Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логика формальная и диалектическая.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Со времен Парменида и Аристотеля истинность мышления означала непротиворечивость мысли. Что в самом об- щем виде отличает непротиворечивое логичное мышление от нелогичного? Логичное мышление направлено на выявление соответствия нашего поня- тия о предмете, т.е. нашего мысленного представления о предмете действи- тельной структуре предмета, т.е. "внутреннему устройству" этого предмета, реальным характеристикам предмета. Для логичного мышления характерна смысловая целостность знания о предметах, смысловая целостность умственных операций, позволяющая связывать отдельные мысленные характеристики предмета в целостное знание о нем. Истинным будет такое мысленное (теоре- тическое) знание о предмете, которое адекватно объективно существующему предмету. Нелогичное мышление связано с неустойчивостью, неотчетливостью (в крайних случаях патологии - распадом) смыслообразующих структур, в которых человек пытается описать окружающие его предметы. Для неотчетливого мыш- ления характерны "скачки мысли", "мысленный сумбур", неумение отличать главное от второстепенного. В итоге нелогичное мышление не способно построить целостную структуру мысли с последовательной разверткой смы- словых (содержательных) представлений о предмете вокруг основного смысло- вого "стержня" так, чтобы непротиворечиво описать сущность предмета. Это выражается в допущении двусмысленных высказываний о предмете, противоре- чии самому себе при описании предмета, смысловой нерасчлененности рассуж- дений. Следовательно, логичным является такое мышление, для которого характерна строгая организация смысловой структуры: последовательность, обоснован- ность и непротиворечивость отдельных мыслей. Таково понимание логичного мышления в традиционной (классической) логике. Но что представляет собой “логичное мышление”, если оказывается необхо- димым соединять противоречивые характеристики, создавая конкретно- целостное понятие о предмете? Особенность логико-диалектического мышления состоит в том, что оно направлено на выявление реальных противоречий в пред- метах. Эта особенность логико-диалектического мышления исторически связана с онтологией Гераклита - объективной диалектикой. Если формально-логическое мышление осуществляется по правилам индуктивного или дедуктивного вывода истины как непротиворечивого знания, то логико-диалектическое мышление не обосновывает знание как истинное или ложное ссылкой на необходимость со- блюдения правил традиционной логики, ибо “всё течет, всё меняется” и “мир полон противоречий”. Логико-диалектическое мышление опирается и на опыт, и на дедуктивную ар- гументацию. Однако формально-логическое понятие, полученное таким образом, будет абстрактным и односторонним, поэтому диалектическое мышление не останавливается на этом. Абстрактно-логическое понятие не может рассматри- ваться окончательно в качестве истинного или ложного: исходя из диалекти- ческой позиции мы 1) подчеркиваем, что, по-видимому, компетентные люди согласятся, что односторонняя позиция является недостаточной, и, кроме того, 2) указываем на другую, более совершенную точку зрения. В этом смысле логико-диалектическое мышление является предметно-ориентированным, то есть руководствуется предметом, а не правилами формальной логики. Поэтому для диалектического мышления недостаточно владеть формальными логически- ми правилами, необходимо еще и выявлять противоречия в конкретных предме- тах. Только так возникает “диалектическое понятие”, устанавливающее связь между формально-логическими понятиями. Приведем пример. “Если мы подумаем о понятии “видеть”, то заметим, что видение есть всегда видение чего-то, - неважно, материального или нет. То, что мы видим, появляется на определенном фоне. Когда мы видим нечто на опреде- ленном фоне, мы смотрим на это с определенной позиции. Другими словами, оказывается, что понятие “видеть” так или иначе указывает вне себя на другие понятия, с которыми оно необходимо связано. Только тогда, когда мы начинаем осознавать все эти взаимосвязанные понятия, мы впервые понимаем, чем дейст- вительно является наш феномен - видение”1. Так понимается логическое мыш- ление в диалектической логике. Диалектическое понятие. Выход за пределы эмпирического сознания (рассудка) осуществляется разум- но-диалектическим (теоретическим) мышлением, раскрывающим конкретность предмета как единство различных абстрактных определений, которые призна- ются рассудком лишь в их раздельности. Диалектическое мышление рефлек- тивно, то есть исследует природу и взаимосвязь самих понятий. Рефлективное мышление возможно только для человека, достигшего относительно высокой ступени культуры. Историческое возникновение рефлективного (теоретическо- го) мышления отмечается в античной греческой философии (Гераклит, Платон) и, примерно в то же время, в индийской религиозно-философской мысли (Будда) и древнекитайской философии (даосизм). Однако свое полное выражение оно получает, вероятно, лишь в европейской культуре XIX - XX веков. Теоретическое мышление, оперирующее понятиями, связано со следующими действиями: 1) предмет познания мысленно перемещается в такие условия, в которых его сущность может быть раскрыта; 1. См.: Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. - М., 2000. - С. 506, 507. 