Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структурализм: Ж. Деррида, М. Фуко. Р. Барт.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Во второй половине XX в. в Западной Европе возникает новое направление, обозначаемое в це- лом как "постструктуралистско - деконструктивистско - постмодерни- стокий комплекс". Каковы ___________общие черты данного комплекса и кто его наибо- лее видные представители? Во-первых, в данном философском направлении реализуется так назы- ваемый интердисциплинарный подход, отходящий от узкопрофес- сиональной трактовки содержания философского знания (онтология, гно- сеология, аксиология и т.д.). Здесь объектом философского исследования является все, что может быть проинтерпретировано с целью поиска новых смыслов. Текст же в этом случае понимается как любая система знаков, не- сущая некую информацию и содержащая в себе любые скрытые смыслы. Поэтому, в отличие от традиционных способов и приемов философского ис- следования, здесь отдается предпочтение самым разным гуманитарным ме- тодикам: философским, филологическим, историческим, политологическим и другим. Во-вторых, основой методологии исследования любого текста является принцип деконструкции (лат. de… - отмена, устранение чего-либо). Смысл деконструкции "как специфической методологии исследования литературно- го текста заключается в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых и не замечаемых не только неискушенным, "на- ивным" читателем, но ускользающих и от самого автора ("спящих", по выра- жению Жака Дерриды) "остаточных смыслов", доставшихся в наследие от речевых, иначе - дискурсивных, практик прошлого, закрепленных в языке в форме неосознаваемых мыслительных стереотипов, которые, в свою очередь, столь же бессознательно и независимо от автора текста трансформируются под воздействием языковых клише его эпохи". На первый взгляд кажется, что это вовсе не новое слово в философии, а уже известная нам герменевтика. Однако это не так. В герменевтике тради- ционно строится общая исследовательская программа, деконструктивизм же отказывается от любой программы, рассматривая ее как дань классике. Цель герменевтиков - понять текст - вообще становится для деконструктивизма малозначимой. Для него главное - текст как таковой, выяснение того, как форма, выразительные средства (особо среди них выделяется деконструкти- визмом метафора) и смысл, но не единственно только он, а среди прочих, оказывают влияние на любое содержание, облеченную в текстовую форму. При этом текст может быть любым: как художественным, так и науч- ным. Всё это вместе составляет основу в деконструктивизме так называемой концепции "нарратива" (от лат. gnarus - знающий, осведомленный о чем- либо), или "повествования". "Согласно этой теории, мир может быть познан только в форме "литературного" дискурса; даже представители естественных наук, например, физики, "рассказываются истории" о ядерных частицах". Считается, что посредством нарратива мы придаём реальности форму и смысл, упорядочиваем наш опыт по отношению к этой реальности посредст- вом текстового (повествовательного) выделения начала, середины и конца, центральной и побочной тем, т.е. человеческая способность рассказывать ис- тории есть главный способ, каким людям удается упорядочить и осмыслить окружающий мир. Комбинируя слова, литератор или рассказчик даже вносит в мир нечто, доселе в нём отсутствующее - новые типы личностей и виды предметов, спо- собы поведения и существования. По мнению Р. Барта, "заявления, касаю- щиеся "реализма" нарратива, не должны приниматься во внимание… Функ- ция ___________повествования - не "представлять", а составлять зрелище… Нарратив не показывает, не имитирует… С референционной, реалистической точки зре- ния в повествовании буквально ничего не происходит. А "что происходит", то - есть один лишь язык, приключение языка…". В-третьих, для анализируемого комплекса характерной является кри- тика рационалистических схем объяснения, что проявилось в постструктура- лизме. Классический структурализм, основанный шведским языковедом Фердинандом де Соссюром (1857-1913), искал некоторые исходные объясни- тельные схемы, которые имелись, например, уже в первобытном сознании и которые сохраняют свою устойчивость при различного рода преобразованиях и изменениях. Для нас сегодня эти схемы оказались "закрыты" цивилизацией, но их выявление способно многое объяснить (в силу их устойчивости) и в со- временных культурных явлениях. Постструктурализм (лат. post - после), напротив, предлагает свободный поток мысли и интерпретации, считая, что любые "навязываемые" человеком и эпохой схемы объяснения заставляют реальное положение дел подгонять под выдуманную кем-то систему, насиль- но устанавливать некий порядок схемы. "Вне текста нет ничего" - таков девиз постструктурализма. Есть только операции "разборки" и "сборки" текста (или, иначе, деконструкции), цель которых "свести с ума