Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные черты неклассического типа философствованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Пересматривается статус, разума, структуры познавательного процесса, что приводит к появлению альтернативных рацианализму форм осмысления бытия и человека – иррационализма (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный), считающего, что разум не в состоянии охватить все разнообразие действительного мира и обращающего внимание на внерациональные формы духовного проявления человека (волю, интуицию, бессознательное и т.п.). 2. Центральной философской программой становится антропологическая, причем человек здесь рассматривается не как существо рационально познающее или социально активное, а как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, самосозидающее, практически преобразующее природу и социум. Главное, что волнует неклассическую философию, – стремление понять, что происходит с человеком, его свободой, его сознанием, как сохранить совестливость, впечатлительность, духовно-психологическую независимость индивидуального сознания, что предпринять чтобы остаться человеком. 3. От монологоического назидательного стиля мышления неклассическая философия переходит к диалогическому. 4. Переход от поиска общих принципов, предельных сущностей, к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного. 5. Происходит критическое переосмысление новоевропейского рационализма, расширяются рамки рациональности (научная, вненаучная, на уровне обыденного познания и естественного языка, религиозная, художественная) 6. Происходит изменение классических идеалов строгости философского языка, который становится более гибким, художественным, допускающим различные интерпретации и соответствующую глубину понимания. 7. Происходит лингвистический поворот – переход от философии сознания к философии языка.
2. Становление иррационалистической традиции в неклассической философии. Общей характеристикой философских школ периода постклассической философии (за исключением марксизма) является иррационализм, связанный с переосмыслением категории бытия. Бытие перестает отождествляться с разумом и предстает в виде воли, жизни, практики, опыта и т.п. Человек более не рассматривается как существо, главной характеристикой которого является разумность, и предстает во всем богатстве своих жизненных воплощений. Артур Шопенгауэр (1788-1860) считается создателем философии воли и родоначальником современного иррационализма. Главный труд А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Его учение называют также волюнтаризмом. Миром управляет злая воля, ей мы обязаны своей жизнью, а значит страданием. Окружающий мир не имеет целостности, он не закономерен, не подконтролен разуму, и подчиняется только другим силам, например воле, аффектам. Воля намного сильней разума, ибо многие наши поступки продиктованы не доводами разума, а желанием и инстинктом. Мир может обнаруживаться нами и как воля, и как представление – это как бы две ипостаси мира по отношению к человеку. Воля – это кантовская «вещь в себе», абсолютное начало всего бытия, некая космическая, в определенном смысле биологическая по своей природе сила, создающая и мир и человека. Когда появляется человек, возникает мир как представление, т.е. воспринятая и осмысленная человеком картина. Сущность жизни человека А. Шопенгауэр обнаруживает в воле. Ничем не ограниченная Мировая воля порождает все события и явления мира и при этом сама не имеет основы. Человек является рабом воли, она создала его интеллект, чтобы он познавал законы мира, лучше выживал и приспосабливался к этому миру, человек всегда и во всем служит не себе, не своим интересам, а воле. Воля – это идеальная сила и высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Вся жизнь человека – сплошные разочарования и страдания. Серен Кьеркегор (1813–1855) датский философ. Основные произведения «Страх и трепет», «Или-или» «Наслаждение и долг». На место рационального постижения мира Кьеркегор ставит переживание, экзистенцию, или существование, которые игнорировались прежней философией. Учение Кьеркегора сводится к тому, что действительность не отождествляется с мышлением, поскольку она немыслима. Самые глубокие истины – жизнь, смерть, не познаются логикой а переживаются непосредственно. Философия – есть переживание вечного в конечном существовании, индивидуальной судьбе личности. Переживание – это любовь, вера, тоска, страх, они и составляют мир существования человека, и это существование выше всяких законов и закономерностей. Основной тезис религиозного экзистенциализма Кьеркегора – разум приводит человека к отчаянию, вера спасает и дает надежду. Кьеркегор говорит о трех стадиях развития личности – эстетической, этической и религиозной. Эстетическая жизнь – это жизнь непосредственная, когда человек живет минутой не задумываясь о смысле своего существования, о последствиях, живет прежде всего чувственным удовольствием. Путь ко второму уровню – этическому идет через отчаяние. Отчаяние – это не средство утешения или состояние, но подготовительный душевный акт, требующий серьезного напряжения всех сил души, именно он дает победу над миром. Отчаяние – это раскрытие внутренней духовной природы человека. Третий уровень – религиозный. На этом уровне отчаяние уже грех и противоположностью отчаяния является не добродетель, а вера. Вера в то, что для бога все возможно. У Кьеркегора вера выступает как высшее напряжение, как высшая страсть, как наслаждение и мучение. В сущность человеческого существования, по Кьеркегору, можно проникнуть только в ситуациях критического выбора, в моменты «или-или» В такие моменты выбора, риска индивид встречается со своим Я. Фридрих Ницше (1844 – 1900) основоположник «философии жизни». Основная идея – отказ от понимания бытия в качестве исходной философской категории и замена его понятием «жизнь». Жизнь– это единственная реальность для конкретного человека. Жизнь есть спонтанный поток становления, не имеющий цели. В отличие от неподвижного, умопостигаемого бытия жизнь есть непрерывное изменение и становление, поток, который невозможно познать и зафиксировать в рациональных понятиях. Рассудок в качестве познавательной способности совершенно беспомощен и его место должны занять инстинкт и интуиция. В основе жизни лежит воля: воля к жизни, воля внутри самого человека, неуправляемая воля (страсть), воля к власти. Толпе Ницше противопоставляет сверхчеловека высшего биотипа. Волюнтаризм Ницше – это гимн воле, власти, которую сверхчеловек должен максимально развивать. «Воля к власти» – центральное понятие философии жизни. По Ницше, воля к власти – глубочайшая, основополагающая суть сущего в целом, всего того, что действительно есть, то есть тянется к жизни. Наряду с учением о воли к власти ведущими идеями ницшеанской философии являются и учения «о переоценке всех ценностей, о вечном возвращении, о сверхчеловеке» и др. Основные работы: «Рождение трагедии», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» и др.
