Алгоритм анализа любого раздела Программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алгоритм анализа любого раздела Программы



1.Установить, в каком классе изучается этот раздел.

2.Установить количество часов, отведенных на изучение этого раздела.

3.Определить цели и задачи раздела.

4.Определить структуру этого раздела.

5.Изучить содержание раздела.

6.Выделить интеллектуально–познавательный компонент (знания) раздела.

7.Выделить и проанализировать понятийный аппарат раздела.

8.Выделить действенно – практический компонент (умения) анализируемого раздела.

9.Выделить методы и приемы изучения данного раздела.

 

Задание 2. Изучите Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год. Какие УМК включают в себя завершенные предметные линии учебников по всем предметам начального общего образования: русский язык, литературное чтение, математика, информатика, окружающий мир, технология, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский), основы духовно-нравственной культуры народов России? Проанализируйте учебники по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру и изобразительному искусству по предложенному алгоритму. Сделайте вывод о соответствии учебников современным требованиям к обучению младших школьников.

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКА

1.Выписать выходные данные, имеющиеся на титульном листе учебника.

2.Определить, как соотносится теоретический материал с положениями науки.

3.Описать структуру учебника.

1).Показать, как реализуются основные функции: а)информационная, б)трансформационная, в)систематизирующая, г)развивающая, д)воспитательная.

2).Выяснить различные способы подачи нового материала в зависимости от характера научных фактов, явлений и особенностей учебной задачи.

3).Аргументировать разграничение изучаемого материала по степени важности, необходимости, значимости.

4).Обосновать наличие иллюстративного материала (рисунки, схемы, таблицы, иллюстрации).

а. Проанализировать материал, с помощью которого происходит обучение младших школьников способам деятельности (образцы разборов, образцы рассуждений, способы применения правил).

б. Определить значимость и полезность справочного материала учебников.

в. Отметить наличие в учебниках упражнений, направленных на формирование и совершенствование специальных умений и навыков.

 

 

Практическое занятие № 5

Тема: ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ: ТРАДИЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ

Литература

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М.: Академия, 2007. - 352 с. - (Высшее профессиональное образование).

3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

4. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

5. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

6. Реутова Л.П. Общие вопросы предметных методик: учебно-методическое пособие. – Армавир: АФ ГБОУ ККИДППО, 2012.

 

Дополнительная литература

1. Абасов З. Формы обучения – групповая работа //Директор школы. 1998. № 6. С.62-66.

2. Безрукова В.Достоинства и недостатки современного урока.//Директор школы.- 2004.- №1.- С.23; №2.- С.33.

3. Дайри, Н.Г. Основное усвоить на уроке: Книга для учителя [Текст] / Н.Г. Дайри. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.

4. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя [Текст] / Ю.Б. Зотов. – М.: Просвещение, 1984.- 144 с.

5. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. [Текст] / Г.Д. Кириллова. – М.: Просвещение, 1980. – 174 с.

6. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока [Текст] / Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 126 с.

7. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.

8. Махмутов, М.И. Современный урок: Монографии [Текст] / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1985. – 183 с.

9. Онищук, В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей [Текст] / В.А. Онищук. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.

10. Попова С.В. Мой взгляд на современный урок //Начальная школа. - 2001. - № 4. - С. 70-74.

11. Приступа Т.Н. О типе, структуре и системе уроков //Начальная школа. - 1990. - № 11. - С.54-58.

12. Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст] / Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2009. – 112 с.

13. Щуркова, Н.Е. Культура современного урока [Текст] / Н.Е. Щуркова. - Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1997. - 114 с.

14. Яковлев М.Н., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе.- М., 1985.

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1. Подготовьтесь к дискуссии по следующим вопросам:

- каковы существенные признаки урока?

- как определяется тип и вид урока?

- какой урок можно считать проблемным, интегрированным?

- что является главным при планировании урока?

- каковы важнейшие критерии оценки современного урока?

Задание 2. Подготовьте обзор статей по проблеме совершенствования урока по журналам «Начальная школа», «Педагогика», «Народное образование», обратите внимание на развивающий и воспитывающий характер обучения.

