Методика изучения частей речи. Система изучения глаголов в начальной школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика изучения частей речи. Система изучения глаголов в начальной школе.



Лингвистическая основа методики изучения частей речи. Алгоритм изучения глаголов. Планируемые результаты изучения глаголов. Работа над видом глаголов, ознакомление с категорией числа, овладение временными формами глагола, понятие о спряжении глаголов.

Имя сущ Имя прил Глагол
предметность кто? (одуш) что? (неодуш), все падежные вопр число, пажеж (скл) подлеж дополн сказуемое обстоят (гл и второст члены признак предм какой? который? чей? какая? чья? какие? число род падеж второст члены действие предм что делать? что сделать?   вид время число лицо(спр)род гл члены предл  

Лингвистической основой методики работы над частями речи в школах является учение о частях речи как разрядах слов, «объединенных общими грамматическими свойствами, отражающими общность их семантики».

 

Разделение слов по разделам осуществляется по признакам:

· семантика

· морфология

· синтаксис (роль в предложении)

 

В начальной школе принят порядок:

· общее ознакомление с частями речи

· изучение каждой части речи (сущ-прил-гл)

 

Глагол:

Планируемые результаты: базовый (определять вид, время у прош - род и число, у наст и буд-спряжение, лицо и ило), повышенный (находить глагол по заданным характеристикам и оценивать правильность выбора)

 

Вид:

(2 КЛАСС БЕЗ ТЕРМИНА) различие по вопросам (что делать, что сделать). Знание вида необходимо для определения спряжения глаг (решать – решить), правильное употребление в речи, в образовании временных форм (петь – буду петь, а не спою).

Число:

семантика один – много (иду – идут), грамматическое средство выражения числа – окончание.

Время:

раскрывается на взаимосвязи времени совершения действия и момента говорения: в момент речи – настоящее время, до момента реши – прошедшее время, после момента речи – будущее время. Составляется таблица изменения глагола по временам в зависимости от вида (строить, решать и построить, решить)

 

Неопределенная форма:

соотносить временные и начальную форму глагола; переход от неопределенной формы к временным и наоборот (на основе табл)

Спряжение:

И зменение глагола прош и буд времени по лицам и числам.

Умения:

· различать лицо глагола по личному местоимению и окончанию

· спрягать глагол с ударным окончанием

· различать глаголы I и II спряжения по окончанию и неопределенной форме

· уметь правильно писать безударные личные окончания в наст и буд времени (II - в безуд ишь I - в безуд ешь)

Анализ УМК по русскому языку с точки зрения разнообразия упражнений, нацеленных на решение задач раздела «Морфология».

Возможности упражнений УМК в формировании УУД при изучении раздела «Морфология».

См. вопросы (27 и 28)

Методика работы над элементами синтаксиса и пунктуации в начальных классах. Методика изучения грамматического понятия в начальной школе.

Направления работы над предложением в начальных классах. Основные виды синтаксических и пунктуационных упражнений на различных этапах обучения русскому языку. Алгоритм изучения грамматических понятий в процессе изучения русского языка.

Работа над предложением включает 4 направления:

· формирование грам.понятия: «предложение – интонационная завершенность, законченная мысль (смысловая завершенность.

Планируемый результат: различать предложение, словосочетание и слово (по смыслу и интонации).

· Изучение структуры предложения:

· Осознание грам.основы

· Понимание сущности связи слов в словосочетании (согласуется, управляет, примыкает)

· Распространённые/нераспр. Предложения (для уточнения)

· Предложения с однородными членами.

Планируемый результат: умение устанавливать связь между словами с помощью смысловых вопросов.

· Формирование умения использовать в своей речи разные предложения по цели высказывания (повеств., побудит., вопросит.) и по интонации (воскл/невоскл).

Планируемый результат: классифицировать предложения по целы выск. и по интонации.

· Развитие умения точно употреблять слова в предложении, избегать речевых ошибок.

Виды упражнений:

· Распространение предложения (моделирование по вопросам): снег тает (какой, где, когда, как)

· Восстановление деформированного текста (связь слов в предл.)

· Деление текста на предложения

· Анализ предложения и составление его схемы

· Составление предложения по заданной схеме

· Составление рассказа, текста.

