Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техника: современная трактовка понятия. Техника и технология.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные характеристики техники, выделенные в различных исследованиях и специфицирующие культурно-исторический подход, представленный в проблемном поле философии техники, следующие. Техника представляет собой артефакт. Латинское "artefactum" означает буквально "искусственно сделанный". В этом смысле техника специально изготовляется, создается че- ловеком (ремесленником, мастером, техником, инженером), представляет со- бой так называемую "вторую" природу, хотя "живет" по законам "первой" природы, и используется в практической деятельности людей. При этом в технике воплощаются и реализуются определенные замыслы, идеи, знания, опыт, навыки, без чего невозможно создание и приведение в действие "арте- фактов". Пусть не покажется парадоксальным, но с этой точки зрения, даже выращенная в пробирке биологическая культура является артефактом, то есть техникой. Отсюда возникают и этические проблемы, связанные с генной инженерией, клонированием (от греч. klōn - ветвь, отпрыск) - искусственным созданием живых существ и т.д. Техника образует составную часть производительных сил общества. Функционируя в качестве производительных сил, современная техника раз- деляется на следующие отрасли: производственная техника, техника транс- порта и связи, техника научных исследований, военная техника, техника процесса обучения, техника культуры и быта, медицинская техника, техника управления. Производственная техника, техника транспорта и связи в свою очередь подразделяется на активную и пассивную. Пассивная техника включает: связующую систему производства (в пер- вую очередь, в химической промышленности); производственные помеще- ния; технические сооружения наземной связи, железные дороги, мосты, ка- налы, гидромелиоративные сооружения; технические средства распростра- нения информации (телефон, радио, телевидение и др.). Активная часть состоит из орудий (инструментов), которые делятся на орудия ручного труда, орудия умственного труда и орудия жизнедеятельно- сти человека (очки, слуховые аппараты и т.п.); машин (производственных, транспортных, военных); аппаратуры управления машинами, технологиче- скими, производственными и социально-экономическими процессами. Техника, в соответствии с историческими этапами ее развития, отлича- ется различными технологическими способами соединения человека и техни- ки. Первый этап характеризуется таким способом соединения человека и техники в технологическом процессе, при котором человек является матери- альной основой технологического процесса; труд при этом носит ручной ха- рактер; орудия (инструменты) ручного труда лишь удлиняют и усиливают работающие органы человека. На втором этапе основой технологического процесса становится маши- на; труд при этом становится механизированным; человек лишь дополняет работу машины (механизированного устройства) своими органами труда, яв- ляясь лишь ее технологическим элементом. Третий же этап технологического способа соединения человека и техни- ки характеризуется свободным типом связи человека и техники; труд стано- витcя автоматизированным; человек перестает быть непосредственным зве- ном технологической цепи, получая условия для творческого использования своих способностей. Сейчас уже можно говорить о четвертом, информационном, этапе тех- нологического способа взаимодействия человека и техники. Информатизация связана с широчайшим внедрением компьютеров и компьютерных сетей в соединении с совершенными средствами связи. Компьютер оказался уни- кальным средством автоматизации интеллектуальной деятельности. Если предшествующие средства автоматизации касались лишь сферы материаль- ного производства (облегчали работу рук, но не умственную деятельность мозга), то компьютерно-информационные технологии затронули непосред- ственно интеллектуальную сферу, возможности которой несопоставимо воз- росли по сравнению с докомпьютерным периодом. Техника представляет собой также самостоятельный мир, реальность, данную нам как ту, которую мы застаем от рождения и с которой живем и умираем. Мир техники как самостоятельной реальности противопоставлен природе, миру искусства, языковой реальности, всему живому и, наконец, человеку. Но техника - это и определенный способ существования человека. Техника нужна как средство, орудие, удовлетворяющее ту или иную челове- ческую потребность (в силе, энергии, защите и т.