2) эти условия - мысленно формируемая среда, то есть система связей, в ко- торую помещается данный предмет; 3) предмет, рассматриваемый в системе внешних связей, становится объек- том последующих мысленных трансформаций. 4) понятие (диалектическое понятие) - такая форма мышления (вид существо- вания мысли о предмете), посредством которой воспроизводится идеализиро- ванный предмет в системе его связей. Диалектическое понятие одновременно выступает как 1) форма отражения материального предмета и 2) средство мысленного построения идеального объекта, то есть особое творческое мысленное действие. Иметь понятие о каком-либо предмете - значит владеть общим способом его мысленного построения. Способ построения понятия - это особое мыслитель- ное действие субъекта, осуществляемое по законам мышления, которые изучает и описывает логика. За каждым теоретическим понятием скрывается особое мыследействие (или система таких действий), с помощью которого это понятие “сконструировано”, теоретически порождено. Без выявления общих способов такого “конструирования” (общих способов порождения теоретических понятий) и овладения ими невозможно понять ни возникновение, ни смысл понятия. Обратим внимание на некоторые основные различия эмпирических и теорети- ческих понятий. 1. Эмпирическое понятие, опирающееся на наблюдение (чувственное воспри- ятие), отражает в представлениях внешние свойства предметов. Теоретическое понятие, возникающее на основе мысленного преобразования предметов, отра- жает их внутренние структурно-функциональные отношения и тем самым “вы- водит” мышление за пределы чувственно воспринимающего рассудка. 2. Эмпирическое понятие строится в процессе сравнения предметов, что по- зволяет выделить в них общие свойства и дать дефиницию понятия по правилам формальной логики. Теоретическое понятие строится в процессе “конструирова- ния” и исследования внутренних структурно-функциональных связей системы, которые служат инвариантом (неизменной основой) множества вариантов проявления системного объекта. 3. Эмпирическое понятие фиксируется прежде всего в слове-термине. Теоре- тическое понятие для фиксации предполагает наличие более сложных средств - методологических (процедуры мыследеятельности) и знаково-символических (естественные и искусственные языки). Теоретическое мышление, опирающееся на диалектическую логику, исходит из двух идей (принципов), содержащихся в философии Гегеля. Это - идея сис- темности и идея причины саморазвития. Идея системности, сформулированная в общем виде, вытекает из различения Гегелем двух аспектов, в которых должно рассматривать предмет в сфере бытия: 1) предмете, взятый сам по себе, т.е. изолировано от других предметов; 2) пред- мет, взятый в системе, то есть в соотношении с другими предметами. Возникает вопрос о “базовой” точке зрения на предмет (т.е. философско- методологической позиции), позволяющей выявить его сущностные качества. В первом случае принципом правильного описания становится принцип, сформулированный основоположником “логического позитивизма” Людвигом Витгенштейном (1889 - 1951): любая вещь должна быть описана так, чтобы это описание осталось правильным и в том случае, если бы все остальные вещи в мироздании вовсе не существовали. Во втором случае принципом правильного описания выступает диалектиче- ский (системный) принцип Гегеля: вещь только тогда может быть правильно понята и описана, когда она рассматривается в системе внешних и внутренних связей, причем во внутренней структуре вещи (и в словесных определениях вещи) выявляется внутреннее сущностное противоречие. Это внутренне проти- воречие, присущее предмету, Гегель рассматривает как причину самоизменения, саморазвития предмета. Идея причины саморазвития, следовательно, состоит в признании внутреннего противоречия как имманентной причины изменчиво- сти вещи. Принцип диалектического противоречия как внутренней причины саморазви- тия “конечных вещей” в “Логике” Гегеля прокомментировал М.М.Розенталь: “Реальный смысл его диалектики конечного означал, что каждая конечная вещь имеет не только свою определенность, т.е. качество, делающее ее данной вещью, но и содержит в себе свою отрицательность, которая “гонит” ее к своему кон- цу, к переходу в нечто иное. Уже то обстоятельство, что предмет имеет опреде- ленность, означает существование границы, отделяющей его от других вещей, иными словами, означает отрицание его другим. Но отрицательность как свойст- во вещей имеет более глубокий смысл: другое, противоположное данному пред- мету, есть не внешнее другое, а его собственное другое, другое его самого”2. Гегель считал, что противоречие является источником всех изменений: и в че- ловеческом мышлении, то есть в субъективном мире “понятий”, и в чувственно воспринимаемом мире “вещей”. Это положение диалектики чрезвычайно акту- ально в современном теоретическом познании. Многое из того, что традиционно называлось "целостным", сейчас принято называть "системным". Статические целостности, или системы, достаточно эффективно описываются в рамках фило- софско-методологического подхода, называемого "структурным функциона- лизмом". Однако структурный функционализм испытывает затруднения, когда сталкивается с необходимостью описания динамических целостностей, или саморазвивающихся систем. Язык, принципы, общие категории и законы описа- ния динамических систем и предлагает диалектическая логика. Диалектика субъекта и объекта. Российский философ А.