Особенности философской мысли древнего Китая, ее рационально-прагматическая направленность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности философской мысли древнего Китая, ее рационально-прагматическая направленность.



Китайская философия сложилась в XI—III вв. до н.э. Свое начало китайская философия ведет от первых мифологических представлений, изложенных в древних книгах: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов», которые вместе с Летописью составляли китайское пятикнижие – основу мировоззрения образованного китайца..

Для мифологии Китая характерно представление о первоначальном состоянии мира как первобытном хаосе и двух противоположных упорядочивающих началах – небесного «ян» и земного» инь». Именно они учредили порядок на Земле.

Особенно волнует древнего китайца проблема зла. Откуда оно? Кто его виновник? Бог или человек? И почему зло терпят по большей части невиноватые? В «Книге истории» говорится о пяти началах мира: воде, огне, дереве, металле и земле, – а также о пяти явлениях природы: дожде, солнечном сиянии, жаре, холоде и ветре. Причиной зла в мире и страданий человека является неблагоприятное сочетание этих начал и явлений. Главная нравственная заповедь для достойной жизни и поведения человека – всемерно поддерживать постоянную гармонию, осуществляя разумное сочетание начал в пище. поведении, ритуале. Постепенно зарождается важнейшее для древнекитайского мировоззрения представление о «дао» («путь») как безличном мировом законе, которому подчиняются и природа, и люди. «Дао» – и космический и нравственный закон. Древнекитайская нравственность связана с такими представлениями, как «ли» –почтительность, церемониал, ритуал, «сяо» – почитание родителей, «ди» – почитание старшего брата. Почитание родителей означало и культ предков, и почитание властей – для психологии древних китайцев характерно чувство покорности нижестоящих вышестоящим. Древнекитайская предфилософия включала в себя и зачатки наук: математики, астрономии, медицины. Уже 18-12 вв. до н.э. умели считать до 30.000. Наблюдение за небесными явлениями позволило предсказывать затмения Луны и Солнца, связать астрономические явления с земледельческим циклом, создать календарь, времяисчисление.

Свой наивысший расцвет китайская философия получает в период V—III вв. до н.э., его называют золотым веком китайской философии. В те времена существовало шесть основных школ: 1) конфуцианство, 2) моизм, 3) школа закона (фа-цзя), по-европейски – легизм, 4) даосизм, 5) школа «инь-ян»(натурфилософия), 6) школа имен («мин-цзя»).

В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Древнекитайская философия была малосистемна. Это было связано с тем, что она была слабо связана даже с той наукой, какая существовала в Китае, а также слабым развитием древнекитайской логики. Сам древнекитайский язык затруднял выработку абстрактного философского языка, а ведь философия – мировоззрение, пользующееся философским языком. Основными философскими школами Древнего Китая считаются: конфуцианство, моизм и даосизм.

 

Основные философские школы древнего Китая.

Конфуцианство. Основоположником этой щколы является родоначальник древнекитайской философии Кун Фу-цзы (по -русски – Конфуций) жил в 551-479 гг. до. н.э Главное его сочинение «Беседы и высказывания» – произведение совершенно несистематическое и часто противоречивое, сборник нравственных поучений, в котором трудно увидеть философское сочинение. В центре философии Конфуция проблемы воспитания, нравственные ценности и искусство управления государством. Высшая моральную заповедь Конфуция: «не делай другим того, что не желаешь себе». Основные этические понятия, составляющие правильный путь дао – человеколюбие, золотая середина, взаимность, сыновья почтительность. Этика конфуцианства основывается на принципе «золотой середины, состоящей в том, что, для того чтобы жить в согласии с другими людьми, нужно прежде всего найти согласие с собой. Главный метод управления народом – сила примера и убеждения. Если верхи будут следовать дао, то народ будет их уважать и любить.

