УМК «Начальная инновационная школа» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

УМК «Начальная инновационная школа»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Чмыхало Светланы Михайловны,

высшая квалификационная категория

По окружающему миру

базовый уровень

ДЛЯ 3 КЛАССА

УМК «Начальная инновационная школа»

на 2014/2015 учебный год

 

 

г. Рославль

2014 год

СО Д Е Р Ж А Н И Е:

I. Пояснительная записка с. 3-6

II. Содержание учебного предмета

с. 7-11

III. Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий средствами предметного содержания курса «Окружающий мир» в 3 классе

c. 12-18

IV. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

с. 19-40

V. Материально-техническое обеспечение учебного

процесса с. 40-41

VI. Список литературы с. 42-43

VII. Календарно-тематическое планирование с. 43-46

 

I. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе

· Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

· Примерной основной образовательной программы начального общего образования (авт.-сост. С.А. Болотова – М.: Русское слово, 2012), разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения и рекомендациями Координационного совета при Департаменте общего образования Минобрнауки России по использованию примерной основной образовательной программы (Письмо № 03-48 от 16 августа 2010 г.);

· Авторской программы «Окружающий мир» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений В.А.Самковой (издательство: М.: ООО «Русское слово», 2012г. В авторскую программу изменения не внесены. Электронная версия на сайте издательства.

· Учебного плана МБОУ «Средняя (полная) общеобразовательная школа № 10» на 2014 – 2015 учебный год.

· Учебника, включённого в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год: В.А. Самкова, Н.И. Романова, «Окружающий мир»: Учеб. пособие по окружающему миру, издательство: М.: ООО «Русское слово», 2013г.

 

Данная программа является одним из вариантов реализации со­держания предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» в соответствии с Федеральным государствен­ным образовательным стандартом начального общего образования (2009). «Окружающий мир» представляет собой интегрированный предмет, в содержании которого отражены идеи сближения и взаи­мопроникновения естественно-научных и обществоведческих дис­циплин. Под интеграцией в данном случае понимается функцио­нальное объединение различных областей научного знания (науки о природе, социальные и гуманитарные науки) и других сфер культу­ры (прежде всего искусства), имеющих своей целью сформировать у младших школьников целостное представление о социоприродном окружении человека, о своем месте в окружающем мире.

Предлагаемый курс имеет ряд особенностей. Прежде всего его отличает аксиологический подход к отбору содержания, ориенти­рующий педагога на формирование у младших школьников систе­мы потребностей, ценностей, установок. В содержание предмета включены как объективные знания о природе и обществе, так и те знания, которые несут в своей основе нормативно-ценностную на­грузку. Содержание курса ориентировано на формирование у млад­ших школьников основ личностной культуры, фундамент которой составляют общечеловеческие ценности (добро, истина, красота и др.) и система отношений к окружающему миру (к природе, рукот­ворному миру, другим людям), к себе.

Последовательность изложения нового материала базируется на принципе открывающейся перспективы — младшие школьники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает строить догадки, выдви­гать гипотезы, активизировать потребность постоянного движения к новым знаниям.

Изучение курса предусматривает обращение младших школь­ников за помощью в познании мира к различным источникам информации (словари, справочники, энциклопедии, различные электронные издания, Интернет и др.). Школьники усваивают эле­ментарные навыки работы с информацией: поиск, оценка, преобразование, представление информации и ее практическое приме­нение. Таким образом, в данном случае правомерно говорить об интеграции учебного предмета «Окружающий мир» и мультимедиа-образования.

Ядро интеграции курса представлено следующими системообра­зующими понятиями:

человек — биологическая и социальная природа человека; ис­торически сложившиеся виды деятельности; влияние на природу (виды воздействия, изменения, последствия); система отношений к себе и своему социоприродному окружению; строение и функции организма; здоровье, здоровый образ жизни; безопасная жизнеде­ятельность;

окружающий [человека] мир — природа, общество, техника; со­стояние и охрана окружающей среды;

природа — планета Земля, сферы Земли, Солнечная система, Вселенная; тело, вещество; организм (живое существо), растения, животные, грибы, бактерии; природные явления: физические, хи­мические, географические, биологические;

общество — человек как член общества, семья; класс и школа; родной край, страна; планета — общий дом человечества.

Основная цель формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности..

