Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект урока русского языка во 2 классе (рсо)

Поиск

Тип урока: постановка учебной задачи.

Тема урока: Есть ли у слов родственники?

Цель урока: определить учебную задачу.

Зона актуальных знаний учащихся:

Учащиеся до данного урока изучили раздел «Способы проверки орфограмм слабых позиций». В результате изучения данного раздела дети должны были, выявив способы проверки, сформировать самое общее представление о принципе русского письма. Для этого они должны овладеть:

-различиями сильной и слабой позиции звуков;

- понятием «орфограмма» на буквах, обозначающих звуки в слабых позициях;

- признаками сильных и слабых позиций для гласных и парных по звонкости – глухости согласных звуков;

- самостоятельно ставить орфографические задачи.

Зона ближайших знаний:

- способы орфографического действия, опирающиеся на понимание основного закона русского письма; введение понятия «родственные слова».

Ход урока с поэлементным анализом:

1этап – создания «ситуации успеха». 1. Предлагаются для записи следующие слова: деревья, дарить, книжка, гнездо, соловей, лечить, ветка, альбом, носить, ветер, хвастун. Уч.: Найдите орфограммы слабых позиций в записанных вами словах. Решите орфографические задачи известными вам способами. Уч.: Все ли орфографические задачи удалось решить? Д.: Нет. Уч.: Давайте проверим задание. Д.: д?ревья – подбираю проверочное слово, изменяю слово – дерево. В сильной позиции О, значит, в слове деревья тоже надо писать букву «О». ?льбом – подбираю проверочное слово, не могу проверить, проверяю орфограмму слабой позиции по словарю. Уч.: Давайте проговорим еще раз, что нужно помнить, чтобы выполнить это задание? Все ли слова вы смогли проверить? Какие слова вам не удалось проверить? Д.: хвастун. Уч.: Кто может выйти к доске и грамотно записать это слово? Но в начале давайте выясним, что значит грамотно записать слово? Д.: с пропуском орфограмм слабых позиций. Саша записывает слово так: хв?стун. Уч.: Оцените ответ Саши. Давайте вместе еще раз произнесем это слово. Уч.: Скажите мне, пожалуйста, зачем мы пишем слова с пропуском букв? Д.: Потому что мы не знаем, какую букву в этом месте надо писать. Уч.: Молодцы, а теперь измените форму этого слова. Д.: хвастуны, хвастуна, хвастуну. Уч.: Смогли ли вы проверить эту орфограмму? Д.: Нет. Уч.: Попробуйте найти это слово в орфографическом словаре. Нашли? Д.: Нет. 2этап – ситуация «интеллектуального разрыва» (или этап мотивации).   Уч.: Скажите, ребята, а если бы мы все время пользовались письмом с дырками, легко ли нам было читать тексты? Давайте попробуем. Уч.: Понимаем ли мы друг друга, читая такой текст? Д.: Нет. Уч.: Сколько способов заполнения дырок вы знаете? Д.: два. Уч.: А все ли слова можно проверить этими способами? Д.: Нет. Уч.: Докажите. Уч.: Значит, существует другой какой – то неизвестный способ проверки орфограммы в этом слове? А вот какой мы еще не знаем. Хотите узнать еще об одном способе проверки? Д.: Да. Уч.: Подумайте и скажите, связаны ли слова хвастун и хвост по смыслу? Д.: Нет. Уч.: Почему? Д.: Хвастун – это тот человек, который хвастается, а хвост – это часть животного. Уч.: Как вы думаете, ребята, а связаны ли между собой слова хвастать и хвастун? Д.: Да, между этими словами обнаруживается смысловая связь: хвастун – тот, кто хвастает. Уч.: Похоже ли у них звучание? Можно ли их назвать родственниками? Д.: Да. 3этап – постановка учебной задачи. Уч.: Ребята, посмотрите на запись, сделанную на доске. Уч.: Как вы думаете, записанные слова можно считать родственниками? Можно ли проверить орфограмму с помощью родственных слов? 4 этап – решение поставленной задачи. Уч.: Так вот, ребята, сегодня мы попробуем ответить на эти вопросы. Уч.: Запишите слова лес, лесник. Выделите в них основы и окончания. Д.: лес, лесник. Уч.: Как вы думаете это разные слова? Д.: Да, потому что основы у них разные и называют они разные. Уч.: Давайте вместе выясним, что обозначают эти слова? Что такое лес? А кто такой лесник? Уч.: Какое слово появилось в языке раньше, как вы думаете? Почему? Д.: Слово лес, а слово лесник можно объяснить с помощью слова лес. Уч.: а если одно слово образовалось от другого, как бы родилось от него, можно ли считать эти слова родственниками? Д.: Можно. Уч.: Какие еще слова «родились» от слова лес? Д.: Лесной(воздух) – воздух в лесу, лесистая(местность) – местность, покрытая лесами, перелесок – небольшой, редкий лес. Уч.: Найдите слова, с помощью которого можно объяснить данные: рыбак-человек, который ловит рыбу; рыбный суп – суп из рыбы; рыбалка –ловля рыбы. Д.: Это слово рыба. Уч.: А как можно назвать все эти четыре слова? Д.: Родственными. Уч.: А если бы я просто изменила слово рыба, например: рыбы, рыбе, рыбу, рыбой, о рыбе такие слова можно назвать родственными? Д.: Нет, потому что изменения слова рыба называют одно и тоже и основа у них одна и та же. Уч.: Чем они отличаются от родственных слов? Д.: Родственные слова называют разное, у них разные основы с одной и той же общей частью и образовались эти слова от одного и того же слова. 