Основные законы диалектической логики.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные законы диалектической логики.



Традиционно называют три

основных закона и ряд категорий диалектической логики. Отметим, что "основ-

ные законы" представляют собой связь и взаимодействие "категорий" диалекти-

ки, так что фактически закон - это развернутые, соотнесенные определенным

образом категории.

Закон противоречия. Важнейшее место в системе диалектики занимает ка-

тегория "противоречие", трактуемая именно как диалектическое противоречие,

в отличие от противоречия формально-логического. Противоречие - это взаи-

мосвязь и взаимодействие противоположностей в составе целого, в котором они

взаимополагают, взаимопроникают и одновременно взаимоисключают друг

друга. Диалектическое противоречие - это единство взаимополагающих и одно-

временно взаимоисключающих противоположностей (сторон, тенденций).

Противоположности - различные, противостоящие элементы, стороны, свой-

ства, тенденции единого, целостного материального или идеального образова-

ния. Противоположность, таким образом, - это один из двух моментов конкрет-

ного единства; это сторона, тенденция единства, которая, будучи полярной

(прямо противоположной) другой стороне, тенденции, не может существо-

вать отдельно от данного конкретного единства. Следовательно, диалекти-

ческое противоречие не есть логически непреодолимая антиномия, т.е. формаль-

ное противоречие тезиса и антитезиса. Оно есть состояние , способ бы-

тия целостного объекта, в структуре которого противоположности (1) взаи-

мополагают, (2) взаимоотрицают, (3) взаимопроникают, т.е. взаимодействуют

друг с другом. Как это понимать?

Противоречие не есть нечто застывшее, статичное. Противоречие - это про-

цесс, то есть оно возникает и функционирует. Между противоположностями

существует связь по происхождению (генетическое единство) и связь в про-

цессе сосуществования (функциональное единство). Существование этих свя-

зей - частный случай проявления принципа всеобщности отношений.

Принцип всеобщности связи - это принцип, согласно которому реальности,

вещам и процессам присуща внутренняя организованность, то есть существует

определенная соотнесенность как между частями некоторой целостности,

так и между целостностями разного рода. Смысл принципа связи заключается в

том, что любая целостность имеет внутреннюю структуру и, одновременно,

будучи частью более широкого целого, является элементом внешней структу-

ры . Исходное понятие здесь - это понятие "отношение".

Отношение - это наличие двух или более вещей, свойств, понятий и т.п.,

сопоставимых друг с другом. Поскольку все существующее так или иначе

сопоставимо друг с другом, то отношения всеобщи. Иначе говоря, можно всегда

сопоставить вещь, свойство или понятие с другой вещью, иным свойством или

понятием, т.е. установить некоторое отношение.

Связь - это такое отношение, которое выражает зависимость между пред-

метами или явлениями, их взаимообусловленность. Таким образом, связь все-

гда представляет собой отношение, но такое отношение, когда изменение од-

ного члена отношения влечет за собой изменение другого члена отношения.

Отношения многообразны, поскольку за ними кроются различные типы связей,

различные типы взаимозависимостей.

Генетической называется связь, при которой явления имеют общее происхо-

ждение, общее основание своего возникновения и существования. Функцио-

нальной называется связь, при которой явления взаимозависят таким образом,

что изменение одного из них влечет изменение другого.

Генетическая связь отражает ситуацию следования во времени "одно после

другого". Примером генетических связей могут быть семейно-родственные

связи "родители-дети", "брат-сестра". Брачная связь "муж-жена" - это уже функ-

циональная связь. Примером функциональной связи будет также математическая

функция - переменная, принимающая определенные числовые значения в зави-

симости от значений другой переменной (аргумента), и выражаемая формулой:

y = f (x).

Поскольку противоречие является процессом, разворачивающимся во време-

ни, генетическое и функциональные связи между противоположностями не ста-

тичны, не заданы раз и навсегда. Поэтому можно выделить этапы возникнове-

ния и развития (функционирования) противоречия.

