Рассказы и сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассказы и сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка



Одним из писателей, чьи произведения вошли в круг детского чтения, был Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852—1912) Его сочинения для детей различных жанров (рассказы, сказки, очерки на различные темы) адресованы читателям разных возра­стов.

«Сибиряк» — это литературный псевдоним писателя, детство и юность которого прошли в Пермской губернии. Писатель хоро­шо помнил время, проведенное на Урале, и его произведения

раскрывают удивительный мир природы, показывают быт людей, живущих в уральской глуши. Это рассказы «Емеля-охотник» (1884), «Зимовье на Студеной» (1892), «Приемыш» (1893), «В глуши» (1896), «Богач и Еремка» (1904), «Пимка-жигаленок» (1911), очер­ки «На реке Чусовой» (1900), «В степи» (1900), повесть «Белое золото» (1897).

Проза Д.Н.Мамина-Сибиряка для детей отличается темати­ческим и жанровым многообразием. Кроме социально-бытовых по­вестей и рассказов, реалистических произведений о животных в круг детского чтения входят также публицистические хроники и художественные очерки писателя («Славен город Великий Новго­род», «Покорение Сибири», «На реке Чусовой»); пейзажные этюды («Зеленые горы»); сатирические, бытовые и познавательные сказки; рассказы, отражающие психологию маленьких детей («Фунтик», «Бедный пильщик», «Кукольный магазин»).

В «Уральских рассказах» Мамина-Сибиряка явственно звучат две основные темы: «взаимоотношения человека с природой и общественное зло».

В рассказе «Вертел» читателю раскрывается трагическая судьба мальчика Прошки, работающего в гранильной мастерской. С са­мого начала рассказа вводится противопоставление света и тьмы: солнце, врывающееся в мрачное помещение, не может осветить темного угла, в котором за своим точильным колесом работает Прошка, выполняя самую черную работу. В его жизни нет не толь­ко солнечного света, но и человеческого тепла. Причем самое страшное заключается в том, что он и забыл о том, каким это тепло может быть, а потому ему так непривычна неумелая забота барыни, посетившей мастерскую со своими детьми. Для одного из них, Володи, тяжелый Прошкин труд — подобие игры, которую он потом устраивает у себя в детской. А барыня не может понять, что сытная еда, которой она пытается накормить Прошку, не может заменить ему материнское тепло. Прошка умирает, угасает за сво­им точильным колесом, которое он крутит до последнего, по­скольку ему совестно есть даром чужой хлеб. В рассказе нет откры­того конфликта, не происходит в жизни персонажей ничего из ряда вон выходящего. Все буднично и обыкновенно. Но самое тра­гичное именно в этом: сама жизнь обусловливает конфликтность, заключающуюся в том, что ненормальное становится нормой су­ществования.

Рассказы, повествующие о человеке и природе, открывают возможность иного мироустройства: в них природа вовлекает че­ловека в такие отношения, которые естественны для живых существ, и человек обнаруживает в себе добро и сострадание.

Заботятся друг о друге собака и сторож, заброшенный на лес­ой кордон и обманутый купцами (рассказ «Зимовье на Студеной»), промышляет охотой, удивляясь мудрости природы, старик Емеля («Емеля-охотник»). Природа в таких рассказах не служит фоном — она вступает с героем в своеобразный диалог, порой жестоко испытывает его. Так, в рассказе «Емеля-охотник» старик пытается выходить заболевшего внука Гришутку и отправляется на охоту за олененком, о котором мечтает мальчик. Но, увидев, как олениха подставляла себя под пулю, самоотверженно защи­щая своего детеныша, старик, пораженный поведением зверя, не смог сделать смертельный для него выстрел. История заканчивает­ся счастливо. Дед рассказывает внуку, что видел олененка — жел­тенького, с черной мордочкой и черными копытцами и как тот убежал в лес. Этого оказывается достаточно, чтобы мальчик ис­пытал радость.

Сюжет «Приемыша» развивается последовательно и нетороп­ливо. Это повествование о небольшом отрезке жизни старого охот­ника Тараса. Он заботится о молодом лебеде, которого спас и приручил, когда «наезжавшие охотники из господ» ради забавы пристрелили его родителей. Кроме лебедя у Тараса живет собака Соболько. Содержание произведения — это описание трогатель­ных отношений человека, животного и птицы. Точно ребенка, выхаживает лебедя Тарас, называет его Приемышем. Диалог меж­ду ним и автором-повествователем, ставшим участником всех опи­санных событий, помогает понять: старик уверен, что лебедь бу­дет жить с ним всегда, так как здесь хорошо — сытно и кругом вода. Однако тут же замечает, что «человеку указано одно, а пти­це — другое...».