Задание 3. Подготовьте письменный ответ по характеристике типологии уроков в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Сформулируйте основные цели и пути их достижения для урока каждого типа, выделите структурные компоненты уроков, составьте алгоритм моделирования данных уроков.

1тип урока - открытия нового знания (ОНЗ).

2тип урока – урок отработки умений и рефлексии.

3 тип. Уроки построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности)

4 тип. Уроки развивающего контроля

5тип урока – урок – исследования (урок творчества)

II. ПРАКТИКУМ

Задание 1. Проанализируйте конспект урока русского языка «Есть ли у слов родственники?» в системе ТО (см. Приложение 1)

Задание 2. Проанализируйте конспект урока русского языка «Есть ли у слов родственники?» в системе РО ( Реутова Л.П. Общие вопросы предметных методик: учебно-методическое пособие. – Армавир: АФ ГБОУ ККИДППО, 2012, с.46-50 )

Задание 3. Посетите уроки разных типов в традиционной системе обучения и проанализируйте их по алгоритму. Провести наблюдение урока (русского языка, математики, чтения, природоведения, труда и др.) и составить подробный протокол. В протоколе необходимо отмечать время урока, означающее начало каждого нового вида работы. Сделайте выводы относительно особенностей построения уроков в начальной школе.

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА УРОКА

Учебный предмет:  
Цель посещения:    
Дата:  
Класс, учитель:    
Тема урока:    
Тип урока:    
Цель урока:  
Формируемые УУД:    
Количество учащихся в классе:  
Присутствовали на уроке:  

Аспекты анализа урока

Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения студента-практиканта
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) 1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию. 2.Результативность решения дидактической задачи
Содержание урока Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника
Методы обучения Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели
Формы обучения 1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока. 2. Целесообразность использования предложенных заданий
Результативность урока Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока
Практическая направленность урока Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности 1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока 2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий) 3. Взаимопомощь
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные
Эффективность использования технических средств обучения (далее – ТСО) и ИКТ на уроке 1. Целесообразность применения ТСО и ИКТ на данном уроке. 2. Способствуют ли ТСО и ИКТ повышению интереса обучающихся к изучаемой теме? 3. Позволяют ли ТСО и ИКТ рационально расходовать время на уроке? 4. Рациональность и обоснованность заданий для обучающихся, связанных с ТСО и ИКТ. 5. Умение учителя работать с ТСО и ИКТ. 6. Активизация деятельности обучающихся на этапе урока с применением ТСО и ИКТ
Структура урока Соответствие структуры урока основной дидактической задаче
Педагогический стиль Соблюдение норм педагогической этики
Гигиенические требования Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы

Выводы и рекомендации:

Приложение 1

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ УРОКА

Основные дидактические (обучающие) задачи урока Содержание наблюдения
Обеспечение осознания и усвоения понятий, законов, правил, алгоритмов, закономерностей Усвоение = понимание + запоминание Правильное воспроизведение 1.Методы и приемы предъявления нового материала школьникам. 2.Формы организации учебной деятельности 3. Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, затрудняющимся в устном воспроизведении терминов, правил, алгоритмов и т.д.
Формирований умений применения теоретических положений в условиях решения учебных задач Овладение = усвоение + применение ЗУНов в условиях решения учебных задач 1.Методы и формы организации самостоятельной учебной деятельности школьников. 2.Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, испытывающим трудности при решении учебных задач со стороны учителя и одноклассников
Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность) Овладение = усвоение + применение УУД в условиях решения учебных задач 1.Приемы обучения учащихся работе с источниками информации 2.Формы организации учебной деятельности школьников (фронтальная, парная, парная, групповая) 3.Приемы индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников (непосредственные и опосредованные с помощью пособий)
Формирование УУД в условиях решения практических задач Овладение = усвоение УУД + применение ЗУНов в условиях решения практических задач Приемы использования средств учебного предмета в целях изучения окружающего мира
Повторение (обобщение или систематизация) ЗУНов, УУД 1.Объем содержания обобщения и систематизации (отдельные темы, глава, и т.д.) 2.Методы повторения (обобщение, систематизация)
Контроль за степенью усвоения ЗУНов Результаты вы выполнения контрольных работ

Приложение 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.68 (0.013 с.)