Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая структура курса «Основы журналистики»↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Гуманитарный институт Кафедра «Журналистика» Г.В. Чевозёрова
Основы теории журналистики Часть I Метажурналистика учебное пособие
Тольятти, 2011
УДК 070 ББК 76.0 Ч
Чевозерова, Г.В. Основы теории журналистики. Часть 1. Метажурналистика: учебное пособие / Г.В. Чевозёрова. – Тольятти, 2011. – 141 с.
C курса «Основы теории журналистики» начинается обучение на факультетах журналистики. В его рамках дается понятие о наиболее общих закономерностях функционирования профессии, закладывается фундамент для дальнейшего освоения мастерства. Именно поэтому так важно дать онтологическое обоснование сущности основных понятий и профессиональных процессов, связанных с журналистикой как сферой массово-информационной деятельности. Важно раскрыть функциональные возможности и природное предназначение профессии. Этому и посвящена часть I курса, которая называется «Метажурналистика».
Оглавление Общая структура курса «Основы журналистики»…………………………….…4 Глава 1. Природа журналистики как массово-информационной деятельности………………………………………………………………….….....8 Информация как философская категория…………………........................8 Массовая информация как категория журналистики…………………...33 Информационная политика как целенаправленные информационные потоки ………………………………………………………………...……49 Глава 2. Онтологические функции журналистики и ее конкретно-исторические роли…………………………………………………...72 Методологические функции журналистики……………………………..72 Система социальных функций журналистики…………………………..81 Общая коммуникационная сущность функций журналистики………...92 Мировоззренческие функции: духовно-идеологическая функция журналистики……………………………………………………………102 Мировоззренческие функции: культурно-просветительская функция журналистики………………………………………………….111 Миросозерцательные функции: эмоционально-психологическая функция журналистики………………………………………………….122 Миросозерцательные функции: социально-бытовая функция журналистики………………………………………………….129 Общая организаторская сущность функций журналистики…………..133 Общая структура курса «Основы журналистики»
Прежде чем начать разговор о структуре изучаемого курса, нужно определить его место в общей журналистской теории. Можно сказать, что «Основы журналистики» являются фундаментом всей науки о журналистике, поэтому в предлагаемой таблице мы поместим их снизу, как фундамент, на котором затем будет возводиться здание всего профессионального образования.
Первая часть курса «Основы журналистики» иногда представлена в научной литературе как «Введение в теорию журналистики», что звучит довольно загадочно. Мысль о том, что любое дело начинается с какой-то теории, каких-то знаний о нем, привычна. Но то, что теорию еще надо предварять введением, которое по объему представляет собой не десяток страниц, как в любой книге, а большой самостоятельный курс с отдельным учебным пособием – вот это не традиционно. Мы имеем дело с теорией теории. Наивысшей степенью теоретического обобщения, как известно, обладает такая наука как философия. Это ее называют теорией теории. В данном же случае речь идет о наивысшей степени обобщения в журналистской теории, которую можно назвать философией журналистики. Итак, введение в теорию журналистики (философия журналистики) – это наука о наиболее общих закономерностях журналистского профессионального бытия. Это наука, которая не столько отвечает на вопросы, как конкретно создать то или иное журналистское произведение, сколько объясняет, зачем вообще его создавать. Она дает представление о том, что такое журналистская деятельность в целом, как она функционирует, какие функции реализует, какие цели при этом преследует, каковы основные принципы ее деятельности и т.д. Все это совершенно необходимо понимать, потому что просто бессмысленно постигать секреты профессионального мастерства без общего целостного представления о том, что есть сама эта профессия, каково ее место и роль в жизни общества. Надо хорошо представлять себе, каков может быть результат журналистского труда и из чего он складывается. Прежде чем говорить о результате конкретно журналистского труда, уместно привести некую общую формулу получения результатов любой деятельности: R = I + E + M, где R – результат, который планируется получить. I – знание о том, что нужно сделать для получения этого результата (информационная составляющая результата, отвечающая на вопрос: что делать?). E – способ получения результата и способности, которые понадобятся для этого (энергетическая составляющая результата, отвечающая на вопрос: как делать?). M – наличие ресурсов, необходимых для получения результата (материальная составляющая результата, отвечающая на вопрос: что надо иметь, чтобы