Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Массовая информация как категория журналистикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Философское обоснование миссии журналистики, сформулированное нами выше, дает основание для дальнейших рассуждений. Какое место в общем информационном потоке занимает журналистика как вид массово-информационной деятельности? Обратимся вновь к информационной карте мира, к той ее части, которая отображает потоки социальной информации. В современной науке появились новые отрасли, предметом изучения которых является феномен социальной информации. Автор учебника «Социальная информациология» доктор философских наук В.Д. Попов, проанализировав сущностные черты социальной информации, дает ей следующее определение: «Информация в широком смысле - результат отражения в различных формах фактов общественного бытия и общественного сознания. В более узком (функциональном, социальном) плане информация – это передача, циркулирование отраженного и взаимоотраженного многообразия жизни социума»[22] В.М. Березин также подчеркивает, и с этим трудно не согласиться, что «Социальная информация относится к функциональному виду информации, то есть такой информации, которая присуща только живым системам, прежде всего – человеку. В этом виде информации, кроме изучаемой математическими теориями количественной меры информации в последние десятилетия выявлены и свойства ее качественной меры, например, семантические и прагматические свойства».[23] Как видим, исследователь подчеркивает, что социальная информация, как и любая другая, имеет структурный (семантический – смыслосодержащий) и относительный (прагматический - определяющий успех восприятия информации) аспекты. Но при этом имеет и свое видовое отличие, которое заключается в наличии осознанных целей эволюции - формировании ноосферы. В связи с этим резко возрастает скорость и объем циркулирующей информации, что приводит к ее естественному разделению по целям использования и функциям. Социальнаяинформация, производимая сообществом, распадается на два потока: - специальная, сопровождающая созидательную деятельность (техническая, технологическая, научная и т.п.) - массовая, обеспечивающая общение людей. Е.П. Прохоров указывает, что водораздел между массовой информацией и какой-либо иной проходит там, где «начинается различие массового и специального сознания».[24] Таким образом, массовая информация связывается исследователями с таким видом человеческой активности как общение. Л.В. Мрочко рассматривает общение как «специфический для людей способ взаимных информационных отношений, способ бытия человека в его взаимосвязи с другими людьми, осуществляемой в процессе и по поводу их совместной деятельности».[25] В зависимости от числа участников общение может быть личностным (сам с собой), межличностным (друг с другом) и массовым (групповым). Последнее имеет различные формы, определяемые каналом передачи информации. Каналом, который способен объединить в процессе общения наибольшее количество людей, являются средства массовой информации. Постоянное циркулирование сообщений по этому каналу организует журналистика. Осуществляя массово-информационные процессы, она предстает как массово-информационная деятельность. Именно журналистика как массово-информационная деятельность порождает тот специальный вид информации, за которым закрепилось название массовая информация. Разумеется, она обладает всеми специфическими свойствами своего родового понятия «информация», а также видового понятия «социальная информация» и такой его разновидности как массовая информация. Но, кроме того, массовая информация, распространяемая через СМИ, имеет и свои особенности, обусловленные ее предметом, субъектами общения, каналами передачи и ролью в общеэволюционном процессе. С.Г. Корконосенко подчеркивает, что массовая информация выполняет именно функцию общения, то есть совместного действия людей по выработке определенной информации, а не функцию коммуникации, которая предполагает передачу информации от одного объекта к другому как однонаправленного монолога.[26] Исключительность функциональной роли массовой информации обозначает М.В. Шкондин: «Если наука создает научную картину мира, искусство - художественную, то журналистика как тип творчества производит, создает такой информационный продукт, как целостная картина текущей действительности, и никто, кроме нее, эту важную для общества работу не выполняет».