Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 11. Научно-техническая революция XX векаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В конце ХIХ века казалось, что основные знания о природе уже получены, и теперь ученым предстоит лишь уточнение некоторых деталей. Однако, вскоре последовал ряд научных открытий, которые не могли быть описаны классической теорией. Так, работы Майкла Фарадея и Джеймса Клерка Максвелла по исследованию явлений электричества и магнетизма обнаружили невозможность толкования полученных ими результатов исходя из механического толкования. Если в классической физике взаимодействие вещества описывалось ньютоновской механикой, то в теории Максвелла физическая реальность представлялась в виде непрерывных полей, описываемых дифференциальными уравнениями в частных производных. А. Беккерель обнаружил явление самопроизвольного излучения урановой соли; П. Кюри и М. Склодовская-Кюри открыли полоний и радий; М. Планк высказал идею, абсолютно несоответствующую классическим представлениям, согласно которою энергию электромагнитного излучения следует рассматривать как величину дискретную, передающуюся отдельными порциями – квантами; Э. Резерфорд экспериментально установил, что атомы имеют ядро, в котором сосредоточена вся их масса, и создал планетарную модель строения атома; Н. Бор пришел к выводу, что в атомах имеются стационарные орбиты, при движении по которым электроны не излучают энергии, а излучение происходит только когда электроны переходят с одной орбиты на другую, (квантовая модель атома, получившая название «модели Резерфорда- Бора»); Луи де Бройль выдвинул идею о двойственной, корпускулярно-волновой природе не только электромагнитного излучения, но и других микрочастиц; Э. Шредингер вывел основное уравнение волновой механики; В. Гейзенберг пришел к принципу неопределенности. Ключевое событие в истории науки – создание Альбертом Эйнштейном специальной и общей теории относительности. Эйнштейн отказывается от ньютоновских понятий абсолютного пространства и абсолютного времени, утверждая, что пространство и время органически связаны с материей и между собой. Таким образом, задачей теории относительности оказывается определение законов четырехмерного пространства (три пространственных координаты и четвертая – время). Теория относительности перевернула представления об объективности. Масса, казавшаяся неизменной характеристикой вещества, оказалась зависящей от скорости движения, выяснилось, что пространство может искривляться вблизи гравитирующих масс, время способно замедляться. Если раньше наука в качестве способа задания объектов теории использует абстракцию и непосредственную генерализацию наличного эмпирического материала, то в XX веке наука широко применяет математизацию, которая превращается в основной индикатор идей в науке, приводящий к формированию новых ее разделов и теорий. Математизация обуславливает повышение уровня абстракции научного знания, что означает потерю наглядности. Изменяется понимание предмета познания: им стала не реальность «в чистом виде», а определенный ее срез, заданный с учетом способов ее освоения субъектом и исходя из наличных теоретических, операционных средств. Осознание относительности объекта к научно- исследовательской деятельности привело к тому, что научное познание стало ориентироваться не на изучение неизменных вещей и явлений, а на изучение условий, в которых они ведут себя определенным образом. Не случайно, в квантовой механике формирование математического аппарата было в значительной степени закончено до того, как сформировался категориальный аппарат теории. В квантовой механики, в которой ученые столкнулись с проблемой неустранимости влияния макроскопической познавательной системы (человек-исследователь, аппаратура, приборы) на исследуемый микрообъект. Познающий субъект и его исследовательский инструментарий, оказывается, неотделимы от познаваемого объекта. Вероятностное представление о природе микромира дало возможность уйти от жесткого детерминизма классической механики. Принцип неопределенности в корне подрывал и вытеснял лапласовский детерминизм. Если в ньтоновской физике измеряемая величина определяется однозначно, то в квантовой механике представление о событиях формируется только на основе статистических данных. Соотношение неопределенностей дало повод для широкой дискуссии относительно интерпретации квантовой механики, продолжающейся до сих пор. Основные школы – «копенгагенская», (Н. Бор, В. Гейзенберг, М. Борн) и «классическая» (А. Эйнштейн, Э. Шредингер, Л. де Бройль), сформулировавшие свое понимание квантовой физики в виде набора «парадоксов» (парадокса Эйнштейна-Подольского- Розена, парадокс