д.). В этом плане техника является "инструментом", но это такой инструмент, от которого в наше вре- мя зависит уже судьба цивилизации. Что такое современный человек без тех- ники? Представим себе, что было бы с нами, если бы все технические дости- жения разом исчезли. Именно в этом плане техника и приобретает самостоя- тельное (иногда, правда, добавляют: относительно самостоятельное) сущест- вование. Осознание самостоятельной роли техники относится уже к античности, где впервые было введено и обсуждалось понятие "технэ" (греч. téchnē - ис- кусство, ремесло, мастерство, умение). В Новое время формируются пред- ставления об инженерии. В конце XIX - начале XX в. создаются технические науки и возникает философия техники как особая рефлексия (от позднелат. reflexiо: обращение назад - размышление, осмысление, самопознание собст- венных действий и законов) техники. Особое внимание философия техники привлекает внимание мыслителей в середине XX в., когда ряд философов стали связывать с техникой кризис нашей цивилизации и культуры. Так, М. Хайдеггер считает, что современная техника поставила себе на службу человека и природу, превратила их в "по-став", по выражению Хайдеггера, сделала человека одним из видов сырья, подлежащего обработке. Природа разрушается, а человек деградирует, поскольку они становятся простыми функциональными элементами и материалом бездушной машины ("поставляются производству"). Хайдеггер не верит в решение проблем, по- рожденных техникой, он лишь призывает человека осознать, что он давно уже и сам стал поставом техники и превратил в ее постав и природу. Уже знакомый нам Х. Сколимовски пишет: "Техника превратилась для нас в фи- зическую и ментальную опору в столь извращенной и всеобъемлющей сте- пени, что если мы даже осознаем, как опустошает она нашу среду, природ- ную и человеческую, то первой нашей реакцией является мысль о какой-то другой технике, которая может исправить всё это". Как бы в ответ, но с оче- редным вопросом, мы слышим от немецкого философа Карла Ясперса (1883- 1969): "Полагать, что задача преодоления техники с помощью техники вооб- ще осуществима, означает прокладывать новый путь неблагополучию... Ос- тается, однако, вопрос: как человек, подчиненный технике, в свою очередь, станет господствовать над ней?" Техника как специфически инженерный способ использования сил и энергий природы. Хотя техника во все времена была основана на использо- вании сил природы, но лишь в Новое время природа особо рассматривается как неисчерпаемый источник материалов, сил, энергий и процессов, описы- ваемых в науке как естественные феномены, поставленные на службу чело- веку путем создания технических сооружений ("второй", или "новой", при- роды). При их создании главным был уже не опыт, как в античные времена, хотя и там частично использовались научные знания, а как такое техническое творчество, инженерия, в котором специально производился расчет сил (про- цессов и энергий) природы, осуществлялось их сознательное приспособление для нужд и деятельности человека. Если в античности и в средние века творчество техников понималось как "хитрость", искусственная реализация, выведение из скрытого состояния за- ложенных в мироздании вечных изменений и превращений различных "фю- сис" (природ), уже сотворенных высшей силой, Богом, то, начиная с Нового времени, творчество инженеров (фр. ingénieur - изобретатель), творцов тех- ники, основа которого изобретение, конструирование, проектирование и тех- нология, т.е., всё вместе, как инженерия, предполагает знания естественных и специально направленных на производство и конструирование технических наук. Современная инженерия ориентируется и на целый комплекс экономи- ческих и природопользовательских наук, знания основ системного проекти- рования, эргономики и дизайна, и т.