Этапы возникновения противоречия описал Гегель, причем в его понима-

нии эти этапы соответствуют формированию понятия о противоречии в мышле-

нии человека. Этапы описания противоречия совпадают с этапами формирова-

ния этого противоречия в самобытии рассматриваемого объекта. Развернутое

описание противоречия (знание о данном противоречии) является не только

указанием на конкретное единство противоположностей, но должно включать

описание противоречия как процесса с помощью категорий "тождество", "разли-

чие", "противоположность", "противоречие" (Рис. 4).

1 этап. Тождество . Первоначально возникающий предмет в онтологическом

аспекте представляет собой нерасчлененное, бесструктурное единство. Однако

это единство (тождество) содержит в себе в зародыше (потенциально) различия.

Первое, исходное знание о предмете также является нерасчлененным, бес-

структурным представлением, "целостным образом". Такое знание позволяет

опознавать предмет, отличать этот предмет от всех прочих, но такое знание

себетождественно, т.е. содержит лишь потенциальную возможность высказать

какие-либо подробности о предмете.

2 этап. Различие . При общей основе в объекте формируются существенные

части, стороны, тенденции, не соответствующие друг другу и оформляющиеся

как различия. В гносеологическом плане знание о предмете начинает обога-

щаться различными "подробностями" - свойствами, характеристиками, призна-

ками данного объекта.

В онтологическом плане с различия начинается наличное бытие “вещи”. “Вся-

кое наличное бытие есть поэтому некоторое внутри себя разделенное бытие. С

одной стороны, оно существует само по себе, с другой стороны, обладает отно-

шением к другому. Наличное бытие, мыслимое с этими двумя определениями,

есть реальность”, - писал Гегель.

3 этап. Противоположность . Различия в самобытии предмета достига-

ют стадии конкретных, противоположных сторон, тенденций, которые оформ-

ляются как противоположности. На этом этапе наше знание начинает фикси-

ровать противоположные характеристики, черты предмета, которые противо-

речат друг другу, порождают "странности", антиномии.

4 этап. Противоречие. Противоположности начинают попарно взаимодейст-

вовать, взаимоисключая и взаимодополняя друг друга, оформляясь как единое

противоречивое целое (Рис. 4).

ЭТАПЫ (ПРОЦЕСС) ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЯ

1 этап 2 этап 3 этап 4 этап

. . .

1 1 2 Пр 1 Пр 2

Тождество Различие Противоположность Противоречие

Р и с. 4.

Отметим, что генетическое единство противоположностей формируется на

протяжении всех четырех этапов возникновения противоречия, а функциональ-

ное единство - на четвертом этапе.

Итак, в гносеологическом плане понять и описать предмет как противоречи-

вое целое можно только на уровне диалектического мышления, например, вос-

пользовавшись логической цепочкой категорий "тождество-различие-

противоположность-противоречие" и владея смыслом понятия "диалектиче-

ское противоречие". На уровне диалектического мышления можно описать

внутреннюю структуру предмета как конкретное диалектическое противоре-

чие. В противном случае наше знание о предмете остановится на стадии описа-

ния антиномий, а наше понимание предмета останется парадоксальным и неот-

четливым.

Сформировавшееся противоречие не статично, динамика его развития также

описана Гегелем, зафиксировавшим следующие этапы развития противоре-

чия: "гармония-дисгармония-конфликт-преодоление" (Рис. 5).

ЭТАПЫ (ПРОЦЕСС) РАЗВИТИЯ ПРОТИВОРЕЧИЯ

1 этап 2 этап 3 этап 4 этап

Гармония Дисгармония Конфликт Преодоление

Р и с. 5.

1 этап. Гармония. Противоположностям на первом этапе свойственно взаи-

моукрепление: при гармоническом развитии единство системы постоянно укре-

пляется, наращивается темп позитивных изменений, увеличивается устойчи-

вость и надежность системы. Ведущей стороной противоречивого единства

здесь является взаимополагание.

