Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть I. Введение в мир философии.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Содержание
Предисловие ……………………………………………………….5 Тематика семинаров ……………………………………………….7 Часть I. Введение в мир философии. Философские основы научного мировоззрения и методологии ………………………...8 Тема I. Предмет философии и ее функции в обществе …..8 Тема II. История философии ……………………………….9 Занятие 1. История философии Древнего мира ….....9 Занятие 2. История философии от Средневековья до эпохи Просвещения.…………11 Занятие 3. Развитие философии в XIX-XX вв..........13 Тема III. Проблема бытия. Философское учение о материи...15 Тема IV. Теория диалектики.……………………………...17 Занятие 1. Исторические этапы и формы развития диалектики. Диалектическая концепция развития...17 Занятие 2. Диалектическая концепция системности и всеобщей связи явлений …………………………….18 Тема V. Психика, сознание, мышление.………………….20 Тема VI. Теория познания …………………………….......21 Часть II. Социальная философия ………………………………..23 Тема VII. Введение в социальную философию. Исторический обзор социально-философских концепций. Идеалистическое и материалистическое понимание истории..................................................................................23 Тема VIII. Общество и природа, их историческое взаимодействие. Природные предпосылки и ограничения общественного развития …………………25 Тема IX. Производственно-экономический базис общества ……………………………………………………27 Тема X. Философия истории. Формы и тенденции всемирно-исторического процесса ……………………….29 Тема XI. Социальные структуры и исторические преобразования общества. Реформы и социальные революции ………………………………………………….31 Тема XII. Природа человека и смысл его существования. Человек и общество в историческом развитии ………….33 Тема XIII. Человек в мире ценностей …………………….35 Круглый стол «Место и роль философии в жизненном мире и профессиональной деятельности современного специалиста»………………………………………………………37 Общие требования к подготовке докладов для семинарского занятия ……………………………………….39 Рекомендации по подготовке научного реферата ……………...40 Рекомендации по подготовке к тестированию …………………43 Вопросы к зачету и экзамену по философии …………………...44 Список рекомендуемых литературных изданий и электронных ресурсов …………………………………………49
предисловие
Настоящие методические указания предназначены для студентов всех специальностей дневной формы обучения для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам. Они могут быть полезны и студентам заочного обучения в аспектах детализации содержания учебного курса, подбора необходимой литературы, концентрации внимания на ключевых понятиях каждой из тем. Цель семинарских занятий по философии -сформировать представления об основных положениях философии;научить студентов умению применять эти положения в образовательной и профессиональной деятельности, в анализе общественной и личной жизни. Подготовка студентов к семинарским занятиям по философии включает следующие моменты: 1) изучение конспекта лекции и соответствующих глав основных учебников; желательно также ознакомление с вопросами заданной темы и по другим учебникам или одному-двум дополнительным источникам, так как в них часто предлагаются иные подходы к изучаемому предмету; 2) сравнение позиций различных авторов по изучаемым проблемам, которое позволяет глубже вникнуть в проблему и выработать собственную позицию по изучаемым вопросам; 3) уяснение содержания и взаимосвязи категорий и положений, которые являются основными для данного раздела философии; 4) подготовка каждым студентом очного обучения реферата или научного доклада для выступлений на семинарских занятиях, студенческих научных конференциях, участия в конкурсах студенческих научных работ. (Темы докладов и рефератов сформулированы в настоящем издании, однако в порядке личной инициативы студенты могут предложить и собственные темы. Рекомендации по подготовке и оформлению рефератов и научных докладов приведены после семинарских занятий); 5) решение тестовых заданий по изучаемой теме (разделу) учебного курса. Для подготовки к работе на семинаре следует завести рабочую тетрадь, где должны быть приведены необходимые выписки из литературы, сформулированы краткие тезисы вашего выступления по вопросам, поставленным в плане занятия, неясные для вас проблемы, которые вы хотели бы обсудить. При подготовке к занятиям необходимо стремиться связать философские проблемы с вопросами других дисциплин, изучаемых в вузе, с практикой социальной и личной жизни, с вашими профессиональными, научными интересами. Желаем вам успехов в изучении философии!
