Основные темы русской философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные темы русской философии



Русскую философию отличает особая глубина, самобытность и своеобразный круг исследуемых проблем. Для русского стиля философствования характерны: идейная связь с православным богословием и литературой; утверждение реальности как динамического единства Бога, человека и космоса; признание того, что интуитивное познание стоит выше рационального, интеллектуального; гуманистический характер философии. Основные черты русской философии: 1) интуитивизм, 2) космизм, 3) персонализм.

Русская философия начинается с деятельности и творчества Симеона Полоцкого (1629-1680) и Феофана Прокоповича (1681– 1736)

Самые важные идейно-философские течения русской мысли:

просветительский гуманизм XVIII века (Александр Николаевич Радищев Григорий Саввич Сковорода, Михаил Васильевич Ломоносов),

спор западников (Петр Яковлевич Чаадаев (1792 – 1856), Александр Иванович Герцен, Виссарион Григорьевич Белинский, Тимофей Николаевич. Грановский) и славянофилов (Александр Степанович Хомяков Иван Васильевич Киреевский,),

философия всеединства (Владимир Сергеевич Соловьев)

русский экзистенциализм (Николай Александрович Бердяев и Лев Исаакович Шестов),

философия русского космизма – естественнонаучное направление (Владимир Иванович Вернандский, Александр Леонидович Чижевский Константин Эдуардович Циолковский),

религиозное крыло русского космизма (Николай Федорович Федоров),

евразийство как идейное течение в русской эмиграции (Николай Сергевич Трубецкой, Лев Платонович Карсавин, Владимир Иванович Вернандский).

Одно из центральных мест в русской философии всегда занимала проблема выбора пути России, со временем оформившаяся в виде так называемой «русской идеи». Уже начиная с П. Я. Чаадаева русская философия изначально заявляет о себе как философия истории с центральной проблемой «Россия и Запад». Каков путь России и русского народа в мире, тот ли, что и путь народов Запада, или это совершенно особый путь? Русская судьба представляется уже у Чаадаева трагической и мучительной, заблудившейся на исторических дорогах.

Большое внимание этой проблеме уделяли славянофилы, считавшие, что основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ по своему менталитету принципиально отличается от народов Запада. Славянофилы критиковали крепостничество и в то же время негативно оценивали последствия развития капитализма на Западе.

Противоположной точки зрения придерживались западники, с иных позиций подходившие к осмыслению исторических судеб России, ее места и роли во всемирной истории и культуре. Западники полагали, что России, отставшей от мировой цивилизации, предстоит освоить западные ценности и осуществить социально-экономические реформы по западному образцу.

Отличительная особенность классической русской философии – принципиальная ориентация на проблемы этико-антропологической направленности. Эта черта получила яркое воплощение в «философии положительного всеединства» В. С. Соловьева, создавшего модель исторического процесса, как закономерного движения человеческого общества к состоянию внутренней целостности и единства с природой. Основной принцип всеединства: «Все едино в Боге». Всеединство – это единство творца и творения. Бог по Соловьеву – «космический разум». Всеединство (целостность) мира обусловлено тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга. Каждый из них и вся наша вселенная представляет собой единое связное целое взаимопроникающих и взаимодействующих сторон.

Оригинальный характер русской философии проявился в так называемом «русском космизме». Человек в русском космизме наделялся особым статусом, приобретал особые полномочия. Он представлялся «устроителем и организатором Вселенной». Основными направлениями русского космизма следует считать естественно-научное и религиозно-философское.

К естественно-научному направлению обычно относят взгляды Циолковского, Вернандского, Чижевского. Общей для них является идея о том, что естественные предложения природы недостаточны для жизни человечества и следует создавать новую природу на основе науки. Этот процесс создания нового качества носит глобальный эволюционный характер. Человечество становится мощной геологической силой, оно перестраивает биосферу и приближается к своему новому состоянию – ноосфере. В ноосфере (сфере разума) природные и социальные законы составляют нераз орывное единство, и космическое единство становится новым типом целостности.

Религиозное крыло русского космизма связано с идеей единства духовного, космического и человеческого. Основанием для таких взглядов явились две идеи – эволюционная и богословская, взятые в соединении Одним из вариантов религиозного космизма можно считать философские взгляды В. С. Соловьева. Другим вариантом религиозного космизма является утопическая философия «общего дела» Н. Ф. Федорова. В ней идет речь об управлении природой, выходе за пределы Земли и овладении космосом.

Начиная с 20-х и вплоть до 90-х гг. XX в. в СССР русская философия развивалась в русле марксистских идей. Но даже в условиях тяжелого идеологического пресса в России творили, работали выдающиеся философы, труды которых со временем получили мировую известность – Алексей Федорович Лосев. Михаил Михайлович Бахтин, Густав Густавович Шпет, Л. С. Выготский.

