Программа перехода из начальной школы в среднее звено 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа перехода из начальной школы в среднее звено



ПРОГРАММА перехода из начальной школы в среднее звено

 

Выполнила студентка 4 курса,

44 группы,

психолого-педагогического факультета

Сухаревич Юлия

 

Брест, 2013


Содержание

Теоретический обзор. 3

План работы по преемственности между начальным и основным общим образованием. 6

Основные направления работы психологической службы в период адаптации детей к средней школе.. 8

Психологическая диагностика.. 9

Профилактическая работа.. 12

Психопрофилактическая и коррекционная работа с учащимися 4-5-х классов. 12

Тренинг "Я скоро стану пятиклассником". 13

Развивающее занятие "Родники моей души". 27

Большая психологическая игра «В поисках дружбы». 30

Коррекционно-развивающая программа «Первый раз в пятый класс». 33

Психопрофилактическая и просветительская работа с родителями. 36

«В вашей семье растёт пятиклассник...». 37

«Ваш ребёнок – пятиклассник». 42

Профилактическая работа с педагогическим коллективом.. 46

Как помочь пятикласснику?. 47

Психолого-педагогический консилиум... 50

Список используемых источников.. 53

Приложение 1. 54

Приложение 2. 58

Приложение 3. 63

Приложение 4. 65

Приложение 5. 67

Приложение 6 69

 


Теоретический обзор

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь — от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм — первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание Другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Переход из младшего звена в среднее – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника.

Это сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа — сложный и своеобразный «организм», но многие трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи. Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

• очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);

• непривычное расписание (новый режим);

• много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже новое здание средней школы);

• новые дети в классе (или я сам в новом классе);

• новый классный руководитель;

• в средней школе мы снова — самые маленькие, а в начальной были уже большими;

• проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).

Для современного пятиклассника, приходящего в школу первого сентября, зачастую все оказывается новым: учителя, иногда и одноклассники, и даже обучение — предметное.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Кстати, дети очень способные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, — в особом внимании медиков.

Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.

Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми — одно из главных условий успешной адаптации детей.

Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей (в той или иной степени) в первые месяцы обучения как в начальной, так и в средней, и в старшей школе. Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.

Итак, мы видим, что переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

В связи с чем возникла необходимость четкого планирования работы сопровождения при переходе из начальной школы в среднее звено.

Сопровождение предполагает довольно насыщенную, последовательную и взаимосвязанную работу педагогов, психолога и администрации школы в течение года.

Основные принципы сопровождения:

· Идти за ребенком, направляя его развитие, а не навязывая ему цели и пути, правильные с точки зрения педагогов.

· Помогать ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития.

· Сопровождение является комплексной работой многих специалистов: учителя, психолога, социального педагога, школьного врача, работников внешкольных образовательных учреждений, но педагог – психолог является координирующим звеном.

· Оказывать ребенку оперативную помощь в критических ситуациях.

· Учить ребенка самостоятельно решать возникающие проблемы.

· Добиваться высокой социальной адаптации ребенка.

· Создавать каждому учащемуся в рамках объективно существующей социально педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.

 

Таким образом школьный педагог-психолог должен проводить комплексную работу через определенную систему отношений (учитель-ученик, ученик-родитель, учитель-родитель), где он выступает связующим звеном, обеспечивающим психологическое сопровождение перехода на рубеже «4-5 классы», определяя и сохраняя психологические условия преемственности развития личности в системе непрерывного образования.


План работы по преемственности между начальным и основным общим образованием.

 

Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах начального и среднего школьного образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

 

