Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «массовая информация» в журналистике

Поиск

Понятие «массовая информация» в журналистике

Думаю, что лучше всего начать с определения журналистики.

Журналистика – это особый вид духовно-практической деятельности, сущность которой заключается в сборе, обработке и непрерывном периодическом распространении актуальной, общественно значимой информации для массовой аудитории. (это называется массово-информационной деятельностью) Понятие «массовая информация» занимает центральную категорию в теории журналистики. (в каждой сфере существует «центральная категория» – наиболее важные понятия в этой области) Как правило, центральная категория – это что-то общее, универсальное в данной области. В области журналистики – это понятие массовой информации. Термин «массовая информация» – составной.

«Информация» – совокупность некомментируемых сведений о фактах и событиях социальной действительности; тексты (в узком смысле). В широком смысле, информация – совокупность сведений о действительности, вербально и невербально выраженных, которые журналистика передаёт массовой аудитории.

«Массовая» – значение слова «информация» уточняется словом «массовая». В обиходном употреблении «массовая» может означать не только количественно большую группу людей, но и сравнительно низкое качество информации.

Массовый характер журналистской информации означает направленность на массовую аудиторию – количественно большую, с разными вкусами и взглядами.

Текст, как носитель журналистской информации

Журналистский текст – результат познания журналистом действительности и фиксации полученного знания в тексте.

Для текстов характерно…

Информационная насыщенность – наличие в нем большого объема потенциальной информации и, соответственно, высокая потенциальная эффективность. Ею определяется информативность – максимальная реализация текстом своего потенциала при встрече с аудиторией, т.е. высокая реальная эффективность.

Адекватность – верное воспроизведение в мышлении связей и отношений объективного мира. Добиться прагматической адекватности можно при соблюдении необходимых условий информативности:

1. Небанальность (новизна, актуальность).

2. Декодируемость (доступность сообщения, понимание замысла журналиста).

3. Релевантность (ценность, значимость для аудитории сообщаемых сведений в соответствии с интересами и потребностями аудитории).

Семантическая адекватность предполагает соответствие текста той реальности, которую изображает журналист (правдивые сведения о жизни) С семантической точки зрения информация может быть дескриптивной (описывающая события, явления, законы, процессы, характеры, судьбы), валюативной (оценивающей), нормативной (указывающей на способ действия).

Синтаксическая адекватность – правильная структурная организация текста.

Журналист должен проявлять равное внимание ко всем трем сторонам текста: точно отображать действительность, четко представлять композицию текста, стараться сделать текст ценным для аудитории. При следовании этим требованиям реализуется такая важная задача массово-информационного процесса, как информированность аудитории. Информированность - это такое состояние сознания аудитории, при котором каждый ее субъект располагает необходимой и достаточной информацией, позволяющей верно ориентироваться в действительности. Дезинформация - распространение искажённых или заведомо ложных сведений.

Прагматическая адекватность журналистского текста

Прагматика (греч. pragma – «польза», «дело») текста – характеристика его отношений с аудиторией (как он осваивается). Достижение высокой прагматической адекватности (лат. adequatos – «соответствующий») требует от журналиста знания тех условий и факторов, которые действуют в сфере отношений «текст-аудитория», влияя на эффективность контактов с читателем, слушателем, зрителем, и предопределяет высокую информативность текста. При этом для различных слоёв аудитории журналист обязан специально, по-новому готовить информацию, учитывая её потребности, интересы, уровень подготовки, социальные позиции и т.д.

Добиться прагматической адекватности можно при соблюдении необходимых условий информативности:

1. Небанальность (новизна, актуальность).

2. Декодируемость (доступность сообщения, понимание замысла журналиста).

3. Релевантность (ценность, значимость для аудитории сообщаемых сведений в соответствии с интересами и потребностями аудитории).

 

Семантическая и синтактическая адекватность журналистского текста

Семантическая адекватность предполагает соответствие текста той реальности, которую отражает журналист. Каждый текст, отвечающий этому требованию, должен нести правдивые сведения о жизни, а вся информация в номере или выпуске СМИ должна отражать объективную картину действительности.

Семантический аспект журналистского текста определяется наличием в потоке 4-х её семантических элементов: дескриптивная информация, прескриптивная информация, валюативная информация, нормативная информация.