В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Задачи изучения дисциплины:

ü социализация ребёнка;

ü развитие познавательной активности и самостоятельности в получениизнаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

ü формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);

ü воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

Изучение курса предусматривает обращение школьников за помощью в познании мира к различным источникам информации – словарям, справочникам, энциклопедиям, Интернету.

Школьники усваивают элементарные навыки работы с информацией: поиск, оценка, представление информации и ее практическое применение.

Системообразующая идея программы 2 класса – «Разнообразие». В содержании раскрывается разнообразие природного мира, многообразие растений и животных.

Программа предусматривает проведение практических работ, опытов, экскурсий.

Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определенному ФГОС, на изучение учебного предмета «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю во всех классах начальной школы. Таким образом, в течение учебного года этот курс изучается в 3 классе в количестве 68 часов.

Изменений в содержательной части авторской программы нет.

II. Содержание учебного предмета

Окружающий мир 3 класс (68 часов)

 

Тема Коли­чество часов Содержание Требования к уровню подготовки учащихся Содержание Требования к уровню подготовки учащихся
Как устроена наша планета   Земля — планета. Общие представле­ния о строении Земли. Оболочки (сфе­ры) Земли: твердая (литосфера), водная (гидросфера), воздушная (атмосфера). Живая оболочка Земли — биосфера. Формы земной поверхности: равнина, горы, холмы, овраги. Условные обоз­начения равнин и гор на карте. Осо­бенности земной поверхности родного края (краткая характеристика на осно­ве наблюдений). Водоемы, водотоки, их разнообразие: океан, море, река, озеро, пруд. Ис­пользование водоемов человеком. Во­доемы и водотоки родного края (на­звания и краткая характеристика на основе наблюдений). Стороны горизонта. Ориентирование на местности. Компас. Правила безо­пасного поведения в лесу, у водоема в разное время года. Описывать строение оболочек Земли. Характеризовать основные формы земной поверхности, знать их услов­ное обозначение на глобусе и карте. Приводить примеры использования водоемов человеком. Определять с помощью компаса сто­роны горизонта. Ориентироваться по небесным телам (Солнцу и звездам), по объектам на местности (кора дерева, муравейник, снеговое покрытие склонов). Ориентироваться на местности с по­мощью компаса и плана. Объяснять правила безопасного пове­дения в природе (в лесу, на воде).  
Как взаимо­связаны при­рода и климат   Основные природные зоны (общее представление): арктическая пустыня, тундра, тайга, зона смешанных и ши­роколиственных лесов, степи, пустыни и полупустыни, субтропики. Климат природных зон. Растительный и жи­вотный мир. Особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон. Охрана природы. Приводить примеры взаимосвязи климата и животного и растительного мира. Объяснять, чем обусловлена эта зависимость. Называть в правильной последова­тельности природные зоны России. Описывать их природно-клима­тические условия, растительный и животный мир. Давать сравнительную характеристику различных природных зон России.    
Как взаимо­связаны жи­вые организ­мы и среда обитания   Среды жизни на планете. Что и кто ок­ружает живой организм. Окружающая среда — совокупность всех тел и явле­ний, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотноше­ниях. Наземно-воздушная среда и ее обитатели. Водная среда обитания. Приспособ­ленность организмов к обитанию в водной среде. Обитатели подземных лабиринтов: как организмы приспособились к жизни в почве. Организм как среда обитания. Объяснять зависимость особенностей строения и жизнедеятельности рас­тений и животных от среды их обита­ния. Называть и кратко охарактеризовать основные среды жизни на планете: наземно-воздушную, водную, почву, живой организм. Приводить примеры приспособлен­ности того или иного живого организ­ма к среде его обитания.  
                 

 