№ п/п Содержание деятельности. Сроки Ответственные
Выпускной класс начальной школы
  Диагностика готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено. В течении года Педагог-психолог
  Диагностика уровня интеллектуального развития   Сентябрь Педагог-психолог
  Изучение уровня сформированности сложных мыслительных операций: а) аналогия б) сложные умозаключения в) абстракция Октябрь, ноябрь, декабрь. Педагог-психолог
  Изучение процессов памяти   Январь Педагог-психолог
  Диагностика особенностей внимания   Март Педагог-психолог
  Изучение уровня утомляемости   Март Педагог-психолог
  Изучение индивидуальных личностных особенностей детей   Апрель Педагог-психолог
  Диагностика уровня школьной тревожности и агрессивности   Апрель Педагог-психолог
  Изучение статуса учащихся в системе межличностных отношений   Апрель Педагог-психолог
  Диагностика мотивации учебной деятельности   Май Педагог-психолог
  Диагностика сформированности ОУУН (познавательная деятельность, рефлексивная деятельность)   Май Педагог-психолог
  Родительское собрание «В нашей семье растет пятиклассник» Апрель – май Педагог-психолог
  Совместные воспитательные мероприятия с педагогами и родителями, а также с учащимися, оканчивающими начальную школу, и учащимися 5-х класса. Март - май Зам. по УВР, кл.рк., Педагог-психолог
  Знакомство учащихся 4-х классов с учебным процессом в старшей школе (экскурсии в кабинеты, посещение специально подготовленных уроков, выступление пятиклассников перед учащимися начальной школы). В течение года. Кл. руководители, зам. директора по ВР.
  Проведение психолого-педагогического консилиума по вопросам готовности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене Апрель Зам. директора по ВР, руководители МО.
Пятый класс
  Психолого-педагогический семинар для учителей,«принимающих» пятые классы Сентябрь Педагог-психолог
  Сопровождение детей при адаптации к средней школе: тренинговая программа «Первый раз в пятый класс», Большая психологическая игра «В поисках дружбы», развивающие занятия «Родники моей души». Сентябрь - октябрь Педагог-психолог
  Проведение систематических наблюдений за детьми на уроках и переменах, оказание им необходимой организационной помощи и психологической поддержки. Сентябрь - октябрь Педагог-психолог, кл. руководители
  Диагностика адаптации учащихся в среднем звене.   Октябрь - ноябрь Педагог-психолог, кл. руководители
  Семинар-тренинг для учителей «Как помочь учащимся 5-х классов адаптироваться в среднем звене?» Октябрь Педагог-психолог
  Проведение родительских собраний в 5-х классах по вопросам адаптации в среднем звене: тренинг с родителями «Ваш ребенок пятиклассник» Ноябрь Педагог-психолог
  Углубленная психодиагностика с целью определения причин возникающих трудностей в процессе обучения учащихся 5-х классов в переходный период.   Ноябрь Классный руководитель 5класса, соц.пед., психолог
  Проведение психолого-педагогического консилиума по вопросам адаптации пятиклассников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе Декабрь Педагог-психолог

 


Психологическая диагностика

Первый этап психологического сопровождения учеников при переходе из начальной школы в среднее звено начинается в мае – июне четвертого класса. В подготовительный период педагог-психолог осуществляет следующие виды работы:

 

I. Систематизирует и обобщает результаты годовой психодиагностики актуального уровня развития четвероклассника (психологический мониторинг):

1. Диагностика уровня интеллектуального развития – сентябрь.

Тест «Рисунок человека» (К.Маховер)

Тест позволяет позволяет оценивать как когнитивные особенности ребенка (восприятие, способы построения целостного зрительного образа, координацию глаз и рук, сформированность общих представлений о строении человеческого тела), так и особенности личностно-эмоциональной сферы.

 

2. Изучение уровня сформированности сложных мыслительных операций:

а) аналогия – октябрь;

б) сложные умозаключения – ноябрь;

в) абстракция – декабрь.

Методика «Обведи контур»

Методика предназначена для диагностики наглядно-образного мышления. Детям показывают рисунок и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.

Методика «Четвертый лишний» (вербальный вариант)

Методика направлена на изучение вербально-логического мышления и операций анализа и синтеза.

Методика «Выделение существенных признаков»

Методика позволяет выявить особенности вербально-логического мышления и развитие уровня абстрагирования.

Методика «Раздели на группы»

Методика предназначена для диагностики образно-логического мышления и процессов классификации.

Методика «Назови одним словом»

Выявляет уровень сформированности понятий, вербально-логического мышления и процессов классификации.

Методика «Простые аналогии»

Методика изучает умение устанавливать отношения между понятиями.

 

3. Изучение процессов памяти – январь

Методика «Запомни рисунки»

Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки.

