Идеологические функции журналистики (По Е.П. Прохорову) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеологические функции журналистики (По Е.П. Прохорову)



Понятие функции применительно к журналистике. Сложности построения общепринятой концепции функционирования журналистики. Концепция Е.П. Прохорова: коммуникативные, идеологические, непосредственно-организаторские, культуроформирующие, рекламно-справочные и рекреативные функции. Концепция Н.Н. Богомоловой: социальные и психологические (социально-психологические и общепсихологические) функции. Субъектный подход к классификации функций журналистики С.Г. Корконосенко: общество в целом, отдельные социальные институты и группы, личность, профессиональное сообщество журналистов как основные субъекты функций журналистики; функции на уровне каждого субъекта. (Предполагается общая сравнительная характеристика всех концепций и подробное представление одной из них – на выбор.)

 

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991. – С. 17–24.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2006. – С 176–196.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005. – С. 44–71.

 

Функции (лат. functio — «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей») - совокупность обязанностей и выполняемых задач, способ жизнедеятельности в обществе. Журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно представить следующим образом:

Цель → Средства+способ действия → Функционирование → Результат

Существуют объективные сложности построения общепринятой концепции функционирования журналистики.

Е.П. Прохоров выделяет функции:

1. коммуникативную (общения, налаживания контакта) - исходную функцию журналистики;

2. непосредственно-организаторскую - роль журналистики как «четвертой власти» в обществе;

3. идеологическую (социально-ориентирующую) - стремление оказать глубокое влияние ОМ;

4. культурно-образовательную - участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей;

5. рекламно-справочную - удовлетворение утилитарных запросов в связи с миром увлечений;

6. рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).

ПОДРОБНЕЕ:

Функция журналистики – это её социальное предназначение, т.е. те задачи, которые журналистика выполняет в обществе которые определяют способ её жизнедеятельности. Вопрос о функциях журналистики чрезвычайно сложен и до сих пор не получил в теории журналистики однозначного ответа.

Концепция Е.П. Прохорова учитывает только социальные функции журналистики (функции для общества в целом). Выделяются следующие группы функций:

Коммуникативные;

Идеологические;

Непосредственно-организаторские;

Культуроформирующие;

Рекламно-справочные;

Рекреативные (развлекательные).

В основе социальных функций журналистики лежит удовлетворение журналистикой информационных потребностей двух главных контрагентов журналистики: социальных институтов и массовой аудитории. Таким образом, социальное предназначение журналистики в целом определяется как информационное обеспечение жизнедеятельности СИ и МА.

Основную роль в системе функций по Прохорову играют идеологические функции, потому что именно они в первую очередь определяют содержательное наполнение коммуникаций журналистики со своими контрагентами.

Идеология – это система идей об оптимизации устройства общества с точки зрения носителей данной идеологии. Носителями различных идеологий являются различные социальные силы. Соответственно, нормальной ситуацией, характерной для демократического общества, является конкуренция различных идеологий (кроме антиобщественных идеологий). Одна из них может при этом занимать лидирующее положение, но это не отменяет конкуренцию. В авторитарных и особенно тоталитарных обществах лидирующая идеология превращается в господствующую и стремится подчинить себе все остальные идеологии или устранить их. Кроме того, господство одной идеологии часто приводит к тому, что её влияние распространяется жёстко на все сферы жизни, в т.ч. на такие, где это абсолютно неуместно (искусство, частная жизнь). Такая ситуация называется чрезмерной идеологизацией общества. В этом случае требуется деидеологизация общества, т.е. ослабление влияния господствующей идеологии, возвращение конкуренции разных идеологий. Однако и этот процесс может заходить слишком далеко, что приведёт к потере обществом всяких идеологических ориентиров. Движение без развития. В этом случае наиболее вероятны 2 выхода из ситуации:

Реидеологизация – возвращение к прежней идеологии в усовершенствованном, модернизированном виде;

Переидеологизация – создание новой идеологии и её распространение в обществе.