Марксистская философия. В середине XIX века стремление ускорить прогресс в общественном развитии порождает марксизм, с точки зрения которого философия должна превратиться в прикладную науку, задача которой не столько объяснить мир, сколько служить орудием его изменения. Основы этого учения заложены Карлом Марксом (1818-1883), и Фридрихом Энгельсом (1820 –1895).Основные труды: «Святое семейство», «Немецкая идеология», «Тезисы о Фейербахе», «Диалектика природы», «Анти Дюринг», «Капитал». Теоретическими источниками философии марксизма явились идеалистическая диалектика Г. Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха. Материалистическое понимание истории. Главным философским открытием К. Маркса стало материалистическое понимание истории. Маркс, сохраняя гегелевское представление о мире как диалектическом процессе, утверждает, что его стержнем является развитие материального производства. Для Маркса фундаментальной основой мира является экономика, а не дух, как для Гегеля. Материалистическое понимание истории изложено в совместной работе К. Маркса и Ф Энгельса «Немецкая идеология». Исторический материализм распространяет принципы материализма на всю область общественных отношений. Совокупность производственных отношений образует экономическую структуру – базис общества, на котором вырастает и на который опирается вся политическая и идеологическая надстройка. Не сознание людей, определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. Исторический материализм выделяет пять форм базисных отношений или способов производства. Они составляют фундаментальную основу пяти, последовательно сменяющих друг друга, общественно-экономических формаций: – первобытнообщинной; – рабовладельческой; – феодальной; капиталистической; – коммунистической, которая представляется им вершиной и целью социально-экономического прогресса. Движущей силой прогресса выступает противоречие между новыми производительными силами и существующими в обществе производственными отношениями. Это противоречие проявляется в форме ожесточенной классовой борьбы и разрешается социальной революцией, возводящей общество на новую ступень. Для Маркса сущность человека – это совокупность всех общественных отношений. Производственная деятельность, труд рассматривается как главная причина, порождающая самого человека и определяющая основную линию развития его истории. Проблемы отдельного человека выпадают из сферы внимания марксизма. Марксистская концепция диалектии. Согласно материалистическому учению марксизма, диалектика выступает как универсальный закон развития природы и как следствие – закон общественного развития. Только затем она может рассматриваться как закон мышления, поскольку мышление – отражение природного и социального процессов. Философия диалектического материализма формируется в результате критического переосмысления и творческого объединения антропологического материализма Фейербаха и идеалистической диалектики Гегеля. От Фейербаха диалектический материализм воспринимает идею органического единства мира и человека. От Гегеля диалектический материализм наследует представление о развитии как о процессе, в котором сложное возникает из простого в строгом соответствии с универсальными законами, одинаково действующими в природе, в обществе и в человеческом мышлении. Диалектический материализм представляет собой учение, признающее, что единственной фундаментальной основой мира является материя. Сущность сознания заключается в способности к мышлению, то есть к отражению объективной реальности в субъективных формах.
ТЕМА № 3: СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ЛЕКЦИЯ 8. ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА: ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ. ПЛАН: 1. Исторические формы позитивистской философии. 2. Современная теологическая философия. 3. Философия экзистенциализма.
Самостоятельно – тема №2. Современная западная философия. 1. Структурализм и постмодернизм. 2. Герменевтика. 3. Психоанализ. Литература: 1. Чуешов. В. И. Введение в современную философию. – Мн.,1997. 2. Философия под ред. Яскевич Я. С. – Мн., 2006. 3. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.
Период с 20-х по 90-е годы XX века ознаменовался формированием ряда крупных философских направлений: позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, неотомизм, персонализм, структурализм, психоанализ, герменевтика, постмодернизм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1099; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.201 (0.007 с.) |