Тематика семинаров
Часть I. Введение в мир философии. Философские основы научного Мировоззрения и методологии
Тема I. Предмет философии и ее функции в обществе
1. Происхождение термина «философия» и его современный смысл. Предметная специфика философии, ее уникальность и незаменимость. Основные философские проблемы. 2. Роль философии в жизни человека и общества. Мировоззренческие, методологические, интегративные и рефлексивно-критические функции философии. Значимость изучения философии в техническом вузе. 3. Место философии в системе наук и в культуре, ее взаимосвязь с частными науками и практикой. Соотношение философии, религии и мифологии. 4. Основные философские дисциплины и их предметы: онтология, гносеология, праксиология, аксиология, философская антропология, этика, эстетика, логика. 5. Отношение мышления к бытию - коренной вопрос философии. Материализм и идеализм как противоположные типы мировоззрения, их борьба в истории философии. Становление духовного материализма. Основные понятия темы: философия, мировоззрение, религия, мифология, рефлексия, универсум, метод, методология, материализм, идеализм.
Темы рефератов, докладов, сообщений: 1. Назначение и будущее философии. 2. Связь и различие философского и религиозного мировоззрений. 3. Философия как ядро духовной культуры специалиста.
Основная литература: 1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. 1. - Кемерово: Изд. дом «АЗИЯ», 2003. - С. 4-26. 2. Философия: учеб. пособие для студ. вузов / ред. В.П. Кохановский. - 12-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. Дополнительная литература: 1. Бобров В.В. Введение в философию. - М.-Новосибирск, 2000. 2. Берлин И. Назначение философии // Вопросы философии. - 1999. - № 5. - С. 91-98. 3. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений: в 2-х ч. Ч. 1 / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989. 4. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. 5. Кант И. Что такое философия и зачем она // Хрестоматия по философии. - М., 1997. 6. Коган Л.А. О будущем философии // Вопросы философии. - 1996. - № 7. - С. 17-20. 7. Философия: учебник / под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. - М.: Юрайт-Издат, 2004. 8. Ойзерман Т.И. Основные вопросы философии // Вопросы философии. - 2005. - № 11. - С. 37. 9. Миголатьев А. Философия, ее роль в жизни общества // Социально-гуманитарные знания. - 2001. - № 1. - С. 43.
Тема II. История философии
Занятие 1. История философии Древнего мира
1. Философия Древнего Востока. Основные философские учения индийской философии: джайнизм, буддизм, индуизм. Китайская философия: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм. Значение древневосточной философии. 2. Становление античной философии. Основные черты и периодизация. 2.1. Ранняя греческая философия. Милетская школа (Фалес, Гераклит), атомисты (Левкипп, Демокрит), элейская школа (Зенон, Парменид). 2.2. Философские идеи софистов (Протагор, Горгий). Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля. 3. Позднеантичная философия: скептицизм ( Пиррон, Секст Эмпирик), стоицизм (Сенека, Марк Аврелий), эпикуреизм (Эпикур). Значение древнегреческой философии.
Основные понятия темы: натурфилософия, йога, джайнизм, буддизм, даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, космоцентризм, софистика, гедонизм, эпикуреизм, скептицизм, стоицизм.
Темы рефератов, докладов, сообщений: 1. Характер древнегреческой философии и учения древнегреческих философов (Гераклит, Эпикур, Зенон). 2. Сократ и постановка им ключевых философских проблем. 3. Платон и его влияние на развитие античной мысли. 4. Философское учение Лао-Цзы (даосизм). 5. Этико-политическое учение Конфуция и его влияние на развитие китайской цивилизации. 6. «Философия парадоксов» Чжуан-Цзы. 7. Жизнь Будды и философские аспекты его учения.