Ф.Лосев (1893 - 1988) писал о необходимости придерживаться определенной позиции, когда речь идет о познании реального мира: “В первую очередь вы должны критически относиться ко всем предрассудкам, которые еще встречаются в научной и нена- учной литературе. Вы будете читать, что существует только объект, а всё субъ- 2. Розенталь М.М. Учение Гегеля о диалектических противоречиях и марксизм// Вопросы философии. - 1974. - № 8. - С. 49 - 50. ективное ничтожно и как бы вовсе не существует. Вам будут твердить, что на первом плане должен стоять субъект, а всё объективное всегда сомнительно, всегда условно, всегда на последнем месте. Все подобного рода утверждения, все подобного рода предрассудки идут вразрез с самыми простыми жизненными ощущениями человека. Если вы не хотите расстаться с реальной жизнью, то жизнь требует от вас признать и реальность объекта, и реальность субъекта, и реальность их жизненных соотношений”3. Итак, диалектика субъекта и объекта раскрывается в четырех следующих по- ложениях: 1. Существует объективный предметный мир, бытие “вещей”, который дан субъекту как объект. 2. Существует также субъективный мир “идей”, сознание, то есть существует субъект. Субъект - нечто специфическое, отличное от объекта. Субъект (созна- ние и мышление) нельзя отождествлять с объектом, нельзя не видеть очевидное их различие. 3. Объект и субъект находятся в определенном отношении друг к другу, взаимосвязаны. Нет никакого объекта, если о нем ничего нельзя ни помыслить, ни сказать, то есть нет такого объекта, для которого в принципе нет никакого субъекта. Точно так же бессмысленно говорить что-либо о субъекте, для которо- го не существует никакого объекта. 4. Характер связи между объектом и субъектом можно обозначить как про- цесс “отражения”. Объяснение познания как процесса отражения предметного мира человеком в виде истинного знания означает признание процессуального характера истины. Истина есть процесс. Гегель утверждал, что никто не обладает истиной как отчеканенной монетой, “которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман” или передана другому человеку. Рассмотрим, к а к совершается процесс познания и ч т о является решающим в процессе дости- жения истины: объект, субъект или их единство? Речь идет о трех гносеологических позициях, т.е. трех подходах к познанию предметной действительности. ПЕРВЫЙ ПОДХОД к решению этого вопроса, называемый “созерцатель- ным” (“натуралистическим”), заключается в том, что познание представляется как пассивное отражение, копирование, созерцание объекта (единичных предме- тов), который независим от субъекта и существует как не связанный со специ- фической практикой субъекта. Следствием этого подхода является догматиче- ское, “застывшее” понимание истины как прочного, непосредственного и одина- кового для всех знания. Игнорирование субъекта, специфики его “созерцатель- ной” позиции не позволяет при этом убедительно обосновать возможность ис- тинного знания, поскольку одинакового “видения” у разных субъектов не суще- ствует. 3. Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М., 1988. - С. 94 - 95. Существующую в действительности зависимость результата познания от по- зиции субъекта можно проиллюстрировать на следующем примере: один и тот же предмет, спроецированный из своего измерения в низшее по отношению к нему измерение, отображается в этих проекциях так, что различные проекции могут противоречить друг другу (Рис 2). Стакан, геометрической формой кото- рого является цилиндр, проецируется из трехмерного пространства на двумер- ные плоскости так, что в одном случае получается круг, а в другом - прямо- угольник. S1 Р и с 2. S 2 Следовательно, субъект активно влияет на результат познания хотя бы в том отношении, что отражает предмет неполно и искаженно, причем особенности “неполноты и искажения” определяются особенностями “позиции” субъекта. ВТОРОЙ ПОДХОД, называемый “идеалистическим”, правомерно исходит из принципа активности субъекта, который не ждет, когда предмет “отразиться” в его сознании, а сам создает образ и понятие предмета, конструирует истину. Однако соотнесение знания только со сферой мышления, логикой построения идеализированных объектов без их соотнесения с предметным миром ведет к отрыву от предметной реальности. ТРЕТИЙ ПОДХОД исходит из единства субъекта и объекта, которое пред- ставляет собой предметную деятельность, практическое отношение человека к