И профессиональной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И профессиональной деятельности



Современного специалиста»

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Философы и ученые о месте и роли философии в жизненном мире современного человека.

2. Философия, религия, наука.

3. Философия и духовный мир личности.

4. Философия и профессиональная деятельность человека.

5. Духовная миссия интеллигенции.

6. Философская культура личности: особенности, проблемы формирования.

 

Список литературы:

1. Бобров В.В. Введение в философию. - М.-Новосибирск, 2000.

2. Берлин И. Назначение философии // Вопросы философии. - 1999. - № 5. - С. 91-98.

3. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений: в 2-х ч. Ч. 1 / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989.

4. Вайцзеккер К.Ф. Физика и философия // Вопросы философии. - 1991. - № 1.

5. Жуков А.П., Клишина С.А. Союз науки и философии: реальность или миф? // Философские науки. - 1991. - № 1.

6. Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений // Вопросы философии. - 1991. - № 12.

7. Кант И. Что такое философия и зачем она // Хрестоматия по философии. - М., 1997.

8. Коган Л.А. О будущем философии // Вопросы философии. - 1996. - № 7. - С. 17-20.

9. Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М., 1988. - С. 267-339.

10. Налимов В.В. Размышления о путях развития философии // Вопросы философии. - 1993. - № 9.

11. Никитин Е.П. Об одной тенденции в развитии философии // Вопросы философии. - 2001. - № 10.

12. Ойзерман Т.Н. Исторические судьбы плюрализма философских учений // Вопросы философии. - 1991. - № 1.

13. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия. - М., 1991. - С. 51-191.

14. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. - 1993. - № 8.

15. Чанышев А.Н. Что такое мировоззрение. - М., 1990.

16. Ясперс К. Философская вера. - М., 1990. - С. 420-508.

 

 

Общие требования к подготовке докладов

Для семинарского занятия

Готовясь к докладу на избранную тему, студент должен ознакомиться с изложением темы в конспекте лекции и в соответствующем разделе учебника. Основное внимание, однако, должно быть уделено специальной литературе по изучаемой теме. Как минимум, должно быть прочитано две книги по проблеме. Доклад должен быть оформлен письменно, объем должен исходить из того, что изложение займет около 10 минут.

Доклад должен строиться по следующей схеме:

1) изложение сущности проблемы, причины ее происхождения;

2) различные подходы к данной проблеме;

3) точка зрения докладчика на проблему;

4) вывод о значимости данной проблемы для развития философского знания.

Докладчику рекомендуется записать на доске все упоминавшиеся фамилии и основные понятия. Если необходимо, следует подготовить и продемонстрировать схемы, таблицы, слайды. Работая над докладом, студент должен быть готов к вопросам, которые ему зададут, и предварительно обдумать ответы на них.

 

Рекомендации по подготовке

научного реферата

 

 

Научный реферат представляет собой исследование на определенную тему, написанное на основе изучения литературных источников, которые студент, как правило, подбирает и разыскивает самостоятельно. Работа над рефератом предполагает углубленное изучение, анализ и систематическое изложение избранной философской проблемы, разностороннюю оценку ее содержания и значения, критическое осмысление и синтез конструктивных сторон имеющихся подходов.

К реферату относится весь комплекс требований, предъявляемых к научной публикации. Он должен быть тщательно отредактирован. Приводимые в тексте цитаты, идеи и материалы, взятые из работ других авторов, должны быть обязательно снабжены ссылками на соответствующие источники. Дословные цитаты берутся в кавычки с обязательным указанием номера источника в списке литературы и страниц, откуда они взяты (например, [15, с. 65] где цифрой 15 указан номер источника - книги или статьи). Если ссылка дается на источник в целом, то страницы могут не указываться, а указывается лишь номер источника (например, [15]). Объем реферата 15-30 страниц, шрифт 14, поля везде 2 см.

Реферат должен иметь определенную структуру:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

Во введении дается обоснование выбора темы, ее значимость, формулируется проблема, которую предстоит решить в докладе, цель и задачи исследования. Содержание основной части доклада посвящается раскрытию темы, решению проблемы. Для четкой логической организации и удобства обозрения содержание целесообразно расчленить на параграфы, разделы. Доклад должен быть написан четким, ясным, литературно грамотным языком, изложение должно отвечать требованиям определенности, логичности, последовательности, доказательности. В заключении дается краткое резюме, итоги и выводы проделанной работы, отмечается ее мировоззренческое, методологическое, социально-практическое значение, очерчивается личный вклад автора (если он имеется) в исследовании проблемы. Правила оформления списка литературы можно найти в монографиях и статьях, изданных в последние годы.

