ТОП 10:

Основные черты неклассического типа философствования



1. Пересматривается статус, разума, структуры познавательного процесса, что приводит к появлению альтернативных рацианализму форм осмысления бытия и человека – иррационализма (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный), считающего, что разум не в состоянии охватить все разнообразие действительного мира и обращающего внимание на внерациональные формы духовного проявления человека (волю, интуицию, бессознательное и т.п.).

2. Центральной философской программой становится антропологическая, причем человек здесь рассматривается не как существо рационально познающее или социально активное, а как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, самосозидающее, практически преобразующее природу и социум. Главное, что волнует неклассическую философию, – стремление понять, что происходит с человеком, его свободой, его сознанием, как сохранить совестливость, впечатлительность, духовно-психологическую независимость индивидуального сознания, что предпринять чтобы остаться человеком.

3. От монологоического назидательного стиля мышления неклассическая философия переходит к диалогическому.

4. Переход от поиска общих принципов, предельных сущностей, к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного.

5. Происходит критическое переосмысление новоевропейского рационализма, расширяются рамки рациональности (научная, вненаучная, на уровне обыденного познания и естественного языка, религиозная, художественная)

6. Происходит изменение классических идеалов строгости философского языка, который становится более гибким, художественным, допускающим различные интерпретации и соответствующую глубину понимания.

7. Происходит лингвистический поворот – переход от философии сознания к философии языка.

 

2. Становление иррационалистической традиции в неклассической философии.

Общей характеристикой философских школ периода постклассической философии (за исключением марксизма) является иррационализм, связанный с переосмыслением категории бытия. Бытие перестает отождествляться с разумом и предстает в виде воли, жизни, практики, опыта и т.п. Человек более не рассматривается как существо, главной характеристикой которого является разумность, и предстает во всем богатстве своих жизненных воплощений.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) считается создателем философии воли и родоначальником современного иррационализма. Главный труд А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Его учение называют также волюнтаризмом. Миром управляет злая воля, ей мы обязаны своей жизнью, а значит страданием. Окружающий мир не имеет целостности, он не закономерен, не подконтролен разуму, и подчиняется только другим силам, например воле, аффектам. Воля намного сильней разума, ибо многие наши поступки продиктованы не доводами разума, а желанием и инстинктом. Мир может обнаруживаться нами и как воля, и как представление – это как бы две ипостаси мира по отношению к человеку. Воля – это кантовская «вещь в себе», абсолютное начало всего бытия, некая космическая, в определенном смысле биологическая по своей природе сила, создающая и мир и человека. Когда появляется человек, возникает мир как представление, т.е. воспринятая и осмысленная человеком картина.

Сущность жизни человека А. Шопенгауэр обнаруживает в воле. Ничем не ограниченная Мировая воля порождает все события и явления мира и при этом сама не имеет основы. Человек является рабом воли, она создала его интеллект, чтобы он познавал законы мира, лучше выживал и приспосабливался к этому миру, человек всегда и во всем служит не себе, не своим интересам, а воле. Воля – это идеальная сила и высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Вся жизнь человека – сплошные разочарования и страдания.

Серен Кьеркегор (1813–1855) датский философ. Основные произведения «Страх и трепет», «Или-или» «Наслаждение и долг». На место рационального постижения мира Кьеркегор ставит переживание, экзистенцию, или существование, которые игнорировались прежней философией. Учение Кьеркегора сводится к тому, что действительность не отождествляется с мышлением, поскольку она немыслима. Самые глубокие истины – жизнь, смерть, не познаются логикой а переживаются непосредственно. Философия – есть переживание вечного в конечном существовании, индивидуальной судьбе личности.

Переживание – это любовь, вера, тоска, страх, они и составляют мир существования человека, и это существование выше всяких законов и закономерностей. Основной тезис религиозного экзистенциализма Кьеркегора – разум приводит человека к отчаянию, вера спасает и дает надежду. Кьеркегор говорит о трех стадиях развития личности – эстетической, этической и религиозной.

Эстетическая жизнь – это жизнь непосредственная, когда человек живет минутой не задумываясь о смысле своего существования, о последствиях, живет прежде всего чувственным удовольствием.

Путь ко второму уровню – этическому идет через отчаяние. Отчаяние – это не средство утешения или состояние, но подготовительный душевный акт, требующий серьезного напряжения всех сил души, именно он дает победу над миром. Отчаяние – это раскрытие внутренней духовной природы человека.

Третий уровень – религиозный. На этом уровне отчаяние уже грех и противоположностью отчаяния является не добродетель, а вера. Вера в то, что для бога все возможно. У Кьеркегора вера выступает как высшее напряжение, как высшая страсть, как наслаждение и мучение.

В сущность человеческого существования, по Кьеркегору, можно проникнуть только в ситуациях критического выбора, в моменты «или-или» В такие моменты выбора, риска индивид встречается со своим Я.

