Статус и роль философии в современной культуре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статус и роль философии в современной культуре.



Статус и роль философии в современной культуре.

Первым, кто назвал себя философом, был Пифагор. Он не считал себя «софистом» (мудрецом), а лишь человеком, любящим мудрость и испытывающим влечение к ней. Поскольку мудростью могли обладать лишь боги, то уделом философа провозглашалась любовь к мудрости.

Сам термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости (Phileo – люблю и Sophia – мудрость).

Объяснение и закреплние в европейской культуре слова «философия» связано с именем Платона (427 – 347 гг. до н. э.) Философы – это, по его мнению, люди которые открывают тайны природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Итак, философия является особым видом знания – это «софийное», мудрое знание и поучения на его основе. Это не просто абстрактная теория, но и практическая мораль.

Основой философии является мировоззрение.

В мировоззрении выделяют два уровня: рационально-теоретический и жизненно-практический. Философия представляет собой рационально-теоретическую форму мировоззрения, которую следует отличать от, так называемой, жизненной философии, здравого смысла, соотносимого с жизненно практическим уровнем.

Философия – та форма духовной культуры, в которой взгляды человека на мир и место нем представлены в виде теорий, понятий умозаключений.

 

Понятие мировоззрения, его структура и функции

В систему человеческих знаний термин «мировззрение» был введен немецким философом И. Кантом. В наипростейшем понимании Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир и смысл жизни. Это система взглядов, идей и убеждений человека о мире и своем месте в нем. Мировоззрение – способ духовно-практического освоения мира человеком в его теоретическом и практическом отношении к действительности.

В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, идеалы, верования, чувства, эмоции, жизненные нормы.

Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и место в нем человека.

Ценности – Это положительное или отрицательное отношение к явлениям окружающего мира, которое основывается на потребностях и интересах людей, культуре определенного социума.

Идеалы – Это мировоззренческая форма целенаправленного отображения действительности, мысленный образец совершенства, норма к которой следует стремиться как к конечной цели

Эмоционально-чувственные компоненты определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей мира и своего места в нем.

Основные функции мировоззрения:

- миропонимания, – мировосприятия, – мироотношения.

Миропонимание – картина мира. Оно может строится на уровне обыденного сознания или на теоретическом уровне.

Мировосприятие – это эмоциональные предпочтения, верования, специфические психологические представления человека о мире и своем месте в нем.

Мироотношение – Это совокупность ценностных установок человека, его убеждений, определяющих позицию жизненным важным вопросам, его готовность к определенному типу действий и способам достижения целей.

Есть три типа мировоззрения: - обыденное, – религиозное, – и философское.

Обыденное мировоззрение – порождается непосредственно условиями жизни и передающимися из поколения в поколение опытом людей.

Религиозное мировоззрение – дает неадекватную картину мира, связано с признанием сверхъестественного мирового начала и выражается преимущественно в эмоционально-образной форме.

В философском мировоззрении – теоретически обобщаются опыт духовного и практического освоения мира.

 

Исторические типы мировоззрения

В исторической типологии мировоззрений выделяют следующие типы мировоззрений: мифологическое, религиозное, философское.

Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип мировоззрения. В основе мифологии лежит миф – выдуманный рассказ, плод народной фантазии. Миф обычно совмещает в себе рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего. Человек перенес на объекты природы свои личные свойства, приписывая им жизнь, человеческие чувства. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали определенные нормы поведения.

Религиозное мировоззрение. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов, «священного», т.е. такого начала которое находится за чертой «естественного», недоступно пониманию человека. Главный признак религии – вера в сверхъестественное. Если в мифологические персонажи живут в реальном мире (на горе Олимп), то в религии сверхестественный мир недоступен органам чувств, а поэтому в объекты этого мира следует верить.

Философское мировоззрение. Философское мировоззрение отличается от религиозного тем, что оно основано на знании, а не на вере; логично, опирается на четкие понятия и категории. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. В отличие от искусства и мифологии, философия стремится прежде всего не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.

Все исторические типы мировоззрения объединяет общая направленость – дать картину мира, включая человека с его отношением к окружающей реальности, и выяснить смысл человеческого бытия.

Философия как мировоззрение прошла три этапа развития:

космоцентризм – когда весь мир объяснялся через влияние и могущество внешних сил – космоса;

теоцентризм – объяснение всего сущего через господство сверхъестественной силы – Бога;

антропоцентризм – философское мировоззрение, основной проблемой которого была судьба человека.