Разнообразие экосистем     Элементарные представления о сис­темном строении природы. Живые (биологические) и экологические сис­темы (экосистемы). Экология — на­ука, исследующая взаимосвязи живых организмов и окружающей их среды, «наука о доме». Экосистема как единство сообщества живых организмов и неживой приро­ды (солнечный свет, воздух, вода, поч­ва, растения, животные). Компонен­ты экосистемы. Круговорот веществ в экосистеме. Природные (естествен­ные) и искусственные экосистемы. Простейшая классификация экологи­ческих связей: связи между живыми существами и неживой природой; свя­зи между организмами (внутри одного вида и между различными видами). Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений. Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Игра — один из способов ус­воения навыков поведения, необходи­мых в дальнейшей жизни. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и от­рицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека. Правила безопасного поведения в при­роде. Называть компоненты экосистемы. Приводить примеры взаимодействия компонентов экосистемы. Изготавливать модели, демонстрирующие распускание цветков водных растений. Изготовление модели, имитирующей какой-либо объект или явление (по выбору уч-ся). Приводить примеры внутривидовых и межвидовых отношений в экосистеме. Обосновывать необходимость обмена информацией между живыми организмами. Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на экосистемы. Обосновывать экологически целесообразные правила отношения человека к природе.
Человек в окружающей среде   Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Элементарные представле­ния об экологии жилища. Обеспечение городского дома водой и электроэнер­гией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин воз­никновения экологических проблем. Домашняя обстановка. Предметы до­машнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме. Семейные традиции и се­мейные праздники. Одежда и обувь, их назначение. Стремление украшать себя и свое жилище — одна из древнейших Потребностей человека. Экономное использование ресурсов – одно из условий сохранения окружающей среды. Объяснять причины возникновения одежды и жилища человека. Принимать посильное участие в поддержании порядка и уюта дома (в классе). Обосновывать необходимость эко­номного отношения к электроэнер­гии, воде и другим ресурсам
Городи чело­век   Кочевой образ жизни древних племен. Переход некоторых племен к оседлой жизни, возникновение первых поселе­ний. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т.п.), возможность торговли и др. Города-государства. Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счет прилегающих к нему природных тер­риторий. Влияние города на образ жизни, харак­тер, настроение, культурный уровень его жителей. Проекты городов будуще­го. Правила безопасного поведения в городе. Называть основные принципы выбо­ра места для строительства первых го­родов. Объяснять, в чем заключается влия­ние городов на окружающую природу. Приводить примеры, как город влияет на здоровье и настроение его жителей. Обосновывать целесообразность и выполнять правила безопасного пове­дения в городе.
По странам и континентам   Общее представление о многообразии стран и народов нашей планеты. Страны, с которыми граничит Россия. Страны ближнего и дальнего зарубежья. Знакомство с некоторыми странами, наиболее контрастными по своим при­родно-климатическим и культурным особенностям. Норвегия. Расположе­ние на карте. Столица Норвегии — го­род Осло. Главные достопримечатель­ности. Страницы истории, культурные связи с Россией. Греция. Расположение на карте. Сто­лица Греции — город Афины. Главные достопримечательности. Общие стра­ницы истории, культурные связи с Рос­сией. Соединенные Штаты Америки (США). Столица США — город Вашингтон. Главные достопримечательности. Находить изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информа­цию о зарубежных странах с помощью библиотеки, Интернета и других ин­формационных источников. Описывать особенности 2—3 стран мира. Приводить примеры вклада изучен­ных стран в мировую культуру.
Человек пре­одолевает расстояния   Общественный транспорт. Городской и сельский транспорт. Наземный, воз­душный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телефон, теле­граф. Средства массовой информации: ра­дио, телевидение, пресса, Интернет. Излагать историю возникновения различных видов транспорта. Называть и соблюдать в реальных ситуациях правила пользования обще­ственным и личным транспортом. Приводить примеры, доказывающие важность средств массовой информа­ции. Находить информацию в различ­ных источниках.
Итоговый урок      

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 3 класса ученики должны:

-владеть понятиями «форма Земли», «земная кора», «земная поверхность», «мантия», «ядро»

- уметь описывать строение литосферы, водной оболочки Земли,

- уметь характеризовать основные формы земной поверхности, состав атмосферы

- объяснять значение термина «биосфера», что такое почва, перегной, плодородие почвы

- знать устройство компаса и определять с помощью компаса стороны горизонта

- объяснять, что такое масштаб

- обнаруживать и объяснять взаимосвязи между живой и неживой природой

- описывать природно – климатические условия, животный и растительный мир арктической пустыни, тундры, тайги, зоны смешанных и широколиственных лесов, степей, пустынь, полупустынь

- объяснять зависимость особенностей строения и жизнедеятельности растений и животных от среды их обитания

- уметь характеризовать наземно-воздушную среду, водную среду, обитателей почвы

- давать определения «система», «экосистема»

- уметь называть компоненты лесной, водной экосистем, описывать болота, как экосистему

- называть компоненты экосистемы пустыни, городской экосистемы

- уметь высказывать суждение на тему «Человек в окружающей среде» (природа, жилище, вода, электроэнергия, предметы домашнего обихода, одежда, обувьуметь объяснять значение понятий «экономика», «бюджет»