[27] Целостное представление о массовой информации, воплощенной в журналистский текст, как и об информации вообще, складывается при рассмотрении этого понятия изнутри (структурный аспект) и снаружи (относительный аспект). Изнутри – это совокупность свойств, взаимодействие которых формируют отличительное качество данного понятия. Снаружи – это внешнее проявление этого отличительного качества, то есть совокупность свойств, проявляемых текстом (массовой информацией) при взаимодействии с аудиторией, его воспринимающей. Органический сплав внутренних и внешних качеств текста определяет его функциональные возможности и эффективность их реализации. Прохоров называет эти качества «коренными свойствами»[28] массовой информации. Он формулирует их, руководствуясь логикой действия журналиста: сначала происходит сбор и осмысление информации журналистом – этот этап выражается в семантической (смысловой, содержательной) стороне текста. Далее ведется работа по написанию текста, формированию его внутренней структуры – это синтактическая сторона текста. И затем происходит восприятие написанного аудиторией – прагматическая сторона текста. На наш взгляд, очевидно, что первые два этапа процесса создания текста, семантический и синтактический, и формируют структурный аспект понятия «массовая информация», а третий этап, прагматический, представляет собой его относительный аспект. Анализируя структурный аспект массовой информации, мы фактически формулируем требования к содержательной (семантической) и формальной (синтактической) стороне журналистского текста. Как любая информация, этот текст должен отражать сведения о предмете своего анализа, его внутренние и внешние характеристики. Отразить – значит описать предмет, то есть в тексте непременно должна быть описательная (дескриптивная – термин, употребляемый Е.П.Прохоровым) информация. Ее требуется ровно столько, чтобы рассматриваемый предмет ясно предстал перед читателем и точно соответствовал действительности. Только в этом случае информация сможет стать источником познания и выполнить свою познавательную функцию. Поскольку любая информация, с точки зрения кибернетиков, непременно выполняет управленческую функцию, логично предположить, что и массовая в этом смысле не исключение. Чтобы выполнить эту функцию, она должна определить все отклонения от нормального существования предмета, для чего ей придется представить в тексте свое видение нормы (идеала) и оценить, насколько описанное реальное далеко от идеального. То есть в тексте обязательно в том или ином виде возникает образ идеального или прескриптивная информация. А также оценочная (валюативная) информация. Чем более объективно обоснованным будет идеал и аргументированной оценка, тем более убедительным окажется текст и, следовательно, более существенно его управленческое воздействие. Информация, и массовая в том числе, также выполняет организаторскую функцию. Это значит, что в тексте должны содержаться предложения о мерах (мероприятиях), которые следует принять, чтобы привести описанную реальность в нормативное или идеальное состояние. Такую информацию называют нормативной. Единство трех фундаментальных функций информации, познавательной, управленческой и организаторской, должно быть свойственно любому тексту, претендующему на массовое восприятие. В научной литературе, в частности у Е.П.Прохорова, высказывается мысль о том, что в журналистских текстах различного предназначения может быть различное присутствие и сочетание упомянутых видов информации. Мы готовы согласиться, что пропорциональное присутствие разновидностей информации действительно характеризует те или иные отличительные особенности текстов. Но вместе с тем, хотелось бы подчеркнуть, что полноценная реализация всех возможностей массовой информации возможна лишь при непременном наличии в тексте всех четырех видов информации. При этом пропорции их, разумеется, могут определяться конкретными целевыми установками текста. Полное же отсутствие хотя бы одного вида информации ограничивает эффективность реализации природных свойств массовой информации. Легко заметить, что даже самые краткие рекламные тексты наиболее эффективны, если они содержат в себе информацию о том, что собой представляет рекламируемый продукт, насколько он сопоставим с идеальным вариантом, где и как его найти и купить. Стоит упустить один из названных компонентов – и реклама вряд ли сформирует побудительный мотив у потребителя. То же самое справедливо и по отношению к любым журналистским текстам. Таким образом, можно сделать вывод о том, что семантическая сторона журналистских текстов определяется не произвольно, и не по воле автора, она вытекает из онтологических функций информации (познавательной, управленческой и организаторской) и характеризует структурные особенности журналистских текстов. Аналогично не произвольными являются и требования, предъявляемые к синтактической стороне текста. Его форма построения должна адекватно отражать существенные взаимосвязи между элементами и подсистемами текста. Элементами текста являются факты (материальные объекты) и выводы (идеальные объекты). Фактом принято называть информацию о том, что имело место в действительности (реальная материя) и может быть проверено и подтверждено. Выводы – это умозаключения, мнения, (идеальная материя). Органические взаимосвязи этих элементов проявляются в единстве идеального и материального: факты должны формировать выводы, а выводы, естественно, должны быть сопоставимы и соизмеримы с фактами. Таким образом, формируются подсистемы текста – некие совокупности фактов, из которых вытекает соответствующий их совокупному содержанию вывод. Соответствие в каждом конкретном случае определяется отдельно. Иногда из единственного факта вполне убедительно вытекает соответствующий ему вывод. Иногда для подтверждения некоего умозаключения требуется целая совокупность фактов. В любом случае все, что подтверждает, доказывает сформулированный вывод, называется аргументом. Аргументы чаще всего и представляют собой подсистемы текстов – совокупность его элементов. Причем, эта совокупность может включать в себя как факты, так и мнения (которые по сути своей являются идеальной материей и их можно назвать в данном случае более частными выводами, приведенными в доказательства более общих выводов). Таким образом, каждый вывод должен быть подтвержден совокупностью фактов и мнений. И, наконец, развитие мыслительного процесса в тексте обеспечивается логической взаимосвязью выводов. Подчеркнем особо: между собой связываются выводы, а не факты. Факты в обязательном порядке взаимодействуют лишь с выводами. Конечно, факты могут иметь некую связь во времени и пространстве (это будет несущественная связь), но могут и не иметь ее вовсе. В этом случае они оказываются взаимосвязанными лишь через свою причастность к общему для них выводу (существенная связь). Схематически логическую структуру текста можно представить, например, следующим образом:
В1 → В2 → В3 → В5 ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ф1 ф2 ф3 ф4 ф5 в4 ф6 ф8 ↓ ф7 На данной условной схеме видно, что выводы 1, 2, 3, 5 связаны между собой последовательно и выражают логическое раскрытие темы. Вывод 4 в эту цепочку не включен, он, вместе с фактами 5 и 6, входит в состав аргументов к выводу 3. Причем, в свою очередь, вывод 4 также имеет фактическую аргументацию (факт 7). Вывод 1 в качестве аргумента имеет совокупность фактов 1, 2 и 3. Вывод 2 аргументирован единственным фактом 4. Вывод 3 в качестве аргументации имеет совокупность фактов 5 и 6 и вывод 4, в свою очередь подтвержденный фактом 7. Вывод 5 аргументирован фактом 8. Логическая схема может иметь любую другую конфигурацию. Нам представляется полезным для гармоничной взаимосвязи выводов и полноценной их аргументации перед непосредственным написанием текста пронумеровать все имеющиеся у журналиста факты и продумать, какие выводы из них могут вытекать. Затем пронумеровать наметившиеся выводы и продумать их логическую взаимосвязь. Тогда автор изначально довольно точно сможет представить себе свой будущий текст и во время написания сможет сосредоточить внимание на литературной композиции и языке, что тоже входит в понятие синтактической структуры текста. Если же одновременно решать две задачи: что именно и в какой логической последовательности изложить, а также какие слова при этом использовать, то можно и ту, и другую задачу выполнить плохо. Схематические построения позволяют добиться логической выдержанности и убедительной аргументированности текста, при этом не только не исключая творческую спонтанность и непредсказуемость вдохновения и таланта, но и создавая для них особенно благоприятные условия. Таким образом, добросовестно выполненные требования, предъявляемые к семантической и синтактической стороне текста, обеспечат массовой информации такое потенциальное качество, которое создаст предпосылки для его успешной реализации при взаимодействии с аудиторией. Определив отличительные черты внутренней характеристики понятия «массовая информация», мы переходим к выявлению внешних характеристик этого категорийного для журналистики понятия. По сути дела речь пойдет о требованиях, предъявляемых к прагматической стороне текста. С.Н. Корконосенко определяет ряд этих требований, опираясь на причастность массовой информации к социальной. Это, по его мнению, новизна, достоверность, своевременность, соответствие запросам потребителей. И в целом «она эффективна тогда, когда отражает тенденции общественного прогресса и способствует ему».[29] Применительно к собственно журналистской информации он делает акцент на ее духовно-практической природе. Именно эта природа определяет непременную идейную насыщенность текстов, их актуальность, доступность, документализм, оперативность, краткость, аналитичность и творческую неповторимость. Обобщая, Корконосенко пишет: «Журналистская информация соединяет в себе документальную обоснованность сведений, их осмысление с позиций социальных интересов и свидетельства личного восприятия автором наблюдаемых событий».