Религиозно-мифологический характер философии Древней Индии.

Древнеиндийская философия возникла примерно в середине I тысячелетия до н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Во главе каждого государства стоял раджа, власть которого опиралась на власть землевладельческой аристократии и родовой жреческой знати (брахманы), которые оказывали значительное влияние на общество и были носителями образованности и специальных знаний, влияли на развитие религии.

Дофилософские знания передавались в Ведах. Веды – древнейший памятник индийской литературы. В Ведах выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, с которым уже в то время сочетались некоторые философские представления о мире, о человеке и о нравственной жизни. Веды делятся на четыре части. Древнейшая из них – Самхиты. Вторая часть – Брахманы сборник ритуальных текстов. Третья часть Вед – Араньяки, правила поведения для отшельников.

Четвертая часть – Упанишады., собственно философская часть. Центральной темой Упанишад является проблема философии. Это поиски того, что есть истина. Откуда мы произошли, где мы живем и куда мы идем? В Упанишадах особенно выдвигается идея перевоплощения. Те, кто обладает правильным знанием и выполняет свой долг, снова родятся после смерти для бессмертия

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитет Вед). Большинство из них были ортодоксальными и религиозными. Таковы школы веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм и школа чарваков- локаятиков.

 

Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии.

Ортодоксальные системы

В древнеиндийской философии имеются системы, непосредственно опирающиеся на Веды. Здесь Веды рассматриваются в качестве священных книг.

Миманса. Отличительная черта мимансы в том, что она уделила большое внимание вопросам теории познания и логики. Чувственное восприятие рассматривается ею как особый источник знания. Кроме восприятия источниками познания считаются логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельство священных книг и признание некоторых, чувственно невоспринимаемых истин постулатами.

Веданта. Это идеалистическое учение. Впервые его систематически развил Бадараяна. В этом учении можно отметить два различных аспекта: 1) душа и Бог принципиально различны; 2) душа и Бог в сущности едины;

Веданта требует, чтобы ученик покорно следовал за учителем, упражнялся в размышлении над ее истинами, пока не достигнет непосредственного, и притом постоянного, созерцания истины. Душа связанная со своим телом не свободна. Она жаждет чувственных удовольствий и испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты.

Философия Санкхъя. Основатель учения санкхья Капила жил около 600-х годов до н. э. Учение санкхья предполагает два начало: вещественное и духовное. Исходным понятием санкхья считает понятие о материальной первопричине всех вещей и явлений, в том числе явлений психических. Философия санкхья, как и ряд других школ, главной задачей мудрости считает познание пути и средств, ведущих к полному освобождению человека от страданий и несчастий.

Система йога. Слово «йога» означает, по-видимому, «сосредоточение». Основателем Йоги является Патанджали.

Вера в бога рассматривается как условие успешной практической деятельности, избавляющей от страданий. Среди средств, которые йога рекомендует для освобождения, часть относится к практике аскетизма, часть – к принципам этики, основанной на сочувствии всем формам жизни. В числе правил йоги содержится ряд проверенных предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания и т.п.

Материалистическая система ньяя. Основателем ньяи считается мудрец Гаутама. Философия ньяя – учение о познании, в частности о логическом выводе, развитое на основе материалистической теории бытия. Она призвана служить практической задаче – освобождению человека от всех страданий. Истинное знание может быть постижением или через восприятие, или через логический вывод, или с помощью сравнения. Восприятие обусловлено органами чувств и дает непосредственное знание о предмете. Для логического познания требуется вычленение признака, неотделимого от познаваемого предмета.

Материалистическая система вайшешика. Вайшешика возникла приблизительно в VI – V вв. до н. э. Основателем ее считается Канада. Философия вайшешика возникла как материалистическое учение о бытии и теории атомизма. В последствии в круг вопросов вайшешики были включены вопросы логики. Как и ньяя, вайшешика видит цель мудрости в освобождении человеческого «Я» от страдания и зависимости. Последняя причина страдания – незнание. Путь к освобождению лежит через знание, т.е. через истинное постижение реальности.