Основная литература: 1. История мировой философии: учебное пособие / под ред. З.А. Медведевой. - Кемерово, 2007. - С. 7-31. 2. История философии: учебник для вузов / ред. В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. 3. Медведева З.А. Философия. История философии древнего мира: курс лекций. - Кемерово, 2006. 4. Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»: учебное пособие / Э.Г. Винограй, З.А. Медведева, Г.П. Ковалева, О.Э. Васькина; под ред. З.А. Медведевой. - Кемерово, 2008. Дополнительная литература: 1. Алексеев П.В.История философии: учебник для студ. вузов, изучающих философию. - М.: Проспект, 2006. 2. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высш. шк., 1999. 3. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М.: Наука, 1994. 4. Брамбо Р.С. Философы древней Греции / Пер. с англ. Л.А. Шоревского. - М., 2002. 5. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. - М., 2000. 6. Гриненко Г.В. История философии. - М., 2005. 7. Голубев С.В. Учение Платона об идеальном государстве // Философия и общество. - 2005. - № 1. - С. 156. 8. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1986. 9. История философии: учебник для вузов / ред. В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. 10. Краткий философский словарь / ред. А.П. Алексеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. 11. Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М., 2003. 12. Малявин В.Н. Конфуций. - М., 2001. 13. Орлов С.В. История философии. - СПб.: Питер, 2007. 14. Рассел Б. История западной философии: в 2 т. - Новосибирск, 1994. - Т. 1. 15. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб., 1994. - Т. 1. 16. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: Биографические очерки. - М., 1995. 17. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. - М., 2001. 18. Шухов И.В. Апология свободомыслия Сократа // Вопросы философии. - 2001. - № 12.
Занятие 2. История философии И всеобщей связи явлений 1. Принцип всеобщей связи, его содержание и методологические ориентации. Основные виды связей. Структурные связи. Причинные связи. Диалектическая концепция детерминизма. Алгоритм исследования связей объекта. 2. Эклектика и софистика как искажения диалектической концепции связи. Основные разновидности эклектики и софистики. 3. Понятие системы. Системность явлений действительности. Диалектический принцип системности, требования, предъявляемые им в познании и деятельности. 4. Системный подход в науке и управлении производством. Алгоритм системного подхода в исследовании и проектировании сложных объектов.
Основные понятия: всеобщая связь явлений, детерминизм, структура, причинность, закономерность, эклектика, софистика, система, системный подход.
Темы рефератов, докладов, сообщений: 1. Универсальная взаимосвязь явлений действительности, формы ее проявления и методы учета в познании и деятельности. 2. Софистика и эклектика в социальном мышлении и политике. 3. Системный подход и системный стиль мышления. 4. Системный подход в познании сложных социальных комплексов. 5. Системные методы в прогнозировании социальных объектов и явлений. 6. Системные методы в проектировании и инженерной деятельности. 7. Роль системного подхода в преодолении глобального кризиса современной цивилизации. 8. Проблемы и перспективы развития системно-ноосферного мышления и мировоззрения. 9. Системная философия как новое интегральное философское направление. Основная литература: 1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. 1. - Кемерово: Изд. дом «АЗИЯ», 2003. - С. 67-124. 2. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. - М.: Политиздат, 1986.
Дополнительная литература: 1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира; методологические проблемы. - М., 1985. 2. Баранов В.Е. Диалектика как высшая форма рациональности // Философия и общество. - 2006. - № 2. - С. 106. 3. Бобков А.Н. Общая теория систем и диалектика единого и множественного // Философия и общество. - 2005. - № 4. - С. 56. 4. Брауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М., 1973. 5. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений: в 2-х ч. Ч. II / И.Т. Фролов, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989. 6. Винограй Э.Г. Основы общей теории систем. - Кемерово, 1993. - Гл. II, § I «Диалектика системы и системность диалектики». - С. 74-80, 216-241; § 5 «Системный идеал в познании и деятельности». - С. 266-280; гл. V, § 2 «Методологическая конструкция системно-организационного подхода». - С. 285-296. 7. Винограй Э.Г. Общая теория организации и системно-орга-низационный подход. - Томск: Изд-во ТГУ, 1989. - Гл. IV, § 2 «Прикладной аппарат системно-организационного подхода». - С. 168-180; § 6 «Построение модели деловых качеств современного специалиста на основе системно-органи-зационного подхода». - С. 215-220. 8. Кедров Б.М. Беседы о диалектике. - М., 1983. 9. Ленин В.И. Полн. собр. соч. - М., 1985. - Т. 29. - С. 316-322. 10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - М.: Политиздат, 1984. - Т. 20. - С. 533-535, 544-547. 11. Новая философская энциклопедия. - Минск, 2001.
