Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория и практика обучения школьников приему составления кластеров на уроках русского языка

Поиск

Поговорим о методике обучения школьников приему составления кластера на уроке русского языка.

В качестве экспериментальной группы представляется возможным взять 5 «Б» класс МБОУ «Гимназия № 1 им. В. И. Ленина».

Мы посчитали возможным «разбить» работу по обучению приему кластера на несколько этапов: 1) коллективное составление кластера вместе с учителем; 2) коллективное составление кластера учащимися; 3) составление кластера в группе; 4) создание кластера в паре; 5) индивидуальная работа школьника на уроке.

На первом из этого цикла занятии, посвященном правописанию гласных и согласных в приставках, а также изучению букв З и С на конце приставок, на этапе проверки домашнего задания учитель знакомит школьников с алгоритмом составления кластера, предварительно познакомив их с терминологией, а также пояснив, где может пригодиться им полученный навык.

Преподаватель вместе с учениками составляет кластер, создает проблемную ситуацию: ребенок должен отрефлексировать деятельность, высказать свое предположение о том, помогает ли данная форма работы процессу усвоения материала, его лучшему запоминанию, систематизации.

Таким образом, ребенок будет замотивирован освоить данный прием.

Этап урока, вид работы Действия учителя Действия ученика
VI. Повторение изученного. Проверка домашнего задания. Вид работы: фронтальный опрос.   — Напоследок проверим, как вы выполнили домашнее задание. Вам было задано выбрать для себя самому задание к тексту и выполнить его. Кто готов прочитать, что у него получилось?     —Оригинально! Кто бы хотел освежить нашу память, рассказав правило употребления И и Ы после ц?   — Отлично! Ребята, а сейчас мы попробуем сделать с вами по этому материалу общую… шпаргалку! Да-да, не удивляйтесь! Мы составим своеобразную схему, которая называется кластер. *Учитель делает запись на доске: «Кластер». Обозначает ударный звук. * Слово пришло к нам из английского языка и переводится как «скопление», «пучок», «созвездие». Этот прием поможет нам лучше запомнить ту информацию, которую мы получаем на уроке и дома, систематизировать ее, «свернуть». Но данный навык пригодится не только в среднем звене, но и в старших классах, когда объем информации стремительно увеличится, и запоминать ее, не организовав определенным образом, будет значительно труднее. Сейчас я в середине доски запишу букву Ц. От нее вправо и влево проведем две стрелки. Справа запишем букву И, а слева Ы. Таким образом обозначим, что после Ц может находиться как буква И, так и Ы. Теперь от этих букв также проведем несколько стрелок. Их количество будет зависеть от возможных случаев написания Ы или И после Ц. Кто мне подскажет, сколько стрелок я должна нарисовать с каждой стороны?   — Все думают точно также? Есть ли у вас другие варианты? - Какие случаи я должна записать слева и справа?     *Учитель зарисовывает полученный кластер(во время фронтального опроса).* — Теперь мы знаем, в каких случаях употребляется буква и, а в каких ы после ц? Помогает ли составление кластера лучшему усвоению материала? — Прекрасно! В следующий раз вы попробуете сами составить подобную схему. Один из учеников зачитывает свой вариант ответа: — Цыган пришел в магазин купить циркуль. Продавец удивился. А герой цыкнул на него и ответил, что он работает цирковым артистом и дрессирует цыплят. Циркуль ему нужен, чтобы сделать своим подопечным шляпки.   Ответ ученика № 2: — Буква и после ц пишется в корнях слов и словах на -ция. Буква ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах, а также в корнях слов- исключений: цыпленок, цыган, цыкнуть, на цыпочках.     Ответ ученика № 3: — От буквы И Вы должны провести две стрелки, а от Ы —три.     — Все верно!     — Слева: корень слова, слова на -ция. Справа: окончание, суффикс, корень слов-исключений. *Учащиеся дублируют схему в тетрадь.*     Ответ учащегося: — Да, составив кластер, мы получили иллюстрацию к правилу. Так запомнить гораздо лучше.

 

Для первого знакомство конструктивнее использовать именно этап проверки домашнего задания или повторения изученного материала, так как школьник хорошо знаком с информацией, сложность заключается только в ее организации.