получить искомый результат. В науке в качестве такой материальной основы для получения результата выступает фактологическая основа и, естественно, все, что обеспечивает ее получение). Согласно данной формуле, введение в теорию журналистики (философию журналистики) мы будем рассматривать как результат, для получения которого нам понадобится описать три его составляющих, что и будет сделано в трёх соответствующих разделах курса. Названы они по аналогии с разделами курса философии: метафилософия, онтология и гносеология. Информационную составляющую понятия «введение в теорию журналистики», отвечающую на вопрос «что надо делать?», мы назовем метажурналистикой. Приставка «мета» переводится с греческого как то, «что следует за». В данном случае она будет обозначать наивысший из возможных уровней теоретического обобщения науки о журналистике. Таким образом, метажурналистика будет заниматься выяснением сути основных категорий и понятий журналистики и общих возможностей профессии. Первое, о чем мы будем говорить в этом разделе, это об информации. Начиная со второй половины ХХ века благодаря открытиям кибернетиков, информацию стали относить к разряду философских категорий и рассматривать ее как способ характеристики любого предмета или явления, а также как способ характеристики его взаимодействия с другими предметами и явлениями. Были выявлены основные природные функции информации, которые свойственны всем ее видам. Одной из разновидностей родового понятия «информация» является массовая информация. Это понятие является основным для журналистики. Описание специфических черт, отличающих массовую информацию от других видов информации, позволит охарактеризовать суть данного понятия. Далее станет возможным говорить о природных, онтологически обоснованных функциях журналистики, которые она может реализовывать в обществе как массово-информационная деятельность. Объект и предмет журналистики и ее функции, определяют ее место роль в социальной системе и позволяют сделать вывод о миссии профессии. Остальные разделы курса «Введение в теорию журналистики» (философия журналистики) будут рассмотрены во второй части учебного пособия.
Глава 1 Природа журналистики как массово-информационной деятельности Вопросы для самоконтроля 1. Почему информацию называют философской категорией? 2. Разъясните суть понятия «философия информационной цивилизации»? 3. Объясните суть спора между представителями атрибутивной и функциональной концепций информации. 4. Какая информация называется потенциальной, а какая активной? 5. Какая информация называется структурной, а какая относительной? 6. Что такое полная информация? Сравните обыденное и научное определения понятия «информация». 7. Опишите циклический процесс информационного взаимодействия журналиста и аудитории: из каких этапов он состоит, какие требования к нему предъявляются на каждом этапе, каковы возможные последствия несоблюдения этих требований? 8. Назовите природные функции информации. 9. Почему говорят, что информация является источником развития любой системы? 10. Почему и каким образом информация используется в процессах управления? 11. Как развивались механизмы управления? Как они функционируют в журналистике? 12. Дайте определение понятию «журналистика». Почему журналистика называется массово-информационной деятельностью? 13. Что такое информационная карта мира? Почему в ее основе лежит информация? 14. Каковы основные перспективы развития человечества и связанные с ними проблемы? Какие способы решения этих проблем предложил А.Д.Сахаров? Какова роль в этом процессе журналистики?
Терминология Категория, философская категория, отражение, информация, потенциальная информация, активная информация, структурная информация, относительная информация, полная информация, функции информации, гомеостазис, генезис, тезаурус, энтропия, ноосфера, плюрализм, превентивный, журналистика, миссия журналистики, объект журналистики, предмет журналистики.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое социальная информация? 2. Какое место в социальной информации занимает массовая информация и для чего она служит? 3. Что представляет собой структурный аспект массовой информации? 4. Что такое семантическая сторона текста? 5. Какие виды информации могут быть в тексте? 6. Какой текст называется информативным? 7. Какой текст называется информационно насыщенным? 8. Что такое синтактическая сторона текста? 9. Что такое структурные элементы и подсистемы текста: факт, вывод, аргумент? 10. Каковы правила сочетания структурных элементов текста? 11. Что такое прагматическая сторона текста? 12. Назовите основные признаки информации, благодаря которым реализуется ее успешное восприятие аудиторией. 13. Какую аудиторию можно назвать информированной? 14. Что такое массовая информация?