2 этап. Дисгармония. Взаимодействие противоположностей становится дис-

гармоничным, когда развитие одной из противоположностей начинает осущест-

вляться за счет другой. Дисгармония неизбежно приводит к расшатыванию об-

щих структур, поскольку ведущей стороной противоречивого единства

здесь выступает взаимоотрицание.

Противоположности утрачивают гармонию как совместное однонаправленное

изменение, преобладающей становится разнонаправленность их развития.

3 этап. Конфликт . Дисгармония противоположностей достигает предела,

они поляризуются как антагонистические (т.е. непримиримые), что ставит под

вопрос само существование развивающегося системного целого.

4 этап. Преодоление (разрешение)противоречия . Это заключительный этап

развития противоречия, на котором происходит переход от одной целостности к

другой. Антагонистические противоположности на стадии разрешения противо-

речия (преодоления конфликта) исчезают: либо происходит переход противопо-

ложностей в иное качество в новом единстве, либо происходит гибель противо-

положностей, а новое единство формируется на иной основе, порождающей

иные исходные противоположности.

Гегель утверждал, что противоречие есть "источник всякого развития". Что-

бы понять это утверждение, необходимо ясно представить, что само по себе

противоречие, взятое статически , еще не означает развития. Развитие есть

там, где есть противоречие как процесс , где есть процесс движения проти-

воречия, представленный в виде описанных структур возникновения и развития

противоречия.

Гегель сформулировал положение, задающее логику познания сложных са-

моразвивающихся систем и звучащее как афоризм: "Противоречие - вот что на

деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить".

Закон противоречия (в традиции диалектического материализма этот закон

называют "законом единства и борьбы противоположностей"), следовательно,

отвечает на вопрос "Почему происходит развитие?", указывая на самодвижение

противоречия как источник развития.

Закон противоречия можно сформулировать так: развитие объективной ре-

альности и ее познание осуществляются раздвоением исходного единства на

противоположности, которые образуют противоречивое целое и, взаимодействуя

друг с другом, порождают импульс к изменению и развитию этого целого.

Закон количественно-качественных переходов.

Закон количественно-качественных переходов отвечает на вопрос "Как про-

исходит развитие?" Этот закон называют также "законом перехода количествен-

ных изменений в качественные", так что само название содержит указание на

внутреннее содержание процесса развития.

Развитие как процесс направленного качественного изменения системы опи-

сывается категориями "количество", "качество", "мера", "скачок".

Качество - это внешняя и внутренняя определенность предмета, теряя кото-

рую предмет перестает быть самим собой. Категория "качество" обозначает

функциональное единство объекта, обладающего относительной устойчивостью.

Гегель писал: "Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя

свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть".

Количество - это внешняя определенность предмета, изменение которой не

ведет к изменению качества предмета. Таким образом, изменение количест-

венных характеристик предмета не мешает предмету быть самим собой. Коли-

чественные характеристики выражаются числом, которое представляет собой

мысленную (теоретическую) форму описания количества.

Количество и качество - это две противоречивые, взаимодополняющие друг

друга характеристики предмета. Неразрывная взаимосвязь количественной и

качественной сторон системных объектов отражена в словах Гегеля: "качество

есть в-себе-количество, а "количество есть в-себе-качество”.

Мера - это количественные рамки (интервал количества), в пределе кото-

рых изменение количества не ведет к изменению качества. Мера, таким обра-

зом, является выражением взаимосвязи количества и качества:

КОЛИЧЕСТВО 􀃅 МЕРА 􀃆 КАЧЕСТВО

Обратим внимание, что изменение количественных характеристик предмета

не мешает предмету "быть самим собой", если это изменение не выходит за

определенные рамки, не превышает некоторую меру. Если же мера количест-

венных изменений нарушена, то качественная определенность предмета разру-

шается, предмет становится иным, происходит переход к новому качеству, т.е.,

проще говоря, появляется новый предмет взамен исходного. Это и есть развитие

как переход от одного качества к другому. Изменение качества есть изменение

самой вещи.