шредингеровского кота и др.). Причина дискуссий не столько в физике, сколько в разнице философских позиций сторон. Квантовая механика позволила продвинуться вперед химии в установлении природы химической связи. Создаются новые химические дисциплины: физикохимия, стереохимия, химия комплексных соединений и др. Еще в XIX веке Грегор Мендель открыл законы наследственности, по которым наследственный признак может быть размножен в популяционной среде. В 1909 году В. Иогансоном введено понятие «гена» – единицы наследственного материала, отвечающего за передачу некоторого наследуемого признака. Важнейшим событием развития генетики было открытие мутаций – то есть внезапно возникающих изменений в наследственной системе. Идеи эволюции Чарльза Дарвина приобрели широкое мировоззренческое значение. Дарвин смог объяснить причины изменяемости видов на основе проведенных им наблюдений и показал, что неопределенная изменчивость организмов (мутации) передаются по наследству. Теория эволюции Дарвина, возможно, не является всеобъемлющей эволюционной теорией и решает лишь часть проблем теории эволюции, однако, эволюционные построения Дарвина занимают ведущее место в теоретической биологии прошлого и настоящего времени. Они сыграли революционную роль в развитии биологии и определили ее развития в XX и XXI веках. Один из современных подходов к проблеме эволюции сегодня разрабатывается Ричардом Докинзом. в 1976 г. вышла его книга «Эгоистичный ген», в которой эволюция рассматривается с позиции гена и вводится понятие «мема» – как единицы культурной информации. Новые открытия привели к развитию эволюционных идей в естествознании. Современная наука исходит из того, что эволюция происходит во всех областях материального мира в неживой природе, живой природе и социальном обществе. Принципы эволюции оказались применимы и в астрономии. Если Ньютон считал, что Вселенная не эволюционирует, она стационарна, то русский физик А. А. Фридман высказал мысль, что Вселенная подвижна, она расширяется. Математические расчеты Фридмана позже нашли подтверждения в наблюдениях, сделанных с помощью мощного телескопа американским астрономом Э. Хабллом. Была выдвинута гипотеза, согласно которой началом процесса расширения вселенной явился Большой взрыв первоматерии, случившийся 15-20 млрд. лет назад. Идеи эволюции, теория относительности и квантовая физика знаменовали формирование неклассической научной картины мира, пришедшей на смену механистической (классической) картины мира. В 40-е годы XX в. появились исследования, с которыми связано создание кибернетики (греч. κυβερνητική – искусство управления) – науки об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество. В значительной степени благодаря кибернетике были созданы современные электронно-вычислительные машины. Применение системного подхода в науке дало возможность рассматривать окружающий мир как единое, целостное образование. А появление синергетики, как междисциплинарного направления исследований позволило раскрыть внутренние механизмы эволюционных процессов, происходящих в природе, и представить мир как самоорганизующиеся процессы. Синергетика (греч. συνεργός – совместно действующий) - междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем. С мировоззренческой точки зрения о синергетике сегодня часто говорят как об «универсальной теории эволюции», однако, такое расширенное понимание синергетики влечет опасность интенсивного ее внедрения в науки, особенно в общественные, без понимания того, что такое на самом деле синергетика, используя ее терминологию для придания веса псевдонаучным изысканиям. Достижения науки тесно связаны с развитием техники. Научная революция, произошедшая в конце XIX – начале XX в. в естествознании, прежде всего в физике, переросла в революцию научно-техническую. Под научно-технической революцией (НТР) понимают коренное качественное преобразование производительных сил, начавшееся в середине XX века. Сформировалась устойчивая система: «наука-техника- производство». Наука превратилась в ведущий фактор производства, в результате чего наблюдается трансформация индустриального общества в информационное (постиндустриальное). Для НТР характерно чрезвычайное ускорение научно- технических преобразований: происходит сокращение времени между открытием и внедрением в производство, постоянное устаревание и обновление технических средств. При этом их сложность существенно повысилась. Следует отметить, что техника в XX веке начинает строится не только на традиционных физико-механических закономерностях, но и на нефизических, например биологических закономерностях.