Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Изменений в содержательной части авторской программы нет.
II. Содержание учебного предмета
Окружающий мир 3 класс (68 часов)
Тема
| Количество часов
| Содержание
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Содержание
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Как устроена наша планета
|
| Земля — планета. Общие представления о строении Земли. Оболочки (сферы) Земли: твердая (литосфера), водная (гидросфера), воздушная (атмосфера). Живая оболочка Земли — биосфера. Формы земной поверхности: равнина, горы, холмы, овраги. Условные обозначения равнин и гор на карте. Особенности земной поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, водотоки, их разнообразие: океан, море, река, озеро, пруд. Использование водоемов человеком. Водоемы и водотоки родного края (названия и краткая характеристика на основе наблюдений).
Стороны горизонта. Ориентирование на местности. Компас. Правила безопасного поведения в лесу, у водоема в разное время года.
| Описывать строение оболочек Земли. Характеризовать основные формы земной поверхности, знать их условное обозначение на глобусе и карте. Приводить примеры использования водоемов человеком.
Определять с помощью компаса стороны горизонта.
Ориентироваться по небесным телам (Солнцу и звездам), по объектам на местности (кора дерева, муравейник, снеговое покрытие склонов). Ориентироваться на местности с помощью компаса и плана.
Объяснять правила безопасного поведения в природе (в лесу, на воде).
| | Как взаимосвязаны природа и климат
|
| Основные природные зоны (общее представление): арктическая пустыня, тундра, тайга, зона смешанных и широколиственных лесов, степи, пустыни
и полупустыни, субтропики. Климат природных зон. Растительный и животный мир. Особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон. Охрана природы.
| Приводить примеры взаимосвязи климата и животного и растительного мира. Объяснять, чем обусловлена эта зависимость.
Называть в правильной последовательности природные зоны России. Описывать их природно-климатические условия, растительный и животный мир.
Давать сравнительную характеристику различных природных зон России.
| | Как взаимосвязаны живые организмы и среда обитания
|
| Среды жизни на планете. Что и кто окружает живой организм. Окружающая среда — совокупность всех тел и явлений, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях. Наземно-воздушная среда и ее обитатели.
Водная среда обитания. Приспособленность организмов к обитанию в водной среде.
Обитатели подземных лабиринтов: как организмы приспособились к жизни в почве.
Организм как среда обитания.
| Объяснять зависимость особенностей строения и жизнедеятельности растений и животных от среды их обитания.
Называть и кратко охарактеризовать основные среды жизни на планете: наземно-воздушную, водную, почву, живой организм.
Приводить примеры приспособленности того или иного живого организма к среде его обитания.
| | | | | | | | | | |
Разнообразие
экосистем
|
| Элементарные представления о системном строении природы. Живые (биологические) и экологические системы (экосистемы). Экология — наука, исследующая взаимосвязи живых организмов и окружающей их среды, «наука о доме».
Экосистема как единство сообщества живых организмов и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Компоненты экосистемы. Круговорот веществ в экосистеме. Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Простейшая классификация экологических связей: связи между живыми существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между различными видами). Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые
сигналы, запахи, язык поз и движений. Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Игра — один из способов усвоения навыков поведения, необходимых в дальнейшей жизни.
Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.
Правила безопасного поведения в природе.
| Называть компоненты экосистемы.
Приводить примеры взаимодействия компонентов экосистемы.
Изготавливать модели, демонстрирующие распускание цветков водных растений.
Изготовление модели, имитирующей какой-либо объект или явление (по выбору уч-ся).
Приводить примеры внутривидовых и межвидовых отношений в экосистеме.
Обосновывать необходимость обмена информацией между живыми организмами.
Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на экосистемы.
Обосновывать экологически целесообразные правила отношения человека к природе.
| Человек в
окружающей
среде
|
| Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Элементарные представления об экологии жилища. Обеспечение городского дома водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Домашняя обстановка. Предметы домашнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме. Семейные традиции и семейные праздники. Одежда и обувь, их назначение. Стремление украшать себя и свое жилище — одна из древнейших
Потребностей человека. Экономное использование ресурсов – одно из условий сохранения окружающей среды.
| Объяснять причины возникновения одежды и жилища человека. Принимать посильное участие в поддержании порядка и уюта дома (в классе).