 

Милетская школа

Первые материалистические учения возникли на рубеже 7-6 веков. до н.э. в Милете – крупнейшем малоазиатском греческом городе. Поэтому школа получила название милетской, и была представлена тремя мыслителями: Фалесом (625-547 до н.э), Анаксимандром,(610-547 до н.э), Анаксименом (VI в. до н.э).

Фалес – один из семи мудрецов древности. Он полагал, что существующее возникло из некоего влажного первовещества, или воды, все постоянно рождается из этого единого источника. Сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. По форме Земля – плоский диск, плавающий по воде.

Анаксимандр – ученик Фалеса, признал единым источником рождения всех вещей уже не воду, а первовещество, из которого обособляются противоположности «теплого» и «холодного», дающие начала всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ не имеет границ и есть «беспредельное» («апейрон»). Земля по форме подобная срезу колонны, занимает середину мира и неподвижна. Животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна. Мир не вечен, но по разрушении его из беспредельного выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца.

Анаксимен – Приняв в качестве первовещества воздух, он ввел новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни и огонь. Земля – плоский диск, поддерживаемы воздухом, также как парящие в нем плоские, состоящие из огня, диски светил.

Пифагор и пифагорийцы (VI в. до н.э). Пифагор жил в городе Самосе. На его философию наложили печать занятия арифметикой и геометрией. Ему приписывают теорему Пифагора. Учение Пифагора о мире пронизано мифологическими представлениями. Мир – живое и огненное шаровидное тело. Мир вдыхает из окружающего беспредельного пространства пустоту, или воздух. Проникая извне в тело мира, пустота разделяет и обособляет вещи.

Гераклит Эфесский (540–480 г. до н.э.)Уроженец города Эфес, что на побережье Малой Азии. Автор книги «О природе». По Гераклиту мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами воспламеняющимся и снова мерами угасающим. Все в этом мире состоит из противоположностей, все происходит через борьбу, затем все изменяется, все движется. Первовеществом для него является огонь. Он отрицает сотворение мира богами. Мудрость есть познание разума, быть мудрым – значит склониться перед этим разумом, подчиниться ему. Только путем подчинения законам разума человек может приобрести душевную ясность. Все течет, все изменяется. Нельзя войти в одну и туже реку дважды.

Эмпедокл (V век до. н.э.) Эмпедокл признает четыре начала – огонь, воздух, вода и земля. Существуют две движущие силы – Вражда и любовь. Элементы приводятся этими силами в движение, или соединяются или расходятся. Из четырех элементов важную роль играет огонь. Все возникло из огня и в огонь возвратится. Мир по форме приближается к яйцу, лежащему в горизонтальном положении. Эмпедокл считал небесный свод твердым, к которому прикреплены звезды, планеты движутся свободно. Он отличал планеты от звезд.

Анаксагор (V век до. н.э.) – первый греческий философ деятельность которого протекала в Афинах, а не в Малой Азии или Италии. Началом вселенной являются ум и материя. Материальных начал – бесконечное число. Все вещи участвуют в движении, причиной которого является ум. Небесный порядок установлен круговым движением. Плотное, влажное, темное, холодное и вообще все тяжелое собралось в середине; из затвердения их возникла земля. противоположное же им – теплое, светлое, сухое и легкое – устремилось в верхнюю часть эфира. Земля имеет плоскую форму и пребывает в воздухе.

Элейская школа. Находилась в небольшом италийском городе Элея.

Парменид (VI в. до н. э). Философия Парменида направлена против учения Гераклита о всеобщем движении, изменении. Мир – вещественный шар, в котором нигде нет пустоты, и следовательно движение невозможно, так как мировое пространство заполнено все целиком. Небытия нет. Невозможно возникновение и уничтожение, ибо и то и другое предполагает возможность небытия, несуществования. Из абсолютной заполненности пространства следует, что мир един и что в нем нет частей. Ничто не возникает и не уничтожается.

Зенон. В знаменитых парадоксах, «апориях», т. е в анализе трудностей, касающихся движения, Зенон пытается доказать, что предположение, будто движение мыслимо, неизбежно приводит к противоречиям. Движение не может или вовсе начаться, или если бы началось, не может закончиться ни на какой конечной дистанции. В так называемом парадоксе Об Ахилле доказывается, что Ахилл не может догнать находящуюся впереди и удаляющуюся от него черепаху. В парадоксе о летящей стреле доказывается, что стрела в каждый момент находится в определенной точке пространства, занимает место, равное ее длине, стало быть не движется. Для того чтобы стрела передвигалась, она должна в каждый момент времени находится в определенном месте и одновременно не находится в нем. Во всех этих случаях получаются противоречия: Ахилл догоняет черепаху и не может ее догнать, стрела летит и покоится ит.д. Аргументы Зенона дали толчок развитию античной математики, логики и диалектики.