Фридрих Ницше (1844 – 1900) основоположник «философии жизни». Основная идея – отказ от понимания бытия в качестве исходной философской категории и замена его понятием «жизнь». Жизнь– это единственная реальность для конкретного человека. Жизнь есть спонтанный поток становления, не имеющий цели. В отличие от неподвижного, умопостигаемого бытия жизнь есть непрерывное изменение и становление, поток, который невозможно познать и зафиксировать в рациональных понятиях. Рассудок в качестве познавательной способности совершенно беспомощен и его место должны занять инстинкт и интуиция.

В основе жизни лежит воля: воля к жизни, воля внутри самого человека, неуправляемая воля (страсть), воля к власти. Толпе Ницше противопоставляет сверхчеловека высшего биотипа. Волюнтаризм Ницше – это гимн воле, власти, которую сверхчеловек должен максимально развивать.

«Воля к власти» – центральное понятие философии жизни. По Ницше, воля к власти – глубочайшая, основополагающая суть сущего в целом, всего того, что действительно есть, то есть тянется к жизни. Наряду с учением о воли к власти ведущими идеями ницшеанской философии являются и учения «о переоценке всех ценностей, о вечном возвращении, о сверхчеловеке» и др.

Основные работы: «Рождение трагедии», «Так говорил Заратустра», « По ту сторону добра и зла» и др.

 

Марксистская философия.

В середине XIX века стремление ускорить прогресс в общественном развитии порождает марксизм, с точки зрения которого философия должна превратиться в прикладную науку, задача которой не столько объяснить мир, сколько служить орудием его изменения. Основы этого учения заложены Карлом Марксом (1818-1883), и Фридрихом Энгельсом (1820 –1895).Основные труды: «Святое семейство», «Немецкая идеология», «Тезисы о Фейербахе», «Диалектика природы», «Анти Дюринг», «Капитал».

Теоретическими источниками философии марксизма явились идеалистическая диалектика Г. Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха.

Материалистическое понимание истории.

Главным философским открытием К. Маркса стало материалистическое понимание истории. Маркс, сохраняя гегелевское представление о мире как диалектическом процессе, утверждает, что его стержнем является развитие материального производства. Для Маркса фундаментальной основой мира является экономика, а не дух, как для Гегеля. Материалистическое понимание истории изложено в совместной работе К. Маркса и Ф Энгельса «Немецкая идеология». Исторический материализм распространяет принципы материализма на всю область общественных отношений. Совокупность производственных отношений образует экономическую структуру – базис общества, на котором вырастает и на который опирается вся политическая и идеологическая надстройка. Не сознание людей, определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

Исторический материализм выделяет пять форм базисных отношений или способов производства. Они составляют фундаментальную основу пяти, последовательно сменяющих друг друга, общественно-экономических формаций:

– первобытнообщинной; – рабовладельческой; – феодальной; капиталистической; – коммунистической , которая представляется им вершиной и целью социально-экономического прогресса. Движущей силой прогресса выступает противоречие между новыми производительными силами и существующими в обществе производственными отношениями. Это противоречие проявляется в форме ожесточенной классовой борьбы и разрешается социальной революцией, возводящей общество на новую ступень.

Для Маркса сущность человека – это совокупность всех общественных отношений. Производственная деятельность, труд рассматривается как главная причина, порождающая самого человека и определяющая основную линию развития его истории. Проблемы отдельного человека выпадают из сферы внимания марксизма. Марксистская концепция диалектии.

Согласно материалистическому учению марксизма, диалектика выступает как универсальный закон развития природы и как следствие – закон общественного развития. Только затем она может рассматриваться как закон мышления, поскольку мышление – отражение природного и социального процессов.

Философия диалектического материализма формируется в результате критического переосмысления и творческого объединения антропологического материализма Фейербаха и идеалистической диалектики Гегеля.

От Фейербаха диалектический материализм воспринимает идею органического единства мира и человека.

От Гегеля диалектический материализм наследует представление о развитии как о процессе, в котором сложное возникает из простого в строгом соответствии с универсальными законами, одинаково действующими в природе, в обществе и в человеческом мышлении.

Диалектический материализм представляет собой учение, признающее, что единственной фундаментальной основой мира является материя. Сущность сознания заключается в способности к мышлению, то есть к отражению объективной реальности в субъективных формах.

 

ТЕМА № 3: СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

ЛЕКЦИЯ 8. ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА: ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ.

ПЛАН:

1. Исторические формы позитивистской философии.

2. Современная теологическая философия.

3. Философия экзистенциализма.

 

Самостоятельно – тема №2. Современная западная философия.

1. Структурализм и постмодернизм.

2. Герменевтика.

3. Психоанализ.

Литература : 1. Чуешов. В. И. Введение в современную философию. – Мн.,1997.

2. Философия под ред. Яскевич Я. С. – Мн., 2006.

3. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

 

Период с 20-х по 90-е годы XX века ознаменовался формированием ряда крупных философских направлений: позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, неотомизм, персонализм, структурализм, психоанализ, герменевтика, постмодернизм.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.006 с.)