Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Философская методология: диалектическая логика.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
“В формальной логике противоречие является сигналом бедствия, но в развитии реального знания оно означает первый шаг по направлению к успеху” Алфред Норт Уайтхед В позднем средневековье философ Н.Кузанский замечает, что реальный процесс познания не может быть теоретически изображен в понятиях классиче- ской (аристотелевской) логики. Ф.Бэкон в XVII в. прямо ставит задачу создания “нового метода”, положив начало разработке индуктивной логики. И.Кант тоже заявляет о необходимости создания “новой логики”, актуализируя вопрос о “со- держательной” логике. По существу, систематическое решение вопроса о созда- нии нового метода познания, новой логики предложил в начале XIX в. Г.В.Ф. Гегель. Диалектическая логика - это наука о законах и формах движения и разви- тия теоретического мышления. Гегель утверждал, что “Дух и природа имеют всеобщие законы, согласно которым протекает их жизнь и совершаются их из- менения”. Всеобщность законов диалектики, т.е. отражение в этих законах и развития бытия (материи), и развития мышления, определяет различение объек- тивной и субъективной диалектики. Объективная диалектика (диалектика бытия) - это диалектика “вещей”, противоречивое движение (развитие) матери- ального мира, природы, бытия. Субъективная диалектика (диалектика мышле- ния) - это диалектика понятий, противоречивое движение (развитие) мышления, познания. В дальнейшем под “диалектической логикой” будет пониматься преж- де всего субъективная диалектика как особая логика (совокупность принципов и законов) теоретического мышления. Три ступени логического. Подход, поясняющий диалектическую логику как новый способ мышления изложен во вводной части работы Гегеля “Наука логики” и базируется на выделении трех ступеней (форм) логического: 1) абстрактная или рассудочная форма логического (формальная логика); 2) отрицательно-разумная форма логического (негативная ___________диалектика); 3) положительно-разумная форма логического (диалектическая логика). Прежде всего, Гегель различает в сознании (мышлении) рассудок и разум. Ос- нованием различения служит отношение к противоречию, то есть наличию про- тиворечивых характеристик одного и того же предмета.Рассудок стремится по- нять “вещь” непротиворечиво; противоречие представляется ему критерием неистинности, ошибочности мысли о предмете. Разум, напротив, принимает противоречие как единство противоположностей, присутствующих в вещах объективно. Описать реальное противоречие в понятии - значит сконструировать истинное представление о предмете. ТРИ ФОРМЫ ЛОГИЧЕСКОГО от абстрактного к конкретному Положительно-разумная форма логического Отрицательно-разумная форма логического Рассудочная форма логического П1 П1 П2 П1 П2 П1 П2 П1 П2 П1 П2 Формальная логика Негативная диалектика Диалектическая логика Р и с. 1. Рассудочная (АБСТРАКТНАЯ) форма логического. Рассудок - это способность мышления абстрагировать общие понятия и фиксировать их непроти- воречивость. Мышление на уровне рассудка “не гибко”, не диалектично, т.е. не умеет понять противоречие. Тем не менне умение создавать общие (абстракт- ные) понятия - это превая необходимая ступень логики. Логика рассудка есть логика формальная, которая стремится избежать проти- воречия по закону “исключения третьего”, гласящего: из двуж контрадикторных мнений о предмете одно неизбежно истинно, другое - ложно, третьего - не дано. Необходимость формальной логики заключается в том, что благодаря ее прави- лам мы мыслим точно и определенно. При всей своей точности, абстрактные понятия несут в себе ограниченность формально-логического мышления: объективно-противоречивый предмет, имеющий противоположные характеристики, описывается односторонним понятием, фиксирующим лишь одну из противоположностей. Такое понятие является ЦЕЛОСТНЫМ, но “однобоким”, односторонним, неполным, абст- рактным (Рис. 1). Отрицательно-разумная форма логического. Здесь мышление осуществ- ляется на уровне разума, но в отрыве от рассудка. Роль разума заключается в том, что он видит противоречивость реальных предметов, которая на ступени рассудка игнорируется и подавляется формально-логическим определением. Однако разум, не опирающийся на рассудок, оказывается неспособен охватить противоречие как целостность особого рода. Предмет как бы “расщепляется” из-за внутренней противоречивости, потому что наше мышление на этой ступе- ни не умеет “свести концы с концами”. Такое мышление характеризуется Гегелем как “негативно-диалектическое”. “Диалектичность” заключается в способности видеть противоречие, “негатив- ность” - в неспособности целостно представить внутренне противоречивый предмет. Проявлениями негативно-диалектического мышления являются и со- фистика, и гносеологический скептицизм, доведенный до агностицизма. Положительно-разумная форма логического. Мышление объединяет на этой ступени и рассудок, и разум. “Союз” рассудка и разума приводит к абст- ракциям, которые