д. До недавнего прошлого технология рассматривалась только как опреде- лённая сторона организации производственных процессов: от индивидуаль- ной деятельности рабочего, мастера, простой коллективной деятельности бригады, цеха, предприятия, - до сложно организованной, строго иерархизи- рованной социальной деятельности, - "Мегамашины", по Мэмфорду, - прохо- дящей долгий исторический путь развития от трудовых армий фараонов до современных промышленных производств. Сторона, связанная с методами обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, мате- риала или полуфабриката. В узко производственном значении технология включает также и производственное оборудование, необходимое для изго- товления время, квалификацию работника. Всё это оформляется в так назы- ваемой "технологической карте". В последние несколько десятилетий ситуация стала резко меняться. Реа- лизация крупных национальных и международных технических программ и проектов в наиболее развитых в промышленном отношении странах и груп- пах стран позволила осознать, что техника как реальность существенно об- новилась. Исследователи и инженеры обнаружили, что между технологиче- скими процессами, операциями и принципами, а также состоянием науки, техники, инженерии, проектирования, производства, которые уже сложились как устойчивые образования в данной культуре и стране, с одной стороны, и различными взрывообразно протекающими социальными и культурными процессами, отвечающими на запросы (зачастую, весьма, острые) времени - с другой, существует тесная взаимосвязь. Так, разработка и производство, например, полупроводников, компью- терной или ракетной техники, так же, как и других сложных технических систем, оказались зависящими как от достигнутого в данной стране уровня развития научных исследований, инженерных разработок, проектирования, так и от характера организации труда, наличия необходимых ресурсов, соот- ношения приоритетов и целей общества, качества производимого сырья и продукции, потребностей и особенностей рынка, внутренней и международ- ной конъюнктуры и многих других факторов. Технология в широком смысле, таким образом, понимается как общая характеристика, совокупность трудо- вых действий, типичных для того или иного социокультурного образования, подчиненных вполне конкретным социально значимым ориентирам. В этом плане технология понимается уже как особого рода "техносфера". Отметим появление системотехники как особого вида современной ин- женерно-технической деятельности по созданию сложных технических систем. В системотехнике происходит также и выработка новых знаний, причем знаний высоко абстрактного уровня, связанных с теорией структур- ных преобразований сложных систем. В системотехнике научное знание проходит полный цикл своего функцонирования от получения до использо- вания в инженерной практике. Системотехника включает также и деятель- ность, направленную на организацию, научно-техническую координацию, руководство всеми видами проектирования, конструирования, отладки, раз- работки технологии производства сложного технического устройства, а так- же его радиоэлектронное обеспечение, химические технологии, инженерно- экономические проработки, разработку средств общения человека и машины и т.д. Концентрируя все силы для решения военных, народнохозяйственных и иных задач, государство и общество достигают своих целей путем создания новой техники, сложных технических систем, нередко опасных для устойчи- вости природных процессов технологий и т.д. Всё это вольно или невольно порождало различные деструктивные, разрушающие последствия, способ- ствовало возникновению целого ряда кризисов - экологического, антрополо- гического, угрожающего выживанию самого человека, и других. Человек превратился в некоего "планетарного научно-технического Бога", но при этом уподобился и все разрушающему дьяволу, угрожая всей жизни на Зем- ле, а, со временем, разрушая сложившиеся планетарные механизмы, возмож- но, уничтожая всё и вся и за её пределами. Всё это требует социально- культурного и философско-методологического осмысления: техника - благо или, напротив, несвобода, риск, угроза существованию. "Нет никакого демо- низма техники, - пишет М. Хайдеггер, - но есть тайна ее сущности. Сущность техники как миссия раскрытия потаенности есть риск". Риск же требует ос- мотрительности и адекватного природным возможностям использования техники. Поставим и такой вопрос: информационное общество - идея или реаль- ность? Информатизация общества как необратимая ступень социального развития означает не только повышение эффективности всего общественно- го производства, но и изменение в квалификационно-профессиональной деятельности людей, системе образования, соотношении прав и свобод лич- ности, да и во всем образе жизни