Демокрит. представитель атомистического учения – считал, что существует пустота и атомы. Они отличаются по форме, весу, движутся в пустоте и благодаря их соединению и разъединению вещи и миры возникают и приходят к гибели. Все состоит из атомов, атомы неделимы и если атомы – бытие, то пустота – небытие. Все происходит согласно необходимости, случайность отсутствует. Основателем древнегреческого атомизма был Левкипп, согласно ему все в мире состоит из мельчайших, простых, неделимых частиц (атомов) и пустоты.

Концептуализм – философская позиция, примиряющая реализм и номинализм, согласно которой реально существуют отдельные вещи, а общее обретает реальность в сфере ума в виде понятий. Создателем концептуализма является Пьер Абеляр.

Основными принципами средневекового философского мышления считаются теоцентризм – Бог есть центральная точка мировоззрения, креационизм – вера в то, что все существующее является актом божественной воли, сотворено Богом из нечего; провиденциализм – вера в божественную предопределенность всего существующего; эсхатологизм – вера в конец света и действенное ожидание его. Важнейшей особенностью средневекового мышления является авторитарность: последним аргументом всегда остается отсылка либо к авторитету священного писания, либо к трудам Отцов церкви.

В период зрелой и особенно поздней схоластики одной из главной тем философствования становится проблема соотношения веры и разума. Поздняя схоластика говорит об относительной самостоятельности разума. На этой основе возникает теория двойственной истины, утверждающая независимое существование истин откровения и истин разума. Концепуия двойственной истины открывает новы этап в развитии философии – этап освобождения философии от религии.

 

Марксистская философия.

В середине XIX века стремление ускорить прогресс в общественном развитии порождает марксизм, с точки зрения которого философия должна превратиться в прикладную науку, задача которой не столько объяснить мир, сколько служить орудием его изменения. Основы этого учения заложены Карлом Марксом (1818-1883), и Фридрихом Энгельсом (1820 –1895).Основные труды: «Святое семейство», «Немецкая идеология», «Тезисы о Фейербахе», «Диалектика природы», «Анти Дюринг», «Капитал».

Теоретическими источниками философии марксизма явились идеалистическая диалектика Г. Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха.

Материалистическое понимание истории.

Главным философским открытием К. Маркса стало материалистическое понимание истории. Маркс, сохраняя гегелевское представление о мире как диалектическом процессе, утверждает, что его стержнем является развитие материального производства. Для Маркса фундаментальной основой мира является экономика, а не дух, как для Гегеля. Материалистическое понимание истории изложено в совместной работе К. Маркса и Ф Энгельса «Немецкая идеология». Исторический материализм распространяет принципы материализма на всю область общественных отношений. Совокупность производственных отношений образует экономическую структуру – базис общества, на котором вырастает и на который опирается вся политическая и идеологическая надстройка. Не сознание людей, определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

Исторический материализм выделяет пять форм базисных отношений или способов производства. Они составляют фундаментальную основу пяти, последовательно сменяющих друг друга, общественно-экономических формаций:

– первобытнообщинной; – рабовладельческой; – феодальной; капиталистической; – коммунистической, которая представляется им вершиной и целью социально-экономического прогресса. Движущей силой прогресса выступает противоречие между новыми производительными силами и существующими в обществе производственными отношениями. Это противоречие проявляется в форме ожесточенной классовой борьбы и разрешается социальной революцией, возводящей общество на новую ступень.

Для Маркса сущность человека – это совокупность всех общественных отношений. Производственная деятельность, труд рассматривается как главная причина, порождающая самого человека и определяющая основную линию развития его истории. Проблемы отдельного человека выпадают из сферы внимания марксизма. Марксистская концепция диалектии.

Согласно материалистическому учению марксизма, диалектика выступает как универсальный закон развития природы и как следствие – закон общественного развития. Только затем она может рассматриваться как закон мышления, поскольку мышление – отражение природного и социального процессов.