Тема V. Психика, сознание, мышление
1. Понятие сознания. Биологические предпосылки и общественная природа сознания. Эволюция форм отражения. Сознание как высшая форма отражения действительности. Качественные отличия сознания человека от психики животных. 2. Место и роль сознания в психической жизни человека. Сознание и бессознательное, их соотношение и взаимодействие. Концепция взаимодействия сознания и бессознательного З. Фрейда, ее философское, общекультурное и психотерапевтическое значение. 3. Основные качества человеческого сознания: деятельностная природа сознания, способность к мышлению, активность, рефлексивность, идеаторность, идеальность. Язык и речь как форма материализации сознания. 4. Самосознание, его роль в развитии личности и культуры.
Основные понятия темы: отражение, психика, сознание, бессознательное, мышление, рефлексия, идеаторность, идеальность, активность сознания, язык, речь, знание, вера, самосознание.
Темы рефератов, докладов, сообщений: 1. Философские основы учения З. Фрейда о сознании и бессознательном. 2. Идеи о «коллективном бессознательном» К.Г. Юнга. 3. Марксистская концепция сознания. 4. Методологические проблемы создания «искусственного интеллекта». 5. Взаимосвязь духовного и телесного здоровья человека. 6. Технократическое мышление: источники, проявления, социальные последствия. 7. Природа творчества и предпосылки развития творческого мышления. 8. Рациональное и иррациональное в человеческом сознании и деятельности.
Основная литература: 1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. 1. - Кемерово: Изд. дом «АЗИЯ», 2003. - С. 124-142. 2. Губин В.Д.Основы философии: учеб. пособие для студ. - 2-е изд. - М.: ФОРУМ; ИНФРА, 2007.
Дополнительная литература: 1. Васильев В.В. Мозг и сознание: выходы из лабиринта // Вопросы философии. - 2006. - № 1. - С. 67. 2. Жданов Г. Информация и сознание // Вопросы философии. - 2000. - № 11. - С. 97. 3. Киселев Т.С. Современный мир и «новое» религиозное сознание // Вопросы философии. - 2000. - № 6. - С. 18. 4. Козлова И.Е. Проблемы российского самосознания // Вопросы философии. - 2007. - № 6. - С. 151. 5. Кузнецов Л.В. Роль современных коммуникаций в формировании массового сознания // Философия и общество. - 2004. - № 3. - С. 92. 6. Новая философская энциклопедия. - Минск, 2001. 7. Овчаренко В. Осознание бессознательного // Философские науки. - 2001. - № 1. - С. 91. 8. Философия: учебник для студ. вузов, обуч. по нефилософским спец. и направлениям подготовки / ред.: Э.Ф. Караваев, Ю.М. Шилков. - М.: Юрайт, 2004. 9. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1990.
Тема VI. Теория познания
1. Многообразие путей постижения мира. Научное, художественное, обыденное познание, их характерные черты, особенности, взаимосвязи. 2. Понятие истины. Объективность и конкретность истины. Абсолютная и относительная истины, их соотношения в познании. 3. Критерии истины, их соотношение и взаимосвязь в познании. Роль практики в процессе познания. Практика как основа познания. 4. Формы научного познания. Проблема, гипотеза, факт, закон, научная теория, научная картина мира, их взаимосвязь в познании. 5. Методы научного познания. Методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнения, аналогии, моделирования, абстрагирования и конкретизации в современном научном познании.
Основные понятия темы: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, истина, практика, проблема, гипотеза, факт, закон, научная теория, научная картина мира.
Темы рефератов, докладов, сообщений: 1. Эмпиризм и рационализм в истории науки. 2. Роль гипотез в развитии науки. 3. Научные проблемы и проблемные ситуации в познании. 4. Методы идеализации в научном мышлении. 5. Модели и методы моделирования в исследовании объектов. 6. Научный рационализм, исторические этапы становления и перспективы. 7. Особенности инженерной деятельности и проблемы формирования современного инженерного мышления. 8. Логика и психология научного открытия. 9. Методологические проблемы оценки научных достижений и открытий. 10. Проблемы оптимального выбора направлений научных исследований и инженерных разработок. 11. Методологические проблемы моделирования сложных систем. 12. Методологические проблемы теории измерений.
Основная литература: 1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. 1. - Кемерово: Изд. дом «АЗИЯ», 2003. - С. 142-170. 2. Философия.Учение обытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник для студ. вузов, обуч. по эконом. спец. и напр. / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов и др. - М.: ИНФРА-М, 2006.