[30] Возражать против предложенных оценок не приходится: все справедливо. Однако обоснование для выделения именно этих качеств понятием некой духовно-практической природы журналистики, которая в свою очередь сама нуждается в определении, выглядит, на наш взгляд, недостаточным. Для определения сущностных характеристик категорийного для журналистики понятия «массовая информация» мы предлагаем исходить из онтологических характеристик самой журналистики: определения ее миссии как вида деятельности (внешняя сущность) и ее предмета (внутренняя сущность). Это будут самые общие свойства массовой информации, которые затем более детально раскроются при изучении совокупности функций журналистики и ее онтологических принципов. Итак, исходя из того, что предметом внимания журналистики является по сути дела все мироздание (в целом и в его конкретно-объектных проявлениях), мы можем говорить о принципиальной неограниченности тематики массовой информации. Но при этом, как было указано в определении предмета журналистики, информация о чём бы то ни было должна быть зачем-либо нужна, причем, нужна именно конкретному потребителю и понятна ему. Исходя из определения миссии журналистики, мы можем говорить об оперативном отражении действительности как сущностной черте журналистики, а, значит, и массовой информации. А также о том, что массовая информация должна обеспечить аудитории такие знания о действительности, чтобы она оказалась способной к выживанию и развитию. У Е.П.Прохорова есть точный термин, определяющий такое состояние аудитории, – информированность. «Информированность – это такое состояние сознания, при котором каждый его субъект-носитель - классовый, этнический, региональный, возрастной и т.д. – располагает всей «необходимой и достаточной» информацией, позволяющей ему верно ориентироваться в действительности и принимать правильные и соответствующие его истинным потребностям решения во всех областях жизни, в которые он включен и в которых имеет право выбора».[31] Чтобы обеспечить информированность аудитории массовая информация должна обладать такими качествами как объективность (точно отражать действительность) и общеполезность (полезная для всех, никому не вредная). Разберем подробнее каждое из перечисленных качеств и убедимся, что в работах других исследователей журналистики о них так или иначе обязательно идет речь. Нам лишь хотелось дать системное онтологическое обоснование прагматической сущности категорийного понятия. Сущностные качества массовой информации, проявляемые при ее взаимодействии с аудиторией: 1. Неограниченность тематики. Е.П.Прохоров говорит о широком круге экономических, социальных, духовных интересов массы. А С.Г. Корконосенко считает, что, если ограничиться констатацией тематической пестроты, то исчезнет критерий смысловой значимости материалов, поэтому особенности прессовых сообщений надо искать в других измерениях. Мы не намерены ограничиваться только указанием на разнотемья, но считаем необходимым подчеркнуть, что нет и не может быть такого предмета, явления, процесса, по поводу которого нельзя было бы сделать подлинно журналистский материал. Это говорит о том, что любой интерес аудитории может быть удовлетворен. Такое принципиальное понимание журналистской универсальности обусловливает весьма обширную потребность в ней. Даже специальная информация при условии ее соответствующей обработки и подачи может быть представлена массовому вниманию. 2. Направленность на массовую аудиторию. Потребление информации – процесс индивидуальный. А журналистский текст предназначен для широкого круга людей, рассредоточенных в пространстве. И в этом нет противоречия, потому что каждый индивид живет в обществе и получает массовую информацию именно как член сообщества. Недаром С.Г. Корконосенко называет журналистскую информацию «самой социальной». Единство индивидуального потребления и общего предназначения и есть особенное свойство массовой информации. Оно предполагает отражение действительности, при котором из общего потока сведений и их осмысления отбираются такие, которые, по выражению Б. Пастернака, «насколько типичны, настолько и индивидуальны». Они предназначены всем и каждому одновременно. Хотя, безусловно, каждый конкретный материал написан для конкретной аудитории и должен учитывать ее особенности для того, чтобы быть адекватно воспринятым, информативным, по Прохорову. Существует и еще один аспект, характеризующий эту самую направленность информации на аудиторию. Информация поступает к потребителю по массовым каналам, периодически и легкодоступна для получения: ее легко найти, и она сравнительно недорого стоит. И, наконец, сама массовая аудитория в любой момент может выступить как источник (автор) массовой информации. 