На втором уроке («Правописание корней -раст-, -ращ-, -рос-») учащиеся самостоятельно коллективно составляют кластер на этапе закрепления и систематизации пройденного материала. Школьники предлагают свои варианты организации информации и ее содержание устно (прием «Корзина идей»), делают записи, в процессе работы уточняют фактический материал, подмечают недостатки друг друга, стараются найти самый оптимальный вариант. Ребятам нравится возможность творчески проявить себя, в обсуждении участвуют все.

По окончании работы учитель просит объяснить ему полученную модель, что ученики и делают с энтузиазмом.


На третьем занятии («Буквы ё и о после шипящих в корне») учитель на этапе объяснения нового материала предлагает учащимся самостоятельно поработать с учебником: внимательно прочитать правило, выделить в нем то, что он уже знал, то, что стало новым и то, что ему показалось сложным (прием «Инсерт»). Учащиеся имеют возможность задать вопросы, на которые получают ответы от одноклассников или, в случае затруднения, от учителя.

Затем педагог предлагает ребятам поработать в паре и составить кластер к изучаемому правилу. Школьники советуются, уточняют материал, исправляют ошибки, корректируют недочеты как на уровне теоретического усвоения материала, так и при попытке его систематизации и графической организации.

Через 5 минут ученики предлагают свои варианты кластеров (по желанию), зарисовывают их на доске, комментируют, делают выводы.


На последнем занятии этого цикла уроков («Урок повторения изученного по теме "Морфемика. Орфография."») учащимся в индивидуальном порядке предлагается на альтернативной основе составить кластер на тему «Однокоренные слова и формы одного слова» или выполнить упражнение, задание к которому зафиксировано на доске. Из 23 учащихся, присутствовавших на занятии, поработать над составлением кластера пожелали 12(более половины ребят, что я как педагог посчитала хорошим началом на пути дальнейшего совершенствования в этом виде работы: дети не боятся деятельности данного рода, готовы попробовать составить кластер даже индивидуально, а значит, уверены в наличии у них определенных знаний и навыков). По прошествие 5 минут учащиеся сдают свои работы учителю. Подведение итогов проводится в два этапа: вначале преподаватель просматривает варианты кластера, которые получились у ребят, выбирает наиболее удачные, затем участники защищают свои работы у доски. Класс оценивает их, комментирует, исправляет недочеты. Ребята работают с интересом. К этому времени они уже достаточно хорошо освоили алгоритм составления кластера, научились работать с текстовой информацией и оформлять ее графически. Автор лучшей модели награждается отметкой «отлично». Далее учитель комментирует, почему не все кластеры были допущены к защите: разъясняются, прорабатываются типичные ошибки.

Следует отметить, что типичная ошибка была одна: ребята либо не показали, в чем заключается специфика однокоренных слов, либо показали неверно, например, представив две основы однокоренных слов тождественно равными (см. Приложение).

Наиболее удачный вариант кластера предложил Богданов Богдан:

Выводы к главе 3:

Таким образом, полагаю, очень грамотно обучать умению составлять кластер на уроке русского языка именно поэтапно, на протяжении нескольких учебных занятий. Это целесообразно как с точки зрения методической, так и психолого-педагогической.

В таком случае школьник, который недостаточно хорошо на начальном этапе освоения приема разбирается в алгоритме действий, чувствует поддержку учителя, класса, одноклассника. Установка на неуспех априори отсутствует. Он не боится высказывать свою точку зрения, даже если сомневается в её абсолютной правильности, экспериментировать, творчески переосмысливать факты, которыми владеет. К пятому занятию учащийся уже полностью осваивает методику составления кластера (так как на предыдущих уроках систематически устранялись недочеты, вносились поправки) и не испытывает страх перед самостоятельным, индивидуальным выполнением задания.

Данное методическое исследование представляется интересным и актуальным. Результаты его могут быть использованы при изучении курса «Теории методики обучения русскому языку» в педагогических вузах и колледжах. Полученные выводы могут быть полезны при проведении междисциплинарных научных исследований, но, прежде всего, учтены в практике преподавания русского языка в школах, гимназиях и профильных лицеях как в среднем звене, так и в старших классах.

 

Заключение

В своей работе, таким образом, мы исследовали особенности личностно-ориентированного обучения, технологии РКМЧП, сформулировали определение термина «критическое мышление», выяснили, что «мышление творческое» шире и уже априори включает в себя элементы анализа и оценки проблемы, над которой ведется работа.