структурализм, культуру, общество, религию, психоанализ", - такова методологическая на- правленность постструктурализма. Наконец, в-четвертых, для исследуемого "постструктуралистско - де- конструктивистского комплекса" характерно резкое изменение поля соотно- шения между обыденным сознанием и теоретическим мышлением философа. Если для классической философии обыденное сознание представляло собой лишь объект для просветительской деятельности, то для нового направления обыденное сознание (для которого найдена такая формула: "психология здесь и теперь") становится не только равноправным объектом философских изы- сканий, но занимает даже более значимое, приоритетное место. Теперь, немного, о философских представителях данного комплекса. Теоретические предпосылки постструктурализма и деконструктивмзма были разработаны французским философом и литератором Жаком _____________Дерридой (род. в 1930). В основу философской работы ("грамматологии") им ставится идея принципиальной бесструктурности, интерпретация, понимаемая как свобод- ная игра слов ("поэтическое мышление", по выражению Хайдеггера). Дело в том, считает Деррида, что выбор изначальной смысловой структуры часто не только не обоснован, а самим фактом своего существования просто как бы закрывает от нас иные возможные смыслы. Согласно грамматологии, у "письма" (так Деррида называет текст) нет начала, так как любое письмо есть список с более раннего письма, которое, в свою очередь, есть список (транскрипция) с предыдущего. Считая себя "нау- кой мысли и разума", классическая философия стремится избавиться от письма, тем самым упуская из виду важнейшую основу существования мыс- ли. Поэтому, в противоположность традиционному исследованию текстов, Деррида и предлагает их структурную деконструкцию, т.е. "расколдование" от логицизма и рационализма в их построении и истолковании. Еще более радикальную позицию занимает французский философ Ми- шель Фуко (1926-1984), начавший свою деятельность как структуралист, осо- бое место уделивший исследованию истории. История интерпретируется Фу- ко не как общая цепь взаимосвязанных явлений, а как случайная совокуп- ность замкнутых и разнородных событий. В основе же интерпретации исто- рии лежат документы, т.е. тексты, которые, аналогично естественно-научным фактам, выступают в качестве фактов исторических. Но, здесь Фуко един во мнениях с Дерридой, специфика любого текста позволяет его достаточно свободно интерпретировать. С точки зрения такой интерпретации, считает Фуко, нельзя говорить о примате идеи непрерывно- сти истории, сегодня приоритет надо отдавать идее прерывности. В то время как традиционная история "видела свою задачу в определении отношений (простой причинности, цикличности, антагонизма и проч.) между фактами и датированными событиями, - пишет Фуко, - сегодня проблема состоит в ус- тановлении и переустановлении рядов, в определении элементов ряда". Такими рядами в истории выступают локальные замкнутые области, ко- торые несводимы одна к другой и обозначаются как "эпистема" - проникаю- щая дискурсивность (от лат. discursus - рассуждение, довод; в постструкту- рализме и деконструктивизме - "речь", "языковое мышление"), от которой мы не можем освободиться при рассмотрении истории. Эпистéма (франц. ерistéme) - главное понятие книги Фуко "Слова и вещи. Археология гуманитар- ного знания" (1966). Эпистемы - исторически изменяющиеся структуры, "ис- торические априори", которые определяют, будучи сами скрыты от непо- средственного наблюдения (в этом смысле они и существуют а priori - лат.: независимо от опыта), условия и возможности образований сознания и куль- туры в конкретный исторический период. В европейской культуре Нового времени Фуко выделяет три эпистемы: возрожденческая (ХVI в.), классического рационализма (ХVII-ХVIII вв.) и современная (с конца ХVIII - начала XIX в. и по настоящее время). Основной упорядочивающий принцип - это соотношение между "словами" и "вещами". Именно это соотношение задает мыслительное своеобразие той или иной эпохи. Для Возрождения характерным является тождественность "слов" и "ве- щей", классический рационализм характеризуется тем, что "слова" и "вещи" опосредованы мыслительными представлениями, а современность характе- ризуется тем, что жизнь, труд, язык как интегрирующие онтологические фак- торы опосредуют "слова" и "вещи". Каждая эпистема не сводима к другой и не выводима из другой. Следовательно, в основу истории в качестве ее прин- ципа может быть положена случайность. Случайность, в свою очередь, наи- более адекватно реализуется в понятии "безумие", что позволяет дать совер- шенно иное от традиционного рассмотрение истории. А может быть в основе интерпретации истории рассмотрен и фактор развития сексуальности, что было предметом исследования Фуко в послед- ние годы его жизни ("История сексуальности" в 3 томах, 1976-1984). Причём Фуко анализирует сексуальность как политическую конструкцию, а не как естественную, только природную данность, существующую независимо от властных практик, которые, собственно и придают ей статус объекта, т.