общества. Информатизация общества - это процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политиче- ские и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино. Она представляет собой процесс прогрессивно нарастающе- го использования информационных технологий для производства, перера- ботки, хранения и распределения информации и особенно знаний. Результа- том этого как раз и является возникновение информационного общества, знаменующего радикальные преобразования не только в сфере производст- венных структур и технологии, но главным образом в сфере социальных и экономических отношений, в культуре, духовной жизни и быту. Радикальные изменения во всех сферах социальной жизни, связанные с информатизацией, нашли отражение в так называемых концепциях "инфор- мационного общества", разрабатываемых и развиваемых философами и со- циологами стран, успешно осуществляющих информационную революцию. Один из ведущих специалистов в области информатики. Дж. Мартин в кни- ге "Информационное общество" пишет: "В контексте имеющихся тенденций развития передовых в промышленном отношении стран информационное общество можно определить как такое общество, в котором информация и уровень ее использования существенным образом обуславливают качество жизни, а также перспективы экономического развития и социальных измене- ний. В таком обществе уровень жизни, характер труда и отдыха, система об- разования и рынок испытывают на себе растущее влияние информации и знаний". Отметим, что сам термин "информационное общество" появился благодаря названию вышедшей в 1981 году книги японского футуролога, ди- ректора национального Института информационного общества Й. Масуды "Информационное общество как общество постиндустриальное". Информационное общество: идея или реальность. В заголовок выне- сено название известной проблемной статьи Дж. Мартина. Автор статьи, считая, что социологи до сих пор не создали убедительной картины инфор- мационного общества, ставит вопрос: можно ли говорить об "инфор- мационном обществе", как о некоем принципиально новом типе общества или это просто удобное обозначение для современного уровня, достигнутого наиболее развитыми странами. Понятие информационного общества до та- кой степени широко употребляется, что "вполне простительно мнение, будто оно уже стало жизненной реальностью, по крайней мере, в высокоразвитых странах". Однако, для того чтобы выяснить, существует ли феномен инфор- мационного общества в реальности, надо, по крайней мере, уяснить, во- первых, идёт ли речь о настоящем состоянии общества или о его будущем; и, во-вторых, договориться в учёной среде и среди интересующейся общест- венности об определенных критериях относительно достижения соответст- вующего общества. Четкие критерии, по которым общество можно назвать информа- ционным, уже разрабатывались в таких проектах, как, например, программа Европейского сообщества FAST. Программа FAST задает пять главных стра- тегических направлений: ключевые технологии, положение Европы в миро- вой информационной и коммуникационной системе, разобщенность или сплоченность в информационном обществе, занятость населения и общее или специальное образование. Дж. Мартин предлагает свой набор критериев, уточняя, что это не строгое деление, а скорее пересекающиеся подклассы. Это задействованные комплексно: 1) технологические критерии (информационная технология занимает лидирующее положение и широко внедрена в конторах, производстве, обра- зовании и в быту); 2) социальные критерии (информация определяет качество жизни, ши- роко распространено информационное сознание и доступ пользователей к высококачественной информации); 3) экономические критерии (информация становится ключевым эконо- мическим фактором как ресурс, услуга, источник дополнительной стоимости и определяющий фактор занятости); 4) политические критерии (свобода информации должна вести к повы- шению участия и согласия в политической жизни); 5) культурные критерии (признание культурной ценности информации в интересах национального и индивидуального развития). В целом же информационное общество Дж. Мартин определяет как та- кое общество, в котором качество жизни, а также перспективы социальных изменений и экономического развития зависят все больше от информации и ее использования. Ряд теоретиков "информационной революции" (У. Дизард, Дж. Мезонруж, Ф. Уильямс и др.) считают создание "глобальной сети ин- формации всеобщим "электронным спасением", которое положит конец "гео- графической тирании". По мнению Э. Тоффлера, концепцию которого, как наиболее развитую, мы рассмотрим отдельно, грядущее постиндустриальное общество - это качественно новая ступень - "третья волна". Этому обществу будут свойственны децентрализация, равные взаимосвязанные "суб- экономические" хозяйства, а основной его социальной единицей станет "электронный коттедж", т.