Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические функции журналистики

Поиск

 

Описав основную категорию журналистики – массовую информацию, мы вплотную подошли к разговору о функциях журналистики. Под «функцией» понимается «способ действия, способ проявления активности системы, общий тип решаемых этой системой задач».[56]

Массовая информация является основным элементом целостной системы журналистики. Как элемент системы она вступает во взаимодействие с другими элементами, обеспечивая тем самым процесс внутреннего функционирования этой системы. Функционирование как процесс означает согласованную работу внутриструктурных элементов, позволяющих системе осуществлять свой гомеостазис, создавать свой продукт, действие которого уже будет реализоваться во внешнем взаимодействии системы с другими системами.

Так, например, функционирование человека как системы обеспечивают пищеварительная функция, функция нервной, сердечно-сосудистой и других систем. Не будь этих внутренних функций, не было бы и их основного продукта – человека, а, значит, мы не могли бы говорить о каких-либо социальных функциях человека при его взаимодействии с окружающим миром.

Основным продуктом журналистики является, как мы уже выяснили, массовая информация. Минимальной единицей измерения для понятия «массовая информация» как продукта функционирования системы «Журналистика» будет самый краткий вид сообщения - хроникальная информация. А процесс информирования, таким образом, будет минимальным действием в процессе функционирования журналистики.

Максимальные же усилия журналистики порождают аналитическую информацию, а процесс анализа будет максимальным действием в процессе функционирования журналистики как системы. Итак, мы можем сказать, что в процессе своего функционирования система журналистики реализуются действия различной интенсивности, которые можно рассматривать в диапазоне от информирования до анализирования. Поскольку по природе своей это - действия, т.е. способ проявления активности, то мы также можем назвать их функциями. Это будут внутренние функции системы «журналистика», представляющие собой определенные методологически обоснованные действия, приводящие к созданию главного продукта журналиста – массовой информации. Именно благодаря их методологической обусловленности эти функции можно назвать методологическими функциями журналистики, которые, как описано выше, можно подразделить на информационные и аналитические.

Информирование представляет собой периодическую дискретную (разделенную на части) подачу кратких сообщений, отражающих реальные факты современной действительности. Такие сообщения содержат ответы на пять вопросов: что, где, когда и как произошло, и кто в этом участвовал. Они, безусловно, должны обладать общими сущностными признаками массовой информации, описанными выше. Методики производства журналистских информационных произведений описаны в теории информационных жанров, и мы не будем здесь останавливаться на них подробно.

Методологическая аналитическая функция журналистики начинается с ответа на вопрос «почему?». Журналистский анализ действительности имеет свои характерные особенности, отличающие его от других видов анализа.

Философская энциклопедия под методом понимает «путь, исследование, способ достижения определенной цели, совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности».[57]

Метод журналистики наглядно (даже графически) представлен Е.П. Прохоровым. Это совокупность взаимоувязанных методологий социального познания, теории журналистики, методики сбора и интерпретации эмпирических данных, разработки выводов и рекомендаций.[58]

Однако нам кажется необходимым представить не статическую структуру метода, а его динамическое логико-познавательное проявление. И, кроме того, обозначить его эвристическую (созидательную, конструирующую) сущность, координирующие способности, интегрирующий (объединяющий) характер.

Для этого мы предлагаем использовать в качестве основы для определения метода журналистского анализа действительности метод изучения мира, используемый философией, поскольку философия и журналистика имеют общий предмет отражения – весь существующий мир. Однако цели у них различны. Философия идет последовательно от сбора эмпирических фактов к их обобщению до уровня наиболее общих закономерностей. Журналистика же строит свои выводы с опорой на общие законы бытия, используя теоретические обобщения различных наук для интерпретации фактов современной действительности на уровне, доступном для понимания массовой аудиторией. Из разницы целей вытекает и отличие метода журналистского анализа действительности от философского.

Представим журналистский аналитический метод следующей схемой:

 
 

 


Рис. 11 Структура метода анализа в журналистике

 

Сначала журналист собирает эмпирические сведения (факты). Затем, рассмотрев их в совокупности, делает эмпирическое обобщение, то есть то, что принято называть обобщением на основе собственного жизненного опыта.

Однако этого недостаточно, чтобы полноценно проанализировать описываемые события и процессы. Необходимо обратиться к научным данным из той сферы деятельности, о которой пишет журналист. Допустим, речь идет об анализе какой-либо экологической ситуации. Значит, необходимо обратиться к экологии в том ее разделе, который рассматривает данные проблемы. Но выбор самой экологической теории не должен быть случайным. Сегодня много существует околонаучной, популярной литературы, использование которой не позволит сделать грамотные выводы. Поэтому важно при выборе теоретических концепций учитывать, насколько сами эти концепции опираются на основные философские принципы, отражающие наиболее общие закономерности бытия.

