Виды работы с учебно- научным текстом на уроках русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды работы с учебно- научным текстом на уроках русского языка




Приоритетная роль отводится тексту. Применяются такие виды работы, как чтение текста, его пересказ, анализ, трансформация, проведение дискуссий, касающихся проблем, затронутых в тексте. Учащиеся по-разному интерпретируют уже знакомый текст, а также создают собственный.

Школьнику предлагают освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Учитель в основном занимает позицию лица координирующего. Стратегия технологии позволяет проводить обучение на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Следует отметить, что в блоке универсальных учебных действий познавательной направленности, которыми должен овладеть учащийся, выделяют в том числе и знаково-символические, что напрямую связано с подобным приемом. Модели, рисунки, схемы отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Особой популярностью пользуется прием составления кластеров.

Выводы к главе 1:

В данной главе мы выяснили, что особенности современного общества требуют иного подхода к системе образования в целом и к специфике проведения урока русского языка в частности: обучение должно быть личностно- ориентированным. В процессе обучения важно сформировать у школьника новый стиль мышления, для которого характерны открытость, отсутствие стериотипизации явлений повседневности, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений — критическое мышление, понятие более узкое, нежели «мышление творческое».

Во главу угла ставится развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Именно на это направлена технология развития критического мышления через чтение и письмо, вобравшая в себя идеи и методы коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. Технология имеет особенности организации формы обучения (три этапа: «Вызов», «Осмысление», «Реакция»), а также методов и приемов работы с учебно-научным текстом, одним из которых является прием составления кластера.

 

Глава 2. Прием кластера в структуре урока русского языка
2. 1. Прием кластера как способ графической организации материала

Кластер (от англ. cluster — «скопление», «пучок», «созвездие») — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой- либо темы. Кластер предполагает: 1)выделение смысловых единиц текста и 2) графическое оформление их в виде схемы. Кластер является отражением нелинейной формы мышления, позволяет показать смысловые поля того или иного понятия. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Прием кластера близок по своей специфике опорному конспекту.

«Опорный конспект — это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, содержащее необходимую для долговременного запоминания учебную информацию» [47: 2].

«Опорный сигнал — средства наглядности (символы, слоги, слова, цифры, числа, формулы, правила, графические изображения)» [47: 2]. Неожиданность и экономность — принципы, на которых строятся опорные сигналы. Но есть и другие. Среди них принцип ассоциации. В многочисленных брошюрах с опорными сигналами по разным учебным предметам можно встретить самые неожиданные слова и предложения. К примеру, на страницах брошюр с опорными сигналами по физике можно встретить следующие слова: «Древний Рим», «усики», «аморфное состояние неустойчиво — глицерин». Каждый из этих сигналов несет в себе обильную информацию и, самое главное, помогает восстановить — высветить! — ее содержание.

Понятие опорный конспект связано с именем педагога-новатора Шаталова, который впервые начал применять и дал обоснование ассоциативных опорных конспектов. Идея опоры — главная суть данного конспекта. Кроме подлежащих усвоению единиц информации и различных связей между ними, в опорный конспект вводятся знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Шрифт и цвет указывают иерархию целей по уровню значимости. Составление опорно-ассоциативных конспектов — это сжатие полной информации до очень малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с выделением главного. Эпизоды и детали становятся в ряде случаев опорными пунктами для усвоения событий и явлений. Они запечатлеваются в памяти в роли «носителей» фактов, становятся своего рода сигналами, вызывающими в памяти стоящие за ними основные явления, понятия или процессы.

Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению Шаталова, являются:

1. Лаконичность (300–400 печатных знаков). Под печатным знаком понимается точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. В конспекте находит отражение лишь самое главное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.

2. Структурность предполагает использование приема укрупнения дидактических единиц знания. Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4 — 5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.

3. Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов).

4. Унификация печатных знаков, то есть использование единой символики по одному предмету. Бывает удобно ввести определенные знаки-символы для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов.

5. Автономность обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, мало затрагивая другие блоки. В то же время все блоки между собой связаны логически.

6. Ассоциативность. При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы. Иногда удачный образ позволяет оживить в памяти рассказ по ассоциации;

7. Доступность воспроизведения. Простота требует избегать вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи. Буквенные обозначения сводятся до минимума.

8. Цветовая наглядность и образность требует разнообразить опорные конспекты и блоки по форме, структуре, графическому исполнению, цвету, поскольку одинаковость очень затрудняет запоминание.

Меженко вычленил из опорных конспектов орфографический материал, структурировал его по определенному принципу и подал в виде опорного орфографического компакта (конспекта) — особым образом организованной системы опорных сигналов по орфографии, характеризующейся насыщенностью, большим объёмом информации при незначительном графическом объёме. Весь орфографический материал, изучаемый в школьном курсе, был подан в виде микроблоков, объединенных в блоки.

С одной стороны, была создана система работы «над ошибками», что само по себе очень важно. С другой — конспекты предоставлялись детям в готовом виде для заучивания. Ребенок не получал возможности творчески переосмысливать и перерабатывать материал самостоятельно, схемы были «не его», зачастую он не всегда до конца понимал логику их построения. Примечательно и то, что большое внимание уделялось именно теоретической стороне вопроса, практическая работа сводилась к минимуму.

В педагогическом опыте наработано достаточно много видов и форм опорных сигналов. Среди них можно выделить: опорные сигналы-схемы, опорные сигналы-образы, опорные сигналы-чертежи, опорные сигналы-коды, опорные сигналы-символы. С их помощью сложные системы и процессы можно представить в виде графической модели (структурной схемы и блок-схемы). Таковыми же свойствами, а также и требованиями к построению, обладает и кластер.

«Кластер — это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков» [32: 2].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.006 с.)