Обосновывать необходимость экономного отношения к электроэнергии, воде и другим ресурсам
| Городи человек
|
| Кочевой образ жизни древних племен. Переход некоторых племен к оседлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т.п.), возможность торговли и др. Города-государства. Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счет прилегающих к нему природных территорий.
Влияние города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей. Проекты городов будущего. Правила безопасного поведения в городе.
| Называть основные принципы выбора места для строительства первых городов.
Объяснять, в чем заключается влияние городов на окружающую природу. Приводить примеры, как город влияет на здоровье и настроение его жителей. Обосновывать целесообразность и выполнять правила безопасного поведения в городе.
| По странам и континентам
|
| Общее представление о многообразии стран и народов нашей планеты. Страны, с которыми граничит Россия. Страны ближнего и дальнего зарубежья. Знакомство с некоторыми странами, наиболее контрастными по своим природно-климатическим и культурным особенностям. Норвегия. Расположение на карте. Столица Норвегии — город Осло. Главные достопримечательности. Страницы истории, культурные связи с Россией.
Греция. Расположение на карте. Столица Греции — город Афины. Главные достопримечательности. Общие страницы истории, культурные связи с Россией.
Соединенные Штаты Америки (США). Столица США — город Вашингтон. Главные достопримечательности.
| Находить изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о зарубежных странах с помощью библиотеки, Интернета и других информационных источников. Описывать особенности 2—3 стран мира.
Приводить примеры вклада изученных стран в мировую культуру.
| Человек преодолевает расстояния
|
| Общественный транспорт. Городской и сельский транспорт. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила
пользования транспортом.
Средства связи: почта, телефон, телеграф.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
| Излагать историю возникновения различных видов транспорта. Называть и соблюдать в реальных ситуациях правила пользования общественным и личным транспортом. Приводить примеры, доказывающие важность средств массовой информации. Находить информацию в различных источниках.
| Итоговый урок
|
|
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 3 класса ученики должны:
-владеть понятиями «форма Земли», «земная кора», «земная поверхность», «мантия», «ядро»
- уметь описывать строение литосферы, водной оболочки Земли,
- уметь характеризовать основные формы земной поверхности, состав атмосферы
- объяснять значение термина «биосфера», что такое почва, перегной, плодородие почвы
- знать устройство компаса и определять с помощью компаса стороны горизонта
- объяснять, что такое масштаб
- обнаруживать и объяснять взаимосвязи между живой и неживой природой
- описывать природно – климатические условия, животный и растительный мир арктической пустыни, тундры, тайги, зоны смешанных и широколиственных лесов, степей, пустынь, полупустынь
- объяснять зависимость особенностей строения и жизнедеятельности растений и животных от среды их обитания
- уметь характеризовать наземно-воздушную среду, водную среду, обитателей почвы
- давать определения «система», «экосистема»
- уметь называть компоненты лесной, водной экосистем, описывать болота, как экосистему
- называть компоненты экосистемы пустыни, городской экосистемы
- уметь высказывать суждение на тему «Человек в окружающей среде» (природа, жилище, вода, электроэнергия, предметы домашнего обихода, одежда, обувьуметь объяснять значение понятий «экономика», «бюджет»
- знать признаки города, называть признаки, по которым города отличаются друг от друга
- владеть элементами экологической культуры: загрязнение городской среды, проблема роста бытовых отходов и мусора, влияние городской среды на человека, чистота города
- Знать и показывать изученную страну на глобусе и карте, знать ближайших соседей России
- излагать историю возникновения различных видов транспорта
- выделать признаки классификации видов городского транспорта
- уметь характеризовать водный, воздушный, наземный виды транспорта
- уметь находить информацию в различных источниках
III. Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий средствами предметного содержания курса «Русский язык» в 3 классе
В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать.
В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
|