ТОП 10:

Статус и роль философии в современной культуре.



Статус и роль философии в современной культуре.

Первым, кто назвал себя философом, был Пифагор. Он не считал себя «софистом» (мудрецом), а лишь человеком, любящим мудрость и испытывающим влечение к ней. Поскольку мудростью могли обладать лишь боги, то уделом философа провозглашалась любовь к мудрости.

Сам термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости (Phileo – люблю и Sophia – мудрость).

Объяснение и закреплние в европейской культуре слова «философия» связано с именем Платона (427 – 347 гг. до н. э.) Философы – это, по его мнению, люди которые открывают тайны природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Итак, философия является особым видом знания – это «софийное», мудрое знание и поучения на его основе. Это не просто абстрактная теория, но и практическая мораль.

Основой философии является мировоззрение.

В мировоззрении выделяют два уровня: рационально-теоретический и жизненно-практический. Философия представляет собой рационально-теоретическую форму мировоззрения, которую следует отличать от, так называемой, жизненной философии, здравого смысла, соотносимого с жизненно практическим уровнем.

Философия – та форма духовной культуры, в которой взгляды человека на мир и место нем представлены в виде теорий, понятий умозаключений.

 

Понятие мировоззрения, его структура и функции

В систему человеческих знаний термин «мировззрение» был введен немецким философом И. Кантом. В наипростейшем пониманииМировоззрение – совокупность взглядов человека на мир и смысл жизни. Это система взглядов, идей и убеждений человека о мире и своем месте в нем. Мировоззрение – способ духовно-практического освоения мира человеком в его теоретическом и практическом отношении к действительности.

В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, идеалы, верования, чувства, эмоции, жизненные нормы.

Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и место в нем человека.

Ценности – Это положительное или отрицательное отношение к явлениям окружающего мира, которое основывается на потребностях и интересах людей, культуре определенного социума.

Идеалы – Это мировоззренческая форма целенаправленного отображения действительности, мысленный образец совершенства, норма к которой следует стремиться как к конечной цели

Эмоционально-чувственные компоненты определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей мира и своего места в нем.

Основные функции мировоззрения:

- миропонимания, – мировосприятия, – мироотношения.

Миропонимание – картина мира. Оно может строится на уровне обыденного сознания или на теоретическом уровне.

Мировосприятие – это эмоциональные предпочтения, верования, специфические психологические представления человека о мире и своем месте в нем.

Мироотношение – Это совокупность ценностных установок человека, его убеждений, определяющих позицию жизненным важным вопросам, его готовность к определенному типу действий и способам достижения целей.

Есть три типа мировоззрения: - обыденное, – религиозное, – и философское.

Обыденное мировоззрение – порождается непосредственно условиями жизни и передающимися из поколения в поколение опытом людей.

Религиозное мировоззрение – дает неадекватную картину мира, связано с признанием сверхъестественного мирового начала и выражается преимущественно в эмоционально-образной форме.

В философском мировоззрении – теоретически обобщаются опыт духовного и практического освоения мира.

 

Исторические типы мировоззрения

В исторической типологии мировоззрений выделяют следующие типы мировоззрений: мифологическое, религиозное, философское.

Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип мировоззрения. В основе мифологии лежит миф – выдуманный рассказ, плод народной фантазии. Миф обычно совмещает в себе рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего. Человек перенес на объекты природы свои личные свойства, приписывая им жизнь, человеческие чувства. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали определенные нормы поведения.

Религиозное мировоззрение. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов, «священного», т.е. такого начала которое находится за чертой «естественного», недоступно пониманию человека. Главный признак религии – вера в сверхъестественное. Если в мифологические персонажи живут в реальном мире (на горе Олимп) , то в религии сверхестественный мир недоступен органам чувств, а поэтому в объекты этого мира следует верить.

Философское мировоззрение. Философское мировоззрение отличается от религиозного тем, что оно основано на знании, а не на вере; логично, опирается на четкие понятия и категории. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. В отличие от искусства и мифологии, философия стремится прежде всего не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.

Все исторические типы мировоззрения объединяет общая направленость – дать картину мира, включая человека с его отношением к окружающей реальности, и выяснить смысл человеческого бытия.

