Модуль 6. Методы обучения в начальной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 6. Методы обучения в начальной школе



Метод как дидактико-методическая категория. Характеристика существующих классификаций методов обучения применительно для начальной школы (И.Т.Огородников, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др.). Системный подход к решению проблемы методов обучения применительно для начальной школы. Общедидактическая концепция методов обучения (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). Характеристика каждого метода обучения предложенной концепции: цели, назначение, структура. Классификации методов обучения русскому языку в начальной школе (И.Р.Палей, М.Т.Баранов, М.Р.Львов, Л.П.Федоренко, А.В.Текучев и др.).

Иллюстрации, демонстрации, наблюдения в процессе обучения. Алгоритмы деятельности учителя начальных классов по выбору методов обучения.

Кроме того, изучение определенной части материала дисциплины Методика №2. «Теоретические основы предметных методик начального образования» осуществляется студентами самостоятельно.

На самостоятельное изучение выносятся те вопросы, которые вошли в основную программу, но рассматривались на практических и лабораторных занятиях недостаточно подробно.

В процессе изучения данной дисциплины осуществляются различные формы контроля, поэтому преподаватель должен разработать формы контроля в соответствии с положением о балльно-рейтинговой системе в вузе.

Текущий контроль осуществляется в процесс лекционных, практических и лабораторных занятий с учетом их посещаемости и успеваемости студентов, включает в себя успеваемость на основании практических, лабораторных занятий и самостоятельной работы (аудиторной и неаудиторной).

Промежуточный контроль включает в себя суммарное оценивание успеваемости студентов в течение практических и лабораторных занятий, результаты проверочных работ, самостоятельных работ, тестирования по завершении модуля.

Итоговый контроль предполагает суммирование баллов, накопленных в течение семестра.

Экзамен по контрольным вопросам в устной форме проводится в случае, если студент не набирает в ходе обучения минимального количества баллов для положительной промежуточной или итоговой аттестации (70 баллов - экзамен).

На экзамене оценивается ответ на каждый из двух теоретических вопросов билета и решения педагогической задачи.

Оценка «отлично» выставляется студенту, ответившему глубоко и полно на поставленные теоретические вопросы и продемонстрировавшему умение практически реализовывать знания в решении педагогической задачи. Студент свободно владеет основными понятиями дисциплины, разбирается в различных педагогических концепциях, методологических основах, демонстрирует компетентность при решении педагогических задач, пользуется инновационными технологиями.

Оценка «хорошо» выставляется экзаменующемуся в соответствии с теми же критериями, но при наличии некоторых из недочетов в ответе: отсутствие логики в изложении, недостаточно полный ответ, ошибочное использование понятий, неумение самостоятельно привести примеры, негрубые фактические ошибки.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который продемонстрировал знания базовых понятий и категорий курса, однако не смог развернуто и логично ответить на поставленные вопросы.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не усвоил основных понятий и категорий курса и не сумел выполнить практическое задание.

 

Методические указания для студентов при изучении дисциплины «Методика обучения и воспитания» Методика №2. «Общие основы предметных методик начального образования»

  • Познакомьтесь с учебно-методическим пособием «Общие основы предметных методик», которое включают: пояснительную записку, цель и задачи курса, основное содержание программы, список основной, дополнительной литературы, содержание практических и лабораторных занятий, самостоятельной работы, вопросы к экзамену.
  • Познакомьтесь с содержанием каждой темы занятия, которое включает формулировку темы, определяет конечную цель ее изучения, основные теоретические понятия, задания для самостоятельной работы, перечень литературы для выполнения практических заданий, педагогические задачи, алгоритмы деятельности студента в решении педагогических задач.
  • Приступая к подготовке по теме, соотнесите формулировку темы с определяемой целью, запаситесь нужной литературой из списка основных и дополнительных источников, необходимых для занятия (литература имеется в читальном зале, в библиотеке на учебном абонементе, в кабинетах № 50,52, в интернете).
  • Внимательно познакомьтесь с содержанием темы, теоретические понятия, которые вызывают затруднения в понимании и требуют дополнительных разъяснений, объясните с помощью педагогического словаря.
  • В планах практических и лабораторных занятий есть теоретические вопросы, ответы на которые можно найти в лекции или в литературе, представленной в учебной программе. Ответы могут быть подготовлены в виде конспектов, тезисов, плана, отмеченного в лекции материала, отксерокопированного из учебника. В любом случае студент отвечает на занятии устно, с опорой на подготовленный материал.
  • Далее следуют задания для самостоятельной работы студентов, которые должны быть выполнены к определенному времени. Для более качественного и эффективного их выполнения познакомьтесь с публикацией в журнале, законспектируйте статью, будьте готовы рассказать о ней на занятии.
  • Вернитесь к формулировке темы и еще раз проверьте, все ли вам понятно, готовы ли вы ответить на вопросы по теме, представить выполненные практические задания, которые будут обсуждаться в ходе занятия. Вопросы, вызвавшие у вас затруднения, можете задать преподавателю в начале занятия.