Это требует от журналиста способности к переработке и усвоению информации любого уровня, хотя бы в основных ее существенных чертах. Именно поэтому журналистская профессия считается универсальной и требует от профессионала стремления к формированию себя как активной универсальной личности.

Далее журналисту необходимо совместить свои эмпирические обобщения по анализируемой ситуации с теоретическими обобщениями таким образом, чтобы полученные выводы и тексты были понятны массовой аудитории. Это и будет уровнем журналистского обобщения, популярным и вместе с тем глубоким, научно обоснованным. Мы считаем необходимым подчеркнуть, что метод журналиста должен базироваться на общефилософском методе постижения действительности (что и отражено в схеме), различаясь с ним лишь по уровню обобщения и изложения материала.

Приведем пример подобного конструирования суждения. Людей, вышедших с избирательного участка, спрашивают, за кого они проголосовали (эмпирические данные). Затем, произведя подсчет голосов, делают вывод о том, кто избран (эмпирическое обобщение). Далее объявляют, что победитель является представителем такого-то политического направления, что влечет за собой определенный тип управле­ния (уровень политологической теории).

Далее используются философские законы развития, принципы детерминизма и актуальности. Согласно им, изменения в системах происходят следующим образом: внутренняя сущность явления (называемая в философии Необходимостью) встречается с внешними обстоятельствами бытия (называемыми в философии Случайностью). И возникает Вероятность тех или иных изменений явления. Каждое из возможных изменений преодолевает Противоречия на пути своего развития до тех пор, пока не произойдет качественный Скачок, то есть вероятностное изменение не станет реальным, то есть актуализируется.

причина
Используя эту схему рассуждений как методическую, можно получить следующий текст:

Согласно проведенному нами опросу проголосовавших избирателей, следовало ожидать, что победу на выборах Президента России в 2000 году одержит В.В. Путин. Через несколько часов после окончательного подсчета всех голосов миру было объявлено, что эти ожидания оправдались. Надо сказать, что в этом не было ничего удивительного. Кризис в России породил потребность в наве­дении порядка, что привело к власти Путина - человека с до­вольно ярко выраженными авторитарными принципами жесткого управления (Необходимость). При одних условиях (Случайность-1) эти задатки могут привести его к полной тоталитарно­сти, аналогичной коммунизму, фашизму, национал-экстремизму (Вероятность-1). При других обстоятельствах (Случайность-2) этот же авторитаризм может вполне успешно развиваться на демо­кратической основе (Вероятность-2). Было бы странным заранее отрицать возможность реализоваться в полной мере любому из двух обозначенных путей.

Конечно, у любого из этих направлений развития имеются противоречия на пути реализации целей. В одном случае идея тоталитаризма непременно будет воевать (Противоречие-1) с любыми другими идеями. В другом - демократические течения (консерваторы и либералы) неизбежно станут спорить (Противоречие-2) о способе достижения своих целей. Видимо, какое из противоречий окажется легче преодолимым, такое направление развития и реализуется на практике. Таким образом, выборы в России закончились, но выбор пути продолжается (Актуализации еще не произошло).

Этот наглядный пример реализации показывает, что созданный текст способствует приросту знаний у аудитории в том случае, если автору удастся создать его с использованием предложенной методической модели анализа действительности.

Новое знание может иметь вид социального прогноза либо позволяет оценивать реальное положение вещей и формировать рекомендации к изменению ситуации. Учитывая, что для рефлексивных систем знание является мотивом к действиям по изменению ситуации, можно предположить высокую эффективность влияния таких текстов на аудиторию и высокую вероятность действенности текста на поведение социальных институтов.

Кроме того, подобный анализ современной действительности позволяет своевременно формулировать проблемы для научных теоретических разработок, продиктованные самим ходом событий. Так, например, судя по текущим событиям, весьма актуальной оказывается теория становления и развития гражданского общества, без которой мы рискуем возвратиться на круги своя в тоталитарные кандалы.

Подобно тому, как философия выполняет эвристическую функцию при познании действительности и тем самым прибавляет новое знание к ранее имеющемуся, журналистика тоже может стать началом новых размышлений и действий своей аудитории при условии грамотной реализации методик при создании аналитического текста. И тогда можно говорить о реализации журналистикой конструирующей функции, то есть функции, способствующей конструированию нового знания, побуждающего к новому действию.