Терминология Социальная информация, массовая информация, семантическая сторона текста, дескриптивная информация, прескриптивная информация, валюативная информация, нормативная информация, синтактическая сторона текста, прагматическая сторона текста, факт, вывод, аргумент, небанальный текст, актуальный текст, декодируемый текст, релевантный текст, информационная насыщенность текста, информативность текста, информированность аудитории.
Информационная политика Вопросы для самоконтроля 1. Что такое «политика»? 2. Что такое «информационная политика»? 3. Каковы цели информационной политики с точки зрения онтологического подхода? 4. Как связаны между собой две онтологические цели информационной политики? 5. Каковы задачи, которые необходимо решить для достижения данных целей информационной политики? 6. Почему формирование общественного (политического) сознания является междисциплинарной задачей? 7. Что изучает философия политики? 8. Что изучает политическая психология? 9. Что изучает политическая психология? 10. Какую роль играет журналистика в формировании политического сознания? 11. Что такое концентрированные фигуры исторической практики? 12. Что такое «менталитет»? Каковы основные черты российского менталитета? 13. Что такое «национальные объединительные идеи? Какие российские национальные идеи вам известны? 14. Как формируются такие идеи и как они реализуются на практике? 15. Основные требования, которые выдвигаются сегодня к новой российской национальной идее? 16. Кто является субъектами формирования информационной политики издания? 17. Как взаимодействуют между собой эти субъекты в процессе функционирования СМИ?
Терминология Политика, информационная политика, цели информационной политики, задачи информационной политики, политическое сознание. Менталитет, ментальность, ментальная установка, национальный характер, инвариант, национальная объединительная идея, субъекты информационной политики.
Глава 2 Вопросы для самоконтроля 1. Что такое методологические функции журналистики? Почему они являются формой реализации социальных функций? 2. Какие два блока методологических функций можно выделить и почему? 3. Почему аналитические методологические функции можно представить в виде совокупности функций? 4. Какие функции входят в эту совокупность с точки зрения журналистского метода и с точки зрения журналистских принципов? 5. Расскажите о конструирующей функции. 6. Расскажите о координирующей функции. 7. Расскажите об интегрирующей функции. 8. Расскажите о логико-гносеологической функции.
Терминология Функция, метод, методологические функции журналистики, информационная функция, аналитическая функция, координирующая функция, конструирующая функция, логико-гносеологическая функция, интегрирующая функция.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое социальные функции журналистики? 2. Изложите концепцию Е.П.Прохорова о системе функций журналистики. 3. Изложите концепцию С.Г. Корконосенко о системе функций журналистики. 4. Изложите концепцию Л.Г. Свитич о системе функций журналистики. 5. Изложите концепцию Л.Г. Свитич о системе функций журналистики. 6. Изложите концепцию И.Д. Фомичевой о системе функций журналистики. 7. Изложите принцип онтологического подхода при определении функций журналистики. 8. Объясните систему социальных функций журналистики, выстроенную с помощью онтологического подхода к анализу проблемы. 9. Почему функции имеют двойное название? 10. Каждый ли материал должен реализовывать всю совокупность функций журналистики? 11. Что такое социальная роль журналистики и как она определяется? 12. Почему важно изучать не только социальные роли журналистики, но и ее онтологические функции?
Терминология Социальные функции журналистики, социетальные сферы действительности, мировоззренческие функции журналистики, миросозерцательные функции журналистики, социальная роль журналистики.
Вопросы для самоконтроля 1. В чем заключается коммуникационная сущность функций журналистики? 2. Почему коммуникационная сущность присуща всем функциям журналистики? 3. Какие виды коммуникации в зависимости от содержания вы знаете? 4. Какие виды коммуникации в зависимости от целей вы знаете? 5. Какие виды коммуникации в зависимости от средств вы знаете? 6. Что понимают под коммуникацией социологи? 7. Как рассматривают коммуникацию философы? 8. В чем состоят интегративные задачи массовой коммуникации?
Терминология Коммуникационная сущность функций журналистики, коммуникация, виды коммуникации в зависимости от ее содержания, от целей, от средств.
Мировоззренческие функции: Вопросы для самоконтроля 1. Какие функции мы называем мировоззренческими? 2. Что такое идеология? 3. Что понимается под идеологической деятельностью в журналистике? 4. Индивидуальная и массовая идеология и проблемы их взаимовлияния. 5. Структура массового сознания. 6. Что такое социальная позиция как условие социального действия?
