Тема 5. Наука и техника в средневековой западной Европе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Наука и техника в средневековой западной Европе



 

В 395 году исходя из административной необходимости произошло расчленение Римской империи на две почти равных половины. В 476 году германский полководец на римской службе Одоакр лишил трона Ромула Августа и отправил государственные регалии в Константинополь восточному императору Зенону.

Очевидно, Западная Римская империя не могла исчезнуть мгновенно. Еще задолго до формальной даты прекращения существования империи наметилось ее качественное перерождение: падала образованность, приходили в упадок города, ослабла культурная деятельность в целом.

Первоначально варварские короли на Западе признавали теоретическое верховенство Константинополя, но со временем Византия утратила контроль над Западом, а разделение христианской церкви на восточную (греко-православную) и западную (римско-католическую) ветви активно способствовало тому, что страны Западной Европы начали осознавать себя как особый мир, противостоящий и мусульманству, и греческому христианству.

Средневековье – противоречивая эпоха. С одной стороны она может показаться «темными веками», шагом назад в сравнении с античностью. С другой стороны, в Средневековье были сделаны важные достижения, подготовившие мировое лидерство Европы в материально-технической сфере. В истории науки средневековье предстает в виде закономерного этапа развития научного знания – этапа противоречивого, сложного, но необходимого, без которого были бы невозможными дальнейшие достижения.

В то же время торжество теологических элементов культуры над светскими, предопределило эвристическую бедность средневековой мысли. Научно-теоретический интерес уступил место религиозно- нравственным исканиям. Доминирование католической церкви – основная черта духовной жизни западноевропейского Средневековья.

Римско- католическая церковь всегда настойчиво стремилась к светской власти, что обусловило ее политическую активность и особый контроль всех сфер человеческой деятельности. (Не случайно сегодня Ватикан во главе с Римским папой – абсолютная монархия, самостоятельное государство со всеми атрибутами государственности.)

Монополизм католической церкви в духовной сфере и желание этот монополизм сохранить обусловили специфику социокультурной ситуации.

Науке (философии) отводилась роль «служанки богословия», она была жестко детерминирована господствующей религиозной идеологией. Догматические положения христианской религии воздействовали на процесс формирования всего концептуального аппарата западноевропейской средневековой науки. В отличие от античности формируется не рациональный, а религиозный тип познания. Отсюда – важнейшая проблема средневековой мысли – о соотношении веры и разума. Характерным становится понимание результатов познания как продукта божественного откровения, которое реализовано в священных текстах, созданных религиозными авторитетами.

Отсюда герменевтика (греч. ερµηνεύω – толкую) – искусство толкования текстов, как важнейшая черта средневековой мысли. В результате объектом познания выступает священное писание, а не сама природа. Подобная ситуация, конечно, не способствовала развитию науки, поэтому средневековье не только не дало новых научных программ, но первоначально даже утратило тот высокий уровень научного мышления, который наблюдался в античности. Направленность средневекового научного мышления на интерпретацию того, о чем говорится в освященных авторитетом книгах, выразилось в различных комментаторских работах и в стремлении к систематизации и классификации знания.

Историю средневековой мысли делят на два этапа:

1. патристика;

2. схоластика.

Патристика (греч. πατήρ, лат. pater — отец) – учение «отцов церкви», то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. В первую очередь патристика направлена на обоснование основных положений христианства и защиту его перед язычеством. Патристика предстает, прежде всего, как синтез религиозных ценностей христианства и эллинского философского наследия. Происходит приспособление религии к понятийному миру античной философии. Не случайно на раннехристианских иконах Сократ и Платон изображались среди тех, кого Христос вывел из подземного мира после сошествия во Ад.

О связях христианства и неоплатонизма говорит, в частности, тот факт, что Плотин – представитель языческой философии, и Ориген – представитель ранней патристики, учились в Александрии у одного учителя – Аммония Саккаса. Христианский неоплатонизм Аврелия Августина (Августина Блаженного) господствовал в западноевропейской философии и католической теологии вплоть до 13 века, когда ему пришел на смену христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского.