Она может рассчитывать на это еще и потому, что, обращаясь к самым различным наукам в своей аналитической деятельности, она тем самым координирует в своем методе исследования методы других наук. Достаточно сказать, что журналистика широко пользуется социологическим методом изучения действительности, ей знакомы психологические приемы анализа, она регулярно пользуется статистическими характеристиками и т.д. и т.п.

Разнообразие методов определяется бесконечной широтой самого предмета журналистики, которым по сути дела является весь сущий мир. Кроме того, задача формирования общественного сознания есть тоже междисциплинарная задача, которая реализуется при участии различных научных дисциплин, соответственно имеющих свои методы познания и действия. Журналистика вынуждена координировать все многообразие используемых в ее деятельности методов и постоянно соотносить их с познавательными методами аудитории. Поэтому можно сказать, что она реализует координирующую методологическую функцию. И главная ее задача при этом состоит в оптимизации методологического отбора и диалектическом оперировании методами.

Журналистское исследование также выполняет интегрирующую функцию, поскольку любой предмет ее исследования должен рассматриваться ею с точки зрения его позиции в пространстве, то есть рассматриваться как часть некого целого со всем комплексом этих взаимоотношений. Например, избранную фигуру Президента рас­сматривают не саму по себе, а как часть определенного исторического процесса или носителя какой-либо идеологии на определенной территории земного шара в целом.

Реализуя философский принцип единства мира и ми­рового процесса, журналистикой выдвигается требование системного подхода к анализу происходящих в мире процессов и имеющихся явлений, потому что иначе невозможно обеспечение целостности анализируемых систем. Кроме системного подхода, интегрирующая функция базируется на ряде других журналистских принципов: принципе объективности, национально-патриотическом принципе, принципах, характеризующих социальную позицию журналиста, принципе единства формы и содержания, принципе диалектической взаимосвязи свободы и ответственности. Суть этих принципов мы будем изучать в разделе онтологические принципы журналистики.

Существует также требование анализа любого объекта в его не­прерывном развитии и изменении во времени, что делает необходимой реализацию логико-гносеологической функции жур­налистики. Мы не можем оставить без внимания самые незначитель­ные изменения, отмахнуться от них как от досадных мелочей. Мы нуждаемся в наиболее полном и точном отражении развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта. Логико-гносеологичекая функция базируется тоже на целом ряде журналистских принципов: принципе детерминизма, принципе актуальности, историческом принципе, которые также будут изучены нами позже.

Конструирующая, координирующая, интегрирующая и логико-гносеологические функции присущи журналистике также как и философии с той лишь разницей, которая отличает предметы этих наук. Это методологиче­ские функции, которые в реальном журналистском бытии приобретают иное терминологическое обозначение - аналитическая журналистика. Таким образом, можно представить следующую схему методологических функций журналистики:

 
 

 

 


Рис. 12 Методологические функции журналистики

Подводя итог разговору о внутренних функциях журналистики, информационной и аналитической, следует подчеркнуть, что мы определяем их как функции методологические, потому что они могут быть представлены в качестве метода реализации внешних функций журналистики как системы, речь о которых еще впереди. Иными словами, чтобы реализовать свою миссию и всю совокупность вытекающих из нее социальных функций, журналистика сначала должна реализовать методологические функции, информационные и аналитические, обеспечивающие ее внутреннее функционирование как самостоятельной целостной системы, создающей свой основной продукт – массовую информацию.

 

Основная литература

1. Алексеев, П.В. Философия: Учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: ТЕИС, 1996. – 504 с. - С. 14-29.

2. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: учебное пособие / Е.П. Прохоров. – М.: РИП_холдинг, 2002. – 322 с. - С. 240-249 (гл. 8 п.3 «Типы и методологические основы творчества»).

 

Практическое задание

Написать учебный журналистский текст, используя методологические приемы конструирующей функции, описанные в данном разделе.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое методологические функции журналистики? Почему они являются формой реализации социальных функций?

2. Какие два блока методологических функций можно выделить и почему?

3. Почему аналитические методологические функции можно представить в виде совокупности функций?

4. Какие функции входят в эту совокупность с точки зрения журналистского метода и с точки зрения журналистских принципов?

5. Расскажите о конструирующей функции.

6. Расскажите о координирующей функции.

7. Расскажите об интегрирующей функции.

8. Расскажите о логико-гносеологической функции.

 

Терминология

Функция, метод, методологические функции журналистики, информационная функция, аналитическая функция, координирующая функция, конструирующая функция, логико-гносеологическая функция, интегрирующая функция.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.223.12 (0.008 с.)