Рассказывает старик о дружбе лебедя и собаки, которых Ма­мин-Сибиряк наделяет человеческими чертами: «собака скучает, когда лебедь уплывает далеко», а лебедь оказывается гордой пти­цей: «Помани ее кормом да и не дай, в другой раз и не подойдет». Осенью улетает Приемыш, утверждая силу законов природы, и старик переживает расставание с лебедем, разлука с которым означает для Тараса приход настоящей старости, и мы видим, что любовь человека к природе может быть источником и радости, и грусти.

В 1903 году А. И. Куприн, рецензируя повесть Киплинга «Сме­лые мореплаватели», справедливо замечал о Мамине-Сибиряке:

 

...я не ошибусь, сказав, что из современных наших художников толь­ко один Мамин-Сибиряк умеет и может писать те прелестные рассказы для детей, тайна которых заключается в том, что они неотразимо захва­тывают и взрослых. Последнее условие можно считать самым безоши­бочным признаком того, что произведение написано талантливо и что оно найдет путь к детскому сердцу...

 

В литературном наследии беллетриста особую страницу состав­ляют сказки для детей. Мастер научной сказки в предисловии к одному из сборников советует детям наблюдать ту «таинственную жизнь природы, которая кипит беспрерывно вокруг». Сказки о природе Мамина-Сибиряка продолжают традицию научно-позна­вательной сказки, заложенную в России XIX века В.Ф.Одоев­ским и продолженную детскими писателями-натуралистами XX столетия В.В. Бианки, Е.И.Чарушиным и другими. В увлека­тельной сказочной форме писатель знакомит ребенка с особенно­стями деревьев, лесных трав, цветов, с ночной жизнью обитате­лей природы, с происходящим в ней естественным отбором и межвидовой борьбой.

Прелесть художественного мира, создаваемого в литературных сказках Мамина-Сибиряка, — в мудром, добром взгляде на при­роду и «меньших братьев». Так, «Лесная сказка» — это волнующая история гибели старой ели и ее молодого потомства. Из ран сруба­емых деревьев сочатся слезы, которых люди не замечают, прини­мая их за обыкновенную смолу. Сорняки в огороде («Зеленая вой­на») спорят за лучшее местечко под солнцем, проявляя каждый свое индивидуальное лицо. Колючий репей любит прихвастнуть. Жгучая крапива всем постоянно досаждает и ворчит. Отталкиваясь от народного животного эпоса, прозаик создает свою оригиналь­ную сказочную поэтику. Демонологических персонажей он наде­ляет совершенно реальными, узнаваемыми чертами характера. Дедушка Водяной — это хранитель лесной влаги. Леший — весе­лый и лукавый старик. Русалка — маленькая девочка, которая за­бавляется светящимся червячком. Ее все любят и нежно называют «Белочкой».

В сказке «Серая шейка» любящая утка-мать горюет из-за пред­стоящей разлуки с любимой дочерью, а Селезень-отец более сдер­жан в своих чувствах: ему приходится заботиться обо всем ути­ном семействе. Вероломная лиса произносит ласковые речи, а сама хитростью и обманом так и норовит ухватить добычу. Се­рый заяц хоть и сочувствует одинокой уточке, но уж очень трус­лив, а потому беспокоится только о собственном спасении. Мед­вежонок у Мамина-Сибиряка шаловлив («Медведко»). Воробей вороват («Старый воробей»). Петербургский кот Васька — люби­тель легкой наживы, забияка и нахал («Скверный день Василия Ивановича»). В сказки о животных писатель вводит персонажей из Детских потешек и прибауток: комара, муху, козявочку. Их обра­зы он раскрывает по законам реалистического психологического искусства, мастерски передавая точку зрения героя на мир, что совершенно не характерно для фольклорных произведений.

В сказках Мамина-Сибиряка много шутливого, комичного. Воробью кажется, что он единственный и искренний друг человека и к тому же прекрасный певец («Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»). Комнатная Муха уверена, что добрая маменька три раза в день накрывает на стол для того, чтобы накормить ее до сыта («Сказка о том, как жила-была последняя Муха»). Только что родившаяся Козявочка ис­кренно полагает, что мир прекрасен и принадлежит ей одной («Сказочка про Козявочку»). А кот Мурка убежден, что птицу в клетке держат исключительно для него («Притча о Молочке, ов­сяной Кашке и сером котишке Мурке»). Приключения животных забавны, но поучительны.