Закон количественно-качественных переходов выражает такую взаимо-

связь характеристик целостной системы, при которой количественные измене-

ния на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порожда-

ет новые возможности и интервалы количественных изменений.

Развитие характеризуется постепенностью, непрерывностью количественных

изменений в пределах меры, в пределах качественного состояния системы. Но

как только система достигает предела меры изменчивости количественных ха-

рактеристик в рамках существующего качества, происходит прерыв постепен-

ности развития. Этот заключительный этап развития, прерыв постепенности

количественных изменений Гегель назвал "скачком". Скачок - это непосредст-

венный этап перехода одного качества в другое, граница между двумя качест-

вами, прерыв постепенности в развитии. Важно понимать, что скачок не явля-

ется мгновенным переходом в новое качество, а представляет собой 1) процесс и

2) особое состояние системы.

Как процесс , скачок "длится" во времени, и, если речь идет о переходе ма-

териальной системы в новое качество, то на стадии "скачка" для формиро-

вания этого нового качества требуется поступление в систему вещества и энер-

гии из вне (из окружающей среды).

Как состояние , скачок представляет собой состояние неопределенности

(состояние качественной неопределенности), при котором "старого" качества у

ж е нет, а "нового" качества е щ е нет. Можно утверждать, что структура

скачка принципиально хаотична, так что качественное состояние системы вооб-

ще невозможно однозначно описать.

Закон отрицания отрицания.

Гегель полагал, что в процессе развития системного целого происходит свое-

образное "наследование" последующими состояниями (качественными опреде-

ленностями) системы некоторых характеристик, возникающих на предшест-

вующих стадиях существования системы. Это "наследование" заключается в

сохранении позитивных (положительных) моментов старого качества, кото-

рые могут служить эффективному существованию нового качества.

Процесс развития приобретает, следовательно, общую направленность, кото-

рая задается структурой движения от одного качественного состояния системы

к другому. Когда исходное качество переходит в новое, происходит отрица-

ние старого качества новым, поскольку развивающееся системное целое при-

обретает характеристики, прямо противоположные исходным. Но новый цикл

развития сопровождается уже новым отрицанием, т.е. отрицанием (предыду-

щего) отрицания . В данном случае возникает такая структура развития (Рис.

6):

ТЕЗИС 􀃆 АНТИТЕЗИС 􀃆 СИНТЕЗ

(Системное целое (Системное целое (Системное целое

имеет некоторое переходит в объединяет

исходное качественное характеристики

качественное состояние, прямо исходого и

состояние) противоположное противоположного

исходному качеству) исходному

качественных

состояний)

Р и с. 6.

Закон отрицания отрицания - наиболее сложный и многоаспектный закон, по-

скольку описывает структуру развития как поэтапного единого процесса.

Развитие предмета - это всегда отрицание своих прежних форм существования.

Одновременно отрицание "прежних форм существования" приводит к становле-

нию такого другого, которое сохраняет генетическую связь с тем, что отрица-

ется.

Первое отрицание еще не дает е д и н с т в а процесса развития. Единст-

во и законченность цикла развития появляется через второе отрицание (отрица-

ние отрицания), причем единство процесса развития опирается на "удержание

позитивного" (Рис. 6).

НОВОЕ ___________КАЧЕСТВО

как единство

«старого» и «нового»

НОВОЕ, как

противоположное СИНТЕЗ, как

исходному, отрицание отрицания

КАЧЕСТВО

СКАЧОК, как СКАЧОК, как

ИСХОДНОЕ первое отрицание второе отрицание

КАЧЕСТВО

Исходный этап 1 этап 2 этап

Р и с. 7.

Процесс развития совершается не как прямое линейное движение, переход

"по цепочке" от одного к другому. Процесс развития "замкнут" сам на себя как

некоторое системное единство . Гегель писал: "Всеобщее составляет основу,

поэтому поступательное движение не должно быть принимаемо за некоторое

течение от некоторого другого к некоторому другому. На каждой ступени даль-

нейшего определения всеобщее поднимает выше всю массу его предшествующе-

го содержания и не только ничего не теряет вследствие своего диалектического

поступательного движения, но несет с собой все приобретенное, и обогащается

и уплотняется внутри себя".

