![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Философская методология: диалектическая логика.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
“В формальной логике противоречие является сигналом бедствия, но в развитии реального знания оно означает первый шаг по направлению к успеху” Алфред Норт Уайтхед В позднем средневековье философ Н.Кузанский замечает, что реальный процесс познания не может быть теоретически изображен в понятиях классиче- ской (аристотелевской) логики. Ф.Бэкон в XVII в. прямо ставит задачу создания “нового метода”, положив начало разработке индуктивной логики. И.Кант тоже заявляет о необходимости создания “новой логики”, актуализируя вопрос о “со- держательной” логике. По существу, систематическое решение вопроса о созда- нии нового метода познания, новой логики предложил в начале XIX в. Г.В.Ф. Гегель. Диалектическая логика - это наука о законах и формах движения и разви- тия теоретического мышления. Гегель утверждал, что “Дух и природа имеют всеобщие законы, согласно которым протекает их жизнь и совершаются их из- менения”. Всеобщность законов диалектики, т.е. отражение в этих законах и развития бытия (материи), и развития мышления, определяет различение объек- тивной и субъективной диалектики. Объективная диалектика (диалектика бытия) - это диалектика “вещей”, противоречивое движение (развитие) матери- ального мира, природы, бытия. Субъективная диалектика (диалектика мышле- ния) - это диалектика понятий, противоречивое движение (развитие) мышления, познания. В дальнейшем под “диалектической логикой” будет пониматься преж- де всего субъективная диалектика как особая логика (совокупность принципов и законов) теоретического мышления. Три ступени логического. Подход, поясняющий диалектическую логику как новый способ мышления изложен во вводной части работы Гегеля “Наука логики” и базируется на выделении трех ступеней (форм) логического: 1) абстрактная или рассудочная форма логического (формальная логика); 2) отрицательно-разумная форма логического (негативная ___________диалектика); 3) положительно-разумная форма логического (диалектическая логика). Прежде всего, Гегель различает в сознании (мышлении) рассудок и разум. Ос- нованием различения служит отношение к противоречию, то есть наличию про- тиворечивых характеристик одного и того же предмета.Рассудок стремится по-
нять “вещь” непротиворечиво; противоречие представляется ему критерием неистинности, ошибочности мысли о предмете. Разум, напротив, принимает противоречие как единство противоположностей, присутствующих в вещах объективно. Описать реальное противоречие в понятии - значит сконструировать истинное представление о предмете. ТРИ ФОРМЫ ЛОГИЧЕСКОГО от абстрактного к конкретному Положительно-разумная форма логического Отрицательно-разумная форма логического Рассудочная форма логического П1 П1 П2 П1 П2 П1 П2 П1 П2 П1 П2 Формальная логика Негативная диалектика Диалектическая логика Р и с. 1. Рассудочная (АБСТРАКТНАЯ) форма логического. Рассудок - это способность мышления абстрагировать общие понятия и фиксировать их непроти- воречивость. Мышление на уровне рассудка “не гибко”, не диалектично, т.е. не умеет понять противоречие. Тем не менне умение создавать общие (абстракт- ные) понятия - это превая необходимая ступень логики. Логика рассудка есть логика формальная, которая стремится избежать проти- воречия по закону “исключения третьего”, гласящего: из двуж контрадикторных мнений о предмете одно неизбежно истинно, другое - ложно, третьего - не дано. Необходимость формальной логики заключается в том, что благодаря ее прави- лам мы мыслим точно и определенно. При всей своей точности, абстрактные понятия несут в себе ограниченность формально-логического мышления: объективно-противоречивый предмет, имеющий противоположные характеристики, описывается односторонним понятием, фиксирующим лишь одну из противоположностей. Такое понятие является ЦЕЛОСТНЫМ, но “однобоким”, односторонним, неполным, абст- рактным (Рис. 1). Отрицательно-разумная форма логического. Здесь мышление осуществ- ляется на уровне разума, но в отрыве от рассудка. Роль разума заключается в том, что он видит противоречивость реальных предметов, которая на ступени рассудка игнорируется и подавляется формально-логическим определением. Однако разум, не опирающийся на рассудок, оказывается неспособен охватить противоречие как целостность особого рода. Предмет как бы “расщепляется”