Философия диалектического материализма формируется в результате критического переосмысления и творческого объединения антропологического материализма Фейербаха и идеалистической диалектики Гегеля.

От Фейербаха диалектический материализм воспринимает идею органического единства мира и человека.

От Гегеля диалектический материализм наследует представление о развитии как о процессе, в котором сложное возникает из простого в строгом соответствии с универсальными законами, одинаково действующими в природе, в обществе и в человеческом мышлении.

Диалектический материализм представляет собой учение, признающее, что единственной фундаментальной основой мира является материя. Сущность сознания заключается в способности к мышлению, то есть к отражению объективной реальности в субъективных формах.

 

ТЕМА № 3: СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

ЛЕКЦИЯ 8. ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА: ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ.

ПЛАН:

1. Исторические формы позитивистской философии.

2. Современная теологическая философия.

3. Философия экзистенциализма.

 

Самостоятельно – тема №2. Современная западная философия.

1. Структурализм и постмодернизм.

2. Герменевтика.

3. Психоанализ.

Литература: 1. Чуешов. В. И. Введение в современную философию. – Мн.,1997.

2. Философия под ред. Яскевич Я. С. – Мн., 2006.

3. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

 

Период с 20-х по 90-е годы XX века ознаменовался формированием ряда крупных философских направлений: позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, неотомизм, персонализм, структурализм, психоанализ, герменевтика, постмодернизм.

Философия экзистенциализма

Экзистенциализм (от лат. – существование) – направление в современной философии возникшее накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шест о в (Шварцман), Николай Бердяев; после 1-й мировой войны в Германии (Мартин Х а йдеггер, Карл Я сперс, Мартин Б у бер), в период 2-й мировой войны во Франции (Жан-Поль Сартр, Морис Мерл о -Понт и, Альбер Кам ю, Симона де Бовуар).

.Различают экзистенциализм религиозный (К. Ясперс, Габриель Марс е ль, Н. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер), и атеистический (Ж-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер).

Объективными факторами, повлиявшими на рождение экзистенциализма, были две мировые войны, тоталитарные режимы как отрицание моделей либерально-демократического устройства общества. Осмысливая их суть и значение, философы-экзистенциалисты открывали для себя и своих читателей ценность идей иррационализма, заброшенности человека во враждебном ему мире, независимости подлинной человеческой экзистенции от внешних социальных условий и др.

Философия экзистенциализма заставила людей задуматься над такими вопросами, которые классическая философия почти не обсуждала. Это проблема человека, его индивидуального существования, смысла жизни.

Экзистенция (от глагола – существовать, возникать, становиться) – философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия. Она обозначает человеческое существование в его фундаментальной, глубинной онтологической специфичности.

Своеобразие экзистенциализма заключается в особой программе миропонимания на основе отрицания роли и ценности разума в разрешении многообразных проблем жизни людей. Экзистенциализм – философская концепция, в центре которой находятся проблемы уникальности человеческого существования.

Экзистенциальная философия изначально задумывалась не как логика, гносеология, онтология, но как антропология – учение о человеке. В сдвиге от сущности бытия вообще к проблемам человеческого существования, или от бытия сущности к существованию человека, и состоит специфика экзистенциального понимания целей и задач философии.

Данное понимания потребовало разработки нового класса философских категорий – так называемых экзистенциалов. Понятия-экзистенциалы, к примеру ключевое из них экзистенция, принципиально не объясняются средствами разума, логики. Ее постижение предполагает использование особых философских методов и эмоционально-художественных средств.

Основной пункт философии экзистенциализма – индивид, взятый сам по себе, вне его общественных связей. Согласно экзистенциализму, человек, зараженный страхом смерти, ищет убежище в обществе. При этом он вовлекается в неподлинное существование. Человек растворяется в безличной толпе в «оно», а другие люди отнимают у него бытие, превращая его самого в нечто лишенное индивидуальности, среднее, неуникальное.

В глубинных слоях такого неподлинного существования человека скрывается экзистенция, т.е. подлинное, одинокое существование, доступное немногим людям. Экзистенция выражает единственность, уникальность каждого человека и его судьбы. Экзистенция является как бы промежуточным бытием: между бытием общества, с одной стороны, и бытием потусторонним, трансцендентным, с другой стороны. Еще одна характеристика экзистенции – ее интенциональность, т.е. направленность на потустороннее бытие, ничто.