Дополнительная литература: 1. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений: в 2-х ч. / И.Т. Фролов, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989. 2. Гершанский В.Ф. Моделирование в процессе познания микромира // Философские науки. - 2003. - № 8. - С. 139. 3. Закамулин А.И. Н. Кант и проблема соотношения чувственности и чистого разума // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 5. - С. 270. 4. Любимов Ю.В. Знание как образ и событие // Философские науки. - 2007. - № 4. - С. 96. 5. Мануйлов В. Конструктивность как принцип обоснования научного знания // Философские науки. - 2003. - № 10. - С. 104. 6. Новая философская энциклопедия. - Минск, 2001.
Базис общества
1. Общественное производство как основа социального бытия. Основные этапы развития орудийных средств производства в истории общества. Производственные революции. 2. Понятие способа производства. Способы производства как этапы развития материального базиса общества. Определяющая роль способа производства в жизни общества. 3. Структура способа производства. Производительные силы и производственные отношения, их историческое взаимодействие. Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. 4. Технико-технологические уклады общественного производства, их историческое развитие. Сущность научно-техничес-кой революции, ее основные этапы, направления и социальные последствия. 5. Формирование информационного общества. Современный человек в информационно-техническом мире.
Основные понятия темы: общественное производство, способ производства, производительные силы, производственные отношения, техника, технология, технико-технологические уклады, неолитическая революция, промышленная революция, научно-техническая революция, информационное общество.
Темы рефератов, докладов, сообщений: 1. Роль материального производства и материальных факторов в различных культурах. 2. Влияние экономических реформ на развитие производительных сил России. 3. Взаимовлияние экономического положения и социальных процессов в российском обществе. 4. Общие принципы развития современных технологий. 5. Особенности современного этапа научно-технической революции и перспективы освоения российской экономикой ее достижений. 6. Информационный характер постиндустриальной цивилизации.
Основная литература: 1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. II. Социальная философия. - Кемерово, 2008.* 2. Алексеев П.В. Социальная философия. - М., 2002.
________________ * http://www.kemtipp.ru - электронная библиотека. Дополнительная литература: 1. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений: в 2-х ч. Ч. 2 / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989. 2. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. - М., 2001. 3. Кемеров В.Е. Хрестоматия по социальной философии. - М., 2001. 4. Новая философская энциклопедия. - Минск, 2001. 5. Симоненко В.Б. От индустриального общества к информационному // Социально-политический журнал. - 1995. - № 4. 6. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006.
Тема X. Философия истории. Формы и тенденции И социальные революции
1. Понятие социальной структуры. Основные виды социальных структур, их влияние на общественное развитие. 2. Классы и классовая структура общества. Возникновение и сущность классов. Классовая борьба в обществе, ее формы и роль в общественном развитии. Принцип классового подхода к анализу общественных явлений. 3. Реформы и революции в общественном развитии, их историческое взаимовлияние. Объективные условия и субъективные факторы социальных революций. Основные закономерности социальных революций. 4. Классовая структура современного российского общества и ее влияние на состояние России и судьбу российских реформ.
Основные понятия темы: социальная структура общества, классы, классовая борьба, классовое партнерство, классовый подход, реформы, социальные революции.
Темы рефератов, докладов, сообщений: 1. Революционный и реформистский пути разрешения социальных противоречий. 2. Классовая борьба в истории общества. 3. Формы классовой борьбы в Российской истории. 4. Социальная стратификация: сущность, модели.
Основная литература: 1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. II. Социальная философия. - Кемерово, 2008.* 2. Ивин А.А.Основы социальной философии: учеб. пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 2005.
