Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалектики. Диалектическая концепция развития

Поиск

 

1. Понятие диалектики и ее задачи. Становление диалектики в истории философии. Элементы диалектики в учениях античных мыслителей (Гераклит, Сократ). Концепция диалектики в учении Г.В.Ф. Гегеля. Основные принципы и характерные особенности марксистской диалектики.

2. Становление современной диалектики. Соотношение диалектики и метафизики.

3. Принцип развития: объективное содержание и методологические ориентации. Источники и движущие силы развития. Закон единства и борьбы проти­воположностей. Понятие противоречия, структура противоречий, их типы, основные этапы их формирования.

4. Структура процесса развития. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. Категории «количество», «качество», «мера». Скачок как общий механизм перехода от одного качества к другому.

5. Взаимосвязь этапов и направленность развития. Закон отрицания отрицания. Механизм диалектического отрицания: преемственность, цикличность, необратимость, диалектический синтез. Диалектическая концепция прогресса и регресса.

6. Алгоритм познания объекта в развитии его использования в познании и практической деятельности.

 

Основные понятия: диалектика, метафизика, развитие, количество, качество, мера, скачок, эволюция, революция, отрицание, преемственность, поступательность, необратимость, прогресс, регресс, диалектический синтез.

 

Занятие 2. Диалектическая концепция системности

И всеобщей связи явлений

1. Принцип всеобщей связи, его содержание и методологические ориентации. Основные виды связей. Структурные связи. Причинные связи. Диалектическая концепция детерминизма. Алгоритм исследования связей объекта.

2. Эклектика и софистика как искажения диалектической концепции связи. Основные разновидности эклектики и софистики.

3. Понятие системы. Системность явлений действительности. Диалектический принцип системности, требования, предъявляемые им в познании и деятельности.

4. Системный подход в науке и управлении производством. Алгоритм системного подхода в исследовании и проектировании сложных объектов.

 

Основные понятия: всеобщая связь явлений, детерминизм, структура, причинность, закономерность, эклектика, софистика, система, системный подход.

 

Темы рефератов, докладов, сообщений:

1. Универсальная взаимосвязь явлений действительности, формы ее проявления и методы учета в познании и деятельности.

2. Софистика и эклектика в социальном мышлении и политике.

3. Системный подход и системный стиль мышления.

4. Системный подход в познании сложных социальных комплексов.

5. Системные методы в прогнозировании социальных объектов и явлений.

6. Системные методы в проектировании и инженерной деятельности.

7. Роль системного подхода в преодолении глобального кризиса современной цивилизации.

8. Проблемы и перспективы развития системно-ноосферного мышления и мировоззрения.

9. Системная философия как новое интегральное философское направление.

Основная литература:

1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. 1. - Кемерово: Изд. дом «АЗИЯ», 2003. - С. 67-124.

2. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. - М.: Политиздат, 1986.

 

Дополнительная литература:

1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира; методологические проблемы. - М., 1985.

2. Баранов В.Е. Диалектика как высшая форма рациональности // Философия и общество. - 2006. - № 2. - С. 106.

3. Бобков А.Н. Общая теория систем и диалектика единого и множественного // Философия и общество. - 2005. - № 4. - С. 56.

4. Брауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М., 1973.

5. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений: в 2-х ч. Ч. II / И.Т. Фролов, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989.

6. Винограй Э.Г. Основы общей теории систем. - Кемерово, 1993. - Гл. II, § I «Диалектика системы и системность диалектики». - С. 74-80, 216-241; § 5 «Системный идеал в познании и деятельности». - С. 266-280; гл. V, § 2 «Методологическая конструкция системно-организационного подхода». - С. 285-296.

7. Винограй Э.Г. Общая теория организации и системно-орга-низационный подход. - Томск: Изд-во ТГУ, 1989. - Гл. IV, § 2 «Прикладной аппарат системно-организационного подхода». - С. 168-180; § 6 «Построение модели деловых качеств современного специалиста на основе системно-органи-зационного подхода». - С. 215-220.

8. Кедров Б.М. Беседы о диалектике. - М., 1983.

9. Ленин В.И. Полн. собр. соч. - М., 1985. - Т. 29. - С. 316-322.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - М.: Политиздат, 1984. - Т. 20. - С. 533-535, 544-547.

11. Новая философская энциклопедия. - Минск, 2001.

 

Тема V. Психика, сознание, мышление

 

1. Понятие сознания. Биологические предпосылки и общественная природа сознания. Эволюция форм отражения. Сознание как высшая форма отражения действительности. Качественные отличия сознания человека от психики животных.

2. Место и роль сознания в психической жизни человека. Сознание и бессознательное, их соотношение и взаимодействие. Концепция взаимодействия сознания и бессознательного З. Фрейда, ее философское, общекультурное и психотерапевтическое значение.