предметному миру. Согласно этому подходу, один и тот же предмет предста- ет в виде разных объектов для разных субъектов (Рис. 2, 3). Объект - это предмет, на который направлена активность субъекта. Поскольку субъекты, их активное отношение к предмету различны между собой, постольку предмет как бы “дан” им в виде разных объектов, то есть “дан” им субъективно. Простей- ший пример - два разных “истинных” изображения гипсовой головы Со- крата, сделанных двумя разными людьми с двух различных позиций. Кроме того, что два человека владеют искусством рисования в различной степени (и это выразится в изображенных ими объектах, придавая рисункам “субъективность”), изображение “анфас” будет существенно отличаться от изображения “в про- филь”. S1 O1 O2 S2 Субъект 1 Объект 1 ПРЕДМЕТ Объект 2 Субъект 2 Р и с. 3. Предметно-практическое отношение человека к миру выражается не только в определенной “пространственной” позиции воспринимающего субъекта. Или, если пользоваться аналогией “пространственной” позиции восприятия, то следу- ет понимать позицию субъекта как определенную позицию в “пространстве культуры”. (“Пространство культуры”- понятие, указывающее на не физическое измерение, а культурное измерение бытия человека; это измерение, в отличие, например, от “математического пространства”, задается не осями измерения “x”, “y”, “z”..., а сферами (мирами) “символов”, “смыслов”, “ценностей”, “норм”...). При этом “позиция” субъекта в “пространстве культуры” определяется сущно- стью той предметной деятельности, которой субъект владеет и которую он “практикует”. Например, в глыбе мрамора, лежащей в поле, скульптор (субъект 1) видит материал для статуи (объект 1); геолог (субъект 2) - образец, по которому мож- но судить о геологическом строении местности (объект 2) и т.д. “Материал для статуи” и “геологический образец” - существенно разные объекты, хотя перцеп- тивным источником их формирования является один и тот же предмет - глыба мрамора. Активность субъекта, таким образом, заключается в том, что он конст- руирует знание о предмете исходя из собственных свойств. Эти свойства опре- деляются практической деятельностью субъекта, находящей свое проявление в специфических субъективных потребностях и установках, определяемых средой, воспитанием и самовоспитанием. Субъект активно формирует объект, конструирует знание, но содержание этого знания задается свойствами существующего вне субъекта предмета. В этом смысл утверждений, что “знание содержательно”, “знание предметно”. В этом смысл утверждения, что “из субъекта невозможно вывести содержатель- ное (предметное) знание”. Но если содержательное знание “нагружено” субъективностью, то как быть с оценкой истинности знания? Можно ли сказать, согласившись с Протагором, что сколько людей - столько и истин? Нет, если мы будем учитывать процессуаль- ный характер истины. Истина “процессуальна” в том смысле, что представляет собой конструи- рование объекта как ц е л о г о (нельзя же всерьез утверждать, что у гипсо- вой головы Сократа нет затылка, если рисуешь голову “анфас”). “Целостность” знания возникает в процессе расширения и углубления знания посредством со- отнесения “мысленных конструкций” как между собой, так и с предметной ре- альностью. Причем, как полагает К.Маркс, это соотнесение, расширение и уг- лубление знания, то есть продвижение к истине, происходит естественным, не вполне контролируемым образом в практике субъекта. В этом смысл утвержде- ния “истинность идей проверяется практикой”. Культурно-историческую и предметно-практическую сущность познаватель- ной активности субъекта хорошо иллюстрирует философ и логик А.Уайтхед в следующем фрагменте: “С момента рождения мы погружены в деятельность и можем лишь время от времени напрявлять ее, руководствуясь разумом. Следо- вательно, мы должны приспосабливать к разным сферам опыта те идеи, которые представляются нам работающими в этих сферах. Абсолютно необходимо дове- рять тем идеям, которые в общем верны, хотя мы знаем, что могут существовать тонкости и дистинкции, выходящие за рамки нашего знания....Мы не способны думать в терминах неограниченного разнообразия деталей; очевидность приоб- ретает присущее ей значение лишь в том случае, если она предстает перед нами, приведенная в порядок при помощи общих идей. Эти идеи мы наследуем от предшествующих поколений, они входят в традицию нашей цивилизации. Тра- диционные идеи никогда не бывают статичными. Они либо превращаются в бессмысленные формулы, либо приобретают новую силу в процессе более пол- ного постижения действительности. Они трансформируются под действием критического разума, ясных свидетельств чувственного опыта и холодной стро- гости научного восприятия. Несомненным является то, что их нельзя остановить в развитии. Ни одно поколение не может слепо повторять своих предшественни- ков. Вы можете сохранить жизнь только в движении формы, сохраняя же форму, вы будете способствовать деградации жизни. Но вы все равно не сумеете заклю- чить жизнь в одну и ту же форму”4.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.3 (0.014 с.) |