Моизм. Основан Мо-Цзы (Мо Ди), который родился в год смерти Конфуция. Он выступил против конфуцианской школы. Моисты отрицали предопределенность всего судьбой. Небо, по их мнению, не предопределяет все и вся, а лишь желает, чтобы люди любили друг друга. Судьба человека зависит от того, как он будет осуществлять в жизни принцип всеобщей любви. В соответствии с этим «небесный владыка» награждает или наказывает его. Отсутствие всеобщей любви – причина беспорядков. Народ моисты почитали высшей ценностью и любовь к народу провозглашали, как волю небес. Были противниками войн. Всеобщее благо, согласно моистам, является высшим принципом политического действия. Моисты разрабатывали главным образом логику и теорию познания. Они признавали объективное существование вещей вне нашего сознания.

Даосизм. Важное значение в философии древнего Китая имел даосизм –учение Лао-цзы (VI—V вв. до н.э.) о «дао» – пути вещей. «Дао» – всеобъемлещее мировоззренческое понятие. Это первоначало, первооснова и завершение всего существующего и происходящего в мире. Даосизм серьезно занимается вопросами объективной картины мира, проблемами бытия, небытия, становления, единого, многого и т.п. Основная идея Лао-цзы – жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определенному естественному пути- – «дао». «Дао» – это естественный закон самих вешей, которые вместе с субстанцией Ци (воздух, эфир) составляют основу мира. В мире все находится в движении и изменении, в результате чего все вещи необходимо переходят в свою противоположность. Лучший правитель тот, кто ни во что не вмешивается и не мешает дао.

 

 

Космоцентризм античного философского мышления.

Античная философия древних греков возникла в 6-7 вв. до. н.э. В развитии древнегреческой философии могут быть выделены три этапа – натурфилософский (досократический), гносеологический (сократический) и эллинистический.

К периоду досократической философии (VII – IVв. до н.э.) относятся милетская школа, Гераклит Эфесский, элейская школа, Пифагор и пифагорийцы, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты – Левкипп и Демокрит. Первые философы были наивными материалистами и стихийными диалектиками. Развитие философии происходило в тесной связи с математикой, астрономией и другими областями знаний, Философы объясняли явления природы, Космоса, окружающего мира, занимались поисками первоначала всего сущего.

Второй период древнегреческой философии связан с деятельностью Сократа, Платона, и Аристотеля, взгляды которого явились вершиной античной философии. Главная проблема – сущность человека. Традиционная для натурфилософии онтологическая тематика дополняется гносеологической. Создаются классические философские концепции, определившие особенности стиля мышления европейской философии. Главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов, идеалистическая версия происхождения сущего.

Третий период в развитии античной философии (конец IV– II вв. до.н.э.) эллинистический. Он характеризуется появлением новых школ и философских систем: перипатетической и эпикурейской школы, скептицизма. Выдающимися мыслителями этого периода признаны Теофраст и Эпикур. Главная проблема – мораль и свобода человека, проблемы государства, природы, смерти, загробной жизни, структура и судьбы Космоса, отношение Бога и человека.

 

Проблема первоначала в философии досократиков.

Милетская школа

Первые материалистические учения возникли на рубеже 7-6 веков. до н.э. в Милете – крупнейшем малоазиатском греческом городе. Поэтому школа получила название милетской, и была представлена тремя мыслителями: Фалесом (625-547 до н.э), Анаксимандром,(610-547 до н.э), Анаксименом (VI в. до н.э).

Фалес – один из семи мудрецов древности. Он полагал, что существующее возникло из некоего влажного первовещества, или воды, все постоянно рождается из этого единого источника. Сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. По форме Земля – плоский диск, плавающий по воде.

Анаксимандр – ученик Фалеса, признал единым источником рождения всех вещей уже не воду, а первовещество, из которого обособляются противоположности «теплого» и «холодного», дающие начала всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ не имеет границ и есть «беспредельное» («апейрон»). Земля по форме подобная срезу колонны, занимает середину мира и неподвижна. Животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна. Мир не вечен, но по разрушении его из беспредельного выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца.

Анаксимен – Приняв в качестве первовещества воздух, он ввел новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни и огонь. Земля – плоский диск, поддерживаемы воздухом, также как парящие в нем плоские, состоящие из огня, диски светил.