Философия как мировоззрение прошла три этапа развития :

космоцентризм – когда весь мир объяснялся через влияние и могущество внешних сил – космоса;

теоцентризм – объяснение всего сущего через господство сверхъестественной силы – Бога;

антропоцентризм – философское мировоззрение, основной проблемой которого была судьба человека.

Религиозно-мифологический характер философии Древней Индии.

Древнеиндийская философия возникла примерно в середине I тысячелетия до н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Во главе каждого государства стоял раджа, власть которого опиралась на власть землевладельческой аристократии и родовой жреческой знати (брахманы), которые оказывали значительное влияние на общество и были носителями образованности и специальных знаний, влияли на развитие религии.

Дофилософские знания передавались в Ведах. Веды – древнейший памятник индийской литературы. В Ведах выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, с которым уже в то время сочетались некоторые философские представления о мире, о человеке и о нравственной жизни. Веды делятся на четыре части. Древнейшая из них – Самхиты. Вторая часть – Брахманы сборник ритуальных текстов. Третья часть Вед – Араньяки, правила поведения для отшельников.

Четвертая часть – Упанишады., собственно философская часть. Центральной темой Упанишад является проблема философии. Это поиски того, что есть истина. Откуда мы произошли, где мы живем и куда мы идем? В Упанишадах особенно выдвигается идея перевоплощения. Те, кто обладает правильным знанием и выполняет свой долг, снова родятся после смерти для бессмертия

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитет Вед). Большинство из них были ортодоксальными и религиозными. Таковы школы веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм и школа чарваков- локаятиков.

 

Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии.

Ортодоксальные системы

В древнеиндийской философии имеются системы, непосредственно опирающиеся на Веды. Здесь Веды рассматриваются в качестве священных книг.

Миманса. Отличительная черта мимансы в том, что она уделила большое внимание вопросам теории познания и логики. Чувственное восприятие рассматривается ею как особый источник знания. Кроме восприятия источниками познания считаются логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельство священных книг и признание некоторых, чувственно невоспринимаемых истин постулатами.

Веданта. Это идеалистическое учение. Впервые его систематически развил Бадараяна. В этом учении можно отметить два различных аспекта: 1) душа и Бог принципиально различны; 2) душа и Бог в сущности едины;

Веданта требует, чтобы ученик покорно следовал за учителем, упражнялся в размышлении над ее истинами, пока не достигнет непосредственного, и притом постоянного, созерцания истины. Душа связанная со своим телом не свободна. Она жаждет чувственных удовольствий и испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты.

Философия Санкхъя. Основатель учения санкхья Капила жил около 600-х годов до н. э. Учение санкхья предполагает два начало: вещественное и духовное. Исходным понятием санкхья считает понятие о материальной первопричине всех вещей и явлений, в том числе явлений психических. Философия санкхья, как и ряд других школ, главной задачей мудрости считает познание пути и средств, ведущих к полному освобождению человека от страданий и несчастий.

Система йога. Слово «йога» означает, по-видимому, «сосредоточение». Основателем Йоги является Патанджали.

Вера в бога рассматривается как условие успешной практической деятельности, избавляющей от страданий. Среди средств, которые йога рекомендует для освобождения, часть относится к практике аскетизма, часть – к принципам этики, основанной на сочувствии всем формам жизни. В числе правил йоги содержится ряд проверенных предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания и т.п.

Материалистическая система ньяя. Основателем ньяи считается мудрец Гаутама. Философия ньяя – учение о познании, в частности о логическом выводе, развитое на основе материалистической теории бытия. Она призвана служить практической задаче – освобождению человека от всех страданий. Истинное знание может быть постижением или через восприятие, или через логический вывод, или с помощью сравнения. Восприятие обусловлено органами чувств и дает непосредственное знание о предмете. Для логического познания требуется вычленение признака, неотделимого от познаваемого предмета.

Материалистическая система вайшешика. Вайшешика возникла приблизительно в VI – V вв. до н. э. Основателем ее считается Канада. Философия вайшешика возникла как материалистическое учение о бытии и теории атомизма. В последствии в круг вопросов вайшешики были включены вопросы логики. Как и ньяя, вайшешика видит цель мудрости в освобождении человеческого «Я» от страдания и зависимости. Последняя причина страдания – незнание. Путь к освобождению лежит через знание, т.е. через истинное постижение реальности.

