Современная теологическая философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная теологическая философия



Западную религиозную религиозную философию представляют такие религиозные школы как персонализм, христианский эволюцинизм, неопротестантизм, неотомизм.

Главными вопросами, которые находятся в центре внимания этих философских направлений, являются: бытие Бога, как творца всего сущего, бытие человека, как его высшего творения, отношение к Богу, смысл человеческого бытия, его историческая миссия. Вопросы этики, эстетики, космологии, современная теологическая философия рассматривает через призму христианского учения. развитие европейского гуманизма связано с историей и развитием христианства. Большое внимание религиозная философия уделяет проблемам сочетания веры и разума, науки и религии, возможности синтеза философии, теологии и науки при определяющем влиянии теологии.

Путь обновления религиозной философии современные теологи видят в уходе от абстрактных учений о человеке и обращении к изучению целостной динамики жизни и цивилизации, познании истинных и вечных ценностей.

В персонализме основным объектом исследований является творческая субъективность человека. Основные представители Эмманюэль Мунь е, Жан. Лакру а. (фр) Джосайя Ройс (амер). Персоналисты объясняют все проявления человека через причастность к Богу. Суть человеческой личности, персоны – душа. Именно она концентрирует в себе космическую энергию, отличается самосознательностью. Персоналисты указывают на опасность таких черт в человеке, как эгоизм и коллективизм, подавляющий индивидуальность личности.

Они призывают выявить истинную сущность человека, возродить его индивидуальность, через понимание себя как неповторимой уникальной субъективности. История и общество развиваются через личность человека.

Основной проблемой человека является вопрос свободы и нравственного воспитания человека. Правильным путем считается стремление человеческой личности к добру, совершенству, идеям которые указывает бог. Высокая мораль, нравственное и религиозное воспитание – залог построения общества гармоничных личностей. Личность становится главной персоной в процессе коммуникаций, активного диалога с другими людьми, коммуникация – один из основных способов преобразования мира, в котором человек играет главную роль.

Философия неопртестантизма считает основной своей проблемой вопрос познаваемости Бога и своеобразия христианской веры. Представители: Пауль Т и ллих (нем.амер), Эрнст Тр е льч (нем). Согласно немецко-американского теолога и философа П. Тиллиха христианство должно повернуться лицом к миру, давать человеку ответы на волнующие его жизненные вопросы. Философия и теология должны дополнять друг друга: философия обязана ставить перед человеком экзистенциальные вопросы, а теология – отвечать на них. Познание Бога напрямую связано с самопознанием человека, поэтому учение о боге выступаетв форме учения о человеке. Основная задача философов неопротестанства – создание теологии культуры, которая с позиций религии могла бы объяснить все явления жизни, подтвердить роль Бога, как первоосновы всего сущего.

Неотомизм – наиболее авторитетное течение современной теологической философии, получившее официальное признание католической церкви. Видными представителями являются Этьен Жильс о н, Жак Марит е н (фр.), Романо Гвардини, Карл Ранер(герм). Его теоретический фундамент составляет философия Фомы Аквинского, в основе которой идеи гармонического единства веры и знания, религии и науки, признание ценности истин разума и веры, и примата теологии над философией. Неотомизм стремится к синтезу метериализма и идеализма, к синтезу сциентических и антропологических учений современности. Представители неотомизма опираются на установки и положения аристотелевско-томистской традиции; отстаивают принципы креационизма. Творец противоположен миру, но его создание позволяет в некоторой степени судить о нем самом.

Современные неотомисты стремятся разрешить противоречия между материей и идеей, гностицизмом и агностицизмом, эмпирической и рациональной формой познания. К основным задачам неотомизма можно отнести: доказательства правильности католической веры и философии, приспособление этой веры к современным условиям, распространение католицизма в массы. Неотомисты создали новый образ человека, который творит свой культурно-исторический мир под божьим началом.

 

Философия экзистенциализма

Экзистенциализм (от лат. – существование) – направление в современной философии возникшее накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шест о в (Шварцман), Николай Бердяев; после 1-й мировой войны в Германии (Мартин Х а йдеггер, Карл Я сперс, Мартин Б у бер), в период 2-й мировой войны во Франции (Жан-Поль Сартр, Морис Мерл о -Понт и, Альбер Кам ю, Симона де Бовуар).

.Различают экзистенциализм религиозный (К. Ясперс, Габриель Марс е ль, Н. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер), и атеистический (Ж-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер).

Объективными факторами, повлиявшими на рождение экзистенциализма, были две мировые войны, тоталитарные режимы как отрицание моделей либерально-демократического устройства общества. Осмысливая их суть и значение, философы-экзистенциалисты открывали для себя и своих читателей ценность идей иррационализма, заброшенности человека во враждебном ему мире, независимости подлинной человеческой экзистенции от внешних социальных условий и др.

Философия экзистенциализма заставила людей задуматься над такими вопросами, которые классическая философия почти не обсуждала. Это проблема человека, его индивидуального существования, смысла жизни.

Экзистенция (от глагола – существовать, возникать, становиться) – философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия. Она обозначает человеческое существование в его фундаментальной, глубинной онтологической специфичности.

Своеобразие экзистенциализма заключается в особой программе миропонимания на основе отрицания роли и ценности разума в разрешении многообразных проблем жизни людей. Экзистенциализм – философская концепция, в центре которой находятся проблемы уникальности человеческого существования.

Экзистенциальная философия изначально задумывалась не как логика, гносеология, онтология, но как антропология – учение о человеке. В сдвиге от сущности бытия вообще к проблемам человеческого существования, или от бытия сущности к существованию человека, и состоит специфика экзистенциального понимания целей и задач философии.

Данное понимания потребовало разработки нового класса философских категорий – так называемых экзистенциалов. Понятия-экзистенциалы, к примеру ключевое из них экзистенция, принципиально не объясняются средствами разума, логики. Ее постижение предполагает использование особых философских методов и эмоционально-художественных средств.

Основной пункт философии экзистенциализма – индивид, взятый сам по себе, вне его общественных связей. Согласно экзистенциализму, человек, зараженный страхом смерти, ищет убежище в обществе. При этом он вовлекается в неподлинное существование. Человек растворяется в безличной толпе в «оно», а другие люди отнимают у него бытие, превращая его самого в нечто лишенное индивидуальности, среднее, неуникальное.

В глубинных слоях такого неподлинного существования человека скрывается экзистенция, т.е. подлинное, одинокое существование, доступное немногим людям. Экзистенция выражает единственность, уникальность каждого человека и его судьбы. Экзистенция является как бы промежуточным бытием: между бытием общества, с одной стороны, и бытием потусторонним, трансцендентным, с другой стороны. Еще одна характеристика экзистенции – ее интенциональность, т.е. направленность на потустороннее бытие, ничто.

Наиболее явно экзистенция проявляется при попадании человека в так называемые пограничные ситуации. Это состояние острейшего эмоционального стресса, связанного прежде всего с переживанием страха смерти и абсурдности жизни. в пограничной ситуации человек находится на грани моральной, интеллектуальной или физической гибели. Именно в таком состоянии к нему приходит озарение и обретение собственного «я» в ходе соприкосновения с высшим видом бытия – трансценденцией, которая представляет собой потустороннее бытие, непостигаемое и недоступное в условиях обычной жизни человека.

 

ЛЕКЦИЯ 9. ТЕМА № 4: ФИЛОСОФИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

ПЛАН:

 

1. Основные темы русской философии.

2. Философская мысль Беларуси

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.007 с.)