Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалектическая философия Г. Гегеля.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) родился в Штудгатде – один из самых выдающихся философов своего времени представитель немецкого классического идеализма. Философия Гегеля считается завершением всей западной истории философии, завершением философии нового времени. Основные произведения Гегеля: «Философия духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».
На основе объективного идеализма он разработал теорию диалектики. В творчестве Гегеля диалектика была представлена не как искусство вести философскую дискуссию, как это было у Сократа и Платона, а в качестве теории развития. Все мировое развитие философ представил как развитие духа (Абсолютной идеи) подчиненной законам диалектической логики.
В философии Гегеля необходимо разграничивать гегелевский диалектический метод (прогрессивную сторону его учения) и гегелевскую систему, т. е. его учение о природе и обществе как о формах существования «абсолютной идеи», составляющее консервативную сторону его философии.
Хотя метод Гегеля и его система органически связаны, тем не менее между ними имеется неразрешимое противоречие, поскольку система Гегеля вопреки его диалектике ставит предел развитию общества, развитию познания и искажает диалектическое понимание природы, общества и мышления.
Когда Гегель говорил, о предшествующих ему философских системах он отмечал их историческую ограниченность, доказывая, что философское знание, как и знание вообще, развивается, обогащается; свою же философскую систему он ставил в исключительное положение, рассматривая ее как завершение процесса познания «абсолютной идеей» своего собственного содержания, как последнюю ступень развития мирового разума. В силу этого философская система Гегеля приобрела консервативный характер. И так, если гегелевская диалектика учит, что развитие всеобще, то гегелевская философская система отрицает всеобщность развития, поскольку природа по Гегелю не развивается во времени, а лишь разнообразится в пространстве. Если диалектика утверждает, что развитие не имеет предела, то гегелевская философская система ставит предел развитию мышления, развитию познания вообще (завершающегося созданием его философии), развитию общества. В этом состоит глубокое противоречие между философской системой Гегеля и его диалектическим методом, между консервативной и прогрессивной сторонами его учения. Рациональное зерно гегелевской диалектики – это прежде всего гениальные догадки Гегеля о взаимосвязи, движении, развитии явлений, о противоречии, как источнике движения, развития, о превращении количественных изменений в качественные, о природе теоретического мышления и логических форм и категорий, посредством которых оно осуществляется. Философская система Гегеля состоит из трех частей: логика, философия природы и философия духа. Логика – важнейшая часть системы. Логика предшествует истории и природе, она их творит. Логика делится на три части: учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. По Гегелю, субъективной логике (учению о человеческом мышлении) должна предшествовать логика объективная – учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной идеи (Мирового Духа, Бога). Главное в философии Гегеля – доказать, что сознание, жизнь духа и мышление определяют законы природы и общества. Дух на своем высшем этапе развития (в искусстве, религии, философии) лишь воплощает то, что заложено в мышлении. Философия – это постижение мира в идеях. Для того чтобы возвысить философию до уровня науки, Гегель строит систему идей и старается вывести из одной идеи последующую. Философия у Гегеля становится наукой идей, логикой движения идей, диалектической логикой. Причиной движения идей являются противоречия. Противоречия неискоренимы и присущи каждой идее, именно они вынуждают идти человека от одной идеи к другой более совершенной, не абстрактной, а конкретной. Процесс развития принимает форму трехтактного движения. Первой ступенью является тезис, затем его противоположность – антитезис, и наконец третья ступень – синтез. В конечном пункте противоположные моменты сохраняются в своем единстве как внутренние моменты синтетического целого . Величайшая заслуга Гегеля в разработке проблем диалектики. Он вывел учения о диалектическом развитии как качественном изменении, переходе старого в новое, движении от высших форм к низшим. Он открыл взаимосвязь между всеми процессами в мире. Гегель создал непревзойденную систему категорий диалектики и открыл связь между ними: сущность, содержание, общее, необходимое, закон, явление, форма, единичное, случайное, – эти категории органично переходят друг в друга. Гегелю принадлежит открытие основных законов диалектики: закона количественно–качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицание отрицания. В сфере социально философских концепций Гегель высказал ряд ценных идей: о смысле истории, о понимании исторической закономерности, о роли личности в истории. Наибольшее влияние Гегель оказал на области философии государства и философии истории. Общая мировая история рассматривается им как процесс самосознания мирового духа и вместе с тем как «прогресс в сознании свободы».