Пунктуация: совокупность правил употребления знаков препинания. В русском языке пунктуация строится на смысловой, синтаксической и интонационной основах. Все 3 основы связаны между собой и взаимодействуют. Программой предусмотрено ознакомление с запятыми при однородных членах, знаки препинания при прямой речи, запятые в сложном предложении.

Методика развития связной устной и письменной речи.

Виды пересказов и изложений в начальной школе. Приёмы подготовки детей к пересказу. Рекомендуемые виды пересказа к различным жанрам эпоса.

Вид пересказа Цель и задачи Тексты
Подробный, близкий к тексту пересказ (изложение) Осознание логики сюжета, освоение языковых средств выразительности автора. сказки
Выборочный Выбор эпизода по заданию учителя, выбор эпизода к иллюстрации, выбор нескольких эпизодов с целью составления рассказа по теме. Худ. рассказ
Краткий или сжатый (изложение) Выделение главного из каждой части, передача основного содержания кратко, но без логических пропусков Объемные тексты, научно-попул.
Творческие: 1.с изменением лица рассказчика 2. от лица одного из персонажей   3. с творческими дополнениями 4. словесное иллюстрирование   1.Перестраивание текста, изменение грамматич в тексте. 2. дополнение авторского текста с целью передачи характера и т.з. персонажа 3. восстановление частей текста (из прочитанного или воссозданного) 4. воссоздание картин, наиболее значимых сцен 1,2,3 – худ. Тексты, Рассказы   4 – лирич. произв, лирич описания в худ тексте

Приемы подготовки к пересказу:

· мотивация на присвоение учебной задачи, обсуждение необходимости данного вида работы;

· разнообразные виды работы над языковыми средствами с целью выявления авторского стиля и осознанием необходимости воспроизводства этих средств в пересказе;

· анализ выразительного чтения с целью пересечения выразительности речи при пересказе.

· логическое и композиционное разделение текста на части (озаглавите частей, составление плана рассказа.)

· пересказ фрагментов (выборочный как подготовительный, черновой пересказ), анализ достоинств и недостатков пересказа – самооценка и взаимооценка;

· связь с жизнью.

Не рекомендуется пересказывать небольшие тексты подробно (приводит к заучиванию) Стихотворения пересказывать нельзя: разрушается поэтический образ Выбор вида пересказа, определяется целесообразностью работы с данным видом и типом текста.

Алгоритм работы над изложением:

· мотивация;

· чтение или слушание (зависит от класса);

· анализ языковых средств, главной мысли;

· деление текста на части

· составления плана пересказа;

· перечитывание текста или слушание целиком; сам. работа;

· анализ: орфографии и текста.


 

Методика анализа сочинений и изложений в начальных классах.

Виды сочинений в начальных классах. Структура урока анализа детских творческих работ. Классификация ошибок сочинений и изложений. Алгоритм редактирования сочинений и изложений.

Памятка учителя

Первая отметка за сочинение и изложение – это оценка содержания и его оформления.

При оценке содержания учитываются следующие критерии:

· соответствие содержания теме и достаточно полное ее ракрытие;

· соответствие стиля теме высказывания;

· композиционная стройность, логичность, последовательность;

· достоверность и правильность высказывания (нет фактических ошибок).

Среди ошибок можно выделить:

· ошибки в содержании: пропуск главных частей и важных моментов; искажение содержания, фактические ошибки, противопоставление фактов.

· ошибки в построении: нарушении логической последовательности, нарушение связи между фактами и событиями; повторное возвращение к одному и тому же факту; неумение делить текст на части.

· речевые ошибки: неправильное определение границ предложений; нарушение порядка слов в предложении; неоправданный повтор одного и того же слова, тавтология, употребление лишних слов; неоправданное или неточное употребление слова; неправильное управление или согласование слов в предложении, неправильное употреблении союзов, местоимений, предлогов; неправильное образование слова или его формы.

Примечания

Один – два раза в четверть необходимо классифицировать ошибки и заносить их в журнал ошибок. Это дает возможность выявить основные затруднения каждого ученика, типичные ошибки, свойственные всему классу, и наметить конкретную программу работ с учащимися по их преодолению.

См. распечатку (алгоритм)

· постановка проблемы, сообщение темы и задач урока;

· общая оценка выполнения работ, их анализ;

· организация коллективной работы по редактированию сочинений;

· организация дифференцированной работы над ошибками;

· индивидуальная работа по совершенствованию текста.

 
 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.02 с.)