Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История и методология науки и техникиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ Наука и техника – основа жизненного пространства современного человека, неотъемлемая часть его существования в окружающем мире. Научно-технический прогресс определяет экономическое развитие любого отдельно взятого субъекта хозяйствования, в том числе, государства в целом, в значительной степени формирует современное общество, оказывая мощное воздействие без исключения на все его сферы. Наука и техника – важнейшая черта современной культуры. Сегодня человек существует благодаря науке и технике и не представляет без них своей жизни. Причем, массовое распространение технических приспособлений опережают интеллектуальный уровень массового сознания, в связи с чем, возникают проблемы адаптации человека к созданным им самим техническим достижениям. Противоречивый характер научно-технического прогресса становится все более очевидным. Перед человечеством встают вызовы, порожденные технологическим развитием: экологические проблемы, требующие нового понимания природы и места человека в ней; компьютерные и телекоммуникационные технологии, кардинально меняющие все формы деятельности человека и формирующие новую сферу реальности – виртуальную; нанотехнологии, означающие обретение человеком еще большей силы и власти над миром, и обязывающие задуматься как о положительных, так и об отрицательных последствиях обладания этой силой; генная инженерия, открывающая ослепительные перспективы, способная на изменение человеческой телесности. Сегодня наука и техника не только преобразовывают окружающий внешний мир, но готовы вторгнуться в саму природу человека. Стремлением понять современную ситуацию, в которой оказалось человечество, определить возможные пути дальнейшего развития науки и техники в социокультурном контексте, обусловлена растущая сегодня актуальность внедрения курса истории науки и техники в образовательный процесс. Впервые самостоятельная кафедра истории науки появилась во Франции 1892 году. С этого времени начинается развитие истории науки и техники в качестве самостоятельной научной дисциплины. В России учебный курс “История науки и техники” своими истоками концептуально тяготеет к курсу истории науки, поставленном в Московском университете В.И. Вернадским в 1903 году.
В рамках данного предмета рассматриваются основные этапы становления научного знания, показана роль науки и техники в культурно - историческом процессе.
Вопросы 1. Предмет истории науки и техники. 2. Определения науки, техники, технологии, техносферы. 3. Связь науки и техники. 4. Единство и всеобщий характер науки и техники. 5. Западная и восточная традициями научного миропонимания. 6. Основные характеристики традиционного и техногенного обществ. 7. Научные революции. Парадигма. 8. Понятие «научная картина мира».
Вопросы 1. Миф как форма понимания мира. 2. Магия как первая попытка целенаправленного воздействия на окружающий мир 3. Первые орудия и технологии их изготовления 4. Овладение человеком огнем 5. Верхнепалеолитический кризис и неолитическая революция 6. Экономические и социальные последствия перехода к производящему хозяйству 7. Появление письменности
Вопросы 1. Возникновение первых цивилизаций. 2. Жреческие касты как социальная предпосылка генезиса науки. 3. Освоение металлургии железа. 4. Достижения древних цивилизаций: строительство, развитие медицинских знаний, появление первых географических карт астрономия и астрология, математика. 5. Знания в Индийской цивилизации. 6. Достижения Китайской цивилизации. Даосизм и конфуцианство. 7. Достижения цивилизаций доколумбовой Америки.
Вопросы 1. Роль греческого наследия в науке. 2. Генезис науки и феномен греческого чуда. 3. Греческая натурфилосоия: милетская школа, Гераклит, пифагорейская школа, Элейская школа, атомизм. 4. Значение Платона и Аристотеля в истории науки. 5. Общая характеристика науки эпохи Эллинизма. 6. Александрия – центр эллинистической науки. 7. Прикладная механика: Архимед, Герон.
Вопросы 1. Доминирование католической церкви как основная черта духовной жизни западноевропейского Средневековья. 2. Герменевтика как важнейшая черта средневековой мысли. 3. Периодизация истории средневековой мысли: патристика и схоластика. Фома Аквинский. Роджер Бэкон. Уильям Оккам. 4. Средневековые университеты. 5. Средневековый астрология и алхимия. 6. Технические достижения Средневековья.