е. каждая семья в сельской местности иди городе получит одинаковый доступ ко всем новым услугам и удобствам "информа- ционного века. Однако, констатируют М. Хепуорт и К. Робинс, эти и подоб- ные им выводы поспешны, безответственны и принципиально ошибочны: их неадекватность есть следствие принципа технологического детерминизма. Технический прогресс нельзя рассматривать вне контекста общественной, политической и культурной жизни. Как правильно указывают Г. Мердок и П. Голдинг, "выбор в информационном обществе зависит от возможности платить деньги". Спектр мнений ученых о том, как будет проходить продвижение обще- ства к своему информационному состоянию, очень широк. Это определяется самой практикой реализации в конкретных обществах информационного идеала, возникающими при этом сложностями как для государства, так и для конкретных граждан. Если такие ученые, как Й. Масуда ("оптимисты"), счи- тают, что общество претерпит драматические изменения не через войны и революции, а благодаря постепенным технологическим трансформациям, то другие ("пессимисты") советуют не заниматься футурологическими утопия- ми и говорят не о технологических революциях, а просто о дальнейшем под- чинении социальных нужд и ценностей технологической рационализации потребностям рынка. Ясно, что в том и другом случае для более отсталых стран существует угроза проигрыша в экономической конкуренции вплоть до потери нацио- нального суверенитета из-за широкого развития межгосударственного потока информации. Для граждан же, и в варианте "оптимистов" и в варианте "пес- симистов", в свою очередь, возможна угроза для частной жизни (около 30 го- сударств приняли уже те или иные законы о защите права на частную жизнь в связи с компьютеризацией). "Выглядит насмешкой, - отмечает Дж. Мартин, - что в Великобритании, известной давними традициями парламентской де- мократии, соображения безопасности до сих пор препятствуют принятию за- конодательства о свободе информации". Осложнения, которые вызовет при- нятие соответствующего законодательства для власть имущих, должны не- сомненно стать частью платы за то, чтобы жить в открытом обществе. В це- лом Дж. Мартин приходит к выводу, что потребуется определенное время для того, чтобы информационное общество из "социального конструкта" превратилось в некоторую реальность. Сейчас это скорее идея, хотя на пути к её осуществлению уже много сделано. Техногенная культура: Элвин Тоффлер, известный американский футу- ролог, социолог и теоретик информационного общества (или общества "третьей волны"), считает информационное общество приходящим на смену индустриальному (или обществу "второй волны"). В свою очередь, общество массового промышленного производства приходит, по Э. Тоффлеру, на сме- ну обществу "первой волны", в котором господствует сельское хозяйство и натуральный обмен произведенными продуктами. Биография Э. Тоффлера весьма поучительна. Родился он в Ныо-Йорке 4 октября 1928 г. После окончания школы поступил в Нью-йоркский универ- ситет, где в течение пяти лет сочетал обучение с работой на заводе в качестве слесаря, монтера, сварщика, трубочиста, шофера, сборщика на конвейере и рабочего других массовых профессий. Все это помогло ему на практике по- стичь "реальную жизнь" и со знанием дела, уже будучи ученым, говорить об условиях труда рабочих, о забастовках, профсоюзных проблемах и т.