Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, методы и функции философии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Философия – это тип рационального и критического мировоззрения, в котором изучаются, оцениваются и обосновываются наиболее общие взаимоотношения человека с миром и с самим собой.. Объектом изучения философии является бытие в целом. Предмет философии составляют наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и самому себе. Философия – это тип научного мышления о мироздании, материальном и духовном и других проявления бытия. Философия – это наука о наиболее общих закономерностях развитиях природы, общества и мышления. Эти закономерности и являются предметом философии. Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек – мир». Философия – это рационально-теоретическое осмысление этих связей. Философия исследует: 1) природу и сущность мира; 2) природу, сущность и назначение человека; систему «Человек – мир» в целом и состояние в котором она находится. Если научное знание является точным. однозначным, и поэтому общепринятым для всех людей, то философское знание является полифоничным, плюралистичным. Это означает, что на одни и те же вопросы в различных философских школах даются разные неодинаковые ответы, которые имеют равнозначное значение. Иначе говоря в философии не существует однозначных и общепринятых положений. Именно поэтому философия является особым видом знания – это «софийное», знание, понимаемое как мудрость. Наука отвечает на вопрос «почему», а философия – на вопрос6 «для чего, с какой целью» В ходе развития философии представления о предмете менялись. Каждая эпоха давала ответ на этот вопрос. Для греческого мыслителя Сократа философия была искусством самопознания. Ученик Сократа Платон считал философию познанием истинно существующего бытия, т.е. мир идей, который он противопоставлял миру материи. Философия по мысли Платона, является размышлением, готовящим человека к смерти. Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричины вещей, и называл ее госпожой наук. В средние века философия выступала служанкой богословия и выполняла функцию дополнительного инструмента в богословских спорах. С точки зрения немецкого философа И. Канта философия должна стать учением о последних целях человеческого разума. Марксизм определяет философию, как науку о всеобщих законах природы, общества и мышления. Экзистенциализм понимает философию как размышление о человеческом существовании. Философские системы всегда несут отпечаток времени. Философские проблемы сфокусированы на человеке. Философию не интересует мир сам по себе, а только мир в контексте человеческой жизнедеятельности. Наиболее точно и кратко круг философских проблем очертил И. Кант, сведя их к четырем вопросам: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Эти три вопроса объединяются в четвертом: Что такое человек? В процессе развития философии сформировались такие философские дисциплины как: онтология – учение о бытии; гносеология – теория познания; логика – наука о формах правильного (т.е. доказательного) мышления; философия истории – раздел связанный с интерпретацией исторического процесса; этика – учение о морали, нравственности; эстетика – наука о прекрасном, философия искусства. Методы философии. В общем смысле метод определяется как система практических или мыслительных приемов и правил, следование которым ведет к достижению желаемого результата. Основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человека, на достижение всех наук и культуры в целом. Основными методами с помощью которых осуществляется философское знание, являются: – Диалектика – метод философского исследования, согласно которому мир находится в процессе изменения и развития. Вещи рассматриваются критически. последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития. – Метафизика – метод противоположный диалектике – объекты рассматриваются обособленно, статично, однозначно. В этом методе абсолютизируется постоянство мира, остаются в тени источники его развития. Функции философии. Основными функциями философии являются: – Мировозренческая функция – способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем. – Методологическая функция – абстрактно- теоретическое объяснение мира, общие методы познания и освоения действительности человеком. – Гносеологическая функция – регламентирует механизм познания – правильное и достовернон познание окружающей действительности. – Мыслительно-теоретическая функция – учит мыслить и теоретизировать, создавать логические схемы, обобщать действительность. – Критическая функция – проповедуемый всеми философами со времен античной философии принцип – подвергать все сомнению. – Аксиологическая функция – оценка исследуемого объекта с точки зрения различных ценностей (социальных нравственных, и т.п.) – Социальная функция – объясняет социальное бытие и способствует его материальному и духовному изменению. Воспитательно-гуманитарная функция – прививает человеку и обществу гуманистические цели и идеалы, укрепляет мораль, помогает найти смысл жизни. Прогностическая функция – основана на способности философских знаний прогнозировать развития, материи, сознания, человека, природы и общества.
Список рекомендуемой литературы
1. Философия под.ред. Я. С. Яскевич – Мн., 2006. 2. История философии под ред. С. П. Кулика. – Мн., 2007. 3. Философия под ред. Ю.А. Харина – Мн., 2006. 4. Берков В. Ф. Философия и методология науки – Мн., 2004. 5. Мартынов М.Г., Кравченко Л. Г. Философия. – Мн., 2007. 6. Яскевич Я. С. Философия в вопросах и ответах. – Мн., 2003. 7. Философский энциклопедический словарь. – М.,1989 8. Чуешов В. И. Введение в современную философию – Мн., 1997. . ТЕМА № 2: Эволюция философской мысли в истории культуры. ПЛАН: 1. Философия Древней Индии и Древнего Китая. 2. Античная философия. 3. Философия средневековья и эпохи Возрождения. 4. Европейская философия Нового времени. 5. Неклассическая философия в контексте европейской культуры ХХ века. 6. Русская философия. 7. Белорусская философская и общественно-политическая мысль 1Х-ХХв. Религиозно-мифологический характер философии Древней Индии. Древнеиндийская философия возникла примерно в середине I тысячелетия до н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Во главе каждого государства стоял раджа, власть которого опиралась на власть землевладельческой аристократии и родовой жреческой знати (брахманы), которые оказывали значительное влияние на общество и были носителями образованности и специальных знаний, влияли на развитие религии. Дофилософские знания передавались в Ведах. Веды – древнейший памятник индийской литературы. В Ведах выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, с которым уже в то время сочетались некоторые философские представления о мире, о человеке и о нравственной жизни. Веды делятся на четыре части. Древнейшая из них – Самхиты. Вторая часть – Брахманы сборник ритуальных текстов. Третья часть Вед – Араньяки, правила поведения для отшельников. Четвертая часть – Упанишады., собственно философская часть. Центральной темой Упанишад является проблема философии. Это поиски того, что есть истина. Откуда мы произошли, где мы живем и куда мы идем? В Упанишадах особенно выдвигается идея перевоплощения. Те, кто обладает правильным знанием и выполняет свой долг, снова родятся после смерти для бессмертия Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитет Вед). Большинство из них были ортодоксальными и религиозными. Таковы школы веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм и школа чарваков- локаятиков.
Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 8509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.134 (0.009 с.) |