3. Антропологиеский материализм Фейербаха. Последним великим представителем классической немецкой философии был Людвиг Фейербах (1804 – 1872). Осуждая идеалистическое толкование мышления как внеприродной сущности Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно, философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологией, т. е. учением о человеке. Под антропологической философией Фейербах понимал учение в котором, цельный реальный человек был бы как исходным пунктом, так и конечной его целью. Главное место в этом учении занимают вопросы, важные для каждого человека – жизнь, любовь, счастье, смерть, надежда на бессмертие. Антропологизм был главной особенностью Фейербаховского материализма. Антропологизм был направлен против трактовки человека как «раба божьего» и покорного орудия мирового духа. Человек есть единство бытия и сознания. Бытие – это тело человека, а сознание это его, человека, сознание. Тело есть фундамент разума. Фейербах гуманизировал онтологию. Он повернул ее к интересам и потребностям человека и провозгласил материалистический гуманизм. Обязанность философа помочь людям стать счастливыми. Понятие человеческой природы у Фейербаха сводится к совокупности способностей, потребностей и страстей: эгоизм, любовь, страх и радость, ощущение. мышление, чувства, несчастья, и стремление к несчастью. В состав человеческой природы входит способность к фантазии. «Первый объект человека есть человек». Человек есть продукт культуры истории. Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком. Сущность человека отличается от человеческой природы. Человеческая природа присуща каждому отдельному человеку, а человеческая сущность имеет смысл только для социальной клеточки, состоящей из двух лиц Человек это единство материального и духовного. Фейербах – материалист и атеист, исходя из антропологического материализма старался доказать, что не бог создал человека, а человек силой своей фантазии и абстрактного мышления сотворил Бога, передав ему свои собственные черты и характеристики. Однако критика религии не означает ее попытку ее упразднения. Фейербах пытался заменить старую религию на новую, котораядолжна вместо любви к богу проповедовать любовь к человеку и веру человека в самого себя. Бог – не что иное, как сущность человека, мысленно освобожденная от границ индивидуального. Основой антропологии Фейербаха является материалистическое учение о природе. Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве. Фейербах признает важную познавательную функцию теоретического мышления и его способности достичь более глубокого познания действительности. Задача мышления – собирать, сравнивать, различать, классифицировать чувственные данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. Мышление носит опосредованный характер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда является объектом непосредственного восприятия. Заслугой Фейербаха является подчеркивание связи идеализма с религией. Резкой критике он подверг характер гегелевской диалектики. Основное содержание и смысл философии Фейербаха – отстаивание материализма. в теории познания он отстаивал точку зрения эмпиризма и сенсуализма, решительно выступая против агностицизма. Вместе с тем он не отрицал и значение мышления в познании, пытался характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказывал догадки об общественной природе человеческого познания и сознания. Принципы морали Фейербах выводит из свойственного от природы человеку стремления к счастью, достижения которого возможно при условии, если каждый человек будет разумно ограничивать свои потребности и с любовью относится к другим людям. Учение Фейербаха о человеке очень актуально. Для него человек – это мир чувств, эмоций, желаний, настроений, размышлений. Главное в жизни человека – любовь, дружба, преданность. Основные сочинения Фейербаха: «Сущность Христианства» (1841), «Основы Философии будущего» (184
ТЕМА № 3: СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ЛЕКЦИЯ 7. КРИТИКА ФИЛОСОФСКОЙ КЛАССИКИ И ИРРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ФИЛОСОФИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. ШОПЕНГАУЭРА, С. КЪЕРКЕГОРА, Ф. НИЦШЕ. ПЛАН: 1. Основные черты классического и неклассического типов философствования. 2. Становление иррационалистической традиции в неклассической философии. 3. Марксистская философия.
1. Основные черты классического и неклассического типов философствования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2047; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.237 (0.007 с.) |