"Обогащение", "удержание позитивного" как результат целостного развития

системного единства формируется на этапе синтеза предшествующих качествен-

ных состояний - исходного качества ("тезис") и противоположного исходному

качества ("антитезис").

Итак, целостный цикл развития представляет собой синтез двух противопо-

ложных моментов конкретного процесса развития, который осуществляется на

этапе "отрицания отрицания" и приводит к формированию нового содержатель-

ного единства (Рис. 7). Таким образом, общее направление развития оказывается

заложенным в исходном качестве системного целого.

Закон отрицания отрицания: в процессе прогрессивного развития первый

этап является результатом отрицания, а второй этап - результатом двойного

отрицания, так что развитие воспроизводит на более высоком этапе черты, ха-

рактеристики, структуры исходного этапа, а новое качество выступает как

синтез "старого" и "нового".

Диалектика и синергетика.

Классическая наука XVII - XIX вв. представля-

ла мир как линейный процесс, придавая особое значение закрытым статическим

системам. В центре внимания - упорядоченность, устойчивость, равновесие.

Возникающая в XX в. и переживающая активное становление во второй его

половине неоклассическая наука видит мир как нелинейный процесс, акценти-

руя открытые динамические системы. В центре внимания - неустойчивость,

неравновесные состояния, нелинейное (вариативное, разнонаправленное) разви-

тие.

Недостаточность логико-методологических построений классической науки

особенно ярко выразилась в связи с вторым началом термодинамики: эволюция

системы происходит в сторону “рассеивания” энергии, установления однородно-

сти, т.е. распада структур и дезорганизации (возрастание энтропии). Универсаль-

ность второго начала термодинамики была поставлена под сомнение, когда

обнаружилось ПРОТИВОРЕЧИЕ между принципом возрастания энтропии и

биологической эволюцией как движением к более сложным и организованным

структурам. Отсюда определение жизни как негэнтропийного процесса.

Фактически в классической науке сложилась ситуация, когда для описания ре-

альности потребовался логико-диалектический подход. Для описания тенденций

усложнения или упрощения системы оказалось необходимо рассматривать сис-

тему связей “интеграция - дезинтеграция”, “дифференциация - дедифференциа-

ция”. Оказалось, что процесс системной дифференциации можно охарактеризо-

вать только через диалектику интеграции - дезинтеграции, поскольку этот

процесс представляет собой одновременно усиление взаимодействия различных

групп однородных элементов (в подсистеме) и ослабление взаимодействия одно-

родных элементов (между подсистемами). Рост сложности системы можно пред-

ставить как усиление структурно-функциональной дифференциации элементов

системы и установлением новых интегральных связей между ними.

Таким образом, именно потребности развития современного научного знания

актуализируют логику познания сложных саморазвивающихся систем. Однако

развитие естественных наук в XX в. не сопровождалось широким освоением диа-

лектической логики. Диалектическая логика Гегеля, так сказать, “переоткрыва-

ется”. Ученые -”естественники” создают собственные логико-методологические

(философско-методологические) подходы, по существу родственные диалекти-

ческому, но основанные на ином терминологическом аппарате. Примером может

служить синергетика.

Синергетика - это междисциплинарное направление научных исследований,

возникшее в 70-е годы XX в., рассматривающее общие закономерности и прин-

ципы процессов самоорганизации в системах различной природы. Термин “си-

нергетика” (от греч. “совместное действие”, “сотрудничество”) был введен

Г.Хакеном, обратившем внимание на сходное поведение элементов систем раз-

личной природы (фазовые переходы, гидродинамическая устойчивость, образо-

вание макромолекул, динамика популяций и др.) при переходе от хаоса к поряд-

ку. Синергетика складывается как теория самоорганизации (саморазвития),

создаваемая в рамках естественнонаучной проблематики. Причем она быстро

становится специфическим философско-методологическим подходом, логикой

описания нелинейного развития сложноорганизованных систем, претендующей

на объяснение самых различных процессов - от рождения Вселенной до позна-

ния и творчества. В работах Г.Хакена, И.Пригожина, Г.Николса синергетике

придается именно широкий философско-методологический статус.