Означив основные приемы, используемые в технологии РКМЧП, выяснили, что самым популярным является на уроках русского языка прием составления кластера. Кластер — это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков. Существуют разнообразные виды кластера, наиболее популярными из которых являются «Фишбоун», «Планета и ее спутники» и блок-схема. Каждый вид можно использовать на конкретном этапе русского урока: на этапе закрепления и систематизации изученного материала, целеполагания и повторения изученного материала — «Планета и ее спутники», на этапе изучения нового материала — «Рыбий скелет».

Мы выяснили генетическую связь кластера и опорного конспекта и пришли к выводу, что использование опорных конспектов не дает той свободы мысли, какой обладает ребенок при работе с кластером, составляя который, пропускает материал «через себя», а не просто заучивает наизусть.

Наиболее эффективно обучать методике составления кластера на уроке русского языка поэтапно, на протяжении нескольких учебных занятий. Это целесообразно с точки зрения как методической, так и психолого-педагогической.

 

 

Литература

1. Александрова О. А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку. // Русский язык. – 2006. – № 3.

2. Алексеев Н. А. Понятие личностно ориентированного обучения. // Завуч. – 1999. – № 3.

3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.

4. Бершадский М. Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно - коммуникативных технологий. / М. Е. Бершадский. // Педагогические технологии. – 2006. – № 1.

5. Бройде М. Г. Русский язык в упражнениях и играх. / Бройде М. Г. – М., 2001.

6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.

7. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Педагогика, 1996.

8. Граник Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С. М. Когда книга учит. // [Электронный ресурс]: http://bookday.net/18159-kogda-kniga-uchit-g-g-granik-l-a-koncevaja-s-m.html.

9. Генике Е. А., Трифонова Е. А. Развитие критического мышления (Базовая модель). Кн. 1. – М.: БОНФИ, 2002.

10. Гуревич К. М. Индивидуально - психологические особенности школьников. – М.: Высшая школа, 1998.

11. Гурьева А. В. Урок в технологии Критического мышления. Кластер. (Урок по теме «Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», 8 класс, русская литература). // [Электронный ресурс]: http://www.madamam.ru/blog/urok-v-tekhnologii-kriticheskogo-myshleniya-klaster.

12. Дмитриева О. В. Создание кластера на уроках русского языка. // [Электронный ресурс]: http://wiki.omskedu.ru/index.php?title=%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D0%A1%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%85_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0.

13. Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. / В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982.

14. Дьяконова Е. Ю. Вселенная в алфавитном порядке. 7-й класс. // [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/595562/.

15. Загашев И. О., Заир - Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб: Изд - во «Альянс - Дельта», 2003.

16. Загашев И. О., Заир - Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Изд - во «Альянс - Дельта», 2003.

17. Загашев И. О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма. // [Электронный ресурс]: http: //1 september/ru. 2004/17/15. Htm-35к.

18. Заир - Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. / С. И. Заир- Бек, И. В. Муштавинской.– М.: Просвещение, 2004.

19. Занков Л. В. Дидактика и жизнь. – М., 1968.

20. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

21. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб.: Издательство «Каро», 2006.

22. Ладыженская Т. А. Модернизация образования и риторики. // Русская словесность. – 2005. – № 3.

23. Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В. Урок риторики. // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов. / А. А. Леонтьева. – М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003.

24. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. – М., 1965.

25. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1994.

26. Львов М. Р. Словарь - справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности «Русский язык и литература». – М.: Просвещение, 1998.

27. Львов М. Р. Основы теории речи. – М.: Педагогика, 2000.

28. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ - Медиа, 2008.

29. Мезенцева Н. Е. Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе. // [Электронный ресурс]: http://www.schoolexpert.ru/public?id=279.

30. Муштавинская И. В. ТРКМ: научно - методическое осмысление. // Методист. – 2002. – № 2.

31. Мячина Н. Г. Использование новых технологий на уроке русского языка / Н. Г. Мячиной. // [Электронный ресурс]: http: // festival. 1september.ru/ 2005_2006/ index.php?numb_artic=312207.

32. Неретина М. И. Использование новых образовательных технологий на уроках русского языка. // [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/ispolzovanie-novykh-obrazovatelnykh-tekhnologii-na-urokakh-russkogo-yaz.

33. Петерсон Л. Г. Деятельный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М., 2007.

34. Свечкова А. Н. Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы. // [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/sredstva-formirovaniya-universalnykh-uchebnykh-dei.

