Образовательная программа: «Школа России».
Тема урока: Сложение величин.
Тип нового знания: правило.
Этапы урока
| Действия учителя
| Содержание этапа
| Применяемые проблемные методы
|
Деятельность
учителя
| Деятельность
ученика
|
Постановка учебной проблемы.
| Создание проблемной ситуации (прием 5).
Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации.
Побуждение к формулированию учебной проблемы.
| -Найдите длину ломаных линий.
-Получится ли найти длину первой ломаной линии?
-Чем является первая ломаная линия?
-Как вычислить её длину?
-Получится ли найти длину второй ломаной линии?
-Как найти длину?
-Получится ли найти длину третьей ломаной?
- Почему не получается?
- Чем последнее вычисление не похоже на предыдущее?
- Какой возникает вопрос?
Учитель фиксирует вопрос на доске.
| Выполняют задание.
-Да.
-Квадрат.
- Длину сторон умножить на четыре. (8см ∙ 4=32 см)
-Да.
-Сложим сантиметры с сантиметрами, миллиметры с миллиметрами. Найдём результат.
2см5мм+4см+3см1мм=
=2см+4см+3см+5мм+1мм=9см6мм
-Нет.
Испытывают затруднение.
(Возникновение проблемной ситуации.)
4см8мм+5см6мм+13см7мм
- Складывали сантиметры с сантиметрами, миллиметры с миллиметрами. В результате при сложении количество миллиметров получается больше 10.
(Осознание противоречия проблемной ситуации.)
-Как сложить такие величины, когда миллиметров получается больше десяти?
(Учебная проблема возникла как вопрос.)
-Как сложить такие величины, когда миллиметров получается больше десяти?
| Побуждающий от проблемной ситуации диалог
|
Поиск решения учебной проблемы.
| Организация работы в группах.
Побуждение к выдвижению гипотез.
Побуждение к проверке гипотез.
| - Сейчас будете вычислять новое выражение в группах.
Подходит к каждой группе:
- Какие есть гипотезы?
- С чего нужно начать?
- Группы, поместите карточки на доске и прокомментируйте
свой способ решения.
-Как можно проверить ваши гипотезы?
Если нет ответа - учитель задаёт наводящий вопрос:
-Может быть, воспользуемся какой-нибудь меркой?
-Как проверить вычисление с помощью линейки?
-Выполняйте проверку.
-Что дала проверка?
- Какой способ вычисления правильный?
- Значит, как надо складывать величины?
- Сравните свой вывод с учебником.
| Разбиваются по группам, получают карточку с выражением 4см8мм+5см6мм+13см7мм=, начинают работу.
Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует её на карточке.
1) 4см8мм+5см6мм+
+13см7мм=4см+5см+13см+
+8мм+6мм+7мм=
=22см21мм
2)Надо перевести в наименьшие единицы измерения и сложить их.
4см8 мм=48мм
5см6мм=56мм
13см7мм=137мм
4см8мм+5см6мм+13см7мм=48мм+56мм+137мм=241мм=24см1мм
Предположим, что дети затрудняются ответить.
-Давайте проверим по линейке.
-Отложим по линейке величины, которые мы сложили и проверим результат.
(План проверки.)
- Если сравнить полученные результаты, то видно, что, первый ответ ошибочный, второй верный.
(Аргумент.)
- Сначала все величины перевести в более мелкие единицы измерения, т. е. в миллиметры, затем вычислим значение и вернёмся к исходным мерам.
- Формулируют правило.
(Открытие нового знания.)
- Всё верно.
| Побуждающий к гипотезам и проверке диалог.
|
Воспроизведение нового.
| Использование продуктивного задания на формулирование темы и создание опорного сигнала.
| -С какой темой сегодня работаем?
- Сейчас будете работать в парах.
- Перед вами набор карточек, которые надо разложить в нужном порядке, чтобы получился алгоритм сложения величин.
- Проверим составленный алгоритм и зафиксируем на доске.
| - «Сложение величин».
Работают в паре.
Выводят алгоритм:
1.Переведу величины в наименьшие единицы измерения.
2.Сложу, как обычные числа.
3.Полученный результат снова переведу в наибольшие единицы измерения.
(Создание опорного сигнала.)
|
|