Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемами сущности человека, пределами и многообразием ситуа-Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ций человеческого существования, свободы воли и детерминантов поведе- ния, смысла жизни и достоинства смерти, исследованием различных чело- веческих качеств занимается специализированная область философии - фи- лософская антропология (от гр. anthropos - человек, и logos - слово, учение). Родовое понятие “Человек” определяет место человека в ряду других элементов мира: он не принадлежит безраздельно Природе, хотя многие свойства человека имеют естественное происхождение, как анатомические, физиологические или психические. Человек - продукт и часть Культуры, со- циальной системы, общества, и ещё больше свойств имеют искусственный характер и привнесены в человека воспитанием, как способности к труду, общению, игре. Есть в человеке и свойства, приписываемые Богу (или бого- данные) и имеющие сверхъестественный характер, как способность к творче- ству или дар предвидения. Однако человек - не естественное, не искусствен- ное и не сверхъестественное существо: у него свой особенный - синтетиче- ский - способ существования. Природные свойства человека являются врождёнными и передаются по наследству через генотип. Совокупность этих свойств объединяется поняти- ем “индивид” (лат. неделимый, особь). Социальные свойства человека являются приобретёнными и закладыва- ются в него в процессе постнатального (после рождения) развития, который называют социализацией индивида или воспитанием. Совокупность этих свойств объединяется понятием “личность” (persona, лицо, личина). Как природные, так и социальные качества человека, подчиняясь принци- пу комбинаторности, образуют неповторимые сочетания: так, даже неболь- шое количество цветных стёклышек в детском калейдоскопе складывается в бесчисленное множество картинок, которые практически не повторяются не- определённо долго. Мы все рождаемся в похожих семьях, воспитываемся по- хожими нянями и бабушками, учимся в похожих школах по одинаковым учебникам, читаем одни и те же книги, смотрим одни и те же фильмы, живём похожей - типичной! - жизнью, и все мы совершенно разные люди. Неповто- римость и уникальность, своеобразие и оригинальность каждого организма, тела и каждого разума, души - каждого человеческого существа - объединя- ются понятием “индивидуальность” (целостность, нераздельность). Ценностные асимптоты человеческого существования: В философ- ской антропологии важнейшее место в понимании сущности человека зани- мает трактовка человека как социального существа. Традиционным в преж- ней философии поискам естественных или божественных начал человече- ской природы современная теория, опирающаяся на социоцентризм эпохи классицизма, на философию Г. Гегеля, К. Маркса, О. Конта – противопостав- ляет идею принадлежности человека особенной форме реальности: социаль- ной системе, в которой человек выступает и как продукт, результат обработ- ки природного биологического материала средствами культуры, и как персо- нифицированное воплощение этой системы, выделившийся в ней субъект новых преобразований и, следовательно, движущая сила саморазвития обще- ства. Содержание общественного бытия воплощается прежде всего в предме- тах культуры. Действительно, мир вещей, искусственная среда обитания че- ловека – это “говорящий”, даже “кричащий” о самом человеке мир. Предста- вим себе фантастическую ситуацию: на Земле исчезли люди, но всё ими соз- данное сохранилось в неприкосновенности. В этот момент на планету выса- живаются “зелёные человечки” из “летающих тарелочек” и находят весь предметный мир человеческой культуры. Смогут ли они восстановить внеш- ний образ и внутренний облик создателей этого мира? Думается, что да, и достаточно легко. Исследуя предметы быта – одежду, жилища, мебель, они реконструируют пропорции и внешний вид человече- ского тела. Найдя наши продукты питания, поля и фермы, продовольствен- ные комплексы и прилавки гастрономов, они установят химизм и физиоло- гию нашего организма. Разбираясь с нашими заводами, транспортом, источ- никами энергии, они поймут нашу технологию, а, значит, установят уровень развития производительных сил и, следовательно, основные типы социаль- ных институтов, включая тип общественно-экономической формации. Нако- нец, расшифровав наши языки и прочитав наши книги, воспроизведя звуко- вые и видеозаписи, они откроют наш духовный мир, наши логику и психоло- гию, поймут наши стремления, беды и радости, страхи и надежды. Однако надо понимать, что предметная культура сама по себе мертва без приводящей её в движение деятельности людей. Поэтому общественное бы- тие отражается в самих структурах и организационных формах деятельности, в атрибутах труда, общения, способах жизнедеятельности, составляющих ха- рактеристики образа жизни. Этот срез социальной действительности выража- ется в действенно-практической, функциональной организации системы об- щественных отношений. Здесь отражение общественного бытия выходит на уровень знаковых систем: наряду с предметами и орудиями деятельности по- являются знаки – искусственные вещи, специальная функция которых состо- ит в замещении предметов деятельности и которые выступают в качестве орудий коммуникации, общения, информационных процессов. Наиболее универсальной, гибкой, всеобъемлющей системой таких знаков является ес- тественный язык, разговорная речь. В конечном счёте действия с предметами, трудовые операции вместе с системами знаков, образных или символических, внедряются в психику ин- дивидов, изменяя и формируя её содержание. У человека, включённого в систему общественных отношений, в социальную сферу, вырабатывается способность к мышлению, радикально