Лучший сказочный сборник Мамина-Сибиряка — «Аленушкины сказки» (1896). Здесь писатель проявил себя не только знато­ком детской психологии, но и умным воспитателем. Современни­ки неслучайно определили творческую манеру автора цикла как «мамин слог». Подвиг отцовства, запечатлевшийся в «Аленушкиных сказках», был интимен и для публикации не предназначался. Кому-то из друзей писателя пришла счастливая мысль единой книгой издать произведения, сочинявшиеся для больной дочери писателя, Елены Дмитриевны Маминой. Ведь в них как нельзя более полно выразилось просветительское кредо писателя, в дет­ской сказке видевшего

 

весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы души и вызывает рост брошенных на эту благородную почву семян.

 

Сила любви умного, доброго, талантливого Мамина-отца раз­мыкает границы его собственных сказок в реальность, формируя у читателя доверие к людям и миру. Это главное художественно-педагогическое достижение писателя. Неслучайно в письме к ма­тери в декабре 1896 года Мамин-Сибиряк отметил: «Это моя лю­бимая книжка — ее писала сама любовь, и потому она переживет все остальные».

 

Вопросы и задания

1. Как в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка раскрываются взаимоотно­шения человека и природы?

2. Расскажите о судьбе мальчика Прошки из рассказа «Вертел». Какие художественные средства использует автор для того, чтобы подчеркнуть трагизм положения ребенка?

3. Как в сказках Мамина-Сибиряка раскрывается таинственная жизнь природы?

 

Сказки В. М. Гаршина

Знаменитая сказка «Лягушка-путешественница», в детском чте­нии ставшая хрестоматийной, — последнее произведение Всево­лода Михайловича Гаршина (1855—1888), рано и трагически ушед­шего из жизни. При этом на литературное творчество писателя приходится немногим более десяти лет: с 1877 по 1887 год. Тем ценнее его вклад в русскую детскую литературу.

В литературу для маленьких детей Гаршин вошел как автор нескольких сказок. Интерес писателя к сказочно-аллегорическим формам повествования возник под влиянием демократического направления в литературе времени. Большое воздействие на Гар­шина оказали сатирические сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина, имеющие аксиологическую природу: они говорят о мире и чело­веке с позиций вечных ценностей и нравственных истин, всеми принимаемых без доказательств. Иносказательный смысл, в це­лом характерный для русской прозы последней трети XIX века, имеют такие известные произведения писателя, как «Attalea princeps» (1880), «Красный цветок» (1883), «Сказка о жабе и розе» (1884), «Лягушка-путешественница» (1887).

Образ пальмы под пером Гаршина-сказочника становится сим­волом неудержимого стремления к свободе (Attalea princeps). Ска­зочная коллизия (столкновение противоположных сил, интере­сов, стремлений) этого произведения характеризует его умонаст­роение как романтическое по существу: мечта о свободе, как и любая мечта, чаще всего представляется ему недостижимой. И уж тем более мечта южной красавицы-пальмы о родине. Но столь же сильны и реалистические основания творчества писателя. На со­здание сказки, по собственному утверждению Гаршина, его под­толкнул подлинный случай в ботаническом саду: одна пальма пробила стеклянную крышу теплицы и замерзла.

Испытывая устойчивый интерес к детской литературе, вместе с братом Евгением Михайловичем Гаршиным (1860—1931) писа­тель выступал как библиограф произведений для детей, как редак­тор обзоров современной детской литературы. Свои произведения он нередко печатал в детских журналах. Именно в детском журнале «Родник» впервые появилась сказка Гаршина «Лягушка-путеше­ственница», ставшая самым известным произведением писателя.

Пространственно-временная организация этого произведения взята из сказки. Она начинается так:

 

Жила-была на свете лягушка-квакушка. <... > Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги.

 

А точность и реалистическое правдоподобие деталей — от ре­алистического рассказа: до юга лететь «три тысячи верст», утки решили переменяться «каждые два часа»; утки летят на юг осе­нью, «над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах». Как положено мудрому сказочнику, Гаршин знает, о чем думают и что чувствуют все ° персонажи. Но писателю интересно рассказать не столько о том, что же именно произошло. Ему важно объяснить растущему человеку, как и почему это случилось. Поступки сказочных героев он мотивирует: таковы законы письменной, а не устной литературы.