Дескриптивная информация – соц действительность в натуральном виде.

Прескриптивная информация – информация о социальном идеале (о желаемом будущем).

Валюативная информация – это оценочная информация, в которой формируется мнение журналиста. (сопоставление дескриптивной информации с прескриптивной)

Нормативная информация – информация о том, что нужно сделать, чтобы приблизиться к социальному идеалу.

Синтактическая адекватность предполагает структурную организацию журналистского текста. Всё многообразие организации журналистских текстов, «собираемых» из различных видов информации (дескриптивная информация, прескриптивная информация, валюативная информация, нормативная информация), определяется в соответствии с задачами, решаемыми журналистом, их набором, интенсивностью представления информации, порядком расположения в тексте.

Концепция Н.Н. Богомоловой.

Н.Н. Богомолова разделяет функции журналистики на социальные и психологические (социально-психологические и общепсихологические). В основе социальных лежат потребности общества как целостной системы, в основе психологических – потребности членов этого общества. Группа психологических функций делится на две подгруппы: социально-психологические (удовлетворение потребностей групп, сообществ, объединений) и общепсихологические (удовлетворение потребностей отдельных индивидов).

Социально-психологические функции:

1. контакта – одной из базовых потребностей человека;

2. отождествления себя с группой (в группе человек чувствует себя защищенным);

3. самоутверждения (самопознания и самореализации) - стремление найти в материалах журналистики подтверждение своим ценностям, своему видению мира, ощутить свою значимость;

4. объединения людей в группы (по интересам, полу, возрасту, национальному, территориальному и другим признакам и т.п.) и др.

Чисто психологические функции:

1. познавательная - нужно отличать социальную информацию, регулирующую взаимоотношения людей и значимую для всего общества (это проявление социальной функции), от той, которая значима для конкретного человека на личностном уровне и связана с его интересами, увлечениями;

2. эмоциональной разрядки, рекреативная, заполнения досуга, развлечения и отвлечения;

3. утилитарная - призвана облегчить человеку решение повседневных проблем, лучше организовать быт, досуг.

Общие положения закона РФ «О СМИ»: свобода массовой информации, цензура, злоупотребления свободой массовой информации, понятие СМИ

Закон «О СМИ» был принят 27 декабря 1991 г. В течение 10 лет в него вносились поправки, последняя их которых датируется 2011 г. Он состоит из 7 глав и 62 статей.

Согласно закону, в РФ:

Поиск, получение и распространение массовой информации,

Учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими,

Изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических средств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ

Не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством РФ о СМИ.

Под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, предназначенная для неограниченного круга лиц, имеющая постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Под редакцией СМИ понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск СМИ.

Под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию и принимающего окончательные решения в отношении производства и выпуска СМИ.

Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по её уполномочию.

Под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции СМИ, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода.

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.

Не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемого деяния, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Также запрещается распространение в СМИ сведений о способах, методах разработки, изготовления, использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ, пропаганда преимуществ их использования, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами. При освещении контртеррористической операции запрещается распространения в СМИ сведений о спец.средствах, технических приёмах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей.

Учредителем СМИ не может выступать:

Гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным

Объединение граждан, предприятие, деятельность которых запрещена по закону

Гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно на территории РФ.

Заявление о регистрации СМИ, продукция которого предназначена для распространения преимущественно:

На всей территории РФ, за её пределами, на территории нескольких субъектов РФ, - подаётся учредителем в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

На территории субъекта РФ, территории муниципального образования, - подаётся учредителем в её региональное представительство.

Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции СМИ в течение года со дня выдачи свидетельства о регистрации.

Смена учредителя, названия, языка, формы периодического распространения, территории распространения допускается лишь при условии перерегистрации СМИ, если его деятельность не прекращена судом. При изменении местонахождения редакции, периодичности выпуска и максимального объёма СМИ учредитель обязан в месячный срок письменно уведомить об этом регистрирующий орган.

Не требуется регистрация:

СМИ, учреждаемых органами гос.власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов

Периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров

Радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного гос.учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов

Аудио- и видеопрограмм тиражом не более 10 экземпляров.

Деятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа Учредитель имеет право прекратить деятельность СМИ исключительно в случая и порядке, предусмотренных уставом редакции, суд – в случае неоднократных в течение года нарушений редакцией требований ст.4, по поводу которых регистрирующим органом делались письменные предупреждения. Прекращение деятельности СМИ влечёт недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции.

Устав редакции СМИ принимается на общем собрании коллектива журналистов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем. В уставе должны быть определены:

Взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора

Полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников

Порядок назначения главного редактора

Основания и порядок прекращения и приостановления деятельности СМИ

Порядок утверждения и изменения устава редакции.

Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трёх месяцев со дня первого выхода в свет данного СМИ.

Каждый выпуск периодического печатного издания должен включать:

Название издания

Учредитель

Фамилия, инициалы главного редактора

Порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, время подписания в печать

Индекс

Тираж

Цена

Адреса редакции, издателя, типографии.

Гражданин (или его законный представитель) или организация вправе требовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном СМИ. Если редакция СМИ не располагает доказательствами того, что распространённые им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же СМИ. Если гражданин или организация представили текст опровержения, то распространению подлежит данный текст (можно даже зачитать его и передать в записи). Объём опровержения не может более чем вдвое превышать объём опровергаемого фрагмента. Но нельзя требовать, чтобы объём опровержения был короче одной страницы машинописного текста. Опровержение должно последовать в течение 10 дней со дня получения требования (не реже одного раза в неделю) или в ближайшем планируемом выпуске. В течение месяца со дня получения требования об опровержении редакция должна уведомить гражданина о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований.

В опровержении должно быть отказано, если требование:

Является злоупотреблением свободы массовой информации (ст.4)

Противоречит вступившему в законную силу решению суда

Является анонимным

В опровержении может быть отказано, если:

Опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном СМИ

Требование об опровержении поступили в редакцию по истечении одного года.

Отказ в опровержении может быть обжалован в суд в течение года со дня распространения опровергаемых сведений.

Также гражданин или организация имеет право на ответ (комментарий) в том же СМИ. Ответ на ответ помещается не ранее чем в следующем выпуске СМИ. Данное правило не распространяется на редакционные комментарии.

Журналист имеет право:

Искать, запрашивать и распространять информацию

Посещать гос.органы или организации либо их пресс-службы

Быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации

Получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие тайну

Копировать, публиковать, оглашать документы и материалы

Производить записи, за исключением случаев, предусмотренных законом

Посещать специально охраняемые места, в которых объявлено чрезвычайное положение

Проверять достоверность сообщаемой ему информации

Излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью

Отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям

Распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Журналист обязан:

Соблюдать устав редакции

Проверять достоверность сообщаемой ему информации

Сохранять конфиденциальность информации и её источника

При получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении съёмки

Ставить в известность главного редактора о возможных исках в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала

Отказаться от данного ему главным редактором задания, если оно связано с нарушением закона

Предъявить при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста

Соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации при осуществлении профессиональной деятельности.

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций. Государство гарантирует журналисту защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

 

Понятие «массовая информация» в журналистике

Думаю, что лучше всего начать с определения журналистики.

Журналистика – это особый вид духовно-практической деятельности, сущность которой заключается в сборе, обработке и непрерывном периодическом распространении актуальной, общественно значимой информации для массовой аудитории. (это называется массово-информационной деятельностью) Понятие «массовая информация» занимает центральную категорию в теории журналистики. (в каждой сфере существует «центральная категория» – наиболее важные понятия в этой области) Как правило, центральная категория – это что-то общее, универсальное в данной области. В области журналистики – это понятие массовой информации. Термин «массовая информация» – составной.

«Информация» – совокупность некомментируемых сведений о фактах и событиях социальной действительности; тексты (в узком смысле). В широком смысле, информация – совокупность сведений о действительности, вербально и невербально выраженных, которые журналистика передаёт массовой аудитории.

«Массовая» – значение слова «информация» уточняется словом «массовая». В обиходном употреблении «массовая» может означать не только количественно большую группу людей, но и сравнительно низкое качество информации.

Массовый характер журналистской информации означает направленность на массовую аудиторию – количественно большую, с разными вкусами и взглядами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 2859; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.198 (0.01 с.)