Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалектики. Диалектическая концепция развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Понятие диалектики и ее задачи. Становление диалектики в истории философии. Элементы диалектики в учениях античных мыслителей (Гераклит, Сократ). Концепция диалектики в учении Г.В.Ф. Гегеля. Основные принципы и характерные особенности марксистской диалектики. 2. Становление современной диалектики. Соотношение диалектики и метафизики. 3. Принцип развития: объективное содержание и методологические ориентации. Источники и движущие силы развития. Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие противоречия, структура противоречий, их типы, основные этапы их формирования. 4. Структура процесса развития. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. Категории «количество», «качество», «мера». Скачок как общий механизм перехода от одного качества к другому. 5. Взаимосвязь этапов и направленность развития. Закон отрицания отрицания. Механизм диалектического отрицания: преемственность, цикличность, необратимость, диалектический синтез. Диалектическая концепция прогресса и регресса. 6. Алгоритм познания объекта в развитии его использования в познании и практической деятельности.
Основные понятия: диалектика, метафизика, развитие, количество, качество, мера, скачок, эволюция, революция, отрицание, преемственность, поступательность, необратимость, прогресс, регресс, диалектический синтез.
Занятие 2. Диалектическая концепция системности И всеобщей связи явлений 1. Принцип всеобщей связи, его содержание и методологические ориентации. Основные виды связей. Структурные связи. Причинные связи. Диалектическая концепция детерминизма. Алгоритм исследования связей объекта. 2. Эклектика и софистика как искажения диалектической концепции связи. Основные разновидности эклектики и софистики. 3. Понятие системы. Системность явлений действительности. Диалектический принцип системности, требования, предъявляемые им в познании и деятельности. 4. Системный подход в науке и управлении производством. Алгоритм системного подхода в исследовании и проектировании сложных объектов.
Основные понятия: всеобщая связь явлений, детерминизм, структура, причинность, закономерность, эклектика, софистика, система, системный подход.
Темы рефератов, докладов, сообщений: 1. Универсальная взаимосвязь явлений действительности, формы ее проявления и методы учета в познании и деятельности. 2. Софистика и эклектика в социальном мышлении и политике. 3. Системный подход и системный стиль мышления. 4. Системный подход в познании сложных социальных комплексов. 5. Системные методы в прогнозировании социальных объектов и явлений. 6. Системные методы в проектировании и инженерной деятельности. 7. Роль системного подхода в преодолении глобального кризиса современной цивилизации. 8. Проблемы и перспективы развития системно-ноосферного мышления и мировоззрения. 9. Системная философия как новое интегральное философское направление. Основная литература: 1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. 1. - Кемерово: Изд. дом «АЗИЯ», 2003. - С. 67-124. 2. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. - М.: Политиздат, 1986.
Дополнительная литература: 1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира; методологические проблемы. - М., 1985. 2. Баранов В.Е. Диалектика как высшая форма рациональности // Философия и общество. - 2006. - № 2. - С. 106. 3. Бобков А.Н. Общая теория систем и диалектика единого и множественного // Философия и общество. - 2005. - № 4. - С. 56. 4. Брауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М., 1973. 5. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений: в 2-х ч. Ч. II / И.Т. Фролов, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989. 6. Винограй Э.Г. Основы общей теории систем. - Кемерово, 1993. - Гл. II, § I «Диалектика системы и системность диалектики». - С. 74-80, 216-241; § 5 «Системный идеал в познании и деятельности». - С. 266-280; гл. V, § 2 «Методологическая конструкция системно-организационного подхода». - С. 285-296. 7. Винограй Э.Г. Общая теория организации и системно-орга-низационный подход. - Томск: Изд-во ТГУ, 1989. - Гл. IV, § 2 «Прикладной аппарат системно-организационного подхода». - С. 168-180; § 6 «Построение модели деловых качеств современного специалиста на основе системно-органи-зационного подхода». - С. 215-220. 8. Кедров Б.М. Беседы о диалектике. - М., 1983. 9. Ленин В.И. Полн. собр. соч. - М., 1985. - Т. 29. - С. 316-322. 10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - М.: Политиздат, 1984. - Т. 20. - С. 533-535, 544-547. 11. Новая философская энциклопедия. - Минск, 2001.
Тема V. Психика, сознание, мышление
1. Понятие сознания. Биологические предпосылки и общественная природа сознания. Эволюция форм отражения. Сознание как высшая форма отражения действительности. Качественные отличия сознания человека от психики животных. 2. Место и роль сознания в психической жизни человека. Сознание и бессознательное, их соотношение и взаимодействие. Концепция взаимодействия сознания и бессознательного З. Фрейда, ее философское, общекультурное и психотерапевтическое значение. 3. Основные качества человеческого сознания: деятельностная природа сознания, способность к мышлению, активность, рефлексивность, идеаторность, идеальность. Язык и речь как форма материализации сознания. 4. Самосознание, его роль в развитии личности и культуры.