Методика «Оперативная память»

Методика применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти.

Методика «Запомни пару»

Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

 

4. Диагностика особенностей внимания – март.

Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Методика «Кодирование» (модификация метода Пьерона - Рузера)

Этот тест направлен на исследование устойчивости внимания и темпа деятельности.

Методика «Таблицы Шульте»

Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.

 

5. Изучение уровня утомляемости – март.

Методика «10 слов»

Эта методика направлена на изучение словесной (слухоречевой) памяти и утомляемости ребёнка.

 

6. Изучение индивидуальных личностных особенностей детей – апрель.

Тест «Рисунок человека» (К.Маховер)

Тест позволяет позволяет оценивать как когнитивные особенности ребенка (восприятие, способы построения целостного зрительного образа, координацию глаз и рук, сформированность общих представлений о строении человеческого тела), так и особенности личностно-эмоциональной сферы.

 

7. Диагностика уровня школьной тревожности и агрессивности – апрель.

Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера — Ю.Л.Ханина)

Данный тест является источником информации самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

 

8. Изучение статуса учащихся в системе межличностных отношений – апрель.

 

9. Диагностика мотивации учебной деятельности – май.

Анкета для определения школьной мотивации

 

10. Диагностика сформированности ОУУН (познавательная деятельность, рефлексивная деятельность) – май.

Методика «Графический диктант»

Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.

 

Полученные результаты педагог-психолог фиксирует в личных картах учащихся (Приложение1), определяя психолого-педагогический статус четвероклассника.

Все представленные выше методики можно найти в практикуме «Деятельность практического психолога» Г. В. Лагонда, О. А. Пшеничная.

 

 

На втором этапе психологическая диагностика направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале второй четверти пятого класса наряду с педагогическими наблюдениями.

Первичная диагностика ложится на плечи учителя. Необходимо использовать навыки динамического наблюдения, проанализировать поведение ребенка, типичные ошибки в устных ответах и письменных работах.

Как выделить группу детей, плохо адаптированных к школе? Для этого необходимо проанализировать, как в целом проходит урок, есть ли дети, которые сильно не успевают за общим темпом работы, есть ли дети, которые сдают работу последними. А есть ли такие, что сдают первыми, но потом оказывается, что они совершили много ошибок, помарок, описок?

Также необходимо оценить время активного внимания на уроке. Время активного внимания – это период от начала занятия до появления признаков истощения. Ученик пятого класса может высидеть на уроке 30–45.

Сигналами дезадаптации ребенка могут быть признаки истощения, утомляемости, снижение умственной работоспособности, ошибки в письменных работах, повышенный уровень тревожности при хорошей успеваемости и др.

Если учитель замечает у ребенка частое проявление хотя бы одного признака, то это уже прямой повод подключать родителей и консультировать ребенка у школьного психолога.

С целью определения причин возникающих трудностей в процессе обучения учащихся 5-х классов в переходный период психолог проводит углубленную психодиагностику. При выборе психодиагностического инструментария учитываются результаты наблюдений за учащимися педагогов-предметников и классных руководителей, а также социальных педагогов.

При обследовании пятиклассников целесообразно обращать внимание на следующие аспекты.

1. Психологические особенности школьника, проявляющиеся в его познавательной деятельности:

a. соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноменов с педагогическими требованиями (в данной школе, на данной ступени развития, в рамках данной программы обучения);

b. индивидуальные особенности познавательной деятельности;

c. умственная работоспособность и темп умственной деятельности.

2. Особенности мотивационно-личностной сферы, под которыми подразумеваются сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности мотивационной сферы (личностная тревожность). В подростковом возрасте только обретение личностного смысла учения позволит школьнику эффективно учиться. Анализ показателей тревожности у школьников позволит выявить детей, неуверенных в себе, нуждающихся в психологической помощи.

3. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе. Этот блок включает в себя восприятие и эмоциональную оценку школьником своих взаимоотношений со сверстниками, с членами семьи, с педагогами; отношения к важнейшим видам деятельности в школе, к себе. Особо важно учитывать, как ребенок воспринимает, во-первых, отношение к нему одноклассников, во-вторых, собственную позицию в общении с ними, а также эмоциональный фон этих отношений.