Термин схоластика (греч. σχολαστικός – учёный, школьный) впервые встречается у Теофаста. В отношении истории средневековой мысли термин используется в связи с тем, что философские (и научные в целом) знания в этот период распространяются главным образом в монастырских школах.

В XII веке появляются университеты (первый – в Болонье в 1200 г., затем в Вене, Неаполе, Праге, Оксфорде). Они появлялись на базе школ при монастырях, церковных школ.

Важно, что в университетах закрепилось право на автономию: они имели собственные уставы, судебные органы, устанавливали свои правила присуждения ученых степеней и званий. (Впервые степень доктора наук была присвоена в Болонском университете.)

Средневековые университеты по своей структуре состояли из четырех факультетов Подготовительный факультет, на котором преподавались грамматика, риторика, диалектика (искусство вести диспуты), геометрия, арифметика, астрология, и музыка, первоначально назывался «факультетом свободных искусств», затем – «философским».

После прохождения обучения на этом факультете студенты переходили на медицинский, юридический или теологический факультет, который был самым престижным, но и наименее многочисленным. Во многом благодаря университетам стали распространяться математические, физические, медицинские знания.

Университеты и монастыри явились центрами технических инноваций.

Особый интерес для схоластики представляла философия Аристотеля, в отличие от патристики, ориентированной более на платонизм. В определенном смысле средневековая схоластика являла собой синтез христианского богословия и логики Аристотеля.

Схоластика обращалась к Аристотелю за терминологией и логическим методом, критические диспуты схоластиков об Аристотеле и их альтернативные гипотезы способствовали развитию категориального аппарата, приемов логического мышления.

Задача примирения учения Аристотеля и догматов христианской веры была решена Фомой Аквинским. (В результате в эпоху Возрождения те, кто оказывался в оппозиции к церкви, видели в Аристотеле своего противника.) Фома Аквинский, активно используя труды Аристотеля, придал теологии систематичность и видимость научности. Примечательно, что его учение – томизм, до сих пор лежит в основе официальной идеологии Ватикана. Фоме Аквинскому удалось восстановить разум в положении законного и необходимого элемента природы человека.

Согласно Фоме Аквинскому у человеческого разума существуют свои границы, природа Бога постижима только верой. Фома указал на необходимость употребления человеком своего разума, кроме того, он доказал, что истины, полученные с помощью разума и истины, полученные с помощью веры не противоречат друг другу.

Постепенно в средневековой мысли намечается переход ученных от интерпретации священных книг к изучению природы.

Одним из первых о необходимости практической направленности знания и важности эксперимента в научном поиске заговорил Роджер Бэкон – ученый Оксфордского университета, францисканский монах. Пятнадцать лет Роджер Бэкон провел в тюрьме по обвинению инквизиции, труды его были сожжены.

Аристотелевская логика в средневековой схоластике находит свое дальнейшее развитие. Так, развивается впервые сформулированный Аристотелем принцип достаточного основания – требующий, чтобы в случае каждого утверждения указывались убедительные основания, в силу которых оно принимается за истинное.

Отталкиваясь от рассуждений Аристотеля, Уильям Оккам пришел к знаменитому методологический принципу, получившему название «Бритва Оккама», который в упрощенном виде гласит: «Не следует множить сущее без необходимости» (то есть нет смысла строить громоздкие мыслительные конструкции, каждый термин должен обозначать определенный предмет, все лишнее должно «отрезаться», как бритвой).

Авторитет Аристотеля определил обращение к системе Птолемея. Птолемеево-аристотелевская астрономическая модель оказалось частью христианского мировоззрения, научная система получила религиозный смысл. Хотя между наблюдениями и теорией продолжали накапливаться несоответствия, птолемеевская система господствовала в университетах, видоизменяясь в отдельных элементах, но сохраняя в целостности свою основную структуру.

Начиная с XII-XIII веков, в университетах началось преподавание и классической астрологии, кодифицированной Птолемеем. Астрология явилась важнейшим элементом средневековой культуры. Астрология – учение о влиянии небесных тел на земной мир, сыграла значительную роль в становлении знаний о небесных явлениях, которые использовались астрономией. Многие феодалы имели при своем дворе личного астролога, тратили деньги на открытие обсерваторий, в которых постепенно накапливались астрономические знания, служившие целям астрологии.