Терминология Идеология, идеологическая функция журналистики, мировоззрение, миросозерцание, историческое сознание, общественное мнение, социальная позиция.
Мировоззренческие функции: Вопросы для самоконтроля 1. Что такое культура? 2. Что такое уровень культуры как мера качественной и количественной характеристики культуры? 3. Как оценить уровень культуры того или иного явления? 4. Почему культурную функцию журналистики мы называем еще и просветительской?
Терминология Культура, уровень культуры, формула культуры, образование, просвещение, культурно-просветительская функция.
Миросозерцательные функции: Вопросы для самоконтроля 1. Какие миросозерцательные функции журналистики Вы знаете? Почему они так называются? 2. Как расширить сферу чувственного отражения действительности? Какую роль в этом могут сыграть СМИ? 3. Какие формы чувственного отражения мира Вы знаете? 4. Почему журналист должен быть толерантным? 5. Как обеспечить наиболее точное и полное восприятие аудиторией чужого опыта? 6. Каковы оптимальные пропорции позитивной и негативной информации в СМИ? Чем они обоснованы?
Терминология Миросозерцательные функции журналистики, эмоционально-психологическая функция журналистики, рецепторы, формы чувственного отражения мира (ощущение, восприятие, представление), нравственные чувства человека (стыдливость, жалость, благоговение), толерантность.
Миросозерцательные функции: Вопросы для самоконтроля 1. Почему социально-бытовая функция относится к миросозерцательным функциям журналистики? 2. В чем сущность социально-бытовой функции? 3. Какие публикации особенно активно реализуют социально-бытовую функцию? 4. Почему рекламно-справочная функция связана с идеологической и культурно-формирующей? 5. Как реализация этой функции влияет на тираж издания?
Терминология Социально-бытовая функция журналистики, рекламно-справочная функция журналистики, ориентационная функция журналистики.
Вопросы для самоконтроля 1. В чем заключается организаторская сущность функций журналистики? 2. Почему она присуща каждой функции журналистики? 3. Каковы способы влияния журналистских текстов? 4. Что такое сознание человека и какова его структура? 5. Каковы особенности журналистского взаимодействия с сознанием аудитории? 6. Почему сегодня говорят об атрофировании сознания аудитории? 7. Каковы закономерности взаимодействия массовой информации с массовым сознанием? 8. Почему журналистику называют «Четвертой властью»?
Терминология Организаторская сущность функций журналистики, «четвертая власть».
Учебное издание
Гуманитарный институт Кафедра «Журналистика» Г.В. Чевозёрова
Основы теории журналистики Часть I Метажурналистика учебное пособие
Тольятти, 2011
УДК 070 ББК 76.0 Ч
Чевозерова, Г.В. Основы теории журналистики. Часть 1. Метажурналистика: учебное пособие / Г.В. Чевозёрова. – Тольятти, 2011. – 141 с.
C курса «Основы теории журналистики» начинается обучение на факультетах журналистики. В его рамках дается понятие о наиболее общих закономерностях функционирования профессии, закладывается фундамент для дальнейшего освоения мастерства. Именно поэтому так важно дать онтологическое обоснование сущности основных понятий и профессиональных процессов, связанных с журналистикой как сферой массово-информационной деятельности. Важно раскрыть функциональные возможности и природное предназначение профессии. Этому и посвящена часть I курса, которая называется «Метажурналистика».
Оглавление Общая структура курса «Основы журналистики»…………………………….…4 Глава 1. Природа журналистики как массово-информационной деятельности………………………………………………………………….….....8 Информация как философская категория…………………........................8 Массовая информация как категория журналистики…………………...33 Информационная политика как целенаправленные информационные потоки ………………………………………………………………...……49 Глава 2. Онтологические функции журналистики и ее конкретно-исторические роли…………………………………………………...72 Методологические функции журналистики……………………………..72 Система социальных функций журналистики…………………………..81 Общая коммуникационная сущность функций журналистики………...92 Мировоззренческие функции: духовно-идеологическая функция журналистики……………………………………………………………102 Мировоззренческие функции: культурно-просветительская функция журналистики………………………………………………….111 Миросозерцательные функции: эмоционально-психологическая функция журналистики………………………………………………….122 Миросозерцательные функции: социально-бытовая функция журналистики………………………………………………….129 Общая организаторская сущность функций журналистики…………..133 Общая структура курса «Основы журналистики»
Прежде чем начать разговор о структуре изучаемого курса, нужно определить его место в общей журналистской теории. Можно сказать, что «Основы журналистики» являются фундаментом всей науки о журналистике, поэтому в предлагаемой таблице мы поместим их снизу, как фундамент, на котором затем будет возводиться здание всего профессионального образования.