 

Милетская школа

Первые материалистические учения возникли на рубеже 7-6 веков. до н.э. в Милете – крупнейшем малоазиатском греческом городе. Поэтому школа получила название милетской, и была представлена тремя мыслителями: Фалесом (625-547 до н.э), Анаксимандром,( 610-547 до н.э), Анаксименом (VI в. до н.э).

Фалес –один из семи мудрецов древности. Он полагал, что существующее возникло из некоего влажного первовещества, или воды, все постоянно рождается из этого единого источника. Сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. По форме Земля – плоский диск, плавающий по воде.

Анаксимандр – ученик Фалеса, признал единым источником рождения всех вещей уже не воду, а первовещество, из которого обособляются противоположности «теплого» и «холодного», дающие начала всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ не имеет границ и есть «беспредельное» («апейрон»). Земля по форме подобная срезу колонны, занимает середину мира и неподвижна. Животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна. Мир не вечен, но по разрушении его из беспредельного выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца.

Анаксимен –Приняв в качестве первовещества воздух, он ввел новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни и огонь. Земля – плоский диск, поддерживаемы воздухом, также как парящие в нем плоские, состоящие из огня, диски светил.

Пифагор и пифагорийцы(VI в. до н.э). Пифагор жил в городе Самосе. На его философию наложили печать занятия арифметикой и геометрией. Ему приписывают теорему Пифагора. Учение Пифагора о мире пронизано мифологическими представлениями. Мир – живое и огненное шаровидное тело. Мир вдыхает из окружающего беспредельного пространства пустоту, или воздух. Проникая извне в тело мира, пустота разделяет и обособляет вещи.

Гераклит Эфесский (540–480 г. до н.э.)Уроженец города Эфес, что на побережье Малой Азии. Автор книги «О природе». По Гераклиту мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами воспламеняющимся и снова мерами угасающим. Все в этом мире состоит из противоположностей, все происходит через борьбу, затем все изменяется, все движется. Первовеществом для него является огонь. Он отрицает сотворение мира богами. Мудрость есть познание разума, быть мудрым – значит склониться перед этим разумом, подчиниться ему. Только путем подчинения законам разума человек может приобрести душевную ясность. Все течет, все изменяется. Нельзя войти в одну и туже реку дважды.

Эмпедокл (V век до. н.э.) Эмпедокл признает четыре начала – огонь, воздух, вода и земля. Существуют две движущие силы – Вражда и любовь. Элементы приводятся этими силами в движение, или соединяются или расходятся. Из четырех элементов важную роль играет огонь. Все возникло из огня и в огонь возвратится. Мир по форме приближается к яйцу, лежащему в горизонтальном положении. Эмпедокл считал небесный свод твердым, к которому прикреплены звезды, планеты движутся свободно. Он отличал планеты от звезд.

Анаксагор(V век до. н.э.) – первый греческий философ деятельность которого протекала в Афинах, а не в Малой Азии или Италии. Началом вселенной являются ум и материя. Материальных начал – бесконечное число. Все вещи участвуют в движении, причиной которого является ум. Небесный порядок установлен круговым движением. Плотное, влажное, темное, холодное и вообще все тяжелое собралось в середине; из затвердения их возникла земля. противоположное же им – теплое, светлое, сухое и легкое – устремилось в верхнюю часть эфира. Земля имеет плоскую форму и пребывает в воздухе.

Элейская школа. Находилась в небольшом италийском городе Элея.

Парменид(VI в. до н. э). Философия Парменида направлена против учения Гераклита о всеобщем движении, изменении. Мир – вещественный шар, в котором нигде нет пустоты, и следовательно движение невозможно, так как мировое пространство заполнено все целиком. Небытия нет. Невозможно возникновение и уничтожение, ибо и то и другое предполагает возможность небытия, несуществования. Из абсолютной заполненности пространства следует, что мир един и что в нем нет частей. Ничто не возникает и не уничтожается.