Текст реферата представляется в печатном или рукописном варианте. Образец оформления титульного листа представлен на рисунке далее. Реферат должен быть достаточно прочно скреплен или сброшюрован (не просто канцелярской скрепкой), чтобы листы не развалились.

Критерии оценки реферата:

1. Основательность проникновения в исследуемую проблему, систематичность изложения ее содержания и вариантов решения.

2. Элементы творчества, оригинальности, авторского отношения к проблеме.

3. Связь с актуальными научными и практическими проблемами современности.

4. Качество изложения реферата перед аудиторией: умение лаконично и доступно для слушателей изложить основные идеи, продемонстрировать философское осмысление темы.

5. Качество оформления реферата.

Оценка реферата и выступлений студента перед аудиторией, а также систематичность посещения лекций и активность работы на семинарах в течение всего учебного года учитываются при оценке знаний студентов на зачетах и экзаменах.

Образец титульного листа представлен далее.

 

Образец титульного листа

 

  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Кемеровский технологический институт пищевой промышленности     Кафедра философии и политологии   Реферат по философии:   «ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»   Выполнил: студент гр. ЭУ-61 В.П. Петров Проверила: преподаватель О.Э. Васькина   Кемерово 2008

 

 

Рекомендации по подготовке

к тестированию

 

 

При подготовке к тестированию студент должен изучить лекции, рекомендуемый учебник, словарь основных понятий курса. Самостоятельно ответить на вопросы репетиционного теста.

Критерии оценки теста:

70-75 % - удовлетворительно;

75,1-85 % - хорошо;

85,1-100 % - отлично.

 

Список рекомендуемой литературы для подготовки к тестированию:

1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. 1. - Кемерово: Изд. дом «АЗИЯ», 2003.

2. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. II. Социальная философия. - Кемерово, 2008.*

3. История мировой философии: учебное пособие для студентов вузов / Э.Г. Винограй и др.; под ред. З.А. Медведевой; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2007.

4. Медведева З.А. Философия. История философии Древнего мира: курс лекций для студ. вузов / З.А. Медведева; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2006.

5. Ковалева Г.П. История русской философии: учеб. пособие для студ. вузов / Г.П. Ковалева; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2006.

6. Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»: учебное пособие / Э.Г. Винограй, З.А. Медведева, Г.П. Ковалева, О.Э. Васькина; под ред. З.А. Медведевой; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2008.

_________________

* http://www.kemtipp.ru - электронная библиотека.

 

Вопросы к зачету и экзамену

По философии

Часть I. Введение в мир философии.

Философские основы научного мировоззрения

И методологии

1. Предмет философии, ее роль в жизни человека и общества. Основные функции философии. Место философии в системе наук, ее взаимосвязь с конкретными науками и практикой.

2. Соотношение философии, религии и мифологии. Исторические этапы развития философии и изменение ее соотношения с конкретно-научным знанием. Структура философского знания.

3. Коренной вопрос философии. Материализм и идеализм как альтернативные мировоззрения, их исторические формы. Основные положения диалектико-материалистического мировоззрения, его значимость для развития науки и общества.

4. Философское понятие бытия. Материальное и духовное бытие. Бытие природы, общества и «второй природы».

5. Специфика человеческого бытия. Отношение человека к бытию и способы бытия человека в мире.

6. Философские поиски единой основы бытия. Понятия субстанции и материи, их философский смысл и значение для науки. Развитие представлений о материи.

7. Материя и движение. Классификация форм движения материи и закономерности их взаимосвязи.

8. Активность материи и ее проявления: самодвижение, самоорганизация, креативность (возникновение нового в развитии). Основные условия самоорганизации материи.

9. Пространство и время как атрибуты материи. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени, их соотношение. Пространство и время в природных и социальных системах.

10. Становление диалектики в истории философии. Развитие диалектических идей в учениях Гераклита, Гегеля, К. Маркса и Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Формирование системной диалектики как современной формы развития диалектического мышления.

11. Диалектика как ядро научной философии. Противостояние диалектики и метафизики. Картина мира с позиций диалектики и с позиций метафизики.

12. Диалектический принцип всеобщей связи. Алгоритм исследования связей объекта. Эклектика и софистика как метафизические искажения связей действительности.