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Методика обучения и воспитания» Методика №2. «Общие основы предметных методик начального образования»

Изучение определенной части материала дисциплины Методика №2. «Теоретические основы предметных методик начального образования» осуществляется студентами самостоятельно.

Самостоятельная работа студентов – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.

Методически обеспечить самостоятельную работу студентов – значит составить перечень форм и тематику самостоятельных работ, сформулировать цели и задачи каждого из них, разработать инструкции или методические указания, подобрать учебную, справочную, методическую и научную литературу.

Самостоятельная работа студентов при изучении данной дисциплины обеспечивается наличием информационно – предметного обеспечения: учебников, указанных в списке литературы, учебных и учебно-методических пособий, конспектов лекций, справочного материала по дисциплине, научно-методических журналов, средств информационной поддержки.

Данные методические материалы для СРС обеспечивают возможность самоконтроля студентов.

Для СРС также рекомендуется соответствующая научная и специальная монографическая и периодическая литература в планах практических и лабораторных занятий. Все это составляет процессуально-организованный аспект самостоятельной работы студентов.

На самостоятельное изучение выносятся те вопросы, которые вошли в основную программу, но рассматривались на практических и лабораторных занятиях недостаточно подробно.

При изучении данной дисциплины организация СРС представляет единство трех взаимосвязанных форм:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа.

2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.

3. Творческая и научно-исследовательская работа.

Виды внеаудиторной СРС при изучении данной дисциплины разнообразны:

подготовка и написание рефератов, докладов, конспектирование статей; выполнение домашних заданий разнообразного характера; решение педагогических и методических задач; подбор и изучение литературных источников; выполнение графических работ и др.; выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы; выполнение курсовых проектов по данной дисциплине; подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, олимпиадах и др.

Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной СРС преподаватель на каждом ее этапе разъясняет цели работы, контролирует понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

Аудиторная самостоятельная работа реализуется при проведении практических и лабораторных занятий и во время чтения лекций.

При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории контролируется усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов.

На практических и лабораторных занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

На практических занятиях по данной дисциплине отводится много времени на обсуждение педагогических задач. При проведении практических и лабораторных занятий студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение педагогической задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.

Выполнение лабораторного занятия, как и другие виды учебной деятельности, содержит много возможностей применения активных методов обучения и организации СРС на основе индивидуального подхода.

При проведении лабораторного занятия необходимо создать условия для максимально самостоятельного выполнения лабораторных работ. Поэтому при выполнении работы необходимо:

1. Провести экспресс-опрос (устно или в тестовой форме) по теоретическому материалу, необходимому для выполнения работы (с баллом).

2. Проверить планы выполнения лабораторных работ, подготовленные студентом дома (с баллом).

3. Оценить работу студента в аудитории и полученные им данные (балл).

4. Проверить и выставить балл за отчет.

Любая лабораторная работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретацию экспериментальных данных. При этом часть работ может не носить обязательный характер, а выполняться в рамках самостоятельной работы по курсу. В ряд работ целесообразно включить разделы с дополнительными элементами научных исследований, которые потребуют углубленной самостоятельной проработки теоретического материала.

Для проведения занятий преподавателю необходимо иметь большой банк заданий и педагогических задач для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть им дифференцированы по степени сложности.

По результатам самостоятельного решения педагогических задач выставляется по каждому занятию балл. Балл предварительной подготовки студента к практическому занятию определяется путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум - 10 минут. Таким образом, при интенсивной работе на каждом занятии каждому студенту суммируются баллы по разным видам деятельности студентов.

По материалам модуля выдается студенту домашнее задание и на практическом занятии подводится итог его изучения (например, провести контрольную работу в целом по модулю), обсудить оценки каждого студента, выдать дополнительные задания тем студентам, которые хотят повысить оценку. Результаты выполнения этих заданий повышают оценку уже в конце семестра, на зачетной неделе, т.е. рейтинговая оценка на начало семестра ставится по текущей работе только, а рейтинговая оценка на конец зачетной недели учитывает все дополнительные виды работ.

Изучение литературы также можно подразделить на отдельные виды самостоятельной работы: изучение базовой литературы - учебников и монографий; изучение дополнительной литературы - периодические издания, специализированные книги, практикумы; конспектирование изученных источников.

Следует отметить, что без конспектирования полноценное изучение литературы не возможно.

Практическая деятельность, как форма самостоятельной работы, включает в себя следующие виды самостоятельной работы: подготовку научных докладов, рефератов и выступление с ними на практических и лабораторных занятиях; · изготовление наглядных схем, диаграмм; подготовку отчетов по практике; участие в конкурсах, олимпиадах на лучшую работу студентов; выступление с докладами на научных студенческих конференциях.

Отдельно следует выделить подготовку к экзамену, как особый вид самостоятельной работы. Основное его отличие от других видов изучения литературы в том, что студенты готовятся к экзамену по имеющейся программе и ищут в различных источниках ответы на конкретные вопросы.

