Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности философской мысли древнего Китая, ее рационально-прагматическая направленность.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Китайская философия сложилась в XI—III вв. до н.э. Свое начало китайская философия ведет от первых мифологических представлений, изложенных в древних книгах: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов», которые вместе с Летописью составляли китайское пятикнижие – основу мировоззрения образованного китайца.. Для мифологии Китая характерно представление о первоначальном состоянии мира как первобытном хаосе и двух противоположных упорядочивающих началах – небесного «ян» и земного» инь». Именно они учредили порядок на Земле. Особенно волнует древнего китайца проблема зла. Откуда оно? Кто его виновник? Бог или человек? И почему зло терпят по большей части невиноватые? В «Книге истории» говорится о пяти началах мира: воде, огне, дереве, металле и земле, – а также о пяти явлениях природы: дожде, солнечном сиянии, жаре, холоде и ветре. Причиной зла в мире и страданий человека является неблагоприятное сочетание этих начал и явлений. Главная нравственная заповедь для достойной жизни и поведения человека – всемерно поддерживать постоянную гармонию, осуществляя разумное сочетание начал в пище. поведении, ритуале. Постепенно зарождается важнейшее для древнекитайского мировоззрения представление о «дао» («путь») как безличном мировом законе, которому подчиняются и природа, и люди. «Дао» – и космический и нравственный закон. Древнекитайская нравственность связана с такими представлениями, как «ли» –почтительность, церемониал, ритуал, «сяо» – почитание родителей, «ди» – почитание старшего брата. Почитание родителей означало и культ предков, и почитание властей – для психологии древних китайцев характерно чувство покорности нижестоящих вышестоящим. Древнекитайская предфилософия включала в себя и зачатки наук: математики, астрономии, медицины. Уже 18-12 вв. до н.э. умели считать до 30.000. Наблюдение за небесными явлениями позволило предсказывать затмения Луны и Солнца, связать астрономические явления с земледельческим циклом, создать календарь, времяисчисление. Свой наивысший расцвет китайская философия получает в период V—III вв. до н.э., его называют золотым веком китайской философии. В те времена существовало шесть основных школ: 1) конфуцианство, 2) моизм, 3) школа закона (фа-цзя), по-европейски – легизм, 4) даосизм, 5) школа «инь-ян»(натурфилософия), 6) школа имен («мин-цзя»). В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Древнекитайская философия была малосистемна. Это было связано с тем, что она была слабо связана даже с той наукой, какая существовала в Китае, а также слабым развитием древнекитайской логики. Сам древнекитайский язык затруднял выработку абстрактного философского языка, а ведь философия – мировоззрение, пользующееся философским языком. Основными философскими школами Древнего Китая считаются: конфуцианство, моизм и даосизм.
Основные философские школы древнего Китая. Конфуцианство. Основоположником этой щколы является родоначальник древнекитайской философии Кун Фу-цзы (по -русски – Конфуций) жил в 551-479 гг. до. н.э Главное его сочинение «Беседы и высказывания» – произведение совершенно несистематическое и часто противоречивое, сборник нравственных поучений, в котором трудно увидеть философское сочинение. В центре философии Конфуция проблемы воспитания, нравственные ценности и искусство управления государством. Высшая моральную заповедь Конфуция: «не делай другим того, что не желаешь себе». Основные этические понятия, составляющие правильный путь дао – человеколюбие, золотая середина, взаимность, сыновья почтительность. Этика конфуцианства основывается на принципе «золотой середины, состоящей в том, что, для того чтобы жить в согласии с другими людьми, нужно прежде всего найти согласие с собой. Главный метод управления народом – сила примера и убеждения. Если верхи будут следовать дао, то народ будет их уважать и любить. Моизм. Основан Мо-Цзы (Мо Ди), который родился в год смерти Конфуция. Он выступил против конфуцианской школы. Моисты отрицали предопределенность всего судьбой. Небо, по их мнению, не предопределяет все и вся, а лишь желает, чтобы люди любили друг друга. Судьба человека зависит от того, как он будет осуществлять в жизни принцип всеобщей любви. В соответствии с этим «небесный владыка» награждает или наказывает его. Отсутствие всеобщей любви – причина беспорядков. Народ моисты почитали высшей ценностью и любовь к народу провозглашали, как волю небес. Были противниками войн. Всеобщее благо, согласно моистам, является высшим принципом политического действия. Моисты разрабатывали главным образом логику и теорию познания. Они признавали объективное существование вещей вне нашего сознания. Даосизм. Важное значение в философии древнего Китая имел даосизм –учение Лао-цзы (VI—V вв. до н.