Отношения между астрологией и астрономией, когда исследования в заведомо ложных целях вели к накоплению истинных знаний, повторяли отношения между алхимией и химией. Алхимия обеспечила знания, необходимые для химии. Алхимики открыли многие красители, сплавы, кислоты, разработали приемы лабораторной техники, что не дает возможности провести границу между деятельностью, связанной с алхимией, и деятельностью, связанной с химией. Первоначально алхимия возникла из прикладной химии в Египте, но в средневековой Евроне она получила особенное распространение.

Мистическая сторона алхимии была нацелена на получение «философского камня», способного превращать неблагородные металлы в золото и серебро и обладающего чудодейственными целительными свойствами. Отношение к алхимии было неоднозначным. Феодалы рассчитывали с помощью «философского камня» достигнуть собственного материального благополучия, и всячески поощряли исследования алхимиков, а католическая церковь, которая в эпоху Средневековья, как известно, являлась самым богатым и процветающим феодалом боялась, что получение алхимиками золота ослабит ее казну.

Исходя из целей экономической безопасности католической церкви, папа Иоанн XXII предал алхимию анафеме, однако, несмотря на это, алхимия вплоть до XVIII века оставалась элементом европейской культуры.

В Средневековье в Европе распространяются многие технические достижения. Введение подковывания лошадей улучшало возможности их передвижений по дорогам, что способствовало развитию транспортного сообщения. Использование хомута (вероятно, был заимствован в Китае) повысило эффективное использование лошади в 4-5 раз. Распространяются водяные мельницы, в Испании появляются ветряные мельницы, впервые отмеченные у арабов. Средневековые исследователи оставили множество оригинальных разработок, опередивших свое время. Так, Роджер Бэкон высказал идеи различных устройств: автомобиля, подводной лодки, ему первому в Европе удалось создать порох.

В Китае порох использовался для фейерверков, европейцы же применили его в военном деле. Использование огнестрельного оружия вызвало революцию в военном деле и позволило Европе в дальнейшем установить господство над миром, создать колониальные империи.

В 13 веке Раймунд Луллий создал логическую машину, построенную по троичной логике. Механизм состоял из нескольких подвижных концентрических кругов, каждый из которых был разделен на двенадцать секторов, где были в известном порядке написаны общие понятия или основные категории. При вращении кругов получались сочетания понятий. По Луллию, все конченое множество существующих истин было заключено в его машине. В определенной степени такая машина – предтеча искусственного интеллекта.

На протяжении всего Средневековья совершенствуются орудия труда, что было связано с улучшением плавки и обработки железа. В середине XIV века появляются первые доменные печи. Повышение объемов выплавки железа способствовало развитию горного дела. Появились специалисты ремесленники – горняки, знания и опыт которых передавался из поколения в поколение. Это привело к развитию городов, как центров ремесленной деятельности горняков.

Важный момент в истории средневековой техники – так называемая «транспортная революция», связанная с плаванием европейцев по морям и океанам. В результате использования новых судов, Европа обеспечила свое превосходство. Произошло это благодаря компасу (привезенному из Китая), хронометру и кормовому рулю. Особая роль в навигации прнадлежит подзорной трубе, которая появилась благодаря более раннему изобретению очков в XIII веке в Венеции.

В XV веке в Европе происходит информационная революция – изобретение книгопечатания (Иоганн Гуттенберг, 1440). Распространение бумаги (с которой познакомили европейцев арабы, сами узнавшие о ней благодаря китайцам) вызвал дефицит переписчиков, что дало толчок к применению книгопечатания, известного еще ранее в Китае.

Книгопечатание способствовало распространению знаний, грамотности, возможности более широко транслировать накопленный опыт и знания.

 

Вопросы

1. Доминирование католической церкви как основная черта духовной жизни западноевропейского Средневековья.

2. Герменевтика как важнейшая черта средневековой мысли.

3. Периодизация истории средневековой мысли: патристика и схоластика. Фома Аквинский. Роджер Бэкон. Уильям Оккам.

4. Средневековые университеты.

5. Средневековый астрология и алхимия.

6. Технические достижения Средневековья.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.018 с.)