Основные понятия темы: отражение, психика, сознание, бессознательное, мышление, рефлексия, идеаторность, идеальность, активность сознания, язык, речь, знание, вера, самосознание.
Темы рефератов, докладов, сообщений: 1. Философские основы учения З. Фрейда о сознании и бессознательном. 2. Идеи о «коллективном бессознательном» К.Г. Юнга. 3. Марксистская концепция сознания. 4. Методологические проблемы создания «искусственного интеллекта». 5. Взаимосвязь духовного и телесного здоровья человека. 6. Технократическое мышление: источники, проявления, социальные последствия. 7. Природа творчества и предпосылки развития творческого мышления. 8. Рациональное и иррациональное в человеческом сознании и деятельности.
Основная литература: 1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. 1. - Кемерово: Изд. дом «АЗИЯ», 2003. - С. 124-142. 2. Губин В.Д.Основы философии: учеб. пособие для студ. - 2-е изд. - М.: ФОРУМ; ИНФРА, 2007.
Дополнительная литература: 1. Васильев В.В. Мозг и сознание: выходы из лабиринта // Вопросы философии. - 2006. - № 1. - С. 67. 2. Жданов Г. Информация и сознание // Вопросы философии. - 2000. - № 11. - С. 97. 3. Киселев Т.С. Современный мир и «новое» религиозное сознание // Вопросы философии. - 2000. - № 6. - С. 18. 4. Козлова И.Е. Проблемы российского самосознания // Вопросы философии. - 2007. - № 6. - С. 151. 5. Кузнецов Л.В. Роль современных коммуникаций в формировании массового сознания // Философия и общество. - 2004. - № 3. - С. 92. 6. Новая философская энциклопедия. - Минск, 2001. 7. Овчаренко В. Осознание бессознательного // Философские науки. - 2001. - № 1. - С. 91. 8. Философия: учебник для студ. вузов, обуч. по нефилософским спец. и направлениям подготовки / ред.: Э.Ф. Караваев, Ю.М. Шилков. - М.: Юрайт, 2004. 9. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1990.
Тема VI. Теория познания
1. Многообразие путей постижения мира. Научное, художественное, обыденное познание, их характерные черты, особенности, взаимосвязи. 2. Понятие истины. Объективность и конкретность истины. Абсолютная и относительная истины, их соотношения в познании. 3. Критерии истины, их соотношение и взаимосвязь в познании. Роль практики в процессе познания. Практика как основа познания. 4. Формы научного познания. Проблема, гипотеза, факт, закон, научная теория, научная картина мира, их взаимосвязь в познании. 5. Методы научного познания. Методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнения, аналогии, моделирования, абстрагирования и конкретизации в современном научном познании.
Основные понятия темы: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, истина, практика, проблема, гипотеза, факт, закон, научная теория, научная картина мира.
Темы рефератов, докладов, сообщений: 1. Эмпиризм и рационализм в истории науки. 2. Роль гипотез в развитии науки. 3. Научные проблемы и проблемные ситуации в познании. 4. Методы идеализации в научном мышлении. 5. Модели и методы моделирования в исследовании объектов. 6. Научный рационализм, исторические этапы становления и перспективы. 7. Особенности инженерной деятельности и проблемы формирования современного инженерного мышления. 8. Логика и психология научного открытия. 9. Методологические проблемы оценки научных достижений и открытий. 10. Проблемы оптимального выбора направлений научных исследований и инженерных разработок. 11. Методологические проблемы моделирования сложных систем. 12. Методологические проблемы теории измерений.
Основная литература: 1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. 1. - Кемерово: Изд. дом «АЗИЯ», 2003. - С. 142-170. 2. Философия.Учение обытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник для студ. вузов, обуч. по эконом. спец. и напр. / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов и др. - М.: ИНФРА-М, 2006.
Дополнительная литература: 1. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений: в 2-х ч. / И.Т. Фролов, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989. 2. Гершанский В.Ф. Моделирование в процессе познания микромира // Философские науки. - 2003. - № 8. - С. 139. 3. Закамулин А.И. Н. Кант и проблема соотношения чувственности и чистого разума // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 5. - С. 270. 4. Любимов Ю.В. Знание как образ и событие // Философские науки. - 2007. - № 4. - С. 96. 5. Мануйлов В. Конструктивность как принцип обоснования научного знания // Философские науки. - 2003. - № 10. - С. 104. 6. Новая философская энциклопедия. - Минск, 2001.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.104.36 (0.007 с.) |