Дополнительная литература: 1. Алексеев П.В. Социальная философия. - М., 2002. 2. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений: в 2-х ч. Ч. 2 / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989. 3. Горшков М.К. Некоторые методологические аспекты анализа среднего класса в России // Социологические исследования. - 2000. - № 3. 4. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. - 1997. - № 2. 5. Завалько Г.А. Проблема революции в социальной философии // Философия и общество. - 2006. - № 1. - С. 60. 6. Когиян С.Г. «Нация» и «этнос» как объекты исследования // Философские науки. - 2003. - № 8. - С. 36. 7. Лепехин В.А. Стратификация в современной России и новый средний класс // Общественные науки и современность. - 1998. - № 4. 8. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - М.: Политиздат, 1984. - Т. 4. - Гл. 1. 9. Сорокин П. Социальная стратификация и социальная мобильность // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. 10. Тихонова Н.Е. Социальная структура российского общества: итоги восьми лет реформ // Общественные науки и современность. - 2000. - № 3. 11. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / ред. А.П. Алексеев. - М.: Проспект, 2007. ________________ * http://www.kemtipp.ru - электронная библиотека. Тема XII. Природа человека и смысл В историческом развитии
1. Проблема человека и ее значимость в философии. Основные философские и религиозно-этические концепции человека, его назначения и смысла жизни. Проблема смертности и бессмертия человека. 2. Основные грани человека: индивид, личность, индивидуальность. Структура личности. Единство биологического и социального в человеке. 3. Личность и общество, их соотношение и взаимосвязь. Человеческая деятельность и ее роль в формировании и самоопределении личности. Условия формирования личности, ее ответственности за сохранение жизни, природы и культуры. 4. Человек в современном мире. Проблема отчуждения человека. 5. Понятие народных масс. Роль народных масс, элит и личностей в истории.
Основные понятия темы: человек, индивид, личность, индивидуальность, гуманизм, человеческая деятельность, народные массы, отчуждение.
Темы рефератов, докладов, сообщений: 1. Философская антропология: предмет, основные проблемы, этапы развития. 2. Проблема человека в средневековой философии. 3. Человек в современном мире: философско-мировоззренчес-кий аспект. 4. Проблема одиночества человека в философии экзистенциализма. 5. Биологическая эволюция человека: современные гипотезы. 6. Смысл жизни человека как философская проблема. 7. Представления о совершенном человеке в различных культурах. 8. Феномен манкуртов и зомби: проблема манипуляции личностью в обществе. Основная литература. 1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. II. Социальная философия. - Кемерово, 2008.* 2. Алексеев П.В. Социальная философия. - М., 2002.
Дополнительная литература: 1. Александров А.А. Проблема человека в философии Гегеля // Философия и общество. - 2005. - № 1. - С. 143. 2. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993. 3. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений: в 2-х ч. Ч. 2 / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989. 4. Гиндилес Н. Человек в европейском средневековом знании // Философские науки. - 2003. - № 2. - С. 73. 5. Гиндилес Н. Человек в истории развития знания: античность // Философские науки. - 2002. - № 6. - С. 100. 6. Гостев А.В. Проблема человеческого мышления в трактате Аристотеля «О душе» // Вопросы философии. - 1997. - № 12. - С. 73. 7. Гуревич П.С. Уникален ли человек // Человек. - 1991. - № 3. 8. Коган Д.А. Жизнь как бессмертие // Вопросы философии. - 1994. - № 12. 9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - М.: Политиздат, 1984. - Т. 20. - С. 77-84, 345-363. 10. Розин В. Размышление о смерти и бессмертии на рубеже III тысячелетия // Философские науки. - 2004. - № 7. - С. 132. 11. Семенов В.С. О перспективах человека в XXI столетии // Вопросы философии. - 2005. - № 2. - С. 69. 12. Спасибенко С.Г. Смерть и бессмертие: границы и безграничность социальной жизни человека // Социально-гумани-тарные знания. - 2004. - № 4. - С. 59. 13. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1965. 14. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. - 1990. - № 6.
_________________ * http://www.kemtipp.ru - электронная библиотека. Тема XIII. Человек в мире ценностей
1. Аксиология как философская теория ценностей. Понятие ценности. Классификация ценностей. 2. Моральные ценности. Соотношение добра и зла как аксиологическая проблема. 3. Эстетические и художественные ценности. 4. Религиозные ценности. Свобода совести как ценность.
Основные понятия темы: аксиология, ценность, ценностные ориентации, система ценностей, моральные ценности, религиозные ценности.
Темы рефератов, докладов, сообщений: 1. Ценностные инварианты советской эпохи. 2. Ценности современной молодежи. 3. Российские трудовые ценности.
Основная литература: 1. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб., 1997. 2. Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. - М., 2006.
Дополнительная литература: 1. Абишева А.К. О понятии «ценность» // Вопросы философии. - 2002. - № 3. 2. Артемов В. Ценности нового века: Свобода нравственность // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - № 4. - С. 163. 3. Лукьянов В.Г. Изучение проблемы ценностей в современной философии // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана: материалы международной научной конференции. 18 мая 2001. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». - СПб., 2001. - Вып. № 12. - С. 221-224. 4. Миронов А.В. Понятие ценности, виды и иерархия ценностей // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 1. - С. 92-105.