35. Столбунова С. В. Лекция 1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. // Как построить нетрадиционный урок русского языка./ «Русский язык». – М.: Издательский Дом «Первое сентября», 2005. – № 18.

36. Тосова Н. А. Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы. // [Электронный ресурс]: http://schoolvosem.ucoz.ru/proekt/Tosova_N.A..pdf.

37. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М.: Педагогика, 1974.

38. Шадриков В. Д. Личностно ориентированное обучение // Педагогика. –1994. – № 5.

39. Якиманская И. С. Развивающее обучение. – М., 1979.

40. Векслер С. И. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Киев, 1974.

41. Дулама М. Э. Кластеры как форма организации мышления. // [Электронный ресурс]: http: //1 september/ruhtm.

42. Клустер (Клаустер) Д. Что такое критическое мышление? // [Электронный ресурс]: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902.

43. Халперн Д. Ф. Психология критического мышления. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.

44. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Л. Г. Петерсон. – М., 2010.

45. Опорные конспекты Ю. Меженко. // [Электронный ресурс]: http://tom-verschool.edu.tomsk.ru/?ur=1055.

46. Психологические особенности творческого мышления личности. // [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/psikhologicheskie-osobennosti-tvorcheskogo-myshleniya-lichnosti.

47. Составление опорных конспектов. // [Электронный ресурс]: http://copy.yandex.net/?tld=ru&text=%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B&url=http%3A%2F%2Flearning.rzd.ru%2Fisvp%2Fdownload%3Fvp%3D54%26load%3Dy%26col_id%3D121%26id%3D1453&fmode=envelope&lr=195&mime=doc&l10n=ru&sign=4b59e8e7add052d0c4ce6482fbab14ba&keyno=0.

48. Теория развития критического мышления. // [Электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.

49. Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо». // [Электронный ресурс]: http://thl.narod.ru/3/ttt.htm.

50. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М- во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. // [Электронный ресурс]: http://standart.edu.ru/.

51. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования / Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.

 

Глоссарий

Ассоциация (лат. associatio — «соединение») — компонент образного мышления, спонтанно возникающая связь между отдельными ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями на основе ассонанса — частичного совпадения, сходства каких-то сторон, качеств, форм различных, не связанных в обыденной жизни предметов.

Словарь изобразительного искусства. — 2004—2009. // [Электронный ресурс]: http://slovari.yandex.ru/%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/%D0%90%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/.

Информационное поле — единица интеграции человеческого сознания, отражающая некоторое понятие, обусловливающее центрально-периферическую связь всех его элементов; представляет собой результат креативного процесса мышления, при этом формируется не каждый смысл в отдельности, но лишь акцептор действия.

Борисова Л. М. Соотношение семантических и смысловых полей качественных прилагательных: психолингвистический аспект. // [Электронный ресурс]: http://copy.yandex.net/?tld=ru&text=%D1%81%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%20%D1%8D%D1%82%D0%BE&url=http%3A%2F%2Felib.altstu.ru%2Felib%2Fdisser%2Ffiles%2Fbosova.doc&fmode=envelope&lr=195&mime=doc&l10n=ru&sign=4610558b2b083ebc434b314a9face7de&keyno=0

Личностно- ориентированное обучение (ЛОО) — это такое обучение, где в центре стоит ученик со своими личностными качествами, и процесс обучения строится в зависимости от возможностей и запросов ребенка, его желаний.

Инновационные технологии обучения в школе. // [Электронный ресурс]: http://do.gendocs.ru/docs/index-94934.html

Кластер — это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.

Неретина М. И. Использование новых образовательных технологий на уроках русского языка. // [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/ispolzovanie-novykh-obrazovatelnykh-tekhnologii-na-urokakh-russkogo-yaz.

Критическое мышление — это вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо». // [Электронный ресурс]: http://thl.narod.ru/3/ttt.htm.

Культура чтения — владение приемами наиболее рационального и продуманного использования изданий, предполагающее хорошее знание компонентов издания, умение не просто воспринимать напечатанное, но и осмысливать его, выделять главное, сопоставлять с тем, что прочитано ранее, запоминать суть прочитанного, делать выписки; библиогр. грамотность и умение использовать ее для того, чтобы отобрать нужные издания, составить план чтения, знание условий работы библиотек и в библиотеках, их каталогов, картотек, справочно-библиогр. аппарата.

Издательский словарь. — 2003. // [Электронный ресурс]: http://slovari.yandex.ru/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%8D%D1%82%D0%BE/%D0%98%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/.