э.) о «дао» – пути вещей. «Дао» – всеобъемлещее мировоззренческое понятие. Это первоначало, первооснова и завершение всего существующего и происходящего в мире. Даосизм серьезно занимается вопросами объективной картины мира, проблемами бытия, небытия, становления, единого, многого и т.п. Основная идея Лао-цзы – жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определенному естественному пути- – «дао». «Дао» – это естественный закон самих вешей, которые вместе с субстанцией Ци (воздух, эфир) составляют основу мира. В мире все находится в движении и изменении, в результате чего все вещи необходимо переходят в свою противоположность. Лучший правитель тот, кто ни во что не вмешивается и не мешает дао.
Космоцентризм античного философского мышления. Античная философия древних греков возникла в 6-7 вв. до. н.э. В развитии древнегреческой философии могут быть выделены три этапа – натурфилософский (досократический), гносеологический (сократический) и эллинистический. К периоду досократической философии (VII – IVв. до н.э.) относятся милетская школа, Гераклит Эфесский, элейская школа, Пифагор и пифагорийцы, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты – Левкипп и Демокрит. Первые философы были наивными материалистами и стихийными диалектиками. Развитие философии происходило в тесной связи с математикой, астрономией и другими областями знаний, Философы объясняли явления природы, Космоса, окружающего мира, занимались поисками первоначала всего сущего. Второй период древнегреческой философии связан с деятельностью Сократа, Платона, и Аристотеля, взгляды которого явились вершиной античной философии. Главная проблема – сущность человека. Традиционная для натурфилософии онтологическая тематика дополняется гносеологической. Создаются классические философские концепции, определившие особенности стиля мышления европейской философии. Главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов, идеалистическая версия происхождения сущего. Третий период в развитии античной философии (конец IV– II вв. до.н.э.) эллинистический. Он характеризуется появлением новых школ и философских систем: перипатетической и эпикурейской школы, скептицизма. Выдающимися мыслителями этого периода признаны Теофраст и Эпикур. Главная проблема – мораль и свобода человека, проблемы государства, природы, смерти, загробной жизни, структура и судьбы Космоса, отношение Бога и человека.
Проблема первоначала в философии досократиков. Милетская школа Первые материалистические учения возникли на рубеже 7-6 веков. до н.э. в Милете – крупнейшем малоазиатском греческом городе. Поэтому школа получила название милетской, и была представлена тремя мыслителями: Фалесом (625-547 до н.э), Анаксимандром,(610-547 до н.э), Анаксименом (VI в. до н.э). Фалес – один из семи мудрецов древности. Он полагал, что существующее возникло из некоего влажного первовещества, или воды, все постоянно рождается из этого единого источника. Сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. По форме Земля – плоский диск, плавающий по воде. Анаксимандр – ученик Фалеса, признал единым источником рождения всех вещей уже не воду, а первовещество, из которого обособляются противоположности «теплого» и «холодного», дающие начала всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ не имеет границ и есть «беспредельное» («апейрон»). Земля по форме подобная срезу колонны, занимает середину мира и неподвижна. Животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна. Мир не вечен, но по разрушении его из беспредельного выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца. Анаксимен – Приняв в качестве первовещества воздух, он ввел новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни и огонь. Земля – плоский диск, поддерживаемы воздухом, также как парящие в нем плоские, состоящие из огня, диски светил. Пифагор и пифагорийцы (VI в. до н.