Вопросы 1. Античное наследство и христианская идеология в Византии. 2. Особенности византийской науки. 3. Работы по систематизации и комментированию античных авторов. Иоанн Дамаскин. 4. Рационалистическое течение в византийском богословии. Михаил Пселл. 5. Материально-технические достижения Византии. 6. Образование в Византии.
Вопросы 1. Взаимоотношения исламской религии и науки в Арабском халифате. 2. Греческое наследие в арабо-мусульманской культуре. 3. Роль сирийской культуры в освоении арабами греческих научных достижений. 4. Достижения арабской науки: медицина, математика, химия, история.
Вопросы 1. Характерные черты эпохи Возрождения. 2. Предпосылки эпохи Возрождения: влияние арабо-мусульманской, греко-византийской культур, развитие итальянских торговых городов, книгопечатание. 3. Реформация и зарождение капиталистических отношений. 4. Коперниканская революция.
Вопросы
1. Причины появления первых научных Академий. 2. Проблема метода: эмпиризм Ф. Бэкона. 3. Проблема метода: рационализм Р. Декарта. 4. Развитие гелиоцентризма: И. Кеплер. 5. Разработка экспериментального метода: Г. Галилей. 6. И. Ньютон и формирование механистической картины мира. Вопросы 1. Основные черты промышленной революции. 2. Причины промышленной революции. 3. Образование крупных промышленных центров. Кардинальный слом предшествующих культурных установок и образов жизни Движение луддитов. 4. Связь научного знания с технологическими достижениями. Появление технических наук.
Вопросы
1. Научные открытия на рубеже XIX-XX вв. и кризис механистической картины мира. 2. Мировоззренческое значение теории относительности Э. Эйнштейна и квантовой механики. 3. Эволюционизм как важнейшая черта современной научной картины мира. 4. Кибернетика, системный подход, синергетика. 5. Наука как фактор производства Научно-техническая революция. 6. Противоречивый характер научно-технической революции. Кризис современной науки и перспективы его преодоления.
Литература 1. Поликарпов В.С. История науки и техники. Учеб. для вузов. Ростов-н/Д. Феникс 1999 2. В.C. Ревко П.С. Введение в историю науки и техники. Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2010. – 128 с. 3. Н. Багдасарьян, В. Горохов, А. Назаретян. История, философия и методология науки и техники. Учебник. Изд-во Юрайт, 2015 ОГЛАВЛЕНИЕ
Вопросы 1. Предмет истории науки и техники. 2. Определения науки, техники, технологии, техносферы. 3. Связь науки и техники. 4. Единство и всеобщий характер науки и техники. 5. Западная и восточная традициями научного миропонимания. 6. Основные характеристики традиционного и техногенного обществ. 7. Научные революции. Парадигма. 8. Понятие «научная картина мира». 9. Миф как форма понимания мира. 10. Магия как первая попытка целенаправленного воздействия на окружающий мир 11. Первые орудия и технологии их изготовления 12. Овладение человеком огнем 13. Верхнепалеолитический кризис и неолитическая революция 14. Экономические и социальные последствия перехода к производящему хозяйству 15. Появление письменности 16. Возникновение первых цивилизаций. 17. Жреческие касты как социальная предпосылка генезиса науки. 18. Освоение металлургии железа. 19. Достижения древних цивилизаций: строительство, развитие медицинских знаний, появление первых географических карт астрономия и астрология, математика. 20. Знания в Индийской цивилизации. 21. Достижения Китайской цивилизации. Даосизм и конфуцианство. 22. Достижения цивилизаций доколумбовой Америки. 23. Роль греческого наследия в науке. 24. Генезис науки и феномен греческого чуда. 25. Греческая натурфилосоия: милетская школа, Гераклит, пифагорейская школа, Элейская школа, атомизм. 26. Значение Платона и Аристотеля в истории науки. 27. Общая характеристика науки эпохи Эллинизма. 28. Александрия – центр эллинистической науки. 29. Прикладная механика: Архимед, Герон. 30. Доминирование католической церкви как основная черта духовной жизни западноевропейского Средневековья. 31. Герменевтика как важнейшая черта средневековой мысли. 32. Периодизация истории средневековой мысли: патристика и схоластика. Фома Аквинский. Роджер Бэкон. Уильям Оккам. 33. Средневековые университеты. 34. Средневековый астрология и алхимия. 35. Технические достижения Средневековья. 