перестраивающая его психику. У него появляется возможность с помощью речи фиксировать, накапливать инфор- мацию, экстраполировать её из прошлого на настоящее, подключая опыт, за- ложенный в памяти, или на будущее, прогнозируя результаты деятельности, предвосхищая грядущие события. Тем самым человек становится частью и персонифицированным воплощением социальной системы, приобретает ка- чество личности, а деятельность его становится сознательной. Следует обратить внимание на то, что живые индивиды становятся созна- тельными личностями не в силу чисто природных свойств. Их социальное качество не заложено в генотипе, а приобретается в процессе социализации, воспитания в культурной среде, а следовательно без органического соедине- ния с вещами и знаками, без практически-предметной связи с другими людь- ми в структурах общественных институтов не может быть и речи о созна- тельных личностях. Впрочем, сама природа человека оценивалась в социальной философии в контрарных, противоречивых асимптотах. С одной стороны, в общественной мысли эпохи Просвещения доминирует видение человека как своего рода со- циального атома, отдельной монады, замкнутой автономной сущности, само- стоятельно определяющей формы собственного взаимодействия с другими социальными единицами. Гоббсовская “война всех против всех”, локковский “общественный договор”, экономические и гносеологические “робинзона- ды”, столь характерные для философии этой эпохи, - вот конкретные выра- жения рассматриваемого подхода. Из этой же презумпции исходят создатели манифестов, сыгравших наи- более значительную роль в политических движениях Нового времени. Так, в Конституции США Б.Франклином зафиксировано: мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принад- лежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. В эпоху классицизма, в Х1Х веке складывается радикально иная трактов- ка природы человека: индивид, “социальный атом” уступают место “соци- альной волне”, принцип дискретности – принципу континуальности, когда человека представляют как функцию внешней для него социальной среды. Причём подобный подход имеет место отнюдь не только в марксизме. Мы обнаружим такое видение человека и в системе Г.Гегеля, и в позитивизме О.Конта, и в философии всеединства Вл.Соловьёва – везде речь идёт об “об- щем согласии”, об обществе как высшей действительности, предшествующей индивиду, относительно которой он не выглядит самостоятельным элемен- том. Вместе с тем индивидуалистическая ориентация вовсе не отбрасывается и с новой силой заявляет о себе в современной социальной философии и в ак- сиологии. Так, в социологии М.Вебера общество всегда репрезентировано действиями одной или многих отдельных личностей, а в философской антро- пологии М.Шелера человек вообще определяется как эксцентричное сущест- во, не вписывающееся ни в природную, ни в социальную действительность и занимающее уникально-единственное место среди подобных и неподобных ему явлений. В том же марксизме наряду с представлением о человеческой сущности как “ансамбле общественных отношений” содержится противоположная ан- тропологическая ориентация, согласно которой в коммунистическом общест- ве, преодолевшем отчуждение человека от своей сущности, получат приори- тет личностная автономия, свобода выбора жизненного пути и право на сча- стье в гуманной и гармоничной социальной среде. Однако уже первые попытки реализации провозглашённого идеала же- лаемого будущего обернулись тотальным подавлением человека, наиболее выразительными отображениями которого стали печально известные идеоло- гические клише людей как “винтиков общественного механизма”, про кото- рых можно с полным основанием говорить: незаменимых у нас нет! Трагиче- ский, но и фарсовый отсвет бросают на эту идеологему кошмары судебных процессов второй половины 30-х годов, когда подсудимые – видные больше- вики – давали чудовищные по своей нелепости признания, поскольку в их представлении этого требовали соображения “пользы” Советской власти и непреложный партийный долг. А между тем ещё Г.Спенсер утверждал, что это общество существует для блага своих членов, а не члены его существуют для блага общества. В том же марксизме понимание сущности человека диалектично. С одной стороны, по мысли К.Маркса, “cущность человека не есть абстракт, прису- щий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений”. Но вместе с тем “…как само общество про- изводит человека как человека, так и он производит общество”. Рассматривая первую сторону этой взаимозависимости, следует говорить о том, что всё человеческое в человеке – от деятельности до разума, от пере- живания до чувства и волеизъявления – не является врождённым, не заложе- но ни в генотипе, ни в строении тела, ни в психике индивида, а приобретает- ся им в процессе социализации – процессе воспитания и освоения предметов вещественной и духовной культуры. В этом процессе физиологические и психические свойства индивида перекомбинируются, шлифуются, приобре- тают новое содержание и включаются в состав личностных характеристик становящегося человека. С этой точки зрения человек должен быть представлен как продукт обще- ственного производства, как предмет, в который общество в лице уже сфор- мировавшихся людей вкладывает силы и средства, затрачивает труд и, сле- довательно, создаёт ценность. Следует лишь добавить тот момент, что так же, как человек осваивает внешний по отношению к нему природный мате- риал, превращая его, по выражению Ф.Энгельса, в своё “неорганическое те- ло”, так же человек должен освоить свой внутренний естественный материал, свои тело и душу, подчинив соматические и психические процессы разумно- му началу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.99 (0.008 с.) |