3. Основные качества человеческого сознания: деятельностная природа сознания, способность к мышлению, активность, рефлексивность, идеаторность, идеальность. Язык и речь как форма материализации сознания.

4. Самосознание, его роль в развитии личности и культуры.

 

Основные понятия темы: отражение, психика, сознание, бессознательное, мышление, рефлексия, идеаторность, идеальность, активность сознания, язык, речь, знание, вера, самосознание.

 

Темы рефератов, докладов, сообщений:

1. Философские основы учения З. Фрейда о сознании и бессознательном.

2. Идеи о «коллективном бессознательном» К.Г. Юнга.

3. Марксистская концепция сознания.

4. Методологические проблемы создания «искусственного интеллекта».

5. Взаимосвязь духовного и телесного здоровья человека.

6. Технократическое мышление: источники, проявления, социальные последствия.

7. Природа творчества и предпосылки развития творческого мышления.

8. Рациональное и иррациональное в человеческом сознании и деятельности.

 

Основная литература:

1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. 1. - Кемерово: Изд. дом «АЗИЯ», 2003. - С. 124-142.

2. Губин В.Д.Основы философии: учеб. пособие для студ. - 2-е изд. - М.: ФОРУМ; ИНФРА, 2007.

 

Дополнительная литература:

1. Васильев В.В. Мозг и сознание: выходы из лабиринта // Вопросы философии. - 2006. - № 1. - С. 67.

2. Жданов Г. Информация и сознание // Вопросы философии. - 2000. - № 11. - С. 97.

3. Киселев Т.С. Современный мир и «новое» религиозное сознание // Вопросы философии. - 2000. - № 6. - С. 18.

4. Козлова И.Е. Проблемы российского самосознания // Вопросы философии. - 2007. - № 6. - С. 151.

5. Кузнецов Л.В. Роль современных коммуникаций в формировании массового сознания // Философия и общество. - 2004. - № 3. - С. 92.

6. Новая философская энциклопедия. - Минск, 2001.

7. Овчаренко В. Осознание бессознательного // Философские науки. - 2001. - № 1. - С. 91.

8. Философия: учебник для студ. вузов, обуч. по нефилософским спец. и направлениям подготовки / ред.: Э.Ф. Караваев, Ю.М. Шилков. - М.: Юрайт, 2004.

9. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1990.

 

 

Тема VI. Теория познания

 

1. Многообразие путей постижения мира. Научное, художественное, обыденное познание, их характерные черты, особенности, взаимосвязи.

2. Понятие истины. Объективность и конкретность истины. Абсолютная и относительная истины, их соотношения в познании.

3. Критерии истины, их соотношение и взаимосвязь в познании. Роль практики в процессе познания. Практика как основа познания.

4. Формы научного познания. Проблема, гипотеза, факт, закон, научная теория, научная картина мира, их взаимосвязь в познании.

5. Методы научного познания. Методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнения, аналогии, моделирования, абстрагирования и конкретизации в современном научном познании.

 

Основные понятия темы: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, истина, практика, проблема, гипотеза, факт, закон, научная теория, научная картина мира.

 

Темы рефератов, докладов, сообщений:

1. Эмпиризм и рационализм в истории науки.

2. Роль гипотез в развитии науки.

3. Научные проблемы и проблемные ситуации в познании.

4. Методы идеализации в научном мышлении.

5. Модели и методы моделирования в исследовании объектов.

6. Научный рационализм, исторические этапы становления и перспективы.

7. Особенности инженерной деятельности и проблемы формирования современного инженерного мышления.

8. Логика и психология научного открытия.

9. Методологические проблемы оценки научных достижений и открытий.

10. Проблемы оптимального выбора направлений научных исследований и инженерных разработок.

11. Методологические проблемы моделирования сложных систем.

12. Методологические проблемы теории измерений.

 

Основная литература:

1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. 1. - Кемерово: Изд. дом «АЗИЯ», 2003. - С. 142-170.

2. Философия.Учение обытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник для студ. вузов, обуч. по эконом. спец. и напр. / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов и др. - М.: ИНФРА-М, 2006.

 

Дополнительная литература:

1. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений: в 2-х ч. / И.Т. Фролов, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989.

2. Гершанский В.Ф. Моделирование в процессе познания микромира // Философские науки. - 2003. - № 8. - С. 139.

3. Закамулин А.И. Н. Кант и проблема соотношения чувственности и чистого разума // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 5. - С. 270.

4. Любимов Ю.В. Знание как образ и событие // Философские науки. - 2007. - № 4. - С. 96.

5. Мануйлов В. Конструктивность как принцип обоснования научного знания // Философские науки. - 2003. - № 10. - С. 104.

6. Новая философская энциклопедия. - Минск, 2001.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.104.36 (0.007 с.)