36. Античное наследство и христианская идеология в Византии. 37. Особенности византийской науки. 38. Работы по систематизации и комментированию античных авторов. Иоанн Дамаскин. 39. Рационалистическое течение в византийском богословии. Михаил Пселл. 40. Материально-технические достижения Византии. 41. Образование в Византии. 42. Характерные черты эпохи Возрождения. 43. Предпосылки эпохи Возрождения: влияние арабо-мусульманской, греко-византийской культур, развитие итальянских торговых городов, книгопечатание. 44. Реформация и зарождение капиталистических отношений. 45. Коперниканская революция. 46. Причины появления первых научных Академий. 47. Проблема метода: эмпиризм Ф. Бэкона. 48. Проблема метода: рационализм Р. Декарта. 49. Развитие гелиоцентризма: И. Кеплер. 50. Разработка экспериментального метода: Г. Галилей. 51. И. Ньютон и формирование механистической картины мира. 52. Основные черты промышленной революции. 53. Причины промышленной революции. 54. Образование крупных промышленных центров. Кардинальный слом предшествующих культурных установок и образов жизни Движение луддитов. 55. Связь научного знания с технологическими достижениями. Появление технических наук. 56. Научные открытия на рубеже XIX-XX вв. и кризис механистической картины мира. 57. Мировоззренческое значение теории относительности Э. Эйнштейна и квантовой механики. 58. Эволюционизм как важнейшая черта современной научной картины мира. 59. Кибернетика, системный подход, синергетика. 60. Наука как фактор производства Научно-техническая революция. 61. Противоречивый характер научно-технической революции. Кризис современной науки и перспективы его преодоления.
ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ Наука и техника – основа жизненного пространства современного человека, неотъемлемая часть его существования в окружающем мире. Научно-технический прогресс определяет экономическое развитие любого отдельно взятого субъекта хозяйствования, в том числе, государства в целом, в значительной степени формирует современное общество, оказывая мощное воздействие без исключения на все его сферы. Наука и техника – важнейшая черта современной культуры. Сегодня человек существует благодаря науке и технике и не представляет без них своей жизни. Причем, массовое распространение технических приспособлений опережают интеллектуальный уровень массового сознания, в связи с чем, возникают проблемы адаптации человека к созданным им самим техническим достижениям. Противоречивый характер научно-технического прогресса становится все более очевидным. Перед человечеством встают вызовы, порожденные технологическим развитием: экологические проблемы, требующие нового понимания природы и места человека в ней; компьютерные и телекоммуникационные технологии, кардинально меняющие все формы деятельности человека и формирующие новую сферу реальности – виртуальную; нанотехнологии, означающие обретение человеком еще большей силы и власти над миром, и обязывающие задуматься как о положительных, так и об отрицательных последствиях обладания этой силой; генная инженерия, открывающая ослепительные перспективы, способная на изменение человеческой телесности. Сегодня наука и техника не только преобразовывают окружающий внешний мир, но готовы вторгнуться в саму природу человека. Стремлением понять современную ситуацию, в которой оказалось человечество, определить возможные пути дальнейшего развития науки и техники в социокультурном контексте, обусловлена растущая сегодня актуальность внедрения курса истории науки и техники в образовательный процесс. Впервые самостоятельная кафедра истории науки появилась во Франции 1892 году. С этого времени начинается развитие истории науки и техники в качестве самостоятельной научной дисциплины. В России учебный курс “История науки и техники” своими истоками концептуально тяготеет к курсу истории науки, поставленном в Московском университете В.И. Вернадским в 1903 году.
В рамках данного предмета рассматриваются основные этапы становления научного знания, показана роль науки и техники в культурно - историческом процессе.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 952; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.192.205 (0.011 с.) |