В то же время в российской эмиграции возникло особое философское направление, получившее название «философии русского зарубежья», представителями которого был внесен существенный вклад в развитие мировой философской мысли. Это Николай Онуфриевич Лосский, Сергей Николаевич Булгаков, Николай Александрович Бердяев, Семен Людвигович Франк, Лев Исаакович Шестов, Питирим Александрович Сорокин, Иван Александрович Ильин, Дмитрий Сергеевич Мережковский. Труды русских авторов оказали сильное влияние на формирование современных западноевропейских традиций, в частности французского экзистенциализма.

Философская мысль Беларуси

Философская мысль В Беларуси представляет собой комплекс идей, сложившихся в процессе развития Беларуси как страны, белорусов как нации, белорусской культуры как уникальной целостности. Большое воздействие на развитие философской мысли в Беларуси всегда оказывала ее включенность в более широкие культурные ценности, а также взаимодействие между Западом и Востоком. Философия в Беларуси развивалась под влиянием религиозного мировоззрения, а также социально-политических и идеологических установок.

Философской мысли в Беларуси предшествует просветительская деятельность Кирилла Туровского и Ефросиньи Полоцкой.

Ефросинья Полоцкая (1110–1173) (настоящее имя Предслава, имя Ефросинья получает приняв монашество) в 12 лет принимает решение посвятить жизнь служению Богу. Монастырская жизнь принесла ей церковную и мирскую славу. Религиозно-философские взгляды Ефросиньи формировались на основе Священного Писания и на основе богословско-философской литературы. Авторские писания Ефросиньи не сохранились, хотя таковые были. Ефросинья канонизирована Русской православной церковью. Это первая в восточнославянских землях женщина святая. Святая Ефросинья – покровительница Беларуси.

Кирилл Туровский (ок. 1130 – ок. 193) был епископом Турова. Имел глубокое духовное образование. Оставил богатое богословско-философское наследие.

Как и Ефросинья Полоцкая Кирилл Туровский канонизирован (причислен к святым Русской православной церкви). Философские взгляды Кирилла Туровского носили явно выраженный теоцентрический характер. Кирилл в своих взглядах на мир и человека близок к патристике Августина Блаженного.

Важнейшими периодами развития философской мысли Беларуси являются:

– распространение идей Эпохи Возрождения и Реформации (XVI– XVII вв.)

– преобладание схоластической философии (XVII – перв. полов. XVIII в.)

– распространение философии Просвещения (XVII – XIX в.)

– распространение народно–демократической идеологии (XIX в.)

– развитие философской мысли БССР.

Становление национальной философии связано с именем Франциска Скорины (1490–1541), гуманиста и первопечатника. Он родился в Полоцке. Окончил Краковский университет. Издал переведенные им на родной язык библейские книги, которые сопроводил оригинальными предисловиями и послесловиями. В Библии Скорина видел важнейший источник просвещения народа. Его мировоззрение отличалось веротерпимостью и патриотизмом, представляло собой синтез христианских, античных, гуманистических идей Возрождения.

К этому же историческому периоду относится творчество Симона Будного (1533–1593). Он был видным идеологом Реформации, издал на белорусском переводы библейских текстов с предисловиями и комментариями. По существу, Будный занялся пересмотром и критикой священного писания. Отрицая догмат о бессмертии души и многие другие догмы религии он склонялся к трактовке бога как космической первопричины, отвергая Троицу, как фантастическую сущность. Христос по мнению С. Будного – выдающийся пророк, но все же смертный человек. Ему не следует поклоняться как Богу.

Философские поиски были продолжены Симеоном Полоцким (Самуил Петровский – Ситнианович, 1629-1680). Он родился в Полоцке, преподавал там в Полоцкой братской школе. В 1664 г. Симеон перебрался в Москву, где развернул широкую просветительскую деятельность. В его мировоззрении христианские представления сочетались с античными и новоевропейскими. Он полагал, что мир создан Богом и основан на двух началах – материальном и духовном. Отличительной особенностью философии этого времени является преобладание в ней религиозно-этических исканий в сочетании с глубокими этическими и эстетическими размышлениями. В рамках онтологической проблематики в эту пору большой интерес вызвала проблема происхождения мира, соотнесенности идеального и материального, божественного и природного.

В философии Беларуси XVII в. материализм и атеистическая версия свободомыслия были представлены в творчестве Казимира Лыщинского (1634 –1689). В его философском учении имел место отказ от теологии и ее основоположений. За написанный трактат «О несуществовании Бога» его судили, обезглавили и сожгли на костре вместе с рукописью.