Зенон. В знаменитых парадоксах, «апориях», т. е в анализе трудностей, касающихся движения, Зенон пытается доказать, что предположение, будто движение мыслимо, неизбежно приводит к противоречиям. Движение не может или вовсе начаться, или если бы началось, не может закончиться ни на какой конечной дистанции. В так называемом парадоксе Об Ахилле доказывается, что Ахилл не может догнать находящуюся впереди и удаляющуюся от него черепаху. В парадоксе о летящей стреле доказывается, что стрела в каждый момент находится в определенной точке пространства, занимает место, равное ее длине, стало быть не движется. Для того чтобы стрела передвигалась, она должна в каждый момент времени находится в определенном месте и одновременно не находится в нем. Во всех этих случаях получаются противоречия: Ахилл догоняет черепаху и не может ее догнать, стрела летит и покоится ит.д. Аргументы Зенона дали толчок развитию античной математики, логики и диалектики.

Демокрит. представитель атомистического учения – считал, что существует пустота и атомы. Они отличаются по форме, весу, движутся в пустоте и благодаря их соединению и разъединению вещи и миры возникают и приходят к гибели. Все состоит из атомов, атомы неделимы и если атомы – бытие, то пустота – небытие. Все происходит согласно необходимости, случайность отсутствует. Основателем древнегреческого атомизма был Левкипп, согласно ему все в мире состоит из мельчайших, простых, неделимых частиц (атомов) и пустоты.

Концептуализм – философская позиция, примиряющая реализм и номинализм, согласно которой реально существуют отдельные вещи, а общее обретает реальность в сфере ума в виде понятий. Создателем концептуализма является Пьер Абеляр.

Основными принципами средневекового философского мышления считаются теоцентризм – Бог есть центральная точка мировоззрения, креационизм – вера в то, что все существующее является актом божественной воли, сотворено Богом из нечего; провиденциализм – вера в божественную предопределенность всего существующего; эсхатологизм – вера в конец света и действенное ожидание его. Важнейшей особенностью средневекового мышления является авторитарность: последним аргументом всегда остается отсылка либо к авторитету священного писания, либо к трудам Отцов церкви.

В период зрелой и особенно поздней схоластики одной из главной тем философствования становится проблема соотношения веры и разума. Поздняя схоластика говорит об относительной самостоятельности разума. На этой основе возникает теория двойственной истины, утверждающая независимое существование истин откровения и истин разума. Концепуия двойственной истины открывает новы этап в развитии философии – этап освобождения философии от религии.

 

Марксистская философия.

В середине XIX века стремление ускорить прогресс в общественном развитии порождает марксизм, с точки зрения которого философия должна превратиться в прикладную науку, задача которой не столько объяснить мир, сколько служить орудием его изменения. Основы этого учения заложены Карлом Марксом (1818-1883), и Фридрихом Энгельсом (1820 –1895).Основные труды: «Святое семейство», «Немецкая идеология», «Тезисы о Фейербахе», «Диалектика природы», «Анти Дюринг», «Капитал».

Теоретическими источниками философии марксизма явились идеалистическая диалектика Г. Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха.

Материалистическое понимание истории.

Главным философским открытием К. Маркса стало материалистическое понимание истории. Маркс, сохраняя гегелевское представление о мире как диалектическом процессе, утверждает, что его стержнем является развитие материального производства. Для Маркса фундаментальной основой мира является экономика, а не дух, как для Гегеля. Материалистическое понимание истории изложено в совместной работе К. Маркса и Ф Энгельса «Немецкая идеология». Исторический материализм распространяет принципы материализма на всю область общественных отношений. Совокупность производственных отношений образует экономическую структуру – базис общества, на котором вырастает и на который опирается вся политическая и идеологическая надстройка. Не сознание людей, определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

Исторический материализм выделяет пять форм базисных отношений или способов производства. Они составляют фундаментальную основу пяти, последовательно сменяющих друг друга, общественно-экономических формаций:

– первобытнообщинной; – рабовладельческой; – феодальной; капиталистической; – коммунистической , которая представляется им вершиной и целью социально-экономического прогресса. Движущей силой прогресса выступает противоречие между новыми производительными силами и существующими в обществе производственными отношениями. Это противоречие проявляется в форме ожесточенной классовой борьбы и разрешается социальной революцией, возводящей общество на новую ступень.

Для Маркса сущность человека – это совокупность всех общественных отношений. Производственная деятельность, труд рассматривается как главная причина, порождающая самого человека и определяющая основную линию развития его истории. Проблемы отдельного человека выпадают из сферы внимания марксизма. Марксистская концепция диалектии.

Согласно материалистическому учению марксизма, диалектика выступает как универсальный закон развития природы и как следствие – закон общественного развития. Только затем она может рассматриваться как закон мышления, поскольку мышление – отражение природного и социального процессов.