5. Миронов А.В. Кризис духовных ценностей на социокультурном пространстве современной России // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 2. - С. 39-51. 6. Рудкевич Е.Ю. Система ценностей общества: структурный анализ // Власть. - 2007. - № 1. - С. 92-94. 7. Сталович Л. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии. - 2004. - № 7. - С. 86. 8. Сурина И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии. - М.: Социум, 1999. 9. Тимощук А.С. Мировоззренческие ценности в жизни общества // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - № 3. - С. 303. 10. Шохин В.К. Аксиология // Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2001. - Т. I. - С. 62.
КРУГЛЫЙ СТОЛ «Место и роль философии в жизненном мире Современного специалиста»
Вопросы для обсуждения: 1. Философы и ученые о месте и роли философии в жизненном мире современного человека. 2. Философия, религия, наука. 3. Философия и духовный мир личности. 4. Философия и профессиональная деятельность человека. 5. Духовная миссия интеллигенции. 6. Философская культура личности: особенности, проблемы формирования.
Список литературы: 1. Бобров В.В. Введение в философию. - М.-Новосибирск, 2000. 2. Берлин И. Назначение философии // Вопросы философии. - 1999. - № 5. - С. 91-98. 3. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений: в 2-х ч. Ч. 1 / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989. 4. Вайцзеккер К.Ф. Физика и философия // Вопросы философии. - 1991. - № 1. 5. Жуков А.П., Клишина С.А. Союз науки и философии: реальность или миф? // Философские науки. - 1991. - № 1. 6. Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений // Вопросы философии. - 1991. - № 12. 7. Кант И. Что такое философия и зачем она // Хрестоматия по философии. - М., 1997. 8. Коган Л.А. О будущем философии // Вопросы философии. - 1996. - № 7. - С. 17-20. 9. Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М., 1988. - С. 267-339. 10. Налимов В.В. Размышления о путях развития философии // Вопросы философии. - 1993. - № 9. 11. Никитин Е.П. Об одной тенденции в развитии философии // Вопросы философии. - 2001. - № 10. 12. Ойзерман Т.Н. Исторические судьбы плюрализма философских учений // Вопросы философии. - 1991. - № 1. 13. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия. - М., 1991. - С. 51-191. 14. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. - 1993. - № 8. 15. Чанышев А.Н. Что такое мировоззрение. - М., 1990. 16. Ясперс К. Философская вера. - М., 1990. - С. 420-508.
Общие требования к подготовке докладов Для семинарского занятия Готовясь к докладу на избранную тему, студент должен ознакомиться с изложением темы в конспекте лекции и в соответствующем разделе учебника. Основное внимание, однако, должно быть уделено специальной литературе по изучаемой теме. Как минимум, должно быть прочитано две книги по проблеме. Доклад должен быть оформлен письменно, объем должен исходить из того, что изложение займет около 10 минут. Доклад должен строиться по следующей схеме: 1) изложение сущности проблемы, причины ее происхождения; 2) различные подходы к данной проблеме; 3) точка зрения докладчика на проблему; 4) вывод о значимости данной проблемы для развития философского знания. Докладчику рекомендуется записать на доске все упоминавшиеся фамилии и основные понятия. Если необходимо, следует подготовить и продемонстрировать схемы, таблицы, слайды. Работая над докладом, студент должен быть готов к вопросам, которые ему зададут, и предварительно обдумать ответы на них.
Рекомендации по подготовке научного реферата
Научный реферат представляет собой исследование на определенную тему, написанное на основе изучения литературных источников, которые студент, как правило, подбирает и разыскивает самостоятельно. Работа над рефератом предполагает углубленное изучение, анализ и систематическое изложение избранной философской проблемы, разностороннюю оценку ее содержания и значения, критическое осмысление и синтез конструктивных сторон имеющихся подходов. К реферату относится весь комплекс требований, предъявляемых к научной публикации. Он должен быть тщательно отредактирован. Приводимые в тексте цитаты, идеи и материалы, взятые из работ других авторов, должны быть обязательно снабжены ссылками на соот
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.202.155 (0.015 с.) |