объединяют противоположности, тем самым наиболее полно, то есть конкретно отражая действительность. Предмет конструируется в понятии как КОНКРЕТНОЕ ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ЦЕЛОЕ, единство про- тивоположностей. Диалектическому мышлению, “улавливающему” противоположности и объ- единяющему эти противоположности, соответствует диалектическая логика, позволяющая конкретно-целостно представить противоречивую и развиваю- щуюся сущность предметов. Диалектическое мышление - это мышление, рассматривающее “вещи”: 1) во взаимосвязи внутренних противоположностей, 2) в процессе саморазвития, 3) а потому наиболее полно и, следовательно, 4) целостно (Рис. 1). Диалектическая логика, по Гегелю, это наука о формах правильного мышле- ния (как и формальная логика), но в отличие от формальной диалектическая логика есть способ “восхождения” мысли (знания) “от абстрактного к конкрет- ному”, то есть способ построения конкретно-целостного “диалектического понятия”, вбирающего односторонне-абстрактные “общие понятия” фор- мальной логики. Абстрактное и конкретное. В классической логике под “конкретным” по- нятием понимается понятие, указывающее на материально-вещественные пред- меты (например, “яблоко”, “дерево”); под “абстрактным” - понятие, указываю- щее на нематериальные, идеальные предметы (например, “добро”, “любовь”, “наука”). Таким образом, обыденное сознание полагает, что мыслить абстрактно - зна- чит мыслить утонченно, теоретично; мыслить о чем-то сложном и неявном, не вполне очевидном. Напротив, мыслить конкретно - это мыслить об очевидных вещах, так что сама “конкретность” оказывается доступной через наглядно- чувственный пример, демонстрацию конкретного материально-чувственного предмета, о котором идет речь. Абстрактное мышление здесь предстает как удел людей образованных, если не сказать - оторванных от реальной жизни. Гегель в статье “Кто мыслит абстрактно?” (1807) дает совершенно иную трак- товку абстрактного и конкретного. “Кто мыслит абстрактно? - задает он вопрос и отвечает, - необразованный человек, а вовсе не просвещенный. В приличном обществе не мыслят абстрактно потому, что это слишком просто...”. Гегель при- водит ряд примеров, поясняющих его трактовку “абстрактного”. Вот ведут на казнь убийцу. Для толпы он убийца - и только. Дамы, может статься, заметят, что он сильный, красивый, интересный мужчина. Такое замечание возмутит толпу: как так? Убийца - красив? Можно ли думать столь дурно, можно ли на- звать убийцу - красивым? Это и называется “мыслить абстрактно” - видеть в убийце только одно абстрактное - что он убийца и названием такого качества уничтожать всё остальное, что составляет человеческое существо. Абстрактным, неразвитым мышлением является “первобытное” мышление, исходное в истории развития общества, точно так же, как абстрактным является “детское” мышление, исходное в истории развития индивида. Абстрактное мыш- ление берет предмет лишь со стороны его простейших, очевидных характери- стик, но не способно охватить предмет во всей совокупности этих характери- стик, т.е. конкретно. Любое обозначение предмета, будь то слово естественного языка или понятие научно-теоретического языка, - абстрактно. Поэтому мышление, реализующееся в языке, всегда имеет дело с более или менее конкретными (содержательными) абстракциями. Однако именно в обыденной речи мы пользуемся абстрактными понятиями значительно чаще, чем принято считать - таков вывод из статьи Геге- ля “Кто мысли абстрактно?” Когда ребенок хочет, чтобы ему дали какую-либо вещь, он показывает на нее и говорит: “Это!” Но словом “это” можно обозначить и детскую игрушку, и яблоко, и чашку с молоком - вообще какой угодно пред- мет. Таким образом, слово “это” - пример наиболее абстрактного определения: оно слишком всеобще, а потому никак не конкретизировано (“бессодержатель- ное”, или “пустое”, по Гегелю, определение). Абстрактное мышление соответст- вует “рассудочной” форме логического. “Мыслить конкретно” - значит воспроизводить предмет максимально полно, всесторонне, целостно (= конкретно). Гегель показал, что конкретное мышление осуществляется восхождением от простейших, а потому в значительной степе- ни “пустых”, определений ко все более содержательным, воссоздающим “теоре- тическую модель” познаваемого предмета, определениям. Метод конкретного мышления - диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретно- му. Конкретное мышление, диалектический метод соответствуют “положитель- но-разумной форме” логического. В диалектической логике под “абстрактным” понятием понимается понятие, описывающее предмет односторонне, усеченно, неполно, фиксируя наиболее общие (абстрактные) характеристики предмета вне их взаимосвязи и взаимообу- словленности; под “конкретным” - понятие, описывающее предмет наиболее всесторонне, полно, исчерпывающе, фиксируя противоречивое единство (кон- кретное единство) противоположных характеристик предмета в их взаимообу- словленности и взаимосвязи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.209.178 (0.006 с.) |