- знать признаки города, называть признаки, по которым города отличаются друг от друга

- владеть элементами экологической культуры: загрязнение городской среды, проблема роста бытовых отходов и мусора, влияние городской среды на человека, чистота города

- Знать и показывать изученную страну на глобусе и карте, знать ближайших соседей России

- излагать историю возникновения различных видов транспорта

- выделать признаки классификации видов городского транспорта

- уметь характеризовать водный, воздушный, наземный виды транспорта

- уметь находить информацию в различных источниках

 

III. Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий средствами предметного содержания курса «Русский язык» в 3 классе

В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать.

В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Метапредметные результаты

Предметные

Учащийся начнёт учиться:

§ выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;

§ различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

§ определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира (цвет, размер, форма и др.);

§ сравнивать, находить сходства и различия предметов, объединять их в группы;

§ различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространенные растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;

§ называть признаки живых существ; существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных;

§ различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, словесного описания представителей различных групп растений, грибов, животных;

§ приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых,пластинчатых, трубчатых), животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);

§ описывать, характеризовать изученные группы растений, грибов, животных, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем и на примере своей местности);

§ сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;

§ различать внешние части дерева, цветкового растения, тел млекопитающих, птиц, насекомых, рыб;

§ называть части тела человека;

§ характеризовать признаки времён года;

§ объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);

§ находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;

§ оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;

§ участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

§ вести наблюдения за растениями и животными, сезонными изменениями в природе.

Ученик получит возможность научиться:

§ ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

выполнять режим дня;

рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий о достопримечательностях родного города (села);

объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;

классифицировать растения, грибы, животных по существенным признакам, выявлять их сходства и различия, распределять на группы по выделенным (учителем) основаниям;

объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;

анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;

интерпретировать значение используемых условных знаков для обозначения природных объектов;

осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.);

осознать, что многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;

создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);

понимать, что в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; что среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека; что важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним.

Использование учащимся приобрётенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения наиболее распространённых в своей местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; обеспечения безопасности своей жизни; ухода за комнатными растениями и растениями пришкольного участка, домашними животными, животными живого уголка; проведения наблюдений объектов живой природы, за деятельностью людей с целью оценки их положительного и отрицательного воздействия на природу; выполнения правил культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; безопасного и экологически грамотного поведения в природе, укрепления своего здоровья, охраны природы.

Чтобы учащийся понимал:

§ в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека;

§ важно сохранять разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним;

§ многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;

§ можно создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);

§ надо оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.

IV. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Учебного процесса

Наименование объектов, средств материально-технического обеспечения Количество Примечание
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Окружающий мир: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях / В.А. Самкова, Н.И. Романова «Окружающий мир», 3 класс. М.: ООО «Русское слово», 2013. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.А. Самкова, Н.И. Романова «Окружающий мир», 3 класс, учебник. М.: ООО «Русское слово», 2013. Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения). Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружаю­щем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).   К П П   Библиотечный фонд комп­лектуется на основе феде­рального перечня учебников, рекомендованных (допущен­ных) Минобрнауки РФ
Печатные пособия
Таблицы природоведческого и обществоведче­ского содержания в соответствии с программой обучения. Плакаты по основным темам естествознания — магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. п.). Портреты выдающихся людей России (полити­ческих деятелей, военачальников, писателей, поэ­тов, композиторов и др.). Д Д Д  
Демонстрационные пособия
Географические и исторические настенные карты. Иллюстративные материалы (альбомы, комплек­ты открыток и др.) Д Ф  
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок Магнитофон Компьютер    
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по предмету (в том числе в циф­ровой форме) Д  
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры возду­ха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Часы с синхронизированными стрелками. Микроскоп. Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта. Муляжи овощей, фруктов, грибов (с учётом со­держания обучения). Д Д Д Д Д Д Д Д  
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения). Живые объекты (комнатные растения.) Ф/П Ф/П Д Д  
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путеше­ствия и пр.) П  

 

VII. Список литературы

Нормативные документы и учебно-методический комплект, обеспечивающие реализацию программы:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилин, А.М. Кондаков. – М.: Просвещение, 2010.

3. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1, 2 класс / под ред. О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.