5этап – конструирование способа проверки. Уч.: Подберите «родственников» к следующему слову гр?бы. Уч.: Запишите звуками эти слова. Д.: [грибы, грип, грибной, грибник]. Уч.: Являются ли эти слова родственными? Д.: Да. Уч.: Почему вы так считаете? Выделите в этих словах общую часть. Уч.: Есть ли в общей части этих слов орфограмма? Д.: Есть. Уч.: А нет ли среди этих слов такого, в котором гласный звук находится в сильной позиции? Д.: Есть, это слово гриб. Уч.: Можно ли использовать это слово для проверки орфограммы во всех остальных родственных словах? Д.: Можно. 6этап – отработка открытого способа проверки. Уч.: Выполните задание №5, с.35. Уч.: Найдя в основах общие части, выделите орфограммы. Найдите среди слов такое, в котором гласный звук находился бы в сильной позиции. Сделайте вывод. 7этап – подведение итогов урока (рефлексия). Уч.: Ребята, мы сегодня хорошо порабртали на уроке. Какие открытия мы сделали? Д.: Мы узнали о родственных словах. Уч.: Какие же слова можно назвать родственными? Д.6 Это такие слова, которые образовались от одного и того же слова и которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Уч.: А какое еще открытие мы с вами сделали? Д.: Мы доказали, что с помощью родственных слов можно проверить орфограмму. Уч.: Молодцы, ребята. Что было интересно (сложно, непонятно) на уроке?   Работая с заданием, учащиеся используют известные им способы действия: путем изменения слов, с помощью словаря.     Ученики по очереди у доски выполняют это задание, а остальные учащиеся сверяют записи по тетрадям.   Каждый ученик объясняет действие по проверке безударных гласных в словах, затем остальные ребята определяют лучшего комментатора. Учащимся удается проверить орфограммы во всех словах, кроме хвастун, теми способами, которыми они овладели.     Вызывается ученик к доске для записи этого слова. Все остальные пишут в тетрадях. Дети вместе с учителем произносят это слово.     Изменением этого слова детям не удается проверить орфограмму.   Учащиеся не находят этого слова в орфографическом словаре.   Иногда этап «интеллектуального разрыва» можно совместить с этапом создания ситуации успеха. Детям предлагается прочитать такой текст. Запись текста дана на доске.   Дети еще раз проговаривают эти способы. Учащиеся называют орфограммы слабых позиций в конце слов и орфограммы слабых позиций в основе слова. Ребята обсуждают эту проблему в группах, высказывают свои мысли, возникает предположение проверить выделенную орфограмму словом хвастать, кто– то предлагает слово «хвост».     Выдвигаются различные версии: одна из них – связаны; другая – не связаны.     На доске запись слов лес – лесник, хвастать – хвастун.   Учитель предлагает на 1 вопрос ответить после выполнения заданий №1, №2 второго параграфа (с.34).     Обсуждение в группах.     Учитель предлагает учащимся для анализа слова с производной основой.     Работа производится в группах. Ребята устно подбирают родственные слова.   Можно пользоваться цветным мелком, карандашом и т. п.     Групповая работа. Критерии выполнения: правильность выбранных слов, время. Звучит образец подробного комментирования способа действия.   Учителем задается домашнее задание: подберите к словам сосна, соль «родственников» и запишите их. Выделите орфограммы. Подчеркните проверочное слово.

 

Практическое занятие № 6

Тема: АЛГОРИТМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

Литература

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М.: Академия, 2007. - 352 с. - (Высшее профессиональное образование).

3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

4. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

5. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

6. Реутова Л.П. Общие вопросы предметных методик: учебно-методическое пособие. – Армавир: АФ ГБОУ ККИДППО, 2012.

 

Дополнительная литература

1. Абасов З. Формы обучения – групповая работа //Директор школы. 1998. № 6. С.62-66.

2. Безрукова В.Достоинства и недостатки современного урока.//Директор школы.- 2004.- №1.- С.23; №2.- С.33.

3. Дайри, Н.Г. Основное усвоить на уроке: Книга для учителя [Текст] / Н.Г. Дайри. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.

4. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя [Текст] / Ю.Б. Зотов. – М.: Просвещение, 1984.- 144 с.

5. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. [Текст] / Г.Д. Кириллова. – М.: Просвещение, 1980. – 174 с.

6. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока [Текст] / Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 126 с.

7. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.

8. Махмутов, М.И. Современный урок: Монография [Текст] / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1985. – 183 с.

9. Онищук, В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей [Текст] / В.А. Онищук. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.

10. Приступа Т.Н. О типе, структуре и системе уроков //Начальная школа. - 1990. - № 11. - С.54-58.

11. Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст] / Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2009. – 112 с.

12. Щуркова, Н.Е. Культура современного урока [Текст] / Н.Е. Щуркова. - Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1997. - 114 с.

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1. Подготовьте методические проекты по следующим темам:

«Подготовка учителя к традиционному уроку» (1 группа):

· анализ материала изучаемой темы;

· подготовка к уроку;

· составление конспекта урока;

· деятельность учителя по моделированию урока изучения новых знаний (умений);

· деятельность учителя по моделированию урока закрепления;

· деятельность учителя по моделированию урока повторения;

· деятельность учителя по моделированию урока обобщения и совершенствования навыков;

· деятельность учителя по моделированию урока работы над ошибками;

· деятельность учителя по планированию системы уроков разных типов.

«Подготовка учителя к проблемному уроку» (2 группа):

· проблемный урок;

· структурные элементы проблемного урока;

· принципы организации учебного материала и построения процесса проблемного обучения;

· моделирование этапа актуализации прежних знаний;

· моделирование этапа формирования умений и навыков;

· соблюдение правил по организации проблемного урока.

«Подготовка учителя к уроку в системе РО» (3 группа):

· урок в системе развивающего обучения;

· основные типы уроков в системе РО;

· структура уроков в системе РО;

· моделирование урока постановки учебной задачи;

· деятельность учителя по проектированию урока моделирования;

· моделирование урока конструирования способа (понятия);

· моделирование урока контроля;

· моделирование урока оценки.

II. ПРАКТИКУМ

Задание 1. Изучите, особенности изучения темы «Родственные слова» во 2 классе УМК «Школа России», проанализируйте программы по русскому языку, тематическое планирование, учебники и составьте технологическую карту урока. Используйте предложенные ниже алгоритмы.

Предмет: русский язык, класс: 2 «А»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, УМК: «Школа России»

Технологическая карта

Тема «Что такое родственные слова?»
Цель  
Задачи  
Формируемые УУД  
Основные понятия Родственные слова, корень слова, синонимы,
Ресурсы: - основные - дополнительные   Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», рабочая тетрадь В.П. Канакина «Русский язык», ЦОР «Русский язык»
Организация пространства Учебный кабинет, интерактивна доска, ИКТ, парты расставлены парами для групповой работы
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.          
I. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»          
II. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока.          
III. «Открытие» обучающимися новых знаний Цель. Познакомить с делением существительных на три группы.          
IV. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания о синонимах и родственных словах            
V.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверить умения в определении родственные слова самоконтроль усвоения знаний.          
Физ.минутка          
VI. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового знания в систему изученного материала.          
VII. Рефлексия Цель. Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.          
VIII. Подведение итогов урока          
IX Д/з.          

 

АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ (УМЕНИЙ)

1.Сформулировать тему урока.

2.Сформулировать цель урока.

3.Проанализировать содержание нового языкового материала с точки зрения лингвистических основ.

4.Проанализировать содержание языкового материала по учебнику на предмет выделения имеющихся знаний и элемента новизны.

5.Определить последовательность этапов урока.

6.Продумать логико – психологическую подструктуру каждого этапа.

7.Продумать организацию и содержание подготовительного этапа: составить систему вопросов и заданий, определить формы подачи заданий, формы контроля.

8.Продумать организацию и содержание этапа изучения новых знаний:

выбрать оптимальный метод обучения;

продумать эффективные средства для ознакомления с новым материалом;

продумать задания, обеспечивающие логический переход от подготовительного этапа к основному;

помнить о логико – психологической подструктуре этого этапа;

подобрать дидактический материал для осознания и запоминания нового материала.

9.Продумать организацию и содержание этапа формирования умений и навыков.

10.Определить цель этапа.

11.Проанализировать систему заданий учебника с позиции целесообразности применения.

12.Продумать и разработать самостоятельно систему заданий в соответствии с особенностями подготовленности и способностей класса.

13.Разработать задания для коллективной работы учащихся.

14.Разработать задания для самостоятельной работы учащихся.

15.Продумать задания для работы у доски.

16.Продумать содержание работы по применению полученных знаний в новых условиях.

17.Продумать формы контроля над выполнением работы.

18.Определить содержание домашнего задания и прокомментировать его.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.109.60 (0.009 с.)