Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Поиск


«Технология (от греческого techne — искусство, мастерство, умения и логия – наука) — совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов. Педагогическая технология — это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, посредством оценки применяемых методов» [32: 1].

Таким образом, педагогическая технология — набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую умения и навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Ее «специфика основана на закономерностях взаимодействия личности и информации» [49: 1]. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Технология РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США. Авторами ее являются Темпл, Стил, Мередит. В ней синтезированы идеи и методы коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной, открытой к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных и воспитательных задач. Можно активно применять её и на уроке русского языка.

Данная технология предполагает, что целью образования является не объем знаний или количество сведений по русскому языку, а то, как ученик способен этой информацией управлять. Знание должно конструироваться в процессе обучения, а не присваиваться в «готовом» виде. Коммуникативно-деятельный принцип обучения предусматривает диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми. Критическое мышление способствует объективной оценке положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте, простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.

Задача педагога на уроках русского языка научить школьников выделять причинно-следственные связи, рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся, отвергать ненужную или неверную информацию, понимать, как различные части информации связаны между собой, выделять ошибки в рассуждениях, делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек, избегать категоричности в утверждениях, быть честным в своих рассуждениях, определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам, выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение, уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения, подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи, отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

Для решения этой задачи важно сформировать на уроке русского языка культуру чтения учащегося. Ребенок должен быть способен ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Учащийся также должен быть в состоянии организовать свою деятельность, проявлять самостоятельную поисковую творческую активности, заниматься самообразованием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.86 (0.009 с.)