Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. 1. Актуальность использования ТРКМЧП на уроках русского языка Как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений? Как отказаться от собственных предубеждений? Именно в ответах на эти вопросы секрет воспитания творческой, деятельностной, рефлексирующей, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию личности. По большому счету на выходе из школы мы должны иметь «продукт», который воспринимает себя органичной частью окружающего его мира, здраво, объективно оценивает действительность — мыслит критически. Человек, обладающий критическим мышлением, способен выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем. Каков смысл понятия «критическое мышление», его границы, каково место критического мышления в ряду других мыслительных навыков? Какие характеристики позволяют распознать критическое мышление в общем потоке познавательной деятельности? При всем многообразии определений критического мышления можно увидеть в них общий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. «Критическое мышление — это мышление открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт» [36: 1]. «Критическое мышление — это вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю» [49: 1]. В своей статье «Что такое критическое мышление?» Клаустер анализирует, что же такое критическое мышления, однако при чтении статьи возникают некоторые вопросы, связанные с двумя аспектами освещаемой темы: пониманием и творческим мышлением. Проблема понимания сложна и неоднозначна, она волнует ученых разных областей: психологов, педагогов, социологов, литературоведов, историков, философов. Каким же образом соотносятся понимание и критическое мышление? Когда мы трудимся над пониманием чужой идеи, наше собственное мышление на первом этапе пассивно: мы лишь воспринимаем то, что создал до нас кто-то другой. Запоминание же фактов и понимание идей являются необходимыми предварительными условиями для критического мышления, однако сами они, даже в своей совокупности, критического мышления не составляют. Действительно, понимание на самой первой ступени встречи с информацией — это еще не показатель критического мышления. Но возможно ли глубокое понимание явления без осуществления анализа, разве не для лучшего понимания информации, текста, слова, другого человека мы учим применять многие приемы и стратегии? Халперн напрямую связывает понимание с использованием особых стратегий и приемов развития такого типа мышления, как критическое. Одна из целей методики, заложенной в программе РКМЧП, о которой речь пойдет позже, — усилить способность глубоко понимать. Критическое мышление и мышление творческое — это разные «вещи» или явления одного порядка? «Творческое мышление — процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на уровень развития, осуществляет движение к новым знаниям. Качественными показателями являются гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность, беглость. В творческом мышлении выделяют его имманентные, неосознаваемые компоненты» [46: 1]. Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами (Гераклит, Демокрит, Платон) и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике. Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами характера. «Узнадзе, Элиава установили, что большое влияние на решение проблемы может оказать наличие установки, то есть внутреннего неосознаваемого состояния готовности к действию, определяющей специфику всей осуществляемой мыслительной деятельности. Пономарёв выявил ряд закономерностей влияния вспомогательных задач на решение проблем» [46: 1–2]. Интуитивные решения подразумевают построение психологических моделей, моделирование условий творческой деятельности, то есть действия, соотносимые с подлинным творчеством. Об этом говорит в своей последней книге Маслоу. О проблеме обучения, ориентированном на догадку, импровизацию, творчество, писал Брунер. И творческое, и критическое мышление – явления повседневные. Где же заканчивается критическое мышление и начинается творческое? Как они соотносятся друг с другом? О факте «перекрещивания» этих явлений говорит Низовская. Мы же склонны считать понятие «творческого мышления» более широким, вбирающим в себя «мышление критическое», ибо создание продукта творческой деятельности, как правило, включат анализ и оценку определенных проблем. Интуиция играет огромную роль в творчестве, и это создает иллюзию легкости, изящества, неосознанности, но известно и такое понятие, как «муки творчества», и многие знают, какую огромную роль играет труд и повседневная работа в достижении чего-то необычного, нового.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.94.189 (0.008 с.) |