Философия диалектического материализма формируется в результате критического переосмысления и творческого объединения антропологического материализма Фейербаха и идеалистической диалектики Гегеля.

От Фейербаха диалектический материализм воспринимает идею органического единства мира и человека.

От Гегеля диалектический материализм наследует представление о развитии как о процессе, в котором сложное возникает из простого в строгом соответствии с универсальными законами, одинаково действующими в природе, в обществе и в человеческом мышлении.

Диалектический материализм представляет собой учение, признающее, что единственной фундаментальной основой мира является материя. Сущность сознания заключается в способности к мышлению, то есть к отражению объективной реальности в субъективных формах.

 

ТЕМА № 3: СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

ЛЕКЦИЯ 8. ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА: ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ.

ПЛАН:

1. Исторические формы позитивистской философии.

2. Современная теологическая философия.

3. Философия экзистенциализма.

 

Самостоятельно – тема №2. Современная западная философия.

1. Структурализм и постмодернизм.

2. Герменевтика.

3. Психоанализ.

Литература : 1. Чуешов. В. И. Введение в современную философию. – Мн.,1997.

2. Философия под ред. Яскевич Я. С. – Мн., 2006.

3. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

 

Период с 20-х по 90-е годы XX века ознаменовался формированием ряда крупных философских направлений: позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, неотомизм, персонализм, структурализм, психоанализ, герменевтика, постмодернизм.

Философия экзистенциализма

Экзистенциализм (от лат. – существование) – направление в современной философии возникшее накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов (Шварцман), Николай Бердяев; после 1-й мировой войны в Германии (Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Мартин Бубер), в период 2-й мировой войны во Франции (Жан-Поль Сартр, Морис Мерло-Понти, Альбер Камю, Симона де Бовуар ).

.Различают экзистенциализм религиозный (К. Ясперс, Габриель Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер), и атеистический (Ж-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер).

Объективными факторами, повлиявшими на рождение экзистенциализма, были две мировые войны, тоталитарные режимы как отрицание моделей либерально-демократического устройства общества. Осмысливая их суть и значение, философы-экзистенциалисты открывали для себя и своих читателей ценность идей иррационализма, заброшенности человека во враждебном ему мире, независимости подлинной человеческой экзистенции от внешних социальных условий и др.

Философия экзистенциализма заставила людей задуматься над такими вопросами, которые классическая философия почти не обсуждала. Это проблема человека, его индивидуального существования, смысла жизни.

Экзистенция (от глагола – существовать, возникать, становиться) – философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия. Она обозначает человеческое существование в его фундаментальной, глубинной онтологической специфичности.

Своеобразие экзистенциализма заключается в особой программе миропонимания на основе отрицания роли и ценности разума в разрешении многообразных проблем жизни людей. Экзистенциализм – философская концепция, в центре которой находятся проблемы уникальности человеческого существования.

Экзистенциальная философия изначально задумывалась не как логика, гносеология, онтология, но как антропология – учение о человеке. В сдвиге от сущности бытия вообще к проблемам человеческого существования, или от бытия сущности к существованию человека, и состоит специфика экзистенциального понимания целей и задач философии.

Данное понимания потребовало разработки нового класса философских категорий – так называемых экзистенциалов. Понятия-экзистенциалы, к примеру ключевое из них экзистенция, принципиально не объясняются средствами разума, логики. Ее постижение предполагает использование особых философских методов и эмоционально-художественных средств.

Основной пункт философии экзистенциализма – индивид, взятый сам по себе, вне его общественных связей. Согласно экзистенциализму, человек, зараженный страхом смерти, ищет убежище в обществе. При этом он вовлекается в неподлинное существование. Человек растворяется в безличной толпе в «оно», а другие люди отнимают у него бытие, превращая его самого в нечто лишенное индивидуальности, среднее, неуникальное.

В глубинных слоях такого неподлинного существования человека скрывается экзистенция, т.е. подлинное, одинокое существование, доступное немногим людям. Экзистенция выражает единственность, уникальность каждого человека и его судьбы. Экзистенция является как бы промежуточным бытием: между бытием общества, с одной стороны, и бытием потусторонним, трансцендентным, с другой стороны. Еще одна характеристика экзистенции – ее интенциональность, т.е. направленность на потустороннее бытие, ничто.