4. Особенности поведения школьника в ситуациях внутри-школьного взаимодействия.

 

Для решения задач, стоящих перед психологической службой на этапе перехода детей из начальной в среднюю школу, целесообразно использовать следующие диагностические методики: тест школьной тревожности Филлипса, анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой, групповой интеллектуальный тест (ГИТ). (см. Приложения 1—3)

Все результаты актуального развития пятиклассника, получаемые в ходе психодиагностики, дают возможность педагогу-психологу в дальнейшем создавать и прогнозировать психологические условия для успешного обучения и гармоничного развития личности.

В дальнейшем на совещании при директоре (октябрь) подводим первые итоги процесса адаптации и формирования психологического климата адаптационно-развивающей среды, учитывая выявленные проблемы в личностном развитии отдельных учеников. Педагог-психолог знакомит администрацию, классных руководителей и учителей-предметников с первыми результатами процесса адаптации (по результатам диагностического минимума).

 


Профилактическая работа

Структура занятия

Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия. Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности. Обсуждение домашнего задания проводится после (иногда вместо) разминки и способствует закреплению пройденное го материала. Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга. Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.

 

Сценарий тренинга «Первый раз в пятый класс» размещён на прилагаемом к проекту диске.


Мышление.

К развитию мышления пятиклассника предъявляются серьёзные требования. Ученик должен уметь выделять главное и обобщать, разделять существенные и несущественные признаки предметов, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать.

 

Память.

К развитию памяти в средней школе предъявляется главное требование — умение произвольно ею управлять. Ребёнок должен уметь организовывать процесс запоминания (подготовки к урокам) и воспроизведения (ответа на уроке), т.е. контролировать свою память. Самое главное, что помогает справляться с нагрузкой, — умение выделять главное, понимать, осмысливать запоминаемую информацию.

 

Внимание.

Внимание пятиклассника должно быть таким, чтобы с учётом небольших пауз в течение урока ученик сохранял достаточно высокий рабочий темп.

 

Речь.

Основные требования к развитию устной и письменной речи — использование сложных конструкций, связное изложение своих идей, умение доказать свою мысль, богатый словарный запас и грамотность.

Определить общий уровень развития речи достаточно просто. Для этого нужно побеседовать с ним на любую тему. Отметьте, умеет ли ребёнок:

а) правильно строить предложения, использовать сложноподчинённые конструкции (потому что, затем, когда и т.д.);

б) выражать своё мнение, начиная предложение со слов

“Я думаю, что...”, “По моему мнению...”, “Я не согласен...” и т.д.;

в) правильно и к месту употреблять слова;

г) при необходимости подобрать слово-синоним (“друг” — “товарищ”).

 

Вступление.

Добрый вечер, уважаемые родители!

Тема сегодняшнего родительского собрания «Ваш ребёнок – пятиклассник».

Сегодня мы будем много общаться, поэтому я попрошу всех участников представиться и сообщить: как к вам можно обращаться во время родительского собрания, чей вы родитель и закончить такое предложение «Мне нравится в себе…». Спасибо всем за участие.

 

Основная часть.

Вот в такой тёплой атмосфере мы с вами и поговорим об адаптации детей к обучению в среднем звене.

В настоящее время переход из начальной школы в среднее звено является переломным, кризисным периодом в жизни любого школьника. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главным новообразованием младшего подростка.

Ребёнок пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». Поэтому он ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. Родители, которые раньше оказывали на ребёнка влияние, «уходят» на второй план. Это проявляется в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослым. Отсюда – конфликты с взрослыми.

Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения. Таким образом, у пятиклассника в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка даёт возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия ребёнка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласованность темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребёнок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

 

Анкета школьной мотивации.

Для эффективного учения важной является сформированность основных мотивов учебной деятельности. Поэтому вполне целесообразным является изучение уровня школьной мотивации пятиклассников.

Психолог знакомит родителей с общими результатами исследования уровня школьной мотивации (Н.Г.Лускановой) по классу. Родители получают индивидуальные результаты диагностики школьной мотивации по методике Н. Г. Лускановой и их краткую интерпретацию.

