Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.



Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

А. Куприн

ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

итоговый государственный экзамен по дисциплине «Методика преподавания русского языка»

Специальность 050709 «Преподавание в начальных классах»

Составители: Смирнов Максим Валерьевич,

Макарова Ксения Александровна

Рыбинск 2013

Результаты экзамена по специальности определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

В критерии оценки уровня подготовки студентов по специальности входит:

- уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине;

- умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических заданий;

- обоснованность, четкость, краткость изложения ответов.

Оценка «отлично» выставляется, если:

- полно раскрыто содержание вопросов в соответствии с требованиями ГОС СПО специальности в объеме программы и рекомендованной литературы;

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание концептуальных понятий, закономерностей, корректно использованы научные термины;

- структура ответа имеет логическую последовательность;

- при выполнении практического задания опирается на теоретические положения и практический профессиональный опыт;

- для доказательства использованы различные теоретические знания, сделаны обоснованные выводы;

- отвечает уверенно, свободно оперируя понятиями, речь грамотная;

- ответ самостоятельный, исчерпывающий, без наводящих дополнительных вопросов.

Оценка «хорошо» выставляется, если:

- раскрыто основное содержание вопросов;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- ответ самостоятельный;

- определения понятий неполные, допущены нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях, исправляемые по дополнительным вопросам экзаменаторов.

- при выполнении практического задания опирается на теоретические положения, но допускает неточности;

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

- определение понятий недостаточно четкое;

- не использованы в качестве доказательства выводы из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии;

- при выполнении практического задания допускает ошибки, но исправляет их после дополнительных наводящих вопросов.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если:

- ответ отсутствует или неправильный, не раскрыто основное содержание программного материала;

- не даны ответы на вспомогательные вопросы экзаменаторов;

- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;

- при выполнении практического задания допускает ошибки или не справляется с ним.


Содержание:

1. Русский язык как предмет преподавания в начальных классах, его место и роль в учебно-воспитательной работе.

Методика обучения грамоте на коммуникативно-деятельностной основе. Цель, задачи, структура периода обучения грамоте.

Характеристика учебно – методических комплектов по обучению грамоте.

4. Характеристика аналитико-синтетического звуко-буквенного метода обучения грамоте.

5. Основные виды занятий в период обучения грамоте по развитию фонематического слуха, развитию речи, грамматико-орфографической пропедевтике (на примере страниц азбук).

Первоначальное обучение письму. Цель, методы и приёмы обучения письму. Типичные графические ошибки.

Анализ страниц рабочих прописей с точки зрения возможности реализации целей и задач периода обучения грамоте.

8. Проектирование учителем уроков обучения грамоте с учётом требований ФГОС НОО.

Требования ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися курса «Обучение грамоте».

Методика литературного чтения. Исходные литературоведческие и психологические положения, определяющие методику литературного чтения.

11. Цель, задачи, содержание курса «Литературное чтение».

Русский

1.

2.

3.

План анализа – см. вопрос №3


План анализа – см. вопрос №3

 

 

8.Проектирование учителем уроков обучения грамоте с учётом требований ФГОС НОО.

Требования ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися курса «Обучение грамоте».

Планируемые предметные результаты освоения курса обучения грамоте. Реализация программы формирования универсальных учебных действий обучающихся в период обучения грамоте.

Требования ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися курса "Обучение грамоте".

Цель периода обучения грамоте:освоение коммуникативной функции языка, т.е. умение адекватновоспринимать и использовать письменную и устную речь.

Задачи:

· Овладение грамотой (видами речевой деятельности)

· Расширение активного и пассивного словаря

· Овладение умениями понимания и анализа текстов различных видов

· Приобретение и систематизация знаний о русском языке

· Развитие психофизиологических функций, лежащих в основе чтения и письма

Обучающиеся должны знать:

Все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

Обучающиеся должны уметь:

· вычленять отдельные зв. в словах, определять их последовательность;

· различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

· правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;

· знать способы их буквенного обозначения;

· обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;

· определять место ударения в слове;

· вычленять слова из предложений;

· чётко писать строчные и заглавные б., их соединения в слогах и словах;

· правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

· грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предл. из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением

· употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

· устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;

· знать гигиенические правила письма;

· правильно писать формы букв и соединения между ними;

· уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.

Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала

Методика литературного чтения. Исходные литературоведческие и психологические положения, определяющие методику литературного чтения.

Тропы

(изобразительно-выразительные средства языка)

· Олицетворение

· Метафора

· Скрытое/открытое противопоставление

· Гипербола/литота

· Эпитет

 

С психологической точки зрения идеальный читатель работает с текстом таким образом:

 

1 ШАГ: Размышление над текстом до чтения (предугадывание. антиципация), во время чтения и после чтения.

 

2 ШАГ: Вычитывает разные виды текстовой информации:

 

Фактуальная Контекстуальная Концептуальная
Описание событий, места, времени, действий. героев Подтекст – то, что между строк Главная идея, система взглядов, мыслей, чувств.

 

3 ШАГ: В процессе чтения ведётся диалог с автором:

 

· Видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы

· Задавать свои вопросы автору

· Включать творческое воображение

 

4 ШАГ: Уметь перейти с языка фактов и образов на язык мыслей.

 

То есть. умеет ответить на вопрос: «Что хотел сказать автор этим произведением?»

 

11.Цель, задачи, содержание курса «Литературное чтение».

Общая характеристика учебного предмета с точки зрения соответствия целей, задач, содержания требованиям ФГОС НОО.

Цель литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника.

 

Читательская компетенция включает в себя:

· владение техникой чтения

· приемы понимания прочитанного, прослушанного

· знание книг и умение выбирать их самостоятельно

· сформированность духовной потребности в книге как в средстве познания мира и самопознания

 

Задачи:

· освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста, воспитание интереса к чтению и книге (сформированность осмысленного, правильного и беглого выразительного чтения у школьника)

 

· овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. (Умение работать с разными видами текстов, ориентироваться в книге, самостоятельное пользование справочной литературой, справочным аппаратом учебника).

 

· Воспитание этического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе. (Литература – это вид искусства, искусство слова, поэтому младший школьник должен уметь определять художественную ценность произведения и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства).

 

· Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса ребенка. Понимание духовной сущности произведения (В процессе работы с художественным произведением ребёнок осваивает основные нравственные этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа «+» и «-» действий героя, событий.


Курс содержит 5 разделов:

· Виды речевой деятельности

 

· Аудирование – (слушание) – умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать звучащую речь.

· Чтение – осознанный, самостоятельный процесс чтения доступных по объёму и жанру произведений. Осмысливание целей и видов чтения (зачем читаю?).

· Говорение – умение участвовать в диалоге, умение выстраивать композицию собственного высказывания.

· Письмо – практическое освоение типов письменной речи (типов текста – описание, повествование, рассуждение)

 

· Виды читательской деятельности.Умения:

· Воспринимать изобразительно-выразительные средства языка

· Воссоздавать картины жизни (пересказ)

· Устанавливать причинно-следственные связи

· понимать авторскую позицию

· Выделять главную мысль

· Владеет библиографическими умениями

 

· Круг детского чтения.В нём реализуется принцип отбора высокохудожественных текстов. Характеризуется:

 

· Тематическим и жанровым разнообразием

· Наличием малых и больших фольклорных форм

· Литературные произведения отечественных и зарубежных писателей, классиков и современников

 

· Литературоведческая пропедевтика

Круг литературоведческих понятий для практического освоения младшими школьниками:

· Род, жанр

· Средство выразительности

 

· Творческая деятельность

· Постановка «живых картин» (инсценировки)

· Чтение по ролям

· Устное словесное рисование

· Пересказ

· Создание собственного текста на основе художественного произведения


Планируемые результаты освоения курса «Литературное чтение». Направления контроля техники чтения, читательских умений младших школьников.

 

Требования ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися курса "Литературное чтение".

Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке:

 

· понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

· осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

· понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

· достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

· умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Цели и задачи трёх этапов технологии. Виды первичного чтения произведения, приёмы «вдумчивого» чтения. Требования к работе над характеристикой писателя. Разнообразие творческих заданий к тексту.

 

См предыдущий вопрос (16)


Требования к результатам освоения курса русского языка.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования русскому языку.

· формирование первоначальный представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

· понимание обучающимися того, что значение русского языка велико (гос.яз, межнац.);

· формирование позитивного отношения к устной и письменной речи как показателем общей культуры и гражданской позиции человека;

· овладение первоначальных представлений о решении коммуникативных задач;

· овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


Содержание курса (8 разделов):

· фонетика т орфоэпия;

· графика;

· лексика;

· морфемика;

· морфология;

· синтаксис;

· орфография;

· пунктуация

Анализ УМК по русскому языку с точки зрения реализации задач курса:

УМК Авторы Реализация задач
     

Значение названных разделов в процессе освоения русского языка младшими школьниками. Основные приёмы работы при изучении основ фонетики, графики, орфоэпии. Возможности формирования УУД при изучении основ фонетики, графики, орфоэпии.

Значение и задачи:

· формирование умения последовательно озвучивать состав слова, т.к. русское письмо звуковое.

· Одна буква может обозначать разные звуки в зависимости от позиции в слове – овладение ребенком позиционным принципом письма

· Интонирование и правильное произношение – показатель культуры человека (социокультурная задача)

 

Приемы работы:

· звуковой анализ слова:

· устно определяется последовательность звуков в слове

· запись слова в транскрипции (обязательно транскрибируются только согласные)

· разбор слова по алгоритму (НА ФОРЗАЦЕ В УЧЕБНИКЕ)

 

· составление таблицы:

· гласные и согласные(тв –мягк; зв-глух; парн-непарн)

· слуховые диктанты на умение обозначать мягкий согласный гласными,

· обязательно на уроке игра со словом: сопоставление лексического значения и звукового состава (угол – уголь)

· Зрительные диктанты, включающие написание слов, которые нужно запомнить (сочет: жи-ши, ча-ща, чу-щу)

· Составление алгоритмов рассуждений:

· Слышу звук _

· Сильная позиция (перед гласным)

· Выбираю букву _

 

· группировка звуков по заданному основанию.


Требования:

Раздел Научится Получит возможность
Фонетика графика 1.различать буквы и звуки 2. характериз звуки рус.яз 3.знать по.следов букв в алфавит 1. проводить звуко-букв анализ слова самост (по алгоритм из уч) 2.лценивать правильность проведения разбора слова (критериальн анализ)
Орфоэпия Нет обязательных требований 1. соблюд нормы рус.лит.яз и оценивать соблюд этих норм в речи собеседника 2. находить самостоят ответы на вопросы о правильном ударении или произношении

Анализ учебников (критерии):

· алгоритм (на форзаце),

· различие звуков и букв,

· характеристики звуков,

· знать последовательность букв в алфавите,

· правильное ударение (работа со словарем).


Многозначность и омонимия

· Приемы работы с многозначными словами:

· подбор слов с 2,3 значениями;

· сравнить значение слов в словосочетаниях;

· подобрать синонимы к каждому значению слова

Фразеология изучается на пропедевтическом уровне: дети осознают 2 существенных признака фразеологизмов (смысл имеет все выражение в целом; слова не имеют самостоятельного значения)

См предыдущий вопрос (25)


Лингвистическая основа методики изучения частей речи. Алгоритм изучения имён существительных и прилагательных. Планируемые результаты изучения существительных, имён прилагательных. Особенности ознакомления с категориями рода, числа, склонения, падежа.

Имя сущ Имя прил Глагол
предметность кто? (одуш) что? (неодуш), все падежные вопр число, пажеж (скл) подлеж дополн сказуемое обстоят (гл и второст члены признак предм какой? который? чей? какая? чья? какие? число род падеж второст члены действие предм что делать? что сделать?   вид время число лицо(спр)род гл члены предл  

Лингвистической основой методики работы над частями речи в школах является учение о частях речи как разрядах слов, «объединенных общими грамматическими свойствами, отражающими общность их семантики».