Сторонники синергетического подхода полагают, что в перспективе в синер-

гетике будет разработана логическая (теоретическая) модель процессов самоор-

ганизации, обладающая чертами универсальности и общезначимости, а потому

применимая для научного исследования в любой предметной области. Кратко

созданную синергетикой “базовую модель” процесса самоорганизации (самораз-

вития) можно представить следующим образом.

Самоструктурирование возможно в открытых системах. Открытая сис-

тема - это система, включенная во внешние взаимосвязи и обменивающаяся с

окружающей средой веществом, энергией, информацией. Такая система облада-

ет “источниками” (зонами “подпитки” извне, что способствует росту, струк-

турному усложнению) и “стоками” (зонами “сброса”, в результате чего проис-

ходит обеднение, структурное упрощение).

Открытая система постоянно находится в движении - флуктуации.

Флуктуация - это отклонение системы от равновесия (отклонение данного зна-

чения переменной величины от среднестатистического). Если флуктуация пре-

вышает некоторый предел (по Гегелю - “нарушается мера количественных изме-

нений”), система входит в необратимое изменение (“переходит в новое качест-

во”). В результате наличная структура гибнет, либо с рождением новой структу-

ры, либо без такового.

Состояние необратимого изменения системы (по Гегелю, этап “скачка”)

связывается с ее вхождением в “зону бифуркации”, характеризующуюся

неопределенностью будущей судьбы системы. Точка бифуркации - точка

развертывания возможных направлений эволюции системы, причем принципи-

ально непредсказуемо, произойдет ли полный структурный распад системы или

генезис новой упорядоченной структуры.

Принципиально важно то, что синергетика рассматривает “зону бифур-

кации” как зону, где самопорождаются особые структуры, задающие линию

дальнейшей самоорганизации системы. Это связывается с синергетическим

эффектом - особым “кооперативным” (однонаправленным) поведением элемен-

тов системы в некоторой ее области. Синергетический эффект нужно понимать

как “пусковой механизм” процесса формирования особого вида структур-

аттракторов. Аттрактор - это процесс самоструктурирования (и одновременно

некоторая структура), потенциально включающий в себя “план эволюции”, са-

модостраивания вновь возникающей структуры в некотором направлении в

открытой нелинейной среде.

ГЛАВА 4. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ.

Философия природы, натурфилософия, естественная философия, нако-

нец, онтология: учение о сущем, существующем; сфера философского зна-

ния, предметом которой является действительность, мир вещей и явлений,

сложившийся до человека и существующий помимо человека. В этом отно-

шении философия природы рассматривает тот же круг объектов, что и есте-

ствознание. Однако в отличие от естествознания, ориентированного на соз-

дание конкретной, фактической научной картины мира, философия в основу

своих теоретических построений кладет принцип многообразия и пытается

найти нечто общее в различных фрагментах реальности – вещах и явлениях,

формируя тем самым абстрактную модель действительного мира. Базовыми

критериями, которыми с древнейших времен оперирует философская онто-

логия, являются понятия “материя” и “бытие”.

Учение о материи.

Понятие материи возникло еще в античной филосо-

фии. Само слово “материя” заимствовано из ткаческого ремесла и в дослов-

ном переводе значит “основа”. До сих пор в ткаческом производстве сущест-

вует такая операция: сколачивается деревянная рама, на которую натягива-

ются вертикальные нити. Такая конструкция и называется основой. Затем с

помощью челнока вертикальные нити переплетаются горизонтальными, и

получается кусок ткани. Кстати, мы и сейчас говорим: в универмаге прода-

ются сатин, саржа, шелк и другие материи. Понятно, что в философии слово

“материя” используется в переносном смысле, как термин, и по мере разви-

тия философского знания понятие материи становится все более общим и аб-

страктным. В истории философии известно четыре последовательно сменяв-

ших одна другую модели материи: субстратная, субстанциональная, атрибу-

тивная и реляционная.