Наиболее явно экзистенция проявляется при попадании человека в так называемые пограничные ситуации. Это состояние острейшего эмоционального стресса, связанного прежде всего с переживанием страха смерти и абсурдности жизни. в пограничной ситуации человек находится на грани моральной, интеллектуальной или физической гибели. Именно в таком состоянии к нему приходит озарение и обретение собственного «я» в ходе соприкосновения с высшим видом бытия – трансценденцией, которая представляет собой потустороннее бытие, непостигаемое и недоступное в условиях обычной жизни человека.

 

ЛЕКЦИЯ 9. ТЕМА № 4: ФИЛОСОФИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

ПЛАН:

 

1. Основные темы русской философии.

2. Философская мысль Беларуси

 

Философская мысль Беларуси

Философская мысль В Беларуси представляет собой комплекс идей, сложившихся в процессе развития Беларуси как страны, белорусов как нации, белорусской культуры как уникальной целостности. Большое воздействие на развитие философской мысли в Беларуси всегда оказывала ее включенность в более широкие культурные ценности, а также взаимодействие между Западом и Востоком. Философия в Беларуси развивалась под влиянием религиозного мировоззрения, а также социально-политических и идеологических установок.

Философской мысли в Беларуси предшествует просветительская деятельность Кирилла Туровского и Ефросиньи Полоцкой.

Ефросинья Полоцкая (1110–1173) (настоящее имя Предслава, имя Ефросинья получает приняв монашество) в 12 лет принимает решение посвятить жизнь служению Богу. Монастырская жизнь принесла ей церковную и мирскую славу. Религиозно-философские взгляды Ефросиньи формировались на основе Священного Писания и на основе богословско-философской литературы. Авторские писания Ефросиньи не сохранились, хотя таковые были. Ефросинья канонизирована Русской православной церковью. Это первая в восточнославянских землях женщина святая. Святая Ефросинья – покровительница Беларуси.

Кирилл Туровский (ок. 1130 – ок. 193) был епископом Турова. Имел глубокое духовное образование. Оставил богатое богословско-философское наследие.

Как и Ефросинья Полоцкая Кирилл Туровский канонизирован (причислен к святым Русской православной церкви). Философские взгляды Кирилла Туровского носили явно выраженный теоцентрический характер. Кирилл в своих взглядах на мир и человека близок к патристике Августина Блаженного.

Важнейшими периодами развития философской мысли Беларуси являются:

– распространение идей Эпохи Возрождения и Реформации (XVI– XVII вв.)

– преобладание схоластической философии (XVII – перв. полов. XVIII в.)

– распространение философии Просвещения ( XVII – XIX в.)

– распространение народно–демократической идеологии ( XIX в.)

– развитие философской мысли БССР.

Становление национальной философии связано с именем Франциска Скорины (1490–1541), гуманиста и первопечатника. Он родился в Полоцке. Окончил Краковский университет. Издал переведенные им на родной язык библейские книги, которые сопроводил оригинальными предисловиями и послесловиями. В Библии Скорина видел важнейший источник просвещения народа. Его мировоззрение отличалось веротерпимостью и патриотизмом, представляло собой синтез христианских, античных, гуманистических идей Возрождения.

К этому же историческому периоду относится творчество Симона Будного (1533–1593). Он был видным идеологом Реформации, издал на белорусском переводы библейских текстов с предисловиями и комментариями. По существу, Будный занялся пересмотром и критикой священного писания. Отрицая догмат о бессмертии души и многие другие догмы религии он склонялся к трактовке бога как космической первопричины, отвергая Троицу, как фантастическую сущность. Христос по мнению С. Будного – выдающийся пророк, но все же смертный человек. Ему не следует поклоняться как Богу.

Философские поиски были продолжены Симеоном Полоцким (Самуил Петровский – Ситнианович, 1629-1680). Он родился в Полоцке, преподавал там в Полоцкой братской школе. В 1664 г. Симеон перебрался в Москву, где развернул широкую просветительскую деятельность. В его мировоззрении христианские представления сочетались с античными и новоевропейскими. Он полагал, что мир создан Богом и основан на двух началах – материальном и духовном. Отличительной особенностью философии этого времени является преобладание в ней религиозно-этических исканий в сочетании с глубокими этическими и эстетическими размышлениями. В рамках онтологической проблематики в эту пору большой интерес вызвала проблема происхождения мира, соотнесенности идеального и материального, божественного и природного.

