Кластер на уроках русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кластер на уроках русского языка



____________________________________________________________________ (тема)

Автор работы______Акашина Валентина Алексеевна__________________

(Ф.И.О.)

Шифр работы___РЛЖ-09-02 _____________________филологический факультет

Специальность____русский язык и литература со специализацией практическая журналистика_________________________________________

(наименование)

Руководитель работы___ доцент, кандидат филол. наук Зуева Светлана Витальевна

(уч. звание, уч. степень, Ф.И.О.)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….9

Глава 1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка…………………………………………………………13

1.1. Актуальность использования ТРКМЧП на уроках русского языка………16

1.2. Особенности технологии развития критического мышления через чтение и письмо……………………………………………………………………………….18

1.3. Фазы технологии развития критического мышления через чтение и письмо……………………………………………………………………………….20

1.4. Виды работы с учебно- научным текстом на уроках русского языка……...21

Выводы к главе 1…………………………………………………………………22

Глава 2. Прием кластера в структуре урока русского языка…………………..23

2.1. Прием кластера как способ графической организации материала……….23

2.2. Виды кластеров на уроках русского языка………………………………….26

Выводы к главе 2…………………………………………………………………..32

Глава 3. Проблема обучения школьников приему составления кластеров на уроках русского языка……………………………………………………………..33

3.1. Теория и практика обучения школьников приему составления кластеров на уроках русского языка…………………………………………………………….33

Выводы к главе 3………………………………………………………………….42

Заключение………………………………………………………………………..44
Литература…………………………………………………………………………45
Глоссарий………………………………………………………………………….49
Приложение…………………………………………………………………………55

Введение

Стандарты второго поколения для средней общеобразовательной школы предъявляют новые требования к системе образования в целом, и специфике преподавания русского языка в частности: преодоления репродуктивного стиля обучения и перехода к новой образовательной парадигме, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления учащихся [50: 4]. Это стратегическое направление модернизации образования.

Личностно-ориентированное обучение предполагает смещение акцента на уроке русского языка с информационно-гностического подхода на развивающий и деятельностный, в основе которого формирование личности, способной к активной творческой деятельности. Такое обучение еще называют смыслопоисковым, в отличие от информативного. «Личностно-ориентированное образование акцентирует внимание на развитии смысловой сферы, характерным признаком которой является отношение человека к действительности, осознание ее ценности, поиск причин и смысла происходящего вокруг» [48: 2], иначе говоря, на усвоении рефлексивной культуры.

Технология РКМЧП занимает особое место в методике преподавания русского языка: представляет собой целостную систему, формирующую умения и навыки в процессе чтения и письма. Ее специфика основана на закономерностях взаимодействия личности и информации. Фазы этой технологии («Вызов», «Осмысление», «Рефлексия») обеспечены разнообразными визуальными формами и стратегиями работы с текстом, организации дискуссий и реализацией проектов. Стратегия технологии позволяет проводить обучение на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Тем не менее, несмотря на то, что методом демонстрации процесса мышления в этой технологии является графическая организация материала, а особой популярностью пользуется прием составления кластера, мы практически не имеем работ, которые бы детально рассматривали проблему реализации этого приема на уроке русского языка, а также касались теории и практики обучения школьников приему составления кластеров на уроках русского языка.

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема методики обучения школьников приему составления кластеров на уроках русского языка исследована недостаточно. Вероятно, связано это с тем, что на протяжении долгого времени в школе доминировал репродуктивный стиля обучения в рамках знаниецентрической образовательной парадигмы.

Это обстоятельство определило обращение в настоящей работе к проблеме специфики личностно-ориентированного обучения и технологии РКМЧП, освоение которой в дальнейшем позволит нам обратиться к проблеме кластера на уроке русского языка: его видам и методике обучения школьников этому приему.
Цель исследования:
рассмотреть особенности технологии РКМЧП на материале исследований Шаталова В., Граника Г., Доблаева Л, Алексеева Н., Гурьевой А, Загишева И, Мезенцевой Н., Неретиной М., Свечковой А., Столбуновой, С.Клустера(Клаустера) Д., Меженко Ю. в контексте отечественной и зарубежной научной мысли, сосредоточив внимание на наполненнии понятия «прием кластера», его видах, генетической связи с приемом опорных конспектов, использовании на различных этапах урока русского языка, теории и практике обучения приему школьников, степени изученности вопроса.

Задачи исследования:

- на основе анализа научно- методических исследовательских работ, посвященных изучению проблемы применения технологии РКМЧП на уроках русского языка, сделать вывод об ее особенностях, сформулировать определение термина «критическое мышление», выяснить, в чем его отличие от «творческого» (глава 1);

- охарактеризовать основные признаки кластера как способа графической организации информации, графического систематизатора, выяснить сходства с опорным конспектом и отличия от него, дать классификацию видов кластеров на уроке русского языка, определить специфику работы с различными видами кластеров на каждом из этапов урока (глава 2);

- спланировать и организовать обучение школьников приему составления кластера на уроке русского языка (глава 3).

Объектом исследования является проблема кластера как методического приема на уроках русского языка.

Предметом исследования являются особенности теории и практики обучения школьников приему составления кластера на уроке русского языка.

Научно- методические исследования Граника Г., Доблаева Л, затрагивающие проблему смысловой структуры учебного текста и его понимания, Алексеева Н., Гурьевой А, Загишева И, Клустера(Клаустера) Д., касающиеся проблемы личностно- ориентированного обучения и критического мышления, Мезенцевой Н., Неретиной М., Свечковой А., Столбуновой С. — использования новых образовательных технологий на уроках русского языка, в том числе и приема кластера, представляются методологически значимыми.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при изучении курса «Теории методики обучения русскому языку» в педагогических вузах и колледжах. Полученные выводы могут быть полезны при проведении междисциплинарных научных исследований, но, прежде всего, учтены в практике преподавания русского языка в школах, гимназиях и профильных лицеях как в среднем звене, так и в старших классах.

Структура исследования: данная работа состоит из Введения, 3 глав, Выводов по каждой главе, Заключения, Списка использованной литературы, включающего 51 источник, Глоссария (17 терминов) и Приложения, содержащего 4 примера индивидуальных работ учащихся 5 «Б» класса МБОУ «Гимназия № 1 им. В. И. Ленина» г. Ульяновска.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.29 (0.005 с.)