Главный признак сказочного мира — его неправдоподобие. Но в произведении Гаршина все авторские комментарии пред­стают как проявление вполне разумной, все объясняющей точки зрения самого персонажа (лягушки), и это качество сказки пи­сателя оригинально. Автор «Лягушки-путешественницы» словно переводит повествование из условной, сказочной реальности — в реальность действительную и достоверную. Из народного эпоса о животных Гаршин берет на вооружение принцип антропомор­физма (очеловечивание животных, проявляющееся в передаче мыслей и речи персонажей-животных) в сочетании с зоомор­физмом (сохранение внешности и повадок животных, свойствен­ных им в настоящей, несказочной среде обитания). Можно заме­тить в сказках писателя также отголоски характерного для фоль­клорной сказочной прозы представления о благодарном живот­ном, указывающем человеку путь. Переосмысливает автор «Ля­гушки-путешественницы» и положенный в основу народной сказ­ки «Царевна-лягушка» классический мотив мудрости существа, обладающего магической связью со своим первопредком. Но в качестве жанрового образца волшебная устная сказка Гаршиным не используется. Исходная ситуация «Лягушки-путешественни­цы» характеризуется благополучием. Там нет ни нарушения за­прета, ни деятельности вредителя, нет и недостачи, характерных для фольклора, — всех тех толчков в развитии действия, которые могут привести героя от «несчастия» к «счастью». И весь век ля­гушка «прожила бы благополучно — конечно, в том случае, если бы не съел ее аист».

Но в сказке, а тем более в жизни, всегда есть место случайно­сти. Однако не ею, а исключительно собственными качествами литературно-сказочного гаршинского персонажа определяется до­стижение или не достижение героем конечной цели. Трудную за­дачу герой решает самостоятельно. А само необычное предстает у писателя как объяснимое, и в рамках предложенного объяснения закономерное. Сказочный закон «все хорошо кончается» осуще­ствляется по реалистической схеме. В ней отправка героя (путеше­ствие лягушки) облекается другим смыслом: путешествие ничуть не страшнее и не опаснее своей противоположности — остаться дома. А гаршинская лягушка близка и понятна читателю, хотя да­леко не идеальна. Свойства ее характера не претерпевают чудес­ного изменения в ходе событий. Два качества — ум и тщеславие — соединены писателем в одном персонаже, а сюжетный конфликт автором «Лягушки-путешественницы» из внешнего, физического пространства переведен во внутренний, психологический мир литературного героя, почти человека, чего не бывает ни в устной сказке, ни в басне.

Героине «Лягушки-путешественницы» Гаршина не удается из­бежать греха самолюбования и хвастовства. Беда в том, что она не может справиться с собственными эмоциями, со своей «горды­ней авторства». Уж очень лягушке хочется, чтобы все знали, что именно ей пришло в голову путешествовать таким необычным способом:

 

Я придумала! Я нашла! — сказала она. — Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете ле­теть, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала...

 

Но она квакнула, закричала изо всей мочи: «Это я! Я!». И в результате «полетела вверх тормашками на землю» и лишь чудом осталась жива, «бултыхнувшись» в грязный пруд на краю деревни. Но гаршинская лягушка по-русски сметлива: попав впросак, уме­ет вывернуться. Свое неожиданное появление в новом месте геро­иня объясняет вполне убедительно:

 

Я заехала к вам посмотреть, как вы живете <... > Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила.

 

Но утки уж никогда не вернулись. Они думали, что квакушка разбилась о землю, и очень жалели ее.

Ведь при всех своих недостатках она существо любознательное. А любопытство, как гласит молва, не порок.

Зато жаба из «Сказки о жабе и розе» Гаршина действительно отвратительна, и не только внешне. Она безобразна внутренне: завистлива, злобна, мстительна. Полная противоположность ей роза, символ гармонии. По мысли автора, конфликт добра и зла, красоты и уродства, жизни и смерти вечен. Но столь же вечны в мире другие ценности: сострадание и самопожертвование, лю­бовь и Дружба, участие и стремление к действенной помощи. Это закон жизни, объединяющий все живое: людей, животных, рас­тения.

Мотивы и образы аллегорических философских притч В. М. Гар­шина порой необычны. Но ведь в сказке бывает все. Там и лягушки путешествуют! А то, что вымышленная реальность подвергается в сказках Гаршина реалистическому осмыслению, тоже важно: в своем развитии растущий человек обязан сделать своевременный шаг от игры к действительности. Помогая ребенку взрослеть, Гар­шин проявляет чуткость и дальновидность. Может быть, прежде всего именно это имел в виду И.С.Тургенев, оценивая талант писателя как «несомненный» и «оригинальный».

 

Вопросы и задания

1. Какие особенности русских народных сказок можно обнаружить в сказках В. М. Гаршина? Что отличает сказки писателя от фольклорных?

2. Как раскрывается тема красоты в «Сказке о жабе и розе»?

3. Как раскрывается в сказке В. М. Гаршина Attalea princeps тема сво­боды?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 3821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.84.171 (0.026 с.)