Субстратная модель материи сложилась в античной философии, где

материя понималась как субстрат – нижний слой – всего существующего, как

материал, из которого все состоит. Первые философы – ионийцы – традици-

онно выделяли в многообразии сущего четыре стихии, простейших вещества:

землю, воду, воздух и огонь, и полагали, что одна из них есть первая стихия,

а остальные производны. Так, Фалес Милетский учил: все из воды происхо-

дит и в воду обращается; вода есть первое, из чего все возникает, и она есть

последнее, во что все превращается. Варианты были разные: Анаксимен счи-

тал первой стихией воздух, а Гераклит Эфесский – огонь.

Хотя эти идеи выглядят архаично, многое в них созвучно нашим совре-

менным представлениям. Так, водород – это простейший элемент таблицы

Менделеева, это самое распространенное вещество во Вселенной и это мате-

риал для термоядерного синтеза всех остальных химических элементов. Ки-

слород – элемент, обеспечивающий процессы окисления и горения, без него

невозможны химические реакции и дыхание жизни. Наконец, согласно со-

временным космологическим представлениям, наша Вселенная возникла

около 20 млрд лет тому назад в результате Большого взрыва сингулярного

состояния вещества и первоначально была распухающим комом плазмы ог-

ромной температуры. Прав Гераклит: все из огня!

Еще более современным выглядит учение мегарских философов – Де-

мокрита и Эпикура – о том, что все состоит из мельчайших неделимых час-

тиц: атомов. Атом – дословно “неразрезаемый”. Атомы различаются по весу,

по величине и по фигуре; они носятся в пустоте, сталкиваются, сцепляются

друг с другом и, образуя различные сочетания, порождают в одном случае

гору, в другом – дерево, в третьем – человека и т. д. Идея атомного строения

всего сущего возродилась в классическом естествознании Ньютона, Лавуа-

зье, Ломоносова, употреблявших термин “корпускула” – дословно “тельце”.

Она существует и в современной науке, хотя природу атома мы себе пред-

ставляем совершенно иначе, а именно, с позиций электромагнитной теории.

Тем не менее и сейчас мы оперируем понятиями “атомный вес”, “размеры

атома”, “конфигурация орбит электронов” и т. п.

Понятие материи фигурировало и в учениях идеалистов - Платона об

идеях и Аристотеля о формах. И здесь материя понималась как материал, но

только пассивный, косный, которому придает тот или иной образ внешнее

идеальное начало, подобно тому, как гончар из куска глины может вылепить

кувшин или блюдо, воплощая в субстрате свой мысленный замысел.

Субстациональная модель утвердилась в средневековой философии.

Здесь материю трактовали как субстанцию, дословно – “конечную останов-

ку” множества воплощений и превращений. Субстанция в понимании сред-

невековых мыслителей – это носительница всех свойств, сущность, не нуж-

дающаяся ни в чем внешнем для своего существования, или автономная сис-

тема, как говорим мы сейчас. Это понятие использовали алхимики и астроло-

ги, такие, как Парацельс и Нострадамус, и многие другие.

Поставив перед собой задачу отыскать “философски камень”, превра-

щающий в золото любые металлы, “эликсир жизни”, возвращающий моло-

дость и продлевающий жизнь, “панацею”, лекарство от всех болезней, они

открыли множество химических веществ: металлы, газы, кислоты, щелочи,

соли; разработали технику химических экспериментов - реакции окисления и

восстановления, растворение и выпаривание; создали химическую посуду –

колбы и реторты, которой мы пользуемся и по сей день.