4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

5. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: В 2 ч.Ч. 1, 2. – М.: Просвещение, 2010.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.- 31с. (Стандарты второго поколения).

8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / под ред. А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2010.

9. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010.

10. Основная образовательная программа начального общего образования для образовательных учреждений, работающих по системе «Начальная инновационная школа» / С.А. Болотова, Н.Е. Скрипова. – М.: Русское слово, 2012.

 

Для учащихся:

1. Окружающий мир: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях / В.А. Самкова, Н.И. Романова «Окружающий мир», 2 класс. М.: ООО «Русское слово», 2012.

2. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.А. Самкова, Н.И. Романова «Окружающий мир», 2 класс, учебник. М.: ООО «Русское слово», 2012.

Для учителя:

1. Самкова В.А. Программа общеобразовательных учреждений. Образовательная область «Окружающий мир»: 1-4 классы: Программа и тематическое планирование. - М.: ООО «Русское слово», 2012.

2. Самкова В.А. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса. – М.: ООО «Русское слово», 2012.

 

 

VII. Учебно - тематический план курса «Окружающий мир»

(В.А.Самкова, Н.И.Романова) – 3 класс - 68ч

№ урока Тема Дата проведения
  Путешествие к центру Земли  
  «Земная твердь» - литосфера.  
  Водная оболочка.  
  Что такое рельеф.  
  Водоёмы, водотоки и их разнообразие.  
  Воздушная оболочка.  
  Живая оболочка Земли – биосфера.  
  Самая тонкая оболочка Земли – почва.  
  Стороны горизонта. Ориентирование на местности.  
  Поверхность Земли – взгляд с высоты.  
  Какие бывают карты.  
  Как не заблудиться в лесу.  
  Что такое «природная зона».  
  Ледяное безмолвие: арктическая пустыня.  
  В краю вечной мерзлоты: тундра.  
  Тайга.  
  Зона смешанных и широколиственных лесов.  
  Степные просторы.  
  В жарких субтропиках.  
  Пустыни и полупустыни.  
  Ядовитые растения различных природных зон.  
  Среды жизни на планете.  
  Кто и что окружает живой организм.  
  Обитатели наземно-воздушной среды.  
  Как организмы приспособились к жизни в водной среде.  
  Обитатели подземных лабиринтов: как организмы приспособились к жизни в почве.  
  Что такое «летающий зоопарк»: обитатели четвёртой среды жизни.  
  Что такое «система».  
  От кочки до оболочки: экологические системы.  
  Компоненты экосистемы.  
  Цепи и сети: кто кого ест  
  Вместе – безопаснее  
  И вместе не тесно, и врозь – скучно.  
  Как животные обмениваются информацией.  
  Самая распространённая экосистема суши: леса.  
  Водные экосистемы: ручей.  
  Между сушей и водой: экосистемы болот.  
  Жизнь без воды: экосистемы пустынь.  
  Город как экосистема.  
  Человек изменяет экосистемы.  
  Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги.  
  Животные нападают и защищаются.  
  Может ли человек существовать без природы.  
  Мой дом – моя крепость.  
  Что нам стоит дом построить…  
  «А у нас в квартире газ, а у вас?»  
  О кувшинах, выросших на грядке и не только.  
  На плохую одежду плохая надежда.  
  Какая обувь самая удобная.  
  Экономика домашнего хозяйства  
  Дом тянется к дому – получается город.  
  Как «растёт» город.  
  Как «живёт» город.  
  Как город влияет на человека.  
  Будущее города – город будущего.  
  Самые чистые города мира.  
  Сколько стран на нашей планете.  
  Наши ближайшие соседи: с кем граничит Россия.  
  Норвегия – страна фьордов и … троллей.  
  Греция: наследники Древней Эллады.  
  Путешествие через океан: Соединённые Штаты Америки.  
  Зачем нужен транспорт.  
  Транспорт в городе.  
  О чём говорят дорожные знаки.  
  Водный транспорт  
  Человек покоряет воздушные просторы.  
  Средства связи и информация.  
  Итоговый урок.  

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Чмыхало Светланы Михайловны,

высшая квалификационная категория

По окружающему миру

базовый уровень

ДЛЯ 3 КЛАССА

УМК «Начальная инновационная школа»

на 2014/2015 учебный год

 

 

г. Рославль

2014 год

СО Д Е Р Ж А Н И Е:

I. Пояснительная записка с. 3-6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1024; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.103 с.)