea princeps). Сказочная коллизия (столкновение противоположных сил, интересов, стремлений) этого произведения характеризует его умонастроение как романтическое по существу: мечта о свободе, как и любая мечта, чаще всего представляется ему недостижимой. И уж тем более мечта южной красавицы-пальмы о родине. Но столь же сильны и реалистические основания творчества писателя. На создание сказки, по собственному утверждению Гаршина, его подтолкнул подлинный случай в ботаническом саду: одна пальма пробила стеклянную крышу теплицы и замерзла. Испытывая устойчивый интерес к детской литературе, вместе с братом Евгением Михайловичем Гаршиным (1860—1931) писатель выступал как библиограф произведений для детей, как редактор обзоров современной детской литературы. Свои произведения он нередко печатал в детских журналах. Именно в детском журнале «Родник» впервые появилась сказка Гаршина «Лягушка-путешественница», ставшая самым известным произведением писателя. Пространственно-временная организация этого произведения взята из сказки. Она начинается так:
Жила-была на свете лягушка-квакушка. <... > Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги.
А точность и реалистическое правдоподобие деталей — от реалистического рассказа: до юга лететь «три тысячи верст», утки решили переменяться «каждые два часа»; утки летят на юг осенью, «над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах». Как положено мудрому сказочнику, Гаршин знает, о чем думают и что чувствуют все ° персонажи. Но писателю интересно рассказать не столько о том, что же именно произошло. Ему важно объяснить растущему человеку, как и почему это случилось. Поступки сказочных героев он мотивирует: таковы законы письменной, а не устной литературы.
Главный признак сказочного мира — его неправдоподобие. Но в произведении Гаршина все авторские комментарии предстают как проявление вполне разумной, все объясняющей точки зрения самого персонажа (лягушки), и это качество сказки писателя оригинально. Автор «Лягушки-путешественницы» словно переводит повествование из условной, сказочной реальности — в реальность действительную и достоверную. Из народного эпоса о животных Гаршин берет на вооружение принцип антропоморфизма (очеловечивание животных, проявляющееся в передаче мыслей и речи персонажей-животных) в сочетании с зооморфизмом (сохранение внешности и повадок животных, свойственных им в настоящей, несказочной среде обитания). Можно заметить в сказках писателя также отголоски характерного для фольклорной сказочной прозы представления о благодарном животном, указывающем человеку путь. Переосмысливает автор «Лягушки-путешественницы» и положенный в основу народной сказки «Царевна-лягушка» классический мотив мудрости существа, обладающего магической связью со своим первопредком. Но в качестве жанрового образца волшебная устная сказка Гаршиным не используется. Исходная ситуация «Лягушки-путешественницы» характеризуется благополучием. Там нет ни нарушения запрета, ни деятельности вредителя, нет и недостачи, характерных для фольклора, — всех тех толчков в развитии действия, которые могут привести героя от «несчастия» к «счастью». И весь век лягушка «прожила бы благополучно — конечно, в том случае, если бы не съел ее аист». Но в сказке, а тем более в жизни, всегда есть место случайности. Однако не ею, а исключительно собственными качествами литературно-сказочного гаршинского персонажа определяется достижение или не достижение героем конечной цели. Трудную задачу герой решает самостоятельно. А само необычное предстает у писателя как объяснимое, и в рамках предложенного объяснения закономерное. Сказочный закон «все хорошо кончается» осуществляется по реалистической схеме. В ней отправка героя (путешествие лягушки) облекается другим смыслом: путешествие ничуть не страшнее и не опаснее своей противоположности — остаться дома. А гаршинская лягушка близка и понятна читателю, хотя далеко не идеальна. Свойства ее характера не претерпевают чудесного изменения в ходе событий. Два качества — ум и тщеславие — соединены писателем в одном персонаже, а сюжетный конфликт автором «Лягушки-путешественницы» из внешнего, физического пространства переведен во внутренний, психологический мир литературного героя, почти человека, чего не бывает ни в устной сказке, ни в басне. Героине «Лягушки-путешественницы» Гаршина не удается избежать греха самолюбования и хвастовства. Беда в том, что она не может справиться с собственными эмоциями, со своей «гордыней авторства». Уж очень лягушке хочется, чтобы все знали, что именно ей пришло в голову путешествовать таким необычным способом:
Я придумала! Я нашла! — сказала она. — Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала...
Но она квакнула, закричала изо всей мочи: «Это я! Я!». И в результате «полетела вверх тормашками на землю» и лишь чудом осталась жива, «бултыхнувшись» в грязный пруд на краю деревни. Но гаршинская лягушка по-русски сметлива: попав впросак, умеет вывернуться. Свое неожиданное появление в новом месте героиня объясняет вполне убедительно:
Я заехала к вам посмотреть, как вы живете <... > Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила.
Но утки уж никогда не вернулись. Они думали, что квакушка разбилась о землю, и очень жалели ее. Ведь при всех своих недостатках она существо любознательное. А любопытство, как гласит молва, не порок. Зато жаба из «Сказки о жабе и розе» Гаршина действительно отвратительна, и не только внешне. Она безобразна внутренне: завистлива, злобна, мстительна. Полная противоположность ей роза, символ гармонии. По мысли автора, конфликт добра и зла, красоты и уродства, жизни и смерти вечен. Но столь же вечны в мире другие ценности: сострадание и самопожертвование, любовь и Дружба, участие и стремление к действенной помощи. Это закон жизни, объединяющий все живое: людей, животных, растения. Мотивы и образы аллегорических философских притч В. М. Гаршина порой необычны. Но ведь в сказке бывает все. Там и лягушки путешествуют! А то, что вымышленная реальность подвергается в сказках Гаршина реалистическому осмыслению, тоже важно: в своем развитии растущий человек обязан сделать своевременный шаг от игры к действительности. Помогая ребенку взрослеть, Гаршин проявляет чуткость и дальновидность. Может быть, прежде всего именно это имел в виду И.С.Тургенев, оценивая талант писателя как «несомненный» и «оригинальный».
Вопросы и задания 1. Какие особенности русских народных сказок можно обнаружить в сказках В. М. Гаршина? Что отличает сказки писателя от фольклорных? 2. Как раскрывается тема красоты в «Сказке о жабе и розе»? 3. Как раскрывается в сказке В. М. Гаршина Attalea princeps тема свободы?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 3821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.84.171 (0.026 с.) |