э). Пифагор жил в городе Самосе. На его философию наложили печать занятия арифметикой и геометрией. Ему приписывают теорему Пифагора. Учение Пифагора о мире пронизано мифологическими представлениями. Мир – живое и огненное шаровидное тело. Мир вдыхает из окружающего беспредельного пространства пустоту, или воздух. Проникая извне в тело мира, пустота разделяет и обособляет вещи. Гераклит Эфесский (540–480 г. до н.э.)Уроженец города Эфес, что на побережье Малой Азии. Автор книги «О природе». По Гераклиту мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами воспламеняющимся и снова мерами угасающим. Все в этом мире состоит из противоположностей, все происходит через борьбу, затем все изменяется, все движется. Первовеществом для него является огонь. Он отрицает сотворение мира богами. Мудрость есть познание разума, быть мудрым – значит склониться перед этим разумом, подчиниться ему. Только путем подчинения законам разума человек может приобрести душевную ясность. Все течет, все изменяется. Нельзя войти в одну и туже реку дважды. Эмпедокл (V век до. н.э.) Эмпедокл признает четыре начала – огонь, воздух, вода и земля. Существуют две движущие силы – Вражда и любовь. Элементы приводятся этими силами в движение, или соединяются или расходятся. Из четырех элементов важную роль играет огонь. Все возникло из огня и в огонь возвратится. Мир по форме приближается к яйцу, лежащему в горизонтальном положении. Эмпедокл считал небесный свод твердым, к которому прикреплены звезды, планеты движутся свободно. Он отличал планеты от звезд. Анаксагор (V век до. н.э.) – первый греческий философ деятельность которого протекала в Афинах, а не в Малой Азии или Италии. Началом вселенной являются ум и материя. Материальных начал – бесконечное число. Все вещи участвуют в движении, причиной которого является ум. Небесный порядок установлен круговым движением. Плотное, влажное, темное, холодное и вообще все тяжелое собралось в середине; из затвердения их возникла земля. противоположное же им – теплое, светлое, сухое и легкое – устремилось в верхнюю часть эфира. Земля имеет плоскую форму и пребывает в воздухе. Элейская школа. Находилась в небольшом италийском городе Элея. Парменид (VI в. до н. э). Философия Парменида направлена против учения Гераклита о всеобщем движении, изменении. Мир – вещественный шар, в котором нигде нет пустоты, и следовательно движение невозможно, так как мировое пространство заполнено все целиком. Небытия нет. Невозможно возникновение и уничтожение, ибо и то и другое предполагает возможность небытия, несуществования. Из абсолютной заполненности пространства следует, что мир един и что в нем нет частей. Ничто не возникает и не уничтожается. Зенон. В знаменитых парадоксах, «апориях», т. е в анализе трудностей, касающихся движения, Зенон пытается доказать, что предположение, будто движение мыслимо, неизбежно приводит к противоречиям. Движение не может или вовсе начаться, или если бы началось, не может закончиться ни на какой конечной дистанции. В так называемом парадоксе Об Ахилле доказывается, что Ахилл не может догнать находящуюся впереди и удаляющуюся от него черепаху. В парадоксе о летящей стреле доказывается, что стрела в каждый момент находится в определенной точке пространства, занимает место, равное ее длине, стало быть не движется. Для того чтобы стрела передвигалась, она должна в каждый момент времени находится в определенном месте и одновременно не находится в нем. Во всех этих случаях получаются противоречия: Ахилл догоняет черепаху и не может ее догнать, стрела летит и покоится ит.д. Аргументы Зенона дали толчок развитию античной математики, логики и диалектики. Демокрит. представитель атомистического учения – считал, что существует пустота и атомы. Они отличаются по форме, весу, движутся в пустоте и благодаря их соединению и разъединению вещи и миры возникают и приходят к гибели. Все состоит из атомов, атомы неделимы и если атомы – бытие, то пустота – небытие. Все происходит согласно необходимости, случайность отсутствует. Основателем древнегреческого атомизма был Левкипп, согласно ему все в мире состоит из мельчайших, простых, неделимых частиц (атомов) и пустоты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.3.235 (0.008 с.) |