Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические типы журналистикиСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Журналистика выступала в виде различных исторических типов (феодально-монархическая печать, буржуазная, религиозно-клерикальная, журналистика социалистической и коммунистической ориентации), которые отличались социально-классовыми и идеологическими позициями. Концепция абсолютизма, божественной избранности монарха и верховенства феодально-крепостнических отношений была присуща феодально-монархической печати, ведущей начало с времен кардинала Ришелье и петровских «Ведомостей». Способствуя укреплению единого государства, развитию национальной культуры, эта печать по мере назревания буржуазных революций становится консервативной, а затем и реакционной силой. Возникнув в недрах феодального общества как оппозиционная сила, буржуазная журналистика идеологически обеспечивала борьбу против монархии под лозунгами свободы печати, идей свободы, равенства и братства. Во время Великой французской революции выходили знаменитые газеты «Защитник конституции» Робеспьера, «Друг народа» Марата. Это была эпоха «персонального журнализма» (до начала XIX века), когда автор был и редактором и издателем. После победы буржуазных революций сформировались средства массовой информации разной ориентации — от демократических левобуржуазных до фашистских (в Германии и Италии). История журналистики сопровождалась дискуссиями о сущности прессы, ее влиянии на общество, отношении с властными и другими структурами. В спорах родились гуманитарно-демократическое и марксистское идейно-теоретические направления. Представители гуманитарно-демократическое направления, зародившегося в эпоху Просвещения, выступали за свободу разума и духовного творчества, против клерикального или светского вмешательства в журналистику, которую рассматривали как средство честного познания обществом самого себя. В то же время они полагали, что свобода печати не может быть безграничной, она должна сочетаться с ответственностью перед народом. Это направление возникло под влиянием идей просветителей — философов и писателей-гуманистов, духовно подготовивших Великую Французскую революцию. Феодально-монархическая печать – сложилась после появления первых газет. Идеологические основы информационной политики – освещаемые религией представления о божественной избранности монарха, естественности сословного деления общества и соответствующего распределения обязанностей в жизнедеятельности общества. Религиозно-клерикальная журналистика – сложилась в эпоху феодализма. Выступала как носитель и проповедник господствующей идеологии, основывающейся на религиозном мировоззрении, союзник феодально-монархической прессы. Освящает существующие порядки, внушает мысль об их надчеловеческом происхождении и страшных карах за посягательство на эти порядки даже в мыслях. В России в перестроечный и постперестроечный периоды возникает своеобразный ренессанс религий, церквей, религиозно- клерикальной журналистики. Буржуазная журналистика – возникла на волне антифеодальной борьбы. Заявила себя главной оппозиционной прогрессивной силой, вела борьбу против монархии, за политическое и экономическое освобождение 3 сословия под лозунгами свободы, равенства и братства. Провозгласили свободу печати и закрепили ее после свержения абсолютизма в конституциях и других законоположениях. Проходит грань между массовой и качественной (для «верхов») прессой. Испытывает сильное давление капитала и того государства, институты которого имеют возможность влиять на нее. Во время «холодной войны» 3 направления деят-ти: защита буржуазных ценностей, борьба с коммунизмом и эскапизм. Социалистическая журналистика – возникновение было связано с развитием общественной мысли и полит. движения групп и организаций, выступающих за интересы трудящихся. В России появилась во второй половине 19 века. Базируясь на мечтах о счастье всего человечества, она звала на революционную борьбу против старого мира и на путь социалистического строительства в различных сферах общественной жизни. В условиях тоталитарного режима, извратившего высокие идеи и отступившего от их практической реализации, СМИ нарушали свои принципы, теряли доверие масс, постоянно манипулируя их сознанием. Переходный период в развитии общества, в том числе и в сфере журналистики открыто начался в 1985 году, после провозглашения политики «перестройки». Это привело к возрождению демократических норм жизни, ликвидации цензуры и идеологического контроля, развитию гласности, свободе журналистской деятельности, возникновению плюрализма. Переходный период – это всемирный процесс, победа капитализма. В настоящее время складывается единый взаимозависимый мир. Успешное развитие на новой основе зависти от журналистики. Цивилизация 21 века – информационное общество (постиндустриальное, гуманистическое). Мир начинает представлять собой единое «информационное пространство» (глоб.газеты, вещание на заруб.страны на разных языках)
Общие положения закона РФ «О СМИ»: свобода массовой информации, цензура, злоупотребления свободой массовой информации, понятие СМИ Закон «О СМИ» был принят 27 декабря 1991 г. В течение 10 лет в него вносились поправки, последняя их которых датируется 2011 г. Он состоит из 7 глав и 62 статей. Согласно закону, в РФ: Поиск, получение и распространение массовой информации, Учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими, Изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических средств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ Не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством РФ о СМИ. Под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, предназначенная для неограниченного круга лиц, имеющая постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Под редакцией СМИ понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск СМИ. Под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию и принимающего окончательные решения в отношении производства и выпуска СМИ. Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по её уполномочию. Под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции СМИ, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода. Цензура массовой информации, то есть требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается. Не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемого деяния, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Также запрещается распространение в СМИ сведений о способах, методах разработки, изготовления, использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ, пропаганда преимуществ их использования, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами. При освещении контртеррористической операции запрещается распространения в СМИ сведений о спец.средствах, технических приёмах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Учредителем СМИ не может выступать: Гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным Объединение граждан, предприятие, деятельность которых запрещена по закону Гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно на территории РФ. Заявление о регистрации СМИ, продукция которого предназначена для распространения преимущественно: На всей территории РФ, за её пределами, на территории нескольких субъектов РФ, - подаётся учредителем в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. На территории субъекта РФ, территории муниципального образования, - подаётся учредителем в её региональное представительство. Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции СМИ в течение года со дня выдачи свидетельства о регистрации. Смена учредителя, названия, языка, формы периодического распространения, территории распространения допускается лишь при условии перерегистрации СМИ, если его деятельность не прекращена судом. При изменении местонахождения редакции, периодичности выпуска и максимального объёма СМИ учредитель обязан в месячный срок письменно уведомить об этом регистрирующий орган. Не требуется регистрация: СМИ, учреждаемых органами гос.власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов Периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров Радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного гос.учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов Аудио- и видеопрограмм тиражом не более 10 экземпляров. Деятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа Учредитель имеет право прекратить деятельность СМИ исключительно в случая и порядке, предусмотренных уставом редакции, суд – в случае неоднократных в течение года нарушений редакцией требований ст.4, по поводу которых регистрирующим органом делались письменные предупреждения. Прекращение деятельности СМИ влечёт недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции. Устав редакции СМИ принимается на общем собрании коллектива журналистов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем. В уставе должны быть определены: Взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора Полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников Порядок назначения главного редактора Основания и порядок прекращения и приостановления деятельности СМИ Порядок утверждения и изменения устава редакции. Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трёх месяцев со дня первого выхода в свет данного СМИ. Каждый выпуск периодического печатного издания должен включать: Название издания Учредитель Фамилия, инициалы главного редактора Порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, время подписания в печать Индекс Тираж Цена Адреса редакции, издателя, типографии. Гражданин (или его законный представитель) или организация вправе требовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном СМИ. Если редакция СМИ не располагает доказательствами того, что распространённые им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же СМИ. Если гражданин или организация представили текст опровержения, то распространению подлежит данный текст (можно даже зачитать его и передать в записи). Объём опровержения не может более чем вдвое превышать объём опровергаемого фрагмента. Но нельзя требовать, чтобы объём опровержения был короче одной страницы машинописного текста. Опровержение должно последовать в течение 10 дней со дня получения требования (не реже одного раза в неделю) или в ближайшем планируемом выпуске. В течение месяца со дня получения требования об опровержении редакция должна уведомить гражданина о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований. В опровержении должно быть отказано, если требование: Является злоупотреблением свободы массовой информации (ст.4) Противоречит вступившему в законную силу решению суда Является анонимным В опровержении может быть отказано, если: Опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном СМИ Требование об опровержении поступили в редакцию по истечении одного года. Отказ в опровержении может быть обжалован в суд в течение года со дня распространения опровергаемых сведений. Также гражданин или организация имеет право на ответ (комментарий) в том же СМИ. Ответ на ответ помещается не ранее чем в следующем выпуске СМИ. Данное правило не распространяется на редакционные комментарии. Журналист имеет право: Искать, запрашивать и распространять информацию Посещать гос.органы или организации либо их пресс-службы Быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации Получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие тайну Копировать, публиковать, оглашать документы и материалы Производить записи, за исключением случаев, предусмотренных законом Посещать специально охраняемые места, в которых объявлено чрезвычайное положение Проверять достоверность сообщаемой ему информации Излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью Отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям Распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи. Журналист обязан: Соблюдать устав редакции Проверять достоверность сообщаемой ему информации Сохранять конфиденциальность информации и её источника При получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении съёмки Ставить в известность главного редактора о возможных исках в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала Отказаться от данного ему главным редактором задания, если оно связано с нарушением закона Предъявить при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста Соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации при осуществлении профессиональной деятельности. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций. Государство гарантирует журналисту защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 1959; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.244 (0.009 с.) |