Методика русского языка – это наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и навыков по русскому языку в школе. МПРЯ как наука отвечает на следующие вопросы: для чего учить русскому языку? чему учить? как учить?Ответы на данные вопросы – это разрабатываемые учеными-методистами цели и задачи обучения русскому языку, содержание школьного курса русского языка, принципы, методы, приемы и средства обучения. Развиваясь на стыке таких наук, как лингвистика, педагогика и психология, МРЯ является самостоятельной педагогической наукой, которая имеет свое содержание, свою систему понятий, свой предмет исследования, свои задачи, свою историю развития. Для ученого-методиста язык как особым образом организованная система в совокупности выполняемых функций выступает как объект обучения, причем обучение рассматривается не просто как передача знаний и умений, а как развитие коммуникативных способностей обучаемых.

Методика преподавания русского языка в старшей школе. // [Электронный ресурс]:http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/metodika-prepodavaniya-russkogo-yazyka-v-starshei.

Методический приём — это действие, направленное на решение конкретной задачи. Это способ работы, который выполняется для достижения конкретных результатов и который можно выразить в виде перечня действий.

// [Электронный ресурс]: http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-17566

Опорный конспект — это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, содержащее необходимую для долговременного запоминания учебную информацию.

Составление опорных конспектов. // [Электронный ресурс]: http://copy.yandex.net/?tld=ru&text=%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B&url=http%3A%2F%2Flearning.rzd.ru%2Fisvp%2Fdownload%3Fvp%3D54%26load%3Dy%26col_id%3D121%26id%3D1453&fmode=envelope&lr=195&mime=doc&l10n=ru&sign=4b59e8e7add052d0c4ce6482fbab14ba&keyno=0.

Опорный сигнал — средства наглядности (символы, слоги, слова, цифры, числа, формулы, правила, графические изображения. Неожиданность, экономность и принцип ассоциации — принципы, на которых строятся опорные сигналы.

Составление опорных конспектов. // [Электронный ресурс]: http://copy.yandex.net/?tld=ru&text=%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B&url=http%3A%2F%2Flearning.rzd.ru%2Fisvp%2Fdownload%3Fvp%3D54%26load%3Dy%26col_id%3D121%26id%3D1453&fmode=envelope&lr=195&mime=doc&l10n=ru&sign=4b59e8e7add052d0c4ce6482fbab14ba&keyno=0.

Педагогическая технология — набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями.

Неретина М. И. Использование новых образовательных технологий на уроках русского языка. // [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/ispolzovanie-novykh-obrazovatelnykh-tekhnologii-na-urokakh-russkogo-yaz.

Понимание — разумное, рациональное начало творчества, способность истолкования.

Издательский словарь. — 2003. // [Электронный ресурс]: http://slovari.yandex.ru/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%8D%D1%82%D0%BE/%D0%98%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/.

Смысловое поле — см. Информационное поле.

Творческое мышление — процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на уровень развития, осуществляет движение к новым знаниям. Качественными показателями являются гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность, беглость. В творческом мышлении выделяют его имманентные, неосознаваемые компоненты.

Психологические особенности творческого мышления личности. // [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/psikhologicheskie-osobennosti-tvorcheskogo-myshleniya-lichnosti.

Технология обучения (от греческого techne — «искусство», «мастерство», «умения» и логия – «наука») — это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, посредством оценки применяемых методов.

Неретина М. И. Использование новых образовательных технологий на уроках русского языка. // [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/ispolzovanie-novykh-obrazovatelnykh-tekhnologii-na-urokakh-russkogo-yaz.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую умения и навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Ее специфика основана на закономерностях взаимодействия личности и информации. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо». // [Электронный ресурс]: http://thl.narod.ru/3/ttt.htm.

Урок русского языка —основная организационная форма изучения русского языка в школе. В уроке в сложной дидактической взаимосвязи аккумулируются цели, содержание, методы, формы и средства обучения. Для урока как формы организации учебного процесса характерны четкость цели и содержания, неразрывность образовательных, воспитательных и развивающих задач, рациональное сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся, организационная четкость, координирующая роль педагога.

Урок — основная организационная форма изучения специальных предметов. [Электронный ресурс]: http://osvarke.info/286-urok-osnovnaya-organizacionnaya-forma.html.

Приложение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.241.205 (0.013 с.)