д. В 1961 г. знаменитая фирма IBM по производству компьютеров поручила Э. Тоффлеру написать доклад о социальном значении ввода в производство сети компьютеров и расширении сферы труда "белых воротничков". Это бы- ло одним из первых исследований социальных последствий компьютериза- ции общества; до Э. Тоффлера ещё никто не говорил о научной организации труда в "офисе" завтрашнего дня, да и сами компьютеры преимущественно использовались лишь в валютно-финансовых операциях. В дальнейшем Э. Тоффлер читает в респектабельных американских ин- ститутах и университетах лекции о взаимосвязи между достижениями науч- но-технического прогресса и изменением системы социальных ценностей. В 1983 г. в работе "Прогнозы и предпосылки" он напишет об этом времени: "Громадные социальные и технологические изменения сотрясают американ- ское общество, а наше правительство не замечает этого - оно уделяет мало внимания будущему и не способно предвидеть даже наиболее фундамен- тальные сдвиги. Политики редко могут заглянуть дальше следующих выбо- ров". В работах "Прогнозы и предпосылки", "Третья волна" (1980) и др. Э. Тоффлер говорит о качественно новой, информационной, цивилизации, приходящей на смену отживающему индустриальному обществу. В этом об- ществе будущего нет массового, поточного производства и распределения товаров, характеризующих образ жизни и модели поведения предшествую- щего индустриально развитого общества. "Центральное утверждение моей книги, - пишет Э. Тоффлер о своей работе "Прогнозы и предпосылки", - что сегодняшний кризис не является кризисом перераспределения, перепроиз- водства, недостаточного производства или низкой производительности труда (что бы это ни значило), но кризисом реструктурирования, упадком старой, индустриальной эры экономики и возникновением экономики новой, "треть- ей волны", функционирующей в соответствии с другими принципами" [29]. Самый главный при этом принцип - право собственности на инфор- мацию как новый тип собственности, отсутствовавшее (или почти от- сутствовавшее) в обществе "второй волны". Отсюда контроль в сфере приня- тия ключевых решений осуществляет тот, кто владеет информацией. Это, в концепции Э. Тоффлера, новый класс "когнитариат" (cognitariat - производное от слов "знающий": cognitive и "пролетариат") - класс, контро- лирующий процессы производства и распределения информации. Тоффлер не признает категории "класс" в марксистском ее понимании, поскольку, считает он, устарела вся система фабричного производства. В "Прогнозах и предпосылках" так же, как и в "Третьей волне", Э. Тоф- флер разрабатывает концепцию "электронного коттеджа", связанную с пе- ремещением рабочих мест непосредственно в дома, что распутывает клубок проблем современного американского общества. В обществе "электронных коттеджей" изменяется характер труда и производственных отношений. Лю- ди возвращаются к натуральному хозяйству, как бы примитивному обществу "первой волны", но только на другой, более высокой, электронной основе. Лиц, потребляющих продукцию собственного производства, Тоффлер назы- вает "просьюмерами" и утверждает, что им принадлежит экономика будуще- го. Само слово "просьюмер" (prosumer) - производное от английских слов "производитель" (producer) и "потребитель" (consumer).] По Тоффлеру, просьюмер совмещает в одном лице функции производителя и потребителя материальных благ. "Движение назад - к дому" позволит корпорациям и государству снизить расходы на недвижимость, повысит производительность труда, облегчит ра- боту транспорта, уменьшит затраты энергии и загрязнение окружающей сре- ды, поможет разрешить социально-психологические конфликты, в основе ко- торых лежит отчуждение работника от результатов его собственного труда, потеря стабильных эмоциональных связей между супругами, родителями и детьми, друзьями, коллегами и т.д. С идеей "электронного коттеджа" Э. Тоффлер связывает надежды на изменение "всего технического базиса" американского общества, считая, что существует возможность превращения наемных рабочих в независимых предпринимателей, или, иными словами, увеличения числа тех, кто владеет средствами производства (в данном слу- чае, электронным оборудованием). По мнению теоретика информационного общества, такая перестройка поможет устранить многие социальные кон- фликты: "Это образованные рабочие, - пишет Тоффлер, - которые, используя свои домашние компьютеры, видео- и телекоммуникационные средства свя- зи, смогут организовать новую сеть, "электронные гильдии", новые про- фессиональные ассоциации и т.