Результаты анкетирования

«Чувства, которые я испытываю в школе».

Известно, что высокий уровень учебной мотивации во многом зависит от сформированности познавательных интересов и положительного эмоционального настроя.

Родителям предлагается ознакомиться с «рейтингом» чувств, которые дети преимущественно испытывают в школе. Осуществляется краткий анализ.

! Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.

Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

! Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

! Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий.

! Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, и следите за их выполнением. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

! Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Мы, взрослые, должны максимально помочь детям в решении совершенно определённых задач: принятии и понимании новой системы требований, налаживании отношений с педагогами, нахождении своего места в классном коллективе и в школе.

И в большинстве случаев это оказывается возможным в случае следования определённым «золотым правилам воспитания». Ваши дети будут приносить вам только радость и непременно стремиться к лучшему.

Родителям вручаются памятки.

Психолог благодарит родителей за проделанную работу, желает успехов в воспитании детей, выражает надежду на дальнейшее сотрудничество и проводит рефлексию.


КАК ПОМОЧЬ ПЯТИКЛАССНИКУ?

 

Цель: формирование у учителей мотивации для оказания помощи учащимся 5-го класса, адаптирующимся в среднем звене.

 

Задачи:

— помощь учителям в осознании трудностей, возникающих у учащихся 5-го класса в процессе адаптации;

— знакомство с мерами профилактики дезадаптации;

— пробуждение желания оказать учащимся помощь.

 

Оборудование:

1. Распечатанные вопросы по единым требованиям к учащимся (по количеству участников).

2. Памятки «Правила техники оценочной безопасности».

3. Таблички с названиями качеств.

4. Цветные карточки восьми цветов Люшера.

5. Таблица эмоционального восприятия учениками учителей (по тесту Эткинда).

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

I. Вступительное слово ведущего

 

— Сегодня мы проводим семинар-тренинг «Как помочь учащимся 5-х классов адаптироваться в среднем звене?». Мне хотелось бы, чтобы то, что мы обсудим сегодня на семинаре, было вам полезно и применялось в повседневной работе.

 

II. Разогрев участников

 

— Мы с вами сели в круг. Такое расположение отличается от традиционного (за партами). Давайте по кругу выскажемся, какие плюсы и минусы есть в таком рассаживании участников по сравнению с традиционным.

 

III. «Воспоминания»

 

— Вспомните те далекие времена, когда вы из начальной школы перешли в среднее звено. Что было труднее всего?

Учителя называют: нахождение кабинетов, разные требования учителей, разница эмоционального восприятия учителей — строгая, добрая, злая.

 

IV. «Единые требования»

 

Прошу учителей высказаться по каждому вопросу. Ответы фиксируются на доске.

— Где и каким образом надо записывать число и вид работы в тетради? Сколько клеток и строк пропускать между различными видами работ?

— Сколько клеток должны составлять поля и в какой стороне тетради они должны быть расположены?

— Нужно ли учителям, не преподающим русский язык, исправлять у детей в тетради ошибки и снижать за это оценки?

— Что делают дежурные по классу (готовят доску, моют пол после урока, проверяют наличие сменной обуви)?

— Итак, вы заметили, что требования, предъявляемые учителями, весьма различны. Как вы думаете, что чувствует ученик в ситуации, когда он перешел от одного учителя к разным и получил столь различные требования? Как помочь учащимся избежать чувства растерянности, неопределенности, тревожности? Что мы можем для этого сделать?

 

V. «Цветные качества»

 

Учителям предлагается ассоциативно подобрать цвета к качествам, написанным на табличках:

Справедливость

Угрюмость

Уступчивость

Враждебность

Общительность

Замкнутость

Уверенность

Злоба

Дружелюбие

Доброжелательность

Зависимость

Активность

Неуверенность

Цветные квадратики вывешиваются рядом с качествами на доске.

— Что должно проявляться в поведении учителя, чтобы дети связывали его с черным цветом? Как этого избежать?

 

VI. «Переключение»

 

— А сейчас я предлагаю определить степень вашего утомления в процессе работы. Прошу всех подняться. Если степень утомления большая, присядьте, опустите плечи вниз. Если степень средняя — встаньте



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 893; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.202 с.)