В нашем обществе господствует мягкий авторитаризм. Журналистика активно участвует во всех идеологических процессах, происходящих в обществе. Осуществляется это благодаря воздействию, которое журналистика оказывает на сознание МА.

Сознание – это совокупность представлений об окружающей действительности и месте в ней человека (самосознание). Уровень развития сознания отдельного человека, социальной группы и общества в целом называют сознательностью.

Журналистика может способствовать развитию сознательности людей, участвуя в их социальной ориентации. Социальная ориентация – это способность человека разбираться в социальной действительности, в тех процессах, которые происходят в обществе.

Журналистика воздействует преимущественно на массовое сознание аудитории. Носителями массового сознания являются количественно большие группы людей. Массовое сознание имеет сложную структуру, которую можно показать на схеме. Мировоззрение и миросозерцание – это совокупность представления человека о мире в единстве природы, общества и самого человека. Это взгляд человека на мир, его восприятие и одновременно результат этого восприятия – та картина мира, которая складывается при восприятии действительности. МиМ включают наиболее важные, сущностные представления о мире. Различие между этими компонентами заключается в том, что мировоззрение имеет рационально-логический характер, а миросозерцание – эмоционально-образный. МиМ являются фундаментальными компонентами массового сознания, т.е. остальные компоненты основываются на них. Они очень устойчивы, медленно и незначительно изменяющиеся. Историческое сознание – это совокупность представлений носителей массового сознания о действительности в развитии и о законах этого развития. В историческом сознании переплетаются рационально-логические и эмоционально-образные элементы. Общественное мнение – это реакция массового сознания на действительность в её самом актуальном состоянии. ОМ – самый неустойчивый компонент массового сознания, поскольку реагирует на любую новую информацию. Журналистика в первую очередь воздействует именно на ОМ и уже через него может воздействовать на другие, более глубинные компоненты массового сознания.

Основные свойства ОМ:

Целостная реакция на оперативное состояние действительности: ОМ реагирует одновременно на новую информацию о самых разных сферах действительности;

Плюрализм: в ОМ сосуществуют разные представления об одних и тех же предметах вплоть до противоположных;

Синкретичность: Р-Л и Э-О представления о действительности переплетаются;

Изменчивость: ОМ постоянно изменяется под воздействием оперативной информации о действительности;

Подвижность: некоторые из формирующихся в ОМ представлений о действительности могут проникать в глубинные компоненты массового сознания или вообще выводиться из него за ненадобностью.

Таким образом, суть идеологических функций журналистики заключается в развитии и активизации ОМ, а также массового сознания в целом через ОМ.

__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __

(н а в с я к и й с л у ч а й)

Концепция Н.Н. Богомоловой.

Н.Н. Богомолова разделяет функции журналистики на социальные и психологические (социально-психологические и общепсихологические). В основе социальных лежат потребности общества как целостной системы, в основе психологических – потребности членов этого общества. Группа психологических функций делится на две подгруппы: социально-психологические (удовлетворение потребностей групп, сообществ, объединений) и общепсихологические (удовлетворение потребностей отдельных индивидов).

Социально-психологические функции:

1. контакта – одной из базовых потребностей человека;

2. отождествления себя с группой (в группе человек чувствует себя защищенным);

3. самоутверждения (самопознания и самореализации) - стремление найти в материалах журналистики подтверждение своим ценностям, своему видению мира, ощутить свою значимость;

4. объединения людей в группы (по интересам, полу, возрасту, национальному, территориальному и другим признакам и т.п.) и др.

Чисто психологические функции:

1. познавательная - нужно отличать социальную информацию, регулирующую взаимоотношения людей и значимую для всего общества (это проявление социальной функции), от той, которая значима для конкретного человека на личностном уровне и связана с его интересами, увлечениями;

2. эмоциональной разрядки, рекреативная, заполнения досуга, развлечения и отвлечения;

3. утилитарная - призвана облегчить человеку решение повседневных проблем, лучше организовать быт, досуг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 3044; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.013 с.)