3. Декодируемость. Иначе говоря, текст должен быть понятен аудитории. В научной литературе нередко можно встретить такое утверждение: журналист должен говорить на языке своей аудитории. Это значит, что аудитория может различаться по: возрасту, полу, месту проживания, образованию, роду занятий, интересам, социальному статусу, политическим убеждениям, что, безусловно, будет отражаться и в языке, которым она изъясняется. Пенсионер не поймет молодежного сленга. Чувственная женская натура не станет читать сухих мужских, слишком технологизированных текстов. Статья для кандидата наук окажется непонятной школьнику. Российский читатель имеет свои национальные ассоциативные ряды и эмоциональный опыт: например, понятие «свинья» у нас употребляется как символ неопрятности, в то время как в других странах она является священным животным. Журналисту, таким образом, приходится владеть всеми языками, на которых говорит его аудитория, и потому его произведения называются популярными. 4. Релевантность. «Информация являет собой свойство, обратное неопределенности, - пишет В.М.Березин. - Любую возможность, которая могла бы ее уменьшить, современные философы называют релевантной информацией. Носителями ее могут быть сообщения, люди, организации. Большая роль принадлежит здесь средствам массовой информации».[32] Этот термин уже непосредственно для журналистики использует Е.П. Прохоров. Он считает, что свойством релевантности обладают те массовые произведения, которые соответствуют потребностям и интересам аудитории. Именно одновременно должно быть и интересно, и полезно. Причем, поиском материала для чтения руководит, конечно, интерес. С него все начинается. Банальный заголовок, серое оформление, скучный первый абзац – и можно считать, что знакомство со всем текстом целиком вряд ли состоится, несмотря на то, что текст мог бы очень пригодиться читателю. Интерес также может быть потерян не сразу, а в процессе чтения, что тоже не позволит читателю получить полезную информацию. Поэтому важно следить за тем, чтобы интерес не угасал до самого конца текста. Однако, если при этом реальная польза, удовлетворение каких-либо потребностей читателя так и не произойдет, то вряд ли из голого интереса он будет постоянно читать данное издание, ведь, кроме развлечения, у него есть и другие задачи в жизни. Сочетание же двух компонентов в понятии «релевантность» позволяет формировать стойкую привязанность читателя к изданию, помогающему ему ориентироваться в современной действительности, выживать и развиваться. 5. Оперативность. Разумеется, для реализации миссии журналистики требуется своевременная информация. Оперативное отражение действительности, прежде всего, означает быстрое писание. Сообщение не успевает стать общеизвестным и предстает как новость. Новость всегда интересна для аудитории. Под новостью А.Моль подразумевает непредсказуемость сообщений. Осуществлять связь – это значит что-то передавать; это «что-то» представляет собой сложность последовательности элементов; информация есть мера сложности структур, степень непредсказуемости, новизны смыслов, предлагаемых воспринимающему.[33] Новостная сущность журналистики автоматически влечет за собой ее ритмичность, периодичность. Важна будет и актуальная информация. В этом термине, кроме новостного момента, просматривается еще и особенная острота отраженной ситуации. Причем, именно острота позволяет актуализировать даже старую информацию. В этом смысле актуальным будет новое переосмысление старых событий. И тогда под оперативностью можно понимать не только быстрое писание, но и как можно более раннее распознание проблем, как можно более современное их осмысление. 6. Объективность. Это то качество, которое другие исследователи обозначают такими понятиями как точность, достоверность, документализм, правдивость и т.д. Березин использует термин негэнтропии информации – «избавление от искажений ее, говоря языком техники, - шумов, от хаотического отражения действительности…».[34] Конечно, и мы имеем в виду под объективностью адекватное отражение действительности, точное, достоверное, проверенное. Но, кроме того, нам хотелось бы подчеркнуть, что в понятие «объективность» входит и другое условие – отсутствие субъективной селекции информации. Ведь можно привести в статье только правдивые факты, но при этом осуществить такой их отбор, что от объективной картины не останется и следа. Понятие объективности также требует и обоснованной оценки фактов, четкого разграничения существенных и второстепенных фактов. 7. Общеполезность. Это качество массовой информации означает, что она не должна отстаивать частные интересы вопреки общей пользе. Е.П.Прохоров также говорит о том, что массовая информация проявляет «стремление к созданию единой позиции массы по касающимся ее вопросам, интеграции ее в социальную общность и выработке единой активной позиции по этому кругу вопросов с приближением к общечеловеческим суждениям, нормам».