е. формируют в обществе отношения между полами. Особое место в деконструктивизме занимает творчество швейцарского литературоведа Ролана Барта (1915-1980). Основным понятием в деконст- руктивизме Барта является "смерть автора". Если для герменевтики, как уже было показано, важен автор текста как личность, учет социокультурных условий создания текста, то в деконструктивизме значим текст сам по себе, а автором вообще можно пренебречь. По мнению Барта, текстовой анализ "не ставит себе цель описание структуры произведения… Текстовой анализ не стремится выяснить, чем детерминирован данный текст… цель состоит ско- рее в том, чтобы увидеть, как текст взрывается и рассеивается в межтексто- вом пространстве… Мы не ставим перед собой задачи найти единственный смысл, ни даже один из возможных смыслов текста. Наша цель - помыслить, вообразить, пережить множественность текста, открытость процесса означи- вания". Постмодернизм (лат. post - после и модернизм) выступает как синтез постструктурализма и деконструктивизма, представляя собой самую широ- кую социокультурную установку, пронизывающую все уровни современного сознания. Это своеобразный новый взгляд на мир, взгляд сегодняшнего чело- века, занявший место некритического отношения к идеям гегелевской диа- лектики, просвещения, прогресса, коллективности и т.д., то есть тому, что получило в философии культуры название модернизм (франц. modernisme от франц. modern - новый, современный). Постмодернизм имеет своей целью разрушение привычных для предшествующей культуры разделений ее фено- менов на реализм и ирреализм, формализм и содержательность, "чистое" (элитарное) и массовое искусство и т.д. Известный теоретик постмодернизма Ихаб Хассан (США), выделяет следующие главные принципы и ценности постмодернизма. 1. Неопределенности, неясности, пробелы как принципиальные уста- новки постмодернистских произведений искусства и философских концеп- ций. 2. Принципиальный фрагментаризм, воплощенный в склонности к мето- дам коллажа (франц. сollage, букв. - наклеивание), т.е. включения в сочине- ние стилистически чуждых ему фрагментов, произвольного монтажа, "выре- зок" и "врезок", в акцентировании "разломов", "краев" и т.д. 3. Постмодернизм отвергает все каноны, выступает против всех ус- тоявшихся авторитетов. В литературе это, условно, конечно, означает "смерть автора" (Р. Барт), т.е. прекращение его "отцовской власти" и попечи- тельства над читателем. 4. Постмодернизм возвещает о "смерти субъекта". Традиционно понимаемый читатель (слушатель и т.д.) перестает быть центром мысли и переживания, лишается своей мнимой "глубины". Современный человек не имеет возможности и времени держать в голове глубокие идеи автора (читать "толстые книги", как это было в классике). Проще заглянуть в телевизор, как в окно, зафиксировать сиюминутный событийный момент, не утруждая себя при этом вопросами о сущности происходящих событий. Причем в любой момент можно "выйти" из воспринимаемого сюжета без последующего ощу- щения какой-то неоконченности, как это было бы в случае прерывания клас- сического романа, а также вновь с любого момента "войти" в него. 5. Постмодернизм отстаивает права ирреализма: не всё может быть ре- ально "показано", "изображено", "иконизировано". 6. Ирония - одна из постмодернистских установок, подразумевающих игру, саму иронию, аллегорию и т.д. как важнейшие подходы литературы и искусства, и, вообще, всего мыслительного творчества. 7. "Гибридизация", подразумевающая смешение, скрещивание привыч- ных жанров искусства, заимствование одними жанрами творчества, стилей и методов других жанров ("плагиаризм"). 8. "Карнавализация", под ___________которой имеется в виду "радостная релятив- ность" (относительность, перемешивание) вещей и событий, "сумасшедшая чересполосица жизни", т.е. карнавал, вызывающий "имманентный (внутрен- ний, непроизвольный) смех" и т.п. 9. Равное "участие в игре", под которым подразумевается равное "пред- ставительство" в произведении авторов, читателей, слушателей, т.е. отсутст- вие назидательности, морализаторства и т.п. 10. "Конструктивистский характер творчества", т.е. то, что можно на- звать "сборкой", "разборкой" и т.д. текстовых сюжетов, что сближает пост- модернизм с "техническим конструированием". Подводя итог, можно сказать, что постмодернизм, прежде всего в фило- софии, обратил внимание на кардинальную переоценку ценностей в общест- ве рубежа нового тысячелетия, отверг идеологию властвования и насилия, высказался в пользу плюрализма, равноправного диалога, совместного нахо- ждения решения, согласия, но подчеркнул при этом, что это такое согласие, которое основывается в мире новых ценностей на неизбежности принятия рас-согласования и разно-гласия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.41 (0.008 с.) |