Происходит все большее внедрение технических средств в повседневную жизнь человека. Теперь человека невозможно представить вне техносферы, искусственный мир техники стал неотъемлемой частью человеческого существования. Причем массовое количество технических приспособлений, их внедрение в быт, опережают интеллектуальный уровень массового сознания, в связи с чем возникают проблемы адаптации человека в техносфере. Противоречивые последствия НТР привели к тому, что в конце прошлого века в западной философии стал явно осознаваться кризис западноевропейского понимания науки. Важнейшими проблемами научного знания начала XXI века являются потеря им целостности, вызванная узкой специализацией дисциплин, и вопрос о месте человека в современной научной картине мира. Современное научное знание носит дифференцированный характер, оно состоит из независимых узконаправленных дисциплин. Узкая специализация, обеспечившая эффективную разработку математических методов исследования, позволила разработать детальные знания о различных сторонах действительности и достигнуть значительных успехов практической науке. Но при этом снижалась степень целостности представлений о мире, что привело к кризису науки и глобальным экологическим проблемам. Другая проблема – оторванность науки от каких бы то ни было высших принципов, свойственная для современного подхода, лишило науку глубинного смысла. При этом углубление знаний – лишь видимость. Оно остается поверхностным и сводится к растворению в деталях или к бесплодному аналитизму. В Новое время программа, направленная на исключение, устранение из научной картины мира собственной личности исследователя, привела к глубокому расколу субъекта и объекта. Это позволило достигнуть науке значительных результатов, но обусловила неполноту научной картины мира, которая не содержит в себе этических и эстетических ценностей и не способна ответить на аксиологические вопросы человеческого бытия. Квантовая механика, указавшая на влияние наблюдателя на изучаемые им явления, заставила в новом свете переосмыслить указанную методологическую программу. В. Гейзенберг говорит о трудности различения субъективного и объективного аспектов мира, то есть невозможно достоверно установить, что является частью наблюдаемой системы, а что частью аппарата наблюдателя. Техносфера, как порождение новоевропейской науки, подавляет мир естественного и отрывает человека от природы, что имеет дуальные последствия для самого человека. Создав сложный мир техносферы, человек не может более эффективно управлять направлением его развития. В этой связи актуальна выработка механизмов регулирования явлений научно- технического прогресса с учетом ценностного измерения, отправной точкой отсчета которого является человек. Наука нового времени знаменовала отчуждение человека от природы, потерю его укорененности в Космосе. Однако, к концу XX века, стала все более осознаваться ограниченность такого подхода, что отразилось, в частности, в формулировке антропного (άνθρωπος – человек) принципа. Устанавливая зависимость существования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной, антропный принцип вступает в противоречие с космологическим принципом Коперника, согласно которому место, где существует человек, не является привилегированным, выделенным среди других. Появление антропного принципа свидетельствует о повороте современной науки к гуманистической проблематике и о поисках путей включения человека в современную картину мира. Наука XXI века требует пересмотра ряда ключевых подходов, выработанных в Новое время и казавшихся плодотворными в течение нескольких столетий, но демонстрирующих свою неэффективность в современном мире. Дальнейшее познание природы невозможно без интеграции отдельных наук, в центре которых будет поставлен человек.
Вопросы
1. Научные открытия на рубеже XIX-XX вв. и кризис механистической картины мира. 2. Мировоззренческое значение теории относительности Э. Эйнштейна и квантовой механики. 3. Эволюционизм как важнейшая черта современной научной картины мира. 4. Кибернетика, системный подход, синергетика. 5. Наука как фактор производства Научно-техническая революция. 6. Противоречивый характер научно-технической революции. Кризис современной науки и перспективы его преодоления.
Литература 1. Поликарпов В.С. История науки и техники. Учеб. для вузов. Ростов-н/Д. Феникс 1999 2. В.C. Ревко П.С. Введение в историю науки и техники. Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2010. – 128 с. 3. Н. Багдасарьян, В. Горохов, А. Назаретян. История, философия и методология науки и техники. Учебник. Изд-во Юрайт, 2015
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 876; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.148 (0.008 с.) |