д. Станут реальными и новые формы кол- лективного действия, и вполне вероятно, что в один прекрасный день мы бу- дем наблюдать "электронные забастовки". Надо отметить, что Э. Тоффлер, говоря о новом информационном обще- стве, отвергая "индустриализм" как отживающий общественный порядок, объединяет в этом отношении наиболее технически развитые страны разной политической ориентации. Несмотря на различия в осуществлении властных полномочий, индустриализм придаёт всем этим странам определенные об- щие характеристики, а именно: те структурные черты, которые повсеместно отрицаются "третьей волной", то есть зависимость от полезных ископаемых, массовое производство, массовое распределение, поставленные на индустри- альную основу средства массовой информации, массовая культура, нуклеар- ная (от лат. nucleus - ядро, объединенный вокруг ядра) семья как основная ячейка общества, урбанизация, одни и те же принципы стандартизации, син- хронизации, централизации, максимизации и т.д. Тоффлер показывает, что индустриальное общество обречено, везде и всюду терпит крах, некоторые симптоматичные характеристики которого только что были перечислены. В результате этого кризиса возникает новая супериндустриальная цивилизация, которая предполагает новые типы меж- личностных отношений, новые половые и семейные ценности, новый тип восприятия реальности. Он предполагает новую экономическую среду, кото- рая, в свою очередь, сформирует корпорацию нового стиля. "Вторая волна" (индустриальное общество - прошлое, сохраняющееся ещё сегодня) "Третья волна" (общество будущего, нарождающееся уже сейчас) 1. Отношение к природе и ее ресурсам Борьба с природой. Разбазаривание невосстанавливаемого "капитала при- роды" (уголь, газ, нефть, леса и т.д.) Сотрудничество с природой. Ориен- тация на возобновляемые источники энергии и активный их поиск 2. Лидирующие области науки и техники. Тип научно-технического развития Гигантский прогресс механической техники. Решающие отрасли - маши- ностроение, электромашиностроение, химическая индустрия. Главные нау- ки: механика, впоследствии - учение об электричестве, химия Техника - на основе знаний, выходя- щих из научных лабораторий. Веду- щие области науки и техники: кванто- вая электротехника, информатика, мо- лекулярная биология, в том числе генная инженерия, наука о космосе, экологические знания, океанология ___________Неограниченный рост во имя роста Рост, но ограниченный и сбалансиро- ванный 3. Основные принципы социальной организации и социальной деятельности в экономике, политике, других областях 6 принципов "индустриализма": 1) стандартизация 2) специализация 3) синхронизация 4) концентрация 5) максимизация 6) централизация Принципы нового общества: 1) индивидуализация 2) комплексная интеграция 3) синхронность, но нового ритма 4) деконцентрация 5) мини-формы 6) децентрализация 4. Система коммуникаций, образования, культуры Почтовая служба, средства массовой коммуникации (газеты, радио, кино, телевидение), работающие на основе вышеперечисленных принципов ин- дустриализма. Общение между людь- ми - иерархическое, стратифициро- ванное, атомистическое, случайное. Учреждения образования и культуры построены по типу фабрики и также массифицированы "Аудиокоммуникация" на основе но- вейшей информационной техники, "демассифицированные" средства коммуникации; "сети" индивидуали- зированных неофициальных комму- никаций по интересам, желаниям, без иерархии, нацеленные ___________на взаимопо- мощь. Перестройка деятельности в сфере образования и культуры - в со- ответствии с вышеперечисленными принципами нового общества “Индустриальный" индивид: ориен- тирован на производство и потребле- ние; культ денег, власти, господства - подчинения, пассивности; "автомати- зированная" повседневная жизнь; коммерсиализированный секс и "нук- леарная семья"; Труд в недрах огром- ных организаций - принуждение, жё- сткий временной режим, рутина Новая личность: ориентирована на духовные ценности и творчество; многомерность ориентаций и пони- мание другого человека как способ общения; новый вид сексуальных и семейных отношений. Труд в не- больших организациях и на дому; скользящий график труда; добро- вольный, творческий труд 5. Отношения между странами и народами Приоритет национального (на- ционализм, шовинизм, реваншизм), экономика и политика на уровне от- дельных стран или их блоков; воору- жение и война как способы "разреше- ния" международных конфликтов Приоритет интернационального; ори- ентация на глобальные проблемы и их совместное разрешение; реальное ра- зоружение, прочные договоры между странами, возможность предотвраще- ния военных конфликтов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.185 (0.014 с.) |