Для подготовки к сессии и успешной сдачи экзамена необходимо повторить весь учебный курс и набрать определенное количество баллов. Окончательное изучение дисциплины закрепляется путем слушания лекций по темам курса и участием в практических и лабораторных занятиях.

Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы.

Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные занятия, банки заданий и задач. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:

- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;

- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;

- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;

- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль по дисциплине в виде балльно-рейтинговой системы или экзамена;

- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

В последние годы наряду с традиционными формами контроля - коллоквиумами, зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы. В первую очередь следует отметить рейтинговую систему контроля, применяемую во многих вузах, в том числе и в АГПА. Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Введение рейтинга может вызвать увеличение нагрузки преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплин, разработке заданий разного уровня сложности и т.д. Но такая работа позволяет преподавателю раскрыть свои педагогические возможности и воплотить свои идеи совершенствования учебного процесса.

Весьма полезным, на наш взгляд, может быть тестовый контроль знаний и умений студентов, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.

Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, студент получает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз.

Конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, поэтому данные рекомендации не претендуют на универсальность. Их цель - помочь преподавателю сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы.

 

12. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

1. Мультимедийное сопровождение лекций

2. Операционные системы Windows XP, Vista, Windows 7;

3. Пакет офисных программ MS Office (MS Word, Excel, Power Point, Publisher);

5. Доступ в электронно-библиотечную систему IPRbooks

13. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса дисциплины

Материально-техническое обеспечение включает в себя: наличие компьютерного класса общего пользования с подключением к Интернет; учебные классы, оснащенные современной аудио- и видеотехникой; компьютерные мультимедийные проекторы во всех аудиториях, где проводятся лекционные занятия и другая техника для презентаций учебного материала.

Необходимо программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

-современное лицензионное программное обеспечение,

-доступ к электронным базам данных: электронная библиотека диссертаций РГБ, базы данных персональные компьютеры и мультимедийное оборудование;

пакет MS Office 2007.

видео - аудиовизуальные средства обучения;

электронная библиотека курса (на сайте АГПА).


Дополнительные материалы

Глоссарий

Диагностика обученности – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации обучения.

Дидактика – наука, изучающая и исследующая проблемы обучения и образования.

Дидактическая концепция – система взглядов, принципов на обучение.

Дидактическая система – выделенное по определенным критериям целостное образование, представленное единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения.

Дидактическая теория – совокупность обобщенных положений о процессе обучения, а также правил организации этого процесса.

Дифференциация обучения – форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы и способности.

Закономерность обучения – объективная, существенная, необходимая, общая, устойчивая и повторяющаяся связь между компонентами обучения.

Метод обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося, направленной на достижение заданной цели.

Обучение (1) – взаимодействие учителя и учащихся, в котором учащиеся с помощью и под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности, овладевают системой научных знаний об окружающем их мире и формируют научное мировоззрение, всесторонне развивают интеллект и умение учиться, а также нравственные качества и ценностные ориентации в соответствии с личными и общественными интересами и потребностями; (2) – процесс общения, в котором происходит управляемое познание, индивидуальное освоение общечеловеческой культуры и опыта жизнедеятельности человека.

Отметка – количественное выражение оценки в балльной системе.

Оценка – качественный показатель результатов обучения.

Познавательный интерес – интегративное свойство личности, обеспечивающее духовное богатство личности, помогающее ей отобрать из окружающей действительности личностно значимое и ценное.

Преподавание – упорядоченная деятельность учителя по реализации цели обучения.

Прием обучения – структурный элемент метода обучения, отдельная операция, умственное или практическое действие учителя или учащегося.

Принцип обучения – руководящая идея, нормативное требование к организации и осуществлению процесса обучения.

Проверка – выявление и измерение результатов обучения.

Самостоятельная работа учащихся – способ организации учебной деятельности учащихся, осуществляемый под прямым или косвенным руководством педагога, но без непосредственной помощи педагога.

Содержание образования (1) – система знаний, умений и навыков, отобранная для изучения в определенном типе образовательного учреждения; (2) – совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в процессе учебно-воспитательной работы; (3) – педагогически адаптированный социальный опыт, подлежащий усвоению.

Стандарт образования – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Структура урока – совокупность элементов урока, обеспечивающих его целостность и сохранение основных характеристик при различных вариантах сочетания.

Таксономия целей обучения – группа категорий целей, каждая из которых выражает определенную совокупность и последовательность операций.

Урок – динамическая и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учащихся с учителем, включающая содержание, методы и средства обучения, и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.

Усвоение – организованная познавательная деятельность ученика, процесс и результат превращения учебного материала в достояние и качества личности учащегося.

Учебная программа – нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по каждому учебному предмету.

Учебный план – нормативный документ, определяющий состав учебных предметов и порядок их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.

Учебный предмет – дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков в определенной отрасли науки.

Учение – деятельность ученика, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, самореализацию в познавательной деятельности.

Форма обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Форма организации обучения – конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия.

Целостность – внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды.

Цель обучения – конечные и промежуточные результаты обучения, которых достигают учащиеся в познавательной, эмоционально-ценностной и психомоторной областях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.063 с.)