Тема: анализ составляющих учебного предмета в начальной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: анализ составляющих учебного предмета в начальной школе



Оборудование

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2‑е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010.

3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа» в 2 ч. — М.: Просвещение, 2010.

4. Реутова Л.П. Общие вопросы предметных методик: учебно-методическое пособие. – Армавир: АФ ГБОУ ККИДППО, 2012.

5. Учебно-методические комплекты традиционной и развивающей систем обучения.

6. Программы общеобразовательных учреждений по учебным предметам.

7. Учебники традиционной и развивающей систем обучения.

 

Методическая задача №1

Федеральным советом по учебникам Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования был проведен конкурс среди учителей «Учебник: свобода выбора?!». Предлагаем вашему вниманию эссе учителя начальных классов МОУ "Половинкинская СОШ" Рубцовского района Алтайского края Зятниковой Ольги Николаевны. Выскажите свое мнение по данной проблеме и согласие/несогласие с мнением автора эссе. При выполнении задания используется интерактивный метод обучения «ПРЕСС», который развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично. «Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов:

1. – Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)

2. – Обоснование своей мысли («… Так как…»)

3. – Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»)

4. – Обобщение, выводы («Итак…»).

УЧЕБНИК: СВОБОДА ВЫБОРА?!

В последние годы начались серьёзные изменения в начальной школе. В настоящее время всё большее внимание уделяется приоритетной цели начального образования - развитию младшего школьника, становлению его как субъекта той деятельности, которой он занимается в школе. При этом основная задача учителя использовать такие методы и формы организации обучения, которые бы положительно влияли на развитие личности ребёнка, сохраняя его индивидуальность.

Как же выбрать учебник, отвечающий всем современным требованиям?
Самое главное - учебник должен соответствовать основному принципу обучения: природосообразность, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.
Конечно же, любой учитель обратит внимание на логичность изложения материала, реализован ли научный подход.

Обучение по учебнику должно успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формирование основных компонентов учеб ной деятельности (это ответы на вопросы школьника "зачем я учусь", "что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу", "каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю", "каковы мои успехи и что у меня не получается"), а также соответствовать современным стандартам.

Обновление начальной школы означает переход с приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательской. Поэтому изложение материала в учебнике должно помогать школьнику, быть не просто "зрителем", "слушателем", а стать настоящим "исследователем". Такая позиция определяет его заинтересованность процессом по знания: ученик может выдвинуть свою гипотезу, выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию. В этом случае должно меняться место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не должен предъявляться в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, а должен возникать в процессе исследовательской работы и часто завершать ее, что дает возможность каждому ученику "открыть" для себя и сознательно принять научное знание.
Также на выбор учебника влияет и наличие заданий творческого характера. Причем система специальных творческих заданий должна постепенно усложняться. Но в тоже время не следует приуменьшать внимание отработке навыков и умений, увлекаясь развитием, творчеством. Авторы учебника не должны противопоставлять развивающие задачи образования его обучающим задачам.

На мой взгляд, авторы должны учитывать индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. В учебниках должно быть предусмотрено дополнительное учебное содержание, которое поможет создать достаточно высокий эрудиционный уровень обучения, обеспечив снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить), и дать возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями, корректировать возникающие трудности. Тогда, учитывая темп деятельности ребенка, уровень его развития, будет создать ситуацию успешности каждого: очевидно, что один школьник получит результат сегодня, другой - завтра, а третий - послезавтра, но у каждого этот результат обязательно будет. При этом сохранится устойчивый интерес к изучению любого предмета.
В учебниках, по моему мнению, особое внимание должно уделяется развитию учебно-познавательных мотивов. Этому могут способствовать специальные рубрики. А также, наличие в учебнике справочного материала будет интересно не только для детей, но и для учителя станет настоящей палочкой - выручалочкой.

И конечно же любой учитель обратит внимание на методическое оснащение учебника, наличие рабочих тетрадей, мультимедийного сопровождения.

Учебник должен помогать учителю воспитывать у детей желание и умение учиться.

Методическая задача №2

Сформулируйте свои критерии системной оценки учебника для начальной школы и его компонентов.

Лабораторное занятие № 6

Тема: ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ: ТРАДИЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ

Цель: научиться давать целостную оценку уроку с точки зрения задач, содержания, форм, методов, средств и контроля результатов обучения.

Задачи:

· рассмотреть возникновение и развитие классно-урочной системы;

· определить сущность урока;

· описать основные классификации уроков;

· выделить структура урока;

· выделить подструктура урока;

· рассмотреть строение уроков основных типов;

· определить требования к современному уроку;

· провести анализ и самоанализ урока.

Основные понятия: формы организации учебного процесса, урок, классификация уроков, структура урока, подструктура урока, типы урока, требования к уроку, анализ урока, самоанализ урока.

Методическая задача №1

Заполните таблицу:

Подходы к научной интерпретации урока

Подход Сущность подхода
I    
II    
III    

Вопрос: С авторами какого подхода вы солидарны? Почему?

 

Методическая задача №2

По какому признаку целесообразно определять тип урока? Ответ обоснуйте.

Прокомментируйте схему, раскрыв взаимосвязь дидактической структуры урока с методической подструктурой.

Что определяет общую дидактическую структуру урока?

Что отражает методическая подструктура урока?

 

 

  Дидактическая структура     Методическая подструктура   Актуализация   →   →   Формирование новых знаний и способов   →     → Применение – формирование новых умений и навыков
    →     →       →   →
опрос упражнение объяснение демонстрация фильма решение познавательной задачи упражнение задание на дом

 

Методическая задача №3

Подберите схемы анализа (самоанализа) урока. Составьте свою схему анализа урока, в зависимости от цели исследования.

Методическая задача №4

Проведите анализ (самоанализ) посещенного урока, руководствуясь следующими аспектами анализа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.27.122 (0.015 с.)