[35] Характерен следующий исторический пример. В эпоху рыночного развития СМИ в США при появлении электронных СМИ появляется Федеральная комиссия по коммуникации. Ей дается право ни много, ни мало отнимать у вещателя лицензию в случае, когда вещание ведется не в интересах общей пользы. Правда фактически такого ни разу не произошло, но важно то, что эфир уже тогда объявляется не зоной свободной конкуренции, а общественным достоянием и вводится обязательное для всех требование выдавать только общеполезную информацию. Позже это требование перерастает в цельную концепцию социальной ответственности, которая наиболее полно формулируется в отчете 1946 года (!), подготовленном общей комиссией по свободе печати.[36] Эти формулировки легли в основу Международного кодекса профессиональной этики, принятого ЮНЕСКО. Рассмотрев все отличительные признаки массовой информации, дадим определение этому понятию. Массовой информацией называется оперативное, актуальное, объективное отражение действительности в любых тематических аспектах, востребованное и адекватно воспринятое массовой аудиторией для ее частной и общей пользы. Подводя итоги рассуждений об информации как философской категории и массовой информации как категории журналистики, следует подчеркнуть, что до сих пор мы анализировали онтологические смыслы этих понятий, общие для всех и всегда, не носящие на себе влияния конкретно-исторических сообществ и процессов их жизнедеятельности. Таким образом, мы вычленили максимально возможные потенции журналистики как массово-информационной деятельности, ее философскую сущность. Эта сущность в полной мере проявляется через функции, реализуемые в общественной среде. К рассмотрению функций журналистики с тех же онтологических позиций (вне конкретно-исторических контекстов) нам вскоре и предстоит перейти.
Основная литература 1. Корконосенко, С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов / С.Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 73- 86 (Журналистика как средство информации). 2. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / Лукина М.М., Фомичева И.Д. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – Выпуск 1. – С.13-21. 3. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие / Е.П. Прохоров. – Издание 2-ое, испр., дополн. - М.: РИП – холдинг, 1998. - С. 22-44 (Глава 2).
Дополнительная литература 1. Березин, В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации: Монография / В.М. Березин. – М.: Изд-во РУДН, 2002. – 183 с. - С. 67- 77 (Глава 3). 2. Свитич, Л.Г. Феномен журнализма / Л.Г. Свитич. – М.: Факультет журналистики МГУ, Издательство «Икар», 2000. - С. 69-101. 3. Шкондин, М.В. Средства массовой информации как коммуникативная и информационно-производящая система / М.В. Шкондин. - М.: 2002. - С. 8.
Практическое задание Выполните разбор информационной заметки с точки зрения требований, предъявляемых к массовой информации по следующей схеме: - какой теме посвящен данный текст; - на какую аудиторию рассчитан текст (по возрасту, полу, образованию, роду занятий и интересам); - интересен ли данный текст; - полезен ли текст (какие потребности он способен удовлетворить); - оцените оперативность и актуальность текста; - насколько текст декодируемый; - является ли текст общеполезным; - по каким признакам можно судить об объективности информации в тексте; - какие виды информации имеются в тексте; - оцените гармоничность сочетания в тексте фактов и выводов; - опишите особенности композиции текста; - какие выразительные средства русского языка использованы в тексте.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое социальная информация? 2. Какое место в социальной информации занимает массовая информация и для чего она служит? 3. Что представляет собой структурный аспект массовой информации? 4. Что такое семантическая сторона текста? 5. Какие виды информации могут быть в тексте? 6. Какой текст называется информативным? 7. Какой текст называется информационно насыщенным? 8. Что такое синтактическая сторона текста? 9. Что такое структурные элементы и подсистемы текста: факт, вывод, аргумент? 10. Каковы правила сочетания структурных элементов текста? 11. Что такое прагматическая сторона текста? 12. Назовите основные признаки информации, благодаря которым реализуется ее успешное восприятие аудиторией. 13. Какую аудиторию можно назвать информированной? 14. Что такое массовая информация?
Терминология Социальная информация, массовая информация, семантическая сторона текста, дескриптивная информация, прескриптивная информация, валюативная информация, нормативная информация, синтактическая сторона текста, прагматическая сторона текста, факт, вывод, аргумент, небанальный текст, актуальный текст, декодируемый текст, релевантный текст, информационная насыщенность текста, информативность текста, информированность аудитории.
Информационная политика
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.12.61 (0.015 с.) |