Первая часть курса «Основы журналистики» иногда представлена в научной литературе как «Введение в теорию журналистики», что звучит довольно загадочно. Мысль о том, что любое дело начинается с какой-то теории, каких-то знаний о нем, привычна. Но то, что теорию еще надо предварять введением, которое по объему представляет собой не десяток страниц, как в любой книге, а большой самостоятельный курс с отдельным учебным пособием – вот это не традиционно. Мы имеем дело с теорией теории. Наивысшей степенью теоретического обобщения, как известно, обладает такая наука как философия. Это ее называют теорией теории. В данном же случае речь идет о наивысшей степени обобщения в журналистской теории, которую можно назвать философией журналистики. Итак, введение в теорию журналистики (философия журналистики) – это наука о наиболее общих закономерностях журналистского профессионального бытия. Это наука, которая не столько отвечает на вопросы, как конкретно создать то или иное журналистское произведение, сколько объясняет, зачем вообще его создавать. Она дает представление о том, что такое журналистская деятельность в целом, как она функционирует, какие функции реализует, какие цели при этом преследует, каковы основные принципы ее деятельности и т.д. Все это совершенно необходимо понимать, потому что просто бессмысленно постигать секреты профессионального мастерства без общего целостного представления о том, что есть сама эта профессия, каково ее место и роль в жизни общества. Надо хорошо представлять себе, каков может быть результат журналистского труда и из чего он складывается. Прежде чем говорить о результате конкретно журналистского труда, уместно привести некую общую формулу получения результатов любой деятельности: R = I + E + M, где R – результат, который планируется получить. I – знание о том, что нужно сделать для получения этого результата (информационная составляющая результата, отвечающая на вопрос: что делать?). E – способ получения результата и способности, которые понадобятся для этого (энергетическая составляющая результата, отвечающая на вопрос: как делать?). M – наличие ресурсов, необходимых для получения результата (материальная составляющая результата, отвечающая на вопрос: что надо иметь, чтобы получить искомый результат. В науке в качестве такой материальной основы для получения результата выступает фактологическая основа и, естественно, все, что обеспечивает ее получение). Согласно данной формуле, введение в теорию журналистики (философию журналистики) мы будем рассматривать как результат, для получения которого нам понадобится описать три его составляющих, что и будет сделано в трёх соответствующих разделах курса. Названы они по аналогии с разделами курса философии: метафилософия, онтология и гносеология. Информационную составляющую понятия «введение в теорию журналистики», отвечающую на вопрос «что надо делать?», мы назовем метажурналистикой. Приставка «мета» переводится с греческого как то, «что следует за». В данном случае она будет обозначать наивысший из возможных уровней теоретического обобщения науки о журналистике. Таким образом, метажурналистика будет заниматься выяснением сути основных категорий и понятий журналистики и общих возможностей профессии. Первое, о чем мы будем говорить в этом разделе, это об информации. Начиная со второй половины ХХ века благодаря открытиям кибернетиков, информацию стали относить к разряду философских категорий и рассматривать ее как способ характеристики любого предмета или явления, а также как способ характеристики его взаимодействия с другими предметами и явлениями. Были выявлены основные природные функции информации, которые свойственны всем ее видам. Одной из разновидностей родового понятия «информация» является массовая информация. Это понятие является основным для журналистики. Описание специфических черт, отличающих массовую информацию от других видов информации, позволит охарактеризовать суть данного понятия. Далее станет возможным говорить о природных, онтологически обоснованных функциях журналистики, которые она может реализовывать в обществе как массово-информационная деятельность. Объект и предмет журналистики и ее функции, определяют ее место роль в социальной системе и позволяют сделать вывод о миссии профессии. Остальные разделы курса «Введение в теорию журналистики» (философия журналистики) будут рассмотрены во второй части учебного пособия.
Глава 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.87.157 (0.012 с.) |