Наиболее явно экзистенция проявляется при попадании человека в так называемые пограничные ситуации. Это состояние острейшего эмоционального стресса, связанного прежде всего с переживанием страха смерти и абсурдности жизни. в пограничной ситуации человек находится на грани моральной, интеллектуальной или физической гибели. Именно в таком состоянии к нему приходит озарение и обретение собственного «я» в ходе соприкосновения с высшим видом бытия – трансценденцией, которая представляет собой потустороннее бытие, непостигаемое и недоступное в условиях обычной жизни человека.

 

ЛЕКЦИЯ 9. ТЕМА № 4: ФИЛОСОФИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

ПЛАН:

 

1. Основные темы русской философии.

2. Философская мысль Беларуси

 

Философская мысль Беларуси

Философская мысль В Беларуси представляет собой комплекс идей, сложившихся в процессе развития Беларуси как страны, белорусов как нации, белорусской культуры как уникальной целостности. Большое воздействие на развитие философской мысли в Беларуси всегда оказывала ее включенность в более широкие культурные ценности, а также взаимодействие между Западом и Востоком. Философия в Беларуси развивалась под влиянием религиозного мировоззрения, а также социально-политических и идеологических установок.

Философской мысли в Беларуси предшествует просветительская деятельность Кирилла Туровского и Ефросиньи Полоцкой.

Ефросинья Полоцкая (1110–1173) (настоящее имя Предслава, имя Ефросинья получает приняв монашество) в 12 лет принимает решение посвятить жизнь служению Богу. Монастырская жизнь принесла ей церковную и мирскую славу. Религиозно-философские взгляды Ефросиньи формировались на основе Священного Писания и на основе богословско-философской литературы. Авторские писания Ефросиньи не сохранились, хотя таковые были. Ефросинья канонизирована Русской православной церковью. Это первая в восточнославянских землях женщина святая. Святая Ефросинья – покровительница Беларуси.

Кирилл Туровский (ок. 1130 – ок. 193) был епископом Турова. Имел глубокое духовное образование. Оставил богатое богословско-философское наследие.

Как и Ефросинья Полоцкая Кирилл Туровский канонизирован (причислен к святым Русской православной церкви). Философские взгляды Кирилла Туровского носили явно выраженный теоцентрический характер. Кирилл в своих взглядах на мир и человека близок к патристике Августина Блаженного.

Важнейшими периодами развития философской мысли Беларуси являются:

– распространение идей Эпохи Возрождения и Реформации (XVI– XVII вв.)

– преобладание схоластической философии (XVII – перв. полов. XVIII в.)

– распространение философии Просвещения (XVII – XIX в.)

– распространение народно–демократической идеологии (XIX в.)

– развитие философской мысли БССР.

Становление национальной философии связано с именем Франциска Скорины (1490–1541), гуманиста и первопечатника. Он родился в Полоцке. Окончил Краковский университет. Издал переведенные им на родной язык библейские книги, которые сопроводил оригинальными предисловиями и послесловиями. В Библии Скорина видел важнейший источник просвещения народа. Его мировоззрение отличалось веротерпимостью и патриотизмом, представляло собой синтез христианских, античных, гуманистических идей Возрождения.

К этому же историческому периоду относится творчество Симона Будного (1533–1593). Он был видным идеологом Реформации, издал на белорусском переводы библейских текстов с предисловиями и комментариями. По существу, Будный занялся пересмотром и критикой священного писания. Отрицая догмат о бессмертии души и многие другие догмы религии он склонялся к трактовке бога как космической первопричины, отвергая Троицу, как фантастическую сущность. Христос по мнению С. Будного – выдающийся пророк, но все же смертный человек. Ему не следует поклоняться как Богу.

Философские поиски были продолжены Симеоном Полоцким (Самуил Петровский – Ситнианович, 1629-1680). Он родился в Полоцке, преподавал там в Полоцкой братской школе. В 1664 г. Симеон перебрался в Москву, где развернул широкую просветительскую деятельность. В его мировоззрении христианские представления сочетались с античными и новоевропейскими. Он полагал, что мир создан Богом и основан на двух началах – материальном и духовном. Отличительной особенностью философии этого времени является преобладание в ней религиозно-этических исканий в сочетании с глубокими этическими и эстетическими размышлениями. В рамках онтологической проблематики в эту пору большой интерес вызвала проблема происхождения мира, соотнесенности идеального и материального, божественного и природного.