 

Разделение слов по разделам осуществляется по признакам:

· семантика

· морфология

· синтаксис (роль в предложении)

 

В начальной школе принят порядок:

· общее ознакомление с частями речи

· изучение каждой части речи (сущ-прил-гл)

 

Имя существительное:

Планируемые результаты:базовый (характеризовать сущ, определяя главные его признаки по алгоритму из учебника), повышенный (находить сущ по заданным характеристикам и оценивать правильность выбора)

 

Категория рода

У большинства сущ. род определяется по окончанию, но могут возникать проблемы, когда окончание безударное и одинаковое окончание у сущ разного рода.

 

 

Способы:

· постановка личного местоимения

· запоминание трудных слов.

особое внимание на ь у существительных женского и мужского рода

Категория числа

На сравнении слов, обозначающих один и много одинаковых предметов. В начальной школе предусмотрено ознакомление с существительными употребленными только в форме единственного и только в форме множественного числа

Склонение. Падежи

Падеж категория имени существительных, так как показывает отношение существительного к другим словам в предложении, усвоение падежа основано на понимании в связи слов в предложении, видах словосочетаний, а потом падежи. (табл) Знакомятся с изменением окончаний им существительных и узнают наименование падежей. Учатся распознавать их по вопросам, предлогам, по роли существительного в предложении.

Имя прилагательное:

Планируемые результаты: базовый (определять категории рода числа падежа), повышенный (находить прилагательные по заданным характеристикам и оценивать правильность выбора)

 

Род и число:

категория рода не имеет самостоятельного значения и является только выразителем связи прилагательные с сущ. Средство выражения связи – окончание

 

Алгоритм ознакомления:

· наблюдение за изменением окончаний прилаг. в сочетании с сущ. 3 родов (стол, окно, береза)

· прилагательное изменяется по родам!!!!! В отличие от существительного

· зависимость рода прил. от рода сущ.

· во множ. числе род у прил. не определяется

Правописание падежных окончаний:

· определить связь с сущ.

· вывод: у прил. тот же род, число и падеж как у сущ. с которым оно связано

· чтобы определить безударное падежное окончание нужно ориентироваться на вопрос прилагательного (стола какого? Маленького)

Лингвистическая основа методики изучения частей речи. Алгоритм изучения глаголов. Планируемые результаты изучения глаголов. Работа над видом глаголов, ознакомление с категорией числа, овладение временными формами глагола, понятие о спряжении глаголов.

Имя сущ Имя прил Глагол
предметность кто? (одуш) что? (неодуш), все падежные вопр число, пажеж (скл) подлеж дополн сказуемое обстоят (гл и второст члены признак предм какой? который? чей? какая? чья? какие? число род падеж второст члены действие предм что делать? что сделать?   вид время число лицо(спр)род гл члены предл  

Лингвистической основой методики работы над частями речи в школах является учение о частях речи как разрядах слов, «объединенных общими грамматическими свойствами, отражающими общность их семантики».

 

Разделение слов по разделам осуществляется по признакам:

· семантика

· морфология

· синтаксис (роль в предложении)

 

В начальной школе принят порядок:

· общее ознакомление с частями речи

· изучение каждой части речи (сущ-прил-гл)

 

Глагол:

Планируемые результаты: базовый (определять вид, время у прош - род и число, у наст и буд-спряжение, лицо и ило), повышенный (находить глагол по заданным характеристикам и оценивать правильность выбора)

 

Вид:

(2 КЛАСС БЕЗ ТЕРМИНА) различие по вопросам (что делать, что сделать). Знание вида необходимо для определения спряжения глаг (решать – решить), правильное употребление в речи, в образовании временных форм (петь – буду петь, а не спою).

Число:

семантика один – много (иду – идут), грамматическое средство выражения числа – окончание.