Пифагор и пифагорийцы (VI в. до н.э). Пифагор жил в городе Самосе. На его философию наложили печать занятия арифметикой и геометрией. Ему приписывают теорему Пифагора. Учение Пифагора о мире пронизано мифологическими представлениями. Мир – живое и огненное шаровидное тело. Мир вдыхает из окружающего беспредельного пространства пустоту, или воздух. Проникая извне в тело мира, пустота разделяет и обособляет вещи.

Гераклит Эфесский (540–480 г. до н.э.)Уроженец города Эфес, что на побережье Малой Азии. Автор книги «О природе». По Гераклиту мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами воспламеняющимся и снова мерами угасающим. Все в этом мире состоит из противоположностей, все происходит через борьбу, затем все изменяется, все движется. Первовеществом для него является огонь. Он отрицает сотворение мира богами. Мудрость есть познание разума, быть мудрым – значит склониться перед этим разумом, подчиниться ему. Только путем подчинения законам разума человек может приобрести душевную ясность. Все течет, все изменяется. Нельзя войти в одну и туже реку дважды.

Эмпедокл (V век до. н.э.) Эмпедокл признает четыре начала – огонь, воздух, вода и земля. Существуют две движущие силы – Вражда и любовь. Элементы приводятся этими силами в движение, или соединяются или расходятся. Из четырех элементов важную роль играет огонь. Все возникло из огня и в огонь возвратится. Мир по форме приближается к яйцу, лежащему в горизонтальном положении. Эмпедокл считал небесный свод твердым, к которому прикреплены звезды, планеты движутся свободно. Он отличал планеты от звезд.

Анаксагор (V век до. н.э.) – первый греческий философ деятельность которого протекала в Афинах, а не в Малой Азии или Италии. Началом вселенной являются ум и материя. Материальных начал – бесконечное число. Все вещи участвуют в движении, причиной которого является ум. Небесный порядок установлен круговым движением. Плотное, влажное, темное, холодное и вообще все тяжелое собралось в середине; из затвердения их возникла земля. противоположное же им – теплое, светлое, сухое и легкое – устремилось в верхнюю часть эфира. Земля имеет плоскую форму и пребывает в воздухе.

Элейская школа. Находилась в небольшом италийском городе Элея.

Парменид (VI в. до н. э). Философия Парменида направлена против учения Гераклита о всеобщем движении, изменении. Мир – вещественный шар, в котором нигде нет пустоты, и следовательно движение невозможно, так как мировое пространство заполнено все целиком. Небытия нет. Невозможно возникновение и уничтожение, ибо и то и другое предполагает возможность небытия, несуществования. Из абсолютной заполненности пространства следует, что мир един и что в нем нет частей. Ничто не возникает и не уничтожается.

Зенон. В знаменитых парадоксах, «апориях», т. е в анализе трудностей, касающихся движения, Зенон пытается доказать, что предположение, будто движение мыслимо, неизбежно приводит к противоречиям. Движение не может или вовсе начаться, или если бы началось, не может закончиться ни на какой конечной дистанции. В так называемом парадоксе Об Ахилле доказывается, что Ахилл не может догнать находящуюся впереди и удаляющуюся от него черепаху. В парадоксе о летящей стреле доказывается, что стрела в каждый момент находится в определенной точке пространства, занимает место, равное ее длине, стало быть не движется. Для того чтобы стрела передвигалась, она должна в каждый момент времени находится в определенном месте и одновременно не находится в нем. Во всех этих случаях получаются противоречия: Ахилл догоняет черепаху и не может ее догнать, стрела летит и покоится ит.д. Аргументы Зенона дали толчок развитию античной математики, логики и диалектики.

Демокрит. представитель атомистического учения – считал, что существует пустота и атомы. Они отличаются по форме, весу, движутся в пустоте и благодаря их соединению и разъединению вещи и миры возникают и приходят к гибели. Все состоит из атомов, атомы неделимы и если атомы – бытие, то пустота – небытие. Все происходит согласно необходимости, случайность отсутствует. Основателем древнегреческого атомизма был Левкипп, согласно ему все в мире состоит из мельчайших, простых, неделимых частиц (атомов) и пустоты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.009 с.)