Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды кластеров на уроках русского языкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Опираясь на работы Мезенцевой, Неретиной, Свечковой, Столбуновой, можно говорить о том, что на уроках русского языка прием составления кластера допустимо использовать на разных этапах: при целеполагании, повторении пройденного материала, объяснении нового (особенно при самостоятельной работе с учебником), закреплении изученного материала, систематизации, обобщении. Наиболее популярным видом кластера на этапе изучения нового материала является «Фишбоун» («Рыбий скелет»). На листе бумаги или на доске формулируется основной вопрос, тезис или предмет, о котором предстоит вести речь. Это голова «рыбы». Затем выстраивается «скелет»: по просьбе учителя ребята в течение 1—2 минут фиксируют в тетраде все, что им известно о предмете речи. Таким образом, составляем список идей, которые тем или иным способом должны быть озвучены. Далее учащимся предлагается на основании взаимного обмена знаниями, сведениями сделать определенные выводы о предмете речи или ответить на вопрос, поставленный буквально «во главу». Ответ или вывод является хвостиком нашей «рыбы». На этапе закрепления и систематизации изученного материала самой востребованной и продуктивной моделью кластера является «Планета и ее спутники». Ею удобно воспользоваться также на этапе целеполагания, повторения изученного материала. Последовательность действий при создании кластера проста и логична: 1) посередине чистого листа (классной доски) фиксируется ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы; 2) вокруг записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, понятия, подходящие для данной темы; 3) по мере записи появившиеся слова соединяются разного рода символами (прямыми линиями, векторами, арифметическими знаками) с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге, получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. Систематизировать и представить материал по теме «Однокоренные слова и формы одного слова» в 5 классе можно следующим образом:
Алгоритм выполнения какого-то вида работы (к примеру, планы лингвистических разборов) или процессы мы можем представить в виде блок-схемы, изображающей шаги (этапы, действия) в виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками. Существует множество вариантов блок-схем.
В работе над кластерами учащемуся предоставляется абсолютная творческая свобода: он имеет возможность записывать все, что приходит на ум, дать волю воображению и интуиции. Важно продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут, постараться построить как можно больше связей, не следовать по заранее определенному плану. Данный методический прием позволяет учащимся увидеть собранную информацию в укрупненном виде. Структурирование высказанных идей выявляет противоречия, непроясненные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации. При групповой работе обмен первичной информацией помогает сравнить собственное видение проблемы с другими взглядами и позициями, переосмыслить полученные сведения и прийти к наиболее верному решению задачи. Данный прием можно считать эффективным для работы не только в слабых, но и в сильных классах, так как учащиеся при чтении учебной литературы, как правило, просто воспроизводят факты, но не запоминают важные аспекты темы. Кластер позволяет структурировать полученные знания на отдельные блоки, что невозможно при поверхностном, невдумчивом освоении материала. Особенно удачно применение этого метода в старших классах при возрастании количества изучаемых текстов. Кластер позволяет наиболее эффективно структурировать большой объем информации, облегчить её восприятие и запоминание. В качестве примера мы «свернули» достаточно объемную лекцию по Теории и методике обучения русскому языку (порядка 6 стр., тема: «Теория и методика обучения русскому языку как учебная дисциплина») до следующей схемы:
Выводы к главе 2: Таким образом, кластер — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. По своей природе прием кластер генетически связан с приемом составления опорных конспектов. Однако сама схема работы при создании двух этих форм наглядности принципиально различна: если опорный конспект предоставляется учащемуся в готовом виде и требует заучивания наизусть, то кластер дает возможность свободно и открыто думать, создавать собственные структуры, доступные и «близкие» именно «творцу». Выделяют несколько наиболее популярных видов кластеров: «Фишбоун», «Планета и её спутники» и блок-схема. С кластером можно работать на любом этапе урока. Система кластеров позволяет охватить большой объем информации, помогает эффективнее закрепить и систематизировать её.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.222 (0.008 с.) |