Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философское учение Китая
Вопрос 37. Философия Гегеля 1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) — профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма. Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны: • теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея — Мировой дух); • диалектика как всеобщий философский метод. К важнейшим философским трудам Гегеля относятся: • "Феноменология духа"; • "Наука логики"; • "Философия права". 2. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи. Абсолютная идея - это: • единственно существующая подлинная реальность; • первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; • Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде: • окружающего мира; • природы; • человека; • а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружающий мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому себе. Само отчуждение включает в себя: • творение материи из воздуха; • сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) — через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя; • искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира. Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа. Через человека Мировой дух: • проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; • целенаправленно и закономерно движется — действия, поступки человека, ход истории; • познает себя через познавательную деятельность человека; • творит — в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком. 3. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что: • все - Мировой дух, "конечный дух" — человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.); • данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; • единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития). Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: • существует определенный тезис (утверждение, форма бытия); • данному тезису всегда находится антитезис — его противоположность; • в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития; • данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня. Например: В качестве самого первого тезиса,- с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис "бытие" (то есть то, что существует). Его антитезис — "небытие" ("абсолютное ничто"). Бытие и небытие дают синтез - "становление", который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по указанной схеме. По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно. 4. В своих исследованиях Гегель стремится понять: • философию природы; • философию духа; • философию истории; • а значит, и их сущность. Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: • субъективный дух; • объективный дух; • абсолютный дух. Субъективный дух — душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя"). Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в целом". Выражением объектов нового духа является право — данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право — реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство. Абсолютный дух — высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются: • искусство; • религия; • философия. Искусство — непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, "увидеть" и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства. Религия — антитезис искусства. Если искусство — абсолютная идея, "увиденная" гениальными людьми, то религия — абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения. Философия — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми — философами. Философия — полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный мыслью" — по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание. Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя: • философию природы; • антропологию; • психологию; • логику; • философию государства; • философию гражданского общества; • философию права; • философию истории; • диалектику — как истину всеобщих законов и принципов. История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры: • восточную; • антично-средневековую; • германскую. Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) — такой период истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек — фараон, китайский император и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами. Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от "верхушки" и служит ей. Германская эра — современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все. 5. Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля: • государство — форма существования Бога в мире (по своей силе и "возможностям" воплощенный Бог); • право - наличное бытие (воплощение) свободы; • общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу; • богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться; • противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двигатель прогресса; • противоречия и конфликты между государствами, войны — двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе; • "вечный мир" приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие — сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно. Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философское учение Китая 1. Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно именуемые "Даодэцзин". 2. Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения: • путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; • субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир. 3. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей: • все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями; • материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе ("все происходит из земли и уходит в землю"), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы; • мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй"); • особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему; • познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" — первоначалом, послушании императору и близости к нему; • путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей; • необходимо во всем уступать друг другу. 6. Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием "античная философия".) Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа. • демократический — VII— V вв. до н. э.; • классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.; • эллинистический - конец IV - IIвв. до н. э.; • римский - Iв. до н. э. - V в. н. э. 2. К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов-"досократиков": • милетской школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена); • Гераклита Эфесского; • элейской школы; • атомистов (Демокрита, Левкиппа); • некоторых иных философов. Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму. Классический (сократический) период — время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса). К данному этапу относятся: • философско-просветительская деятельность софистов; • философия Сократа; • зарождение "сократических" школ; • философия Платона; • философия Аристотеля. Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже "досократиков": • меньше уделяли внимания поиску первоначала; • допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса; • выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон — автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир); • положили начало спору между материализмом и идеализмом; • проявили интерес к проблеме человека, общества, государства; • от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному; • внесли вклад в развитие логики; • вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ). Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно: • распространение антиобщественной философии киников; • зарождение стоического направления философии; • деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; • философия Эпикура и пр. Отличительные черты эллинистической философии: • кризис античных моральных и философских ценностей; • снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним; • отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам; • поиск физической и духовной опоры в самом себе; • стремление к отрешению от действительности; • преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур); • признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур). Наиболее известными философами римского периода являлись: • Сенека; • Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.); • Тит Лукреций Кар; • поздние стоики; • ранние христиане. Для философии римского периода было характерно: • взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая философия развивалась в рамках рим- ской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой); • фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну — античную философию; • влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.); • близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором); • небольшое внимание к проблемам окружающей природы; • повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства; • расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека); • расцвет стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости); • преобладание идеализма над материализмом; • все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов; • повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни; • рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей; • постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию. 3. В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности: • материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров); • древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом; • стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира); • на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека); • допускалось существование богов; • древнегреческие боги были частью природы и близки людям; • человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы; • были заложены два направления в философии — идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.170 (0.011 с.) |