В философии Беларуси XVII в. материализм и атеистическая версия свободомыслия были представлены в творчестве Казимира Лыщинского (1634 –1689). В его философском учении имел место отказ от теологии и ее основоположений. За написанный трактат «О несуществовании Бога» его судили, обезглавили и сожгли на костре вместе с рукописью.

Идеи просветительской философии стали распростроняться в Великом Княжестве Литовском во второй половине XVIII в. Видным сторонником просвещения был Казимир Нарбут (1738 – 1807). Он оставил значительное рукописное наследие, в том числе по философии, логике, этике. Он стоял на позициях деизма, стремился к освобождению философии от схоластики и богословия. Вместе с тем он считал, что истинные знания не противоречат религии. В воззрениях на общество придерживался теории общественного договора.

Видную роль в развитии белорусской общественной мысли сыграло творчество Винцента Дунина-Марцинкевича (1807-1884). Культурное своеобразие Беларуси определяется для него синтезом двух культур – дворянской и народной. Первая несет высокий уровень духовности, а вторая самобытности. Это единство определяет характер новой белорусской культуры. Во второй половине XIX в. заметными явлениями в общественно-политической жизни были деятельность Кастуся Калиновского (1838-1864), творчество Франтишка Богушевича (1840-1900), Янки Лучины (1851 – 1897), распространение марксизма.

Развитие философской мыслив Беларуси с XIX – XX вв. проходило в тесном контакте с идейно-политическими процессами в России. Оно отличалось поисками критериев национальной идентификации и путей развития национального самосознания. С конца 20-х годов XX в. началась эпоха советской философии в Беларуси.

Упомянем о выдающихся мыслителях XX века, чьи судьбы были связаны с Беларусью. Выходцем из Беларуси был крупный ученый, один из основоположников психологической теории права Лев Иосифович Петражицкий (1867 – 1931) Он родился в Витебской губернии, окончил Витебскую классическую гимназию. Стал профессором Петербургского университета, а после революции руководил кафедрой социологии Варшавского университета. Его идеи оказали большое влияние на современную американскую социологию права.

Уроженцем Витебской губернии и учащимся Витебской гимназии был крупнейший русский философ Николай Онуфриевич Лосский (1870 – 1965).

Михаил Михайлович Бахтин (1895 – 1975) четыре года работал в Витебске (1920-1924): преподавал общую литературу в педагогическом институте и философию музыки в консерватории.

 

Лекция 10. ТЕМА № 5: МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ

ПЛАН:

 

1. Понятие метафизики.

2. Онтология как философское учение о бытии.

3. Категория материи.

4. Движение и развитие как атрибуты бытия.

5. Пространственно-временная структура бытия.

Понятие метафизики

Метафизика – философское учение о предельных, сверхопытных, сущностных принципах и началах бытия, познания, человека, культуры. Основные категории метафизики являются предельными понятиями, охватывающими в целом бытие, сущее, и равным образом захватывающими самого человека, Метафизическая мысль есть мышление, охватывающее своими понятиями и целое, и мыслящего о нем и о себе самом человека. Термин «метафизика» (буквально после физики) Ввел Систематизатор произведений Аристотеля Андронник Родосский (1 в. до н. э.), назвавший так группу трактатов о «бытии самом по себе». Аристотель построил классификацию наук, в которой первое по значению и ценности место занимает наука о бытии как таковом и о первых началах и причинах всего сущего, названная им «первой философией». В отличие от «второй философии» или «физики», «первая философия» (названная впоследствии метафизикой) рассматривает бытие независимо от конкретного соединения материи и формы. В истории философской мысли понятие «метафизика» нередко выступало в качестве синонима философии, поскольку метафизика – центральное учение всей философии, в котором ставятся фундаментальные предельные вопросы, касающиеся бытия человека в мире.

На протяжении истории философии существенно меняется как оценка метафизического знания, так и статус метафизики.

Средневековая философия признавала метафизику высшей формой рационального познания бытия, но подчиненной сверхразумному знанию, данному в откровении. Метафизика – это познание высшей причины, Бога как творца.

Основная черта метафизики Нового времени – сосредоточенность на вопросах гносеологии, пр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1024; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.109 с.)