13. Диалектический принцип развития. Метафизические трактовки развития. Алгоритм познания объекта в развитии.

14. Основные законы развития: закон единства и противостояния (борьбы) противоположностей, закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.

15. Диалектический принцип системности, его мировоззренческое значение и основные ориентиры в научном познании. Метафизические трактовки системности.

16. Системное представление сложного объекта. Алгоритм системного подхода к исследованию объекта. Системные закономерности, их учет в познании и практической деятельности.

17. Происхождение и сущность сознания. Биологические предпосылки и социальная обусловленность сознания. Трудовая теория антропосоциогенеза.

18. Сознание как высшая форма отражения действительности. Основные качества сознания. Главные отличия сознания человека от психики животных.

19. Соотношение сознания и бессознательных пластов психической реальности. Концепция психики З. Фрейда, ее философское, научное и психотерапевтическое значение. Архетипы «коллективного бессознательного».

20. Многообразие путей постижения мира. Научное, художественное, обыденное познание, их характерные черты, особенности, взаимосвязи.

21. Понятие истины. Объективность и конкретность истины. Абсолютная и относительная истины, их соотношение в познании.

22. Критерии истины, их соотношение и взаимосвязь в познании. Роль практики в процессе познания. Условия достоверного обоснования научного знания.

23. Формы научного познания, их взаимосвязь в процессе исследования.

24. Методы научного познания. Вклад Ф. Бэкона и Р. Декарта в формирование методов рационального научного мышления в эпоху Нового времени.

25. Методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, моделирования, сравнения, абстрагирования и конкретизации в современном научном познании.

26. Логические основы научного мышления. Законы и требования формальной логики. Принципы диалектической логики.

Часть II. Социальная философия

27. Понятие общества. Особенности домарксистских исторических и социологических представлений об обществе. Социально-философское учение Гегеля.

28. Концепция общества и общественного развития в учении К. Маркса. Материалистическое и идеалистическое понимание истории. Достоинства и недостатки классического марксизма.

29. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Фатализм и волюнтаризм в общественном развитии. Диалектический путь соединения исторической необходимости и человеческой деятельности.

30. Природа и общество: их единство и качественные различия. Роль природной среды в развитии общества. Основные этапы нарастания интенсивности воздействия общества на природу.

31. Происхождение человека и общества, роль труда и климатических факторов в этом процессе. Палеолит и неолит как важнейшие этапы формирования хозяйственно-социальных основ общества.

32. Глобальные проблемы современного человечества. Основные прогнозы и варианты мирового развития. Концепция ноосферы, ее значимость для предотвращения мировой катастрофы.

33. Способ производства, его роль в жизни общества. Исторические способы производства. Производительные силы и производственные отношения. Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

34. Эволюция технико-технологических укладов общественного производства. Производственные революции. Сущность научно-технической революции, ее основные этапы и направления.

35. Формирование информационного общества в ходе научно-технической революции. Человек в информационно-техни-ческом мире.

36. Формы и тенденции всемирно-исторического процесса. Формационная (К. Маркс), цивилизационная (А. Тойнби), культурно-историческая (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер) и индустриалистическая (Д. Белл) модели мировой истории.

37. Понятие общественно-экономической формации (ОЭФ), его научное значение. Исторические типы формаций. Структура ОЭФ: экономический базис и социально-идеологическая надстройка, их взаимодействие в развитии общества.

38. Социальная структура общества. Основные виды социальных структур (классовая, национальная, возрастная и др.), значимость их выделения для понимания состояния и перспектив общества.

39. Происхождение и сущность классов. Формы классовой борьбы и ее роль в истории общества. Принцип классового подхода в познании общественных явлений.

40. Революционный и реформистский пути общественного развития, их соотношение и влияние на исторический процесс. Сущность социальной революции, ее экономические основы. Объективные условия и субъективные факторы социальных революций.

41. Общественный прогресс, его аспекты и критерии. Противоречивость и относительность общественного прогресса.

42. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество. Основные причины и направления преобразования индустриального общества в постиндустриальное.

43. Проблема человека в философии. Биосоциальная природа человека. Основные грани человека: индивид, личность, индивидуальность.

44. Роль народных масс, элит и личности в истории.

45. Понятие общественного сознания, его основные формы и уровни.

46. Основные модели и направления развития современного общества. Взаимодополняемость ноосферной, постиндустриальной и социалистической моделей общественного развития. Конвергенция капитализма и социализма в современном мире.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.64.238 (0.039 с.)