из-за внутренней противоречивости, потому что наше мышление на этой ступе- ни не умеет “свести концы с концами”. Такое мышление характеризуется Гегелем как “негативно-диалектическое”. “Диалектичность” заключается в способности видеть противоречие, “негатив- ность” - в неспособности целостно представить внутренне противоречивый предмет. Проявлениями негативно-диалектического мышления являются и со- фистика, и гносеологический скептицизм, доведенный до агностицизма. Положительно-разумная форма логического. Мышление объединяет на этой ступени и рассудок, и разум. “Союз” рассудка и разума приводит к абст- ракциям, которые объединяют противоположности, тем самым наиболее полно, то есть конкретно отражая действительность. Предмет конструируется в понятии как КОНКРЕТНОЕ ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ЦЕЛОЕ, единство про- тивоположностей. Диалектическому мышлению, “улавливающему” противоположности и объ- единяющему эти противоположности, соответствует диалектическая логика, позволяющая конкретно-целостно представить противоречивую и развиваю- щуюся сущность предметов. Диалектическое мышление - это мышление, рассматривающее “вещи”: 1) во взаимосвязи внутренних противоположностей, 2) в процессе саморазвития, 3) а потому наиболее полно и, следовательно, 4) целостно (Рис. 1). Диалектическая логика, по Гегелю, это наука о формах правильного мышле- ния (как и формальная логика), но в отличие от формальной диалектическая логика есть способ “восхождения” мысли (знания) “от абстрактного к конкрет- ному”, то есть способ построения конкретно-целостного “диалектического понятия”, вбирающего односторонне-абстрактные “общие понятия” фор- мальной логики. Абстрактное и конкретное. В классической логике под “конкретным” по- нятием понимается понятие, указывающее на материально-вещественные пред- меты (например, “яблоко”, “дерево”); под “абстрактным” - понятие, указываю- щее на нематериальные, идеальные предметы (например, “добро”, “любовь”, “наука”). Таким образом, обыденное сознание полагает, что мыслить абстрактно - зна- чит мыслить утонченно, теоретично; мыслить о чем-то сложном и неявном, не вполне очевидном. Напротив, мыслить конкретно - это мыслить об очевидных вещах, так что сама “конкретность” оказывается доступной через наглядно- чувственный пример, демонстрацию конкретного материально-чувственного предмета, о котором идет речь. Абстрактное мышление здесь предстает как удел людей образованных, если не сказать - оторванных от реальной жизни. Гегель в статье “Кто мыслит абстрактно?” (1807) дает совершенно иную трак- товку абстрактного и конкретного. “Кто мыслит абстрактно? - задает он вопрос и отвечает, - необразованный человек, а вовсе не просвещенный. В приличном обществе не мыслят абстрактно потому, что это слишком просто...”. Гегель при- водит ряд примеров, поясняющих его трактовку “абстрактного”. Вот ведут на казнь убийцу. Для толпы он убийца - и только. Дамы, может статься, заметят, что он сильный, красивый, интересный мужчина. Такое замечание возмутит толпу: как так? Убийца - красив? Можно ли думать столь дурно, можно ли на- звать убийцу - красивым? Это и называется “мыслить абстрактно” - видеть в убийце только одно абстрактное - что он убийца и названием такого качества
уничтожать всё остальное, что составляет человеческое существо. Абстрактным, неразвитым мышлением является “первобытное” мышление, исходное в истории развития общества, точно так же, как абстрактным является “детское” мышление, исходное в истории развития индивида. Абстрактное мыш- ление берет предмет лишь со стороны его простейших, очевидных характери- стик, но не способно охватить предмет во всей совокупности этих характери- стик, т.е. конкретно. Любое обозначение предмета, будь то слово естественного языка или понятие научно-теоретического языка, - абстрактно. Поэтому мышление, реализующееся в языке, всегда имеет дело с более или менее конкретными (содержательными) абстракциями. Однако именно в обыденной речи мы пользуемся абстрактными понятиями значительно чаще, чем принято считать - таков вывод из статьи Геге- ля “Кто мысли абстрактно?” Когда ребенок хочет, чтобы ему дали какую-либо вещь, он показывает на нее и говорит: “Это!” Но словом “это” можно обозначить и детскую игрушку, и яблоко, и чашку с молоком - вообще какой угодно пред- мет. Таким образом, слово “это” - пример наиболее абстрактного определения: оно слишком всеобще, а потому никак не конкретизировано (“бессодержатель- ное”, или “пустое”, по Гегелю, определение). Абстрактное мышление соответст- вует “рассудочной” форме логического. “Мыслить конкретно” - значит воспроизводить предмет максимально полно, всесторонне, целостно (= конкретно). Гегель показал, что конкретное мышление осуществляется восхождением от простейших, а потому в значительной степе- ни “пустых”, определений ко все более содержательным, воссоздающим “теоре- тическую модель” познаваемого предмета, определениям. Метод конкретного мышления - диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретно- му. Конкретное мышление, диалектический метод соответствуют “положитель- но-разумной форме” логического. В диалектической логике под “абстрактным” понятием понимается понятие, описывающее предмет односторонне, усеченно, неполно, фиксируя наиболее общие (абстрактные) характеристики предмета вне их взаимосвязи и взаимообу- словленности; под “конкретным” - понятие, описывающее предмет наиболее всесторонне, полно, исчерпывающе, фиксируя противоречивое единство (кон- кретное единство) противоположных характеристик предмета в их взаимообу- словленности и взаимосвязи.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.40.40 (0.008 с.) |