Идеи просветительской философии стали распростроняться в Великом Княжестве Литовском во второй половине XVIII в. Видным сторонником просвещения был Казимир Нарбут (1738 – 1807). Он оставил значительное рукописное наследие, в том числе по философии, логике, этике. Он стоял на позициях деизма, стремился к освобождению философии от схоластики и богословия. Вместе с тем он считал, что истинные знания не противоречат религии. В воззрениях на общество придерживался теории общественного договора.

Видную роль в развитии белорусской общественной мысли сыграло творчество Винцента Дунина-Марцинкевича (1807-1884). Культурное своеобразие Беларуси определяется для него синтезом двух культур – дворянской и народной. Первая несет высокий уровень духовности, а вторая самобытности. Это единство определяет характер новой белорусской культуры. Во второй половине XIX в. заметными явлениями в общественно-политической жизни были деятельность Кастуся Калиновского (1838-1864), творчество Франтишка Богушевича (1840-1900), Янки Лучины (1851 – 1897), распространение марксизма.

Развитие философской мыслив Беларуси с XIX – XX вв. проходило в тесном контакте с идейно-политическими процессами в России. Оно отличалось поисками критериев национальной идентификации и путей развития национального самосознания. С конца 20-х годов XX в. началась эпоха советской философии в Беларуси.

Упомянем о выдающихся мыслителях XX века, чьи судьбы были связаны с Беларусью. Выходцем из Беларуси был крупный ученый, один из основоположников психологической теории права Лев Иосифович Петражицкий (1867 – 1931) Он родился в Витебской губернии, окончил Витебскую классическую гимназию. Стал профессором Петербургского университета, а после революции руководил кафедрой социологии Варшавского университета. Его идеи оказали большое влияние на современную американскую социологию права.

Уроженцем Витебской губернии и учащимся Витебской гимназии был крупнейший русский философ Николай Онуфриевич Лосский (1870 – 1965).

Михаил Михайлович Бахтин (1895 – 1975) четыре года работал в Витебске (1920-1924): преподавал общую литературу в педагогическом институте и философию музыки в консерватории.

 

Лекция 10. ТЕМА № 5: МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ

ПЛАН:

 

1. Понятие метафизики.

2. Онтология как философское учение о бытии.

3. Категория материи.

4. Движение и развитие как атрибуты бытия.

5. Пространственно-временная структура бытия.

Понятие метафизики

Метафизика – философское учение о предельных, сверхопытных, сущностных принципах и началах бытия, познания, человека, культуры. Основные категории метафизики являются предельными понятиями, охватывающими в целом бытие, сущее, и равным образом захватывающими самого человека, Метафизическая мысль есть мышление, охватывающее своими понятиями и целое, и мыслящего о нем и о себе самом человека. Термин «метафизика» (буквально после физики) Ввел Систематизатор произведений Аристотеля Андронник Родосский (1 в. до н. э.), назвавший так группу трактатов о «бытии самом по себе». Аристотель построил классификацию наук, в которой первое по значению и ценности место занимает наука о бытии как таковом и о первых началах и причинах всего сущего, названная им «первой философией». В отличие от «второй философии» или «физики», «первая философия» (названная впоследствии метафизикой) рассматривает бытие независимо от конкретного соединения материи и формы. В истории философской мысли понятие «метафизика» нередко выступало в качестве синонима философии, поскольку метафизика – центральное учение всей философии, в котором ставятся фундаментальные предельные вопросы, касающиеся бытия человека в мире.

На протяжении истории философии существенно меняется как оценка метафизического знания, так и статус метафизики.

Средневековая философия признавала метафизику высшей формой рационального познания бытия, но подчиненной сверхразумному знанию, данному в откровении. Метафизика – это познание высшей причины, Бога как творца.

Основная черта метафизики Нового времени – сосредоточенность на вопросах гносеологии, превращение ее в метафизику познания (в античности она была метафизикой бытия).

В нем. классической философии согласно Канту метафизика возможна как систематическое знание, выведенное из чистого разума. Кант ввел разделение на метафизику природы и метафизику нравов. Гегель истолковывает метафизику как логику. Логика, с его точки зрения, должна постигаться как система чистого разума, как царство чистой мысли. Гегель впервые противопоставил диалектику и метафизику как два различных метода.

В философии XIX века видно критическое отношение к метафизике. Появились антиметафизические учения не вписывающиеся в рамки классических представлений. А. Шопенгауэр предпринял попытку построить целостную метафизику (метафизику природы, метафизику нравов, метафизику прекрасного).

В XX веке при построении метафизики присутствуют как рационалистические установки, так и экзистенцианальные варианты человеческого бытия, выходящие за рамки рационального.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 3384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.127 (0.031 с.)