В философии Беларуси XVII в. материализм и атеистическая версия свободомыслия были представлены в творчестве Казимира Лыщинского (1634 –1689). В его философском учении имел место отказ от теологии и ее основоположений. За написанный трактат «О несуществовании Бога» его судили, обезглавили и сожгли на костре вместе с рукописью.

Идеи просветительской философии стали распростроняться в Великом Княжестве Литовском во второй половине XVIII в. Видным сторонником просвещения был Казимир Нарбут (1738 – 1807). Он оставил значительное рукописное наследие, в том числе по философии, логике, этике. Он стоял на позициях деизма, стремился к освобождению философии от схоластики и богословия. Вместе с тем он считал, что истинные знания не противоречат религии. В воззрениях на общество придерживался теории общественного договора.

Видную роль в развитии белорусской общественной мысли сыграло творчество Винцента Дунина-Марцинкевича (1807-1884). Культурное своеобразие Беларуси определяется для него синтезом двух культур – дворянской и народной. Первая несет высокий уровень духовности, а вторая самобытности. Это единство определяет характер новой белорусской культуры. Во второй половине XIX в. заметными явлениями в общественно-политической жизни были деятельность Кастуся Калиновского (1838-1864), творчество Франтишка Богушевича (1840-1900), Янки Лучины (1851 – 1897), распространение марксизма.

Развитие философской мыслив Беларуси с XIX – XX вв. проходило в тесном контакте с идейно-политическими процессами в России. Оно отличалось поисками критериев национальной идентификации и путей развития национального самосознания. С конца 20-х годов XX в. началась эпоха советской философии в Беларуси.

Упомянем о выдающихся мыслителях XX века, чьи судьбы были связаны с Беларусью. Выходцем из Беларуси был крупный ученый, один из основоположников психологической теории права Лев Иосифович Петражицкий (1867 – 1931) Он родился в Витебской губернии, окончил Витебскую классическую гимназию. Стал профессором Петербургского университета, а после революции руководил кафедрой социологии Варшавского университета. Его идеи оказали большое влияние на современную американскую социологию права.

Уроженцем Витебской губернии и учащимся Витебской гимназии был крупнейший русский философ Николай Онуфриевич Лосский (1870 – 1965).

Михаил Михайлович Бахтин (1895 – 1975) четыре года работал в Витебске (1920-1924): преподавал общую литературу в педагогическом институте и философию музыки в консерватории.

 

Лекция 10. ТЕМА № 5: МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ

ПЛАН:

 

1. Понятие метафизики.

2. Онтология как философское учение о бытии.

3. Категория материи.

4. Движение и развитие как атрибуты бытия.

5. Пространственно-временная структура бытия.

Понятие метафизики

Метафизика – философское учение о предельных, сверхопытных, сущностных принципах и началах бытия, познания, человека, культуры. Основные категории метафизики являются предельными понятиями, охватывающими в целом бытие, сущее, и равным образом захватывающими самого человека, Метафизическая мысль есть мышление, охватывающее своими понятиями и целое, и мыслящего о нем и о себе самом человека. Термин «метафизика» (буквально после физики) Ввел Систематизатор произведений Аристотеля Андронник Родосский (1 в. до н. э.), назвавший так группу трактатов о «бытии самом по себе». Аристотель построил классификацию наук, в которой первое по значению и ценности место занимает наука о бытии как таковом и о первых началах и причинах всего сущего, названная им «первой философией». В отличие от «второй философии» или «физики», «первая философия» (названная впоследствии метафизикой) рассматривает бытие независимо от конкретного соединения материи и формы. В истории философской мысли понятие «метафизика» нередко выступало в качестве синонима философии, поскольку метафизика – центральное учение всей философии, в котором ставятся фундаментальные предельные вопросы, касающиеся бытия человека в мире.

На протяжении истории философии существенно меняется как оценка метафизического знания, так и статус метафизики.

Средневековая философия признавала метафизику высшей формой рационального познания бытия, но подчиненной сверхразумному знанию, данному в откровении. Метафизика – это познание высшей причины, Бога как творца.

Основная черта метафизики Нового времени – сосредоточенность на вопросах гносеологии, пр







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.034 с.)