Алхимики полагали, что все открытые ими вещества суть лишь модусы,

разновидности некого правещества, которые они называли “квинтэссенция” -

пятая, после четырех стихий древних греков, сущность, и считали, что квинт-

эссенция – это и есть субстанция всего сущего, и если удастся выделить ее в

чистом виде, она то и будет философским камнем, эликсиром жизни и пана-

цеей. Многовековые попытки “получить в осадке” квинтэссенцию ___________не приве-

ли к успеху, и тогда стали говорить, что субстанция всегда остается “в тени”,

она прячется под масками своих модусов, никогда не проявляясь отдельно от

них, но в этом случае субстанция оказывается абстрактным понятием, выра-

жающим общее, основу, материю в многообразии веществ.

Следующий шаг в обобщении понятии материи сделала философия Но-

вого времени. Здесь возникает атрибутивная модель материи – от слова ”ат-

рибут”: неотъемлемое свойство. На смену алхимии и астрологии приходит

опытное, экспериментальное естествознание, в авангарде которого находится

физика – учение о телах – и особенно ее раздел механика, основы которой

заложили Галилей и Ньютон. Согласно механистическим представлениям

всему сущему принадлежит общее фундаментальное свойство – это свойство

массы, которую определяли как количество вещества. Именно это свойство

фигурирует в формулах законов механики и закона всемирного тяготения.

Это-то свойство-атрибут и стало основанием определения: материя есть все

то, что обладает массой. Еще проще: материя – это вещество. Отсюда выте-

кают и другие свойства материи: тяжесть, непроницаемость, инертность,

объем и т. п.

Механика добилась огромных успехов и в теории, и в технических при-

ложениях, тем не менее уже с середины XIX века механистическая модель

материи начинает разрушаться. Первая брешь в ней была пробита созданием

теории электромагнитного поля Фарадеем и Максвеллом. Однако ученые не

сразу поняли фундаментальный характер новых идей и стали говорить о том,

что существует два вида материи: вещество и поле. Но оказалось, что дело

обстоит сложнее. Следующий шаг сделал немецкий физик Рентген, открыв-

ший проникающее излучение, затем француз Беккерель открыл явление ра-

диоактивности, а англичане Томпсон и Розерфорд пришли к выводу о слож-

ном строении атома и создали его первую – “планетарную“ модель.

В начале XX века появилась теория относительности Эйнштейна, а за-

тем и квантовая механика, после чего стало ясно, что атомы сложны, имеют

электромагнитную природу, а свойство массы переменно, зависит от взаимо-

действия и движения тел и ни в коем случае не является атрибутом. С пози-

ций квантовой механики вещество и поле – это две идеализации, одной и той

же физической реальности, масса выражает лишь ее частный аспект, не более

того; масса есть лишь физическое свойство и она нехарактерна для химиче-

ских, биологических и уж тем более для социальных объектов.

Реляционная модель материи начала формироваться еще до переворота в

естествознании. Первым эту модель предложил французский энциклопедист

Гольбах, а затем она утвердилась в диалектическом материализме. Ее смысл:

нет никакой необходимости связывать понятие материи с теми или иными

конкретными свойствами явлений действительности; достаточно задать от-

ношение – по латыни “реляцио” – нашего сознания, познающего субъекта к

этим явлениям. Важнейшим понятием реляционной модели стало понятие

“объективная реальность”, то есть все то, что существует само по себе, вне и

независимо от нашего сознания. Отсюда и определение, которое сформули-

ровал Ленин в книге “Материализм и эмпириокритицизм”, а именно: материя

есть философская категория для обозначения объективной реальности, кото-

рая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, “фотографируется”,

отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Еще

проще: материя есть все то, что, действуя на наши органы чувств, производит

ощущения, и далее: единственное “свойство” материи, с признанием которо-

го связан философский материализм, это свойство “быть объективной реаль-

ностью, существовать вне и независимо от нашего сознания”.

Современная научная картина мира. В XX веке утвердился структурно-

функциональный подход к проблеме классификации объективной реально-

сти. В основу этой классификации положен древний принцип “все сущее со-

стоит из частей”



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.95.208 (0.021 с.)