Время:

раскрывается на взаимосвязи времени совершения действия и момента говорения: в момент речи – настоящее время, до момента реши – прошедшее время, после момента речи – будущее время. Составляется таблица изменения глагола по временам в зависимости от вида (строить, решать и построить, решить)

 

Неопределенная форма:

соотносить временные и начальную форму глагола; переход от неопределенной формы к временным и наоборот (на основе табл)

Спряжение:

Изменение глагола прош и буд времени по лицам и числам.

Умения:

· различать лицо глагола по личному местоимению и окончанию

· спрягать глагол с ударным окончанием

· различать глаголы I и II спряжения по окончанию и неопределенной форме

· уметь правильно писать безударные личные окончания в наст и буд времени (II - в безуд ишь I - в безуд ешь)

Направления работы над предложением в начальных классах. Основные виды синтаксических и пунктуационных упражнений на различных этапах обучения русскому языку. Алгоритм изучения грамматических понятий в процессе изучения русского языка.

Работа над предложением включает 4 направления:

· формирование грам.понятия: «предложение – интонационная завершенность, законченная мысль (смысловая завершенность.

Планируемый результат: различать предложение, словосочетание и слово (по смыслу и интонации).

· Изучение структуры предложения:

· Осознание грам.основы

· Понимание сущности связи слов в словосочетании (согласуется, управляет, примыкает)

· Распространённые/нераспр. Предложения (для уточнения)

· Предложения с однородными членами.

Планируемый результат: умение устанавливать связь между словами с помощью смысловых вопросов.

· Формирование умения использовать в своей речи разные предложения по цели высказывания (повеств., побудит., вопросит.) и по интонации (воскл/невоскл).

Планируемый результат: классифицировать предложения по целы выск. и по интонации.

· Развитие умения точно употреблять слова в предложении, избегать речевых ошибок.

Виды упражнений:

· Распространение предложения (моделирование по вопросам): снег тает (какой, где, когда, как)

· Восстановление деформированного текста (связь слов в предл.)

· Деление текста на предложения

· Анализ предложения и составление его схемы

· Составление предложения по заданной схеме

· Составление рассказа, текста.

Пунктуация: совокупность правил употребления знаков препинания. В русском языке пунктуация строится на смысловой, синтаксической и интонационной основах. Все 3 основы связаны между собой и взаимодействуют. Программой предусмотрено ознакомление с запятыми при однородных членах, знаки препинания при прямой речи, запятые в сложном предложении.

Памятка учителя

Первая отметка за сочинение и изложение – это оценка содержания и его оформления.

При оценке содержания учитываются следующие критерии:

· соответствие содержания теме и достаточно полное ее ракрытие;

· соответствие стиля теме высказывания;

· композиционная стройность, логичность, последовательность;

· достоверность и правильность высказывания (нет фактических ошибок).

Среди ошибок можно выделить:

· ошибки в содержании: пропуск главных частей и важных моментов; искажение содержания, фактические ошибки, противопоставление фактов.

· ошибки в построении: нарушении логической последовательности, нарушение связи между фактами и событиями; повторное возвращение к одному и тому же факту; неумение делить текст на части.

· речевые ошибки: неправильное определение границ предложений; нарушение порядка слов в предложении; неоправданный повтор одного и того же слова, тавтология, употребление лишних слов; неоправданное или неточное употребление слова; неправильное управление или согласование слов в предложении, неправильное употреблении союзов, местоимений, предлогов; неправильное образование слова или его формы.

Примечания

Один – два раза в четверть необходимо классифицировать ошибки и заносить их в журнал ошибок. Это дает возможность выявить основные затруднения каждого ученика, типичные ошибки, свойственные всему классу, и наметить конкретную программу работ с учащимися по их преодолению.

См. распечатку (алгоритм)

· постановка проблемы, сообщение темы и задач урока;

· общая оценка выполнения работ, их анализ;

· организация коллективной работы по редактированию сочинений;

· организация дифференцированной работы над ошибками;

· индивидуальная работа по совершенствованию текста.

 
 

Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

А. Куприн

ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

итоговый государственный экзамен по дисциплине «Методика преподавания русского языка»



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.044 с.)