Тема 1. Средства массовой информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Средства массовой информации



В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ:

ОПЫТ ПЕРЕДОВЫХ СТРАН

1.1. Информация как определяющий фактор современного развития.

Информационные ресурсы и важнейшие каналы их распространения.

Информационное общество: современные концепции, определения, реальность.

Периодизация развития информационного общества: от цифрового текста к Интернету и интернетизации СМИ, от Интернет-версий к дуализму выпуска СМИ – в традиционных средах: бумажной, голосовой и аудивизуальной и в цифровом виде, от электронного общества к мобильному.

1.2. Средства массовой информации в условиях перехода развитых стран к информационному обществу. Воздействие факторов глобального и национального характера на становление информационного общества.

1.3. Сетевой принцип как основа структурных сдвигов современной экономики. Конвергенция СМИ. Цифровое содержание и услуги – важнейшая особенность информационной экономики. Проблемы информационного неравенства. Доступ к СМИ – новое право человека в информационном обществе.

 

ЛИТЕРАТУРА

Вартанова Е.Л. Европейские неравенства эпохи Интернета // Вестн. Моск. ун-та, серия Журналистика. 2001. № 6.

Вартанова Е.Л. Журналистика в информационном обществе: новые возможности и новые вызовы // Журналистика в информационном обществе: новые возможности и новые вызовы. М., 2005.

Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество. 1999. № 6.

Вартанова Е.Л. Саморегулирование в информационном обществе // Вестн. Моск. ун-та, серия Журналистика. 2006. № 3.

Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий. Информационное Общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе (части I-II). М., 1999.

Вартанова Е.Л. Универсальная общественная служба в информационном обществе: новое прочтение проблемы доступа // Вестник РФФИ. 1999. № 3.

Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии (часть 5, глава 3). М., 1999.

Засурский Я.Н. Глобальное информационное пространство в условиях мобильной коммуникации // Зарубежная журналистика: 2004 год / Под ред. Я.Н. Засурского. Часть 1. М., 2005.

Засурский Я.Н. Журналистика и мир на рубеже тысячелетий. В кн.: От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / Отв. ред. Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова. М., 2000.

Засурский Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество. 1999. № 1.

Засурский Я.Н. Информационное общество в рамках международного сотрудничества // Информационное общество. 2000. № 1.

Засурский Я.Н. Информационное общество в России: парадоксы элитарного Интернета // Я.Н. Засурский. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004. М., 2004.

Засурский Я.Н. Теория коммуникации в системе новых технологий // Вестн. Моск. ун-та, серия Журналистика. 2006. № 3.

Засурский Я.Н. Человеческое измерение информационного общества // Зарубежная журналистика в 2002 году / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2004.

Засурский Я.Н. Коммуникация в обществе знаний // Вестн. Моск. ун-та, серия Журналистика. 2008. № 5.

Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М., 1995.

Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999.

Землянова Л.М. Информационное общество и общества знаний // Зарубежная журналистика в 2002 году / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2003.

Землянова Л.И. Коммуникативистика и средства информации. Англо-русский словарь концепций и терминов. М., 2004.

Землянова Л.М. Процессы глобализации, глокализации и модернизации медиасистем в трактовках современных зарубежных коммуникативистов // Вестн. Моск. ун-та, серия Журналистика. 2006. № 5.

К мобильному обществу: утопии и реальность / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2009.

Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество, культура. М., 2000.

Кирия И.В. ИКТ и различия Север/Юг: к новой постановке проблемы // Меди@льманах. 2003, № 2.

Кирия И.В. Телевидение и Интернет Франции на пути к информационному обществу. М., 2005.

Кирия И.В. «Цифровой раскол» и глобализация СМИ и ИКТ // Вестн. Моск. ун-та, серия Журналистика. 2005. № 4.

Любимов Б.И. СМИ Великобритании: процесс интеграции возрастает // Зарубежная журналистика: 2006. Ежегодник. М., 2007.

Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.

Национальные модели информационного общества / Под ред. Е.Л. Вартановой. М., 2004.

От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. / Отв. ред. Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова. М., 2000.

Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. М., 2008.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.

 

Тема 2. ЭКОНОМИКА

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

2.1. Рынок средств массовой информации. Рыночная конкуренция и проблемы плюрализма СМИ. Основы экономики современного зарубежного информационного производства. Важнейшие каналы финансирования средств массовой информации. Реклама как основной источник доходов средств массовой информации. Основные статьи доходов и расходов информационного производства.

2.2. Проблемы собственности в средствах массовой информации. Основные формы собственности (частная, кооперативная, общественная) и их воздействие на содержание СМИ. Концентрация средств массовой информации: вертикальная, горизонтальная, перекрестная. Плюсы и минусы процесса концентрации. Антимонопольное законодательство. Экономическая политика развитых государств в СМИ.

2.3. Средства массовой информации в условиях глобализации рыночной экономики. Транснациональные корпорации СМИ и их место в современной экономике развитых стран.

2.4. Развитие индустрии свободного времени в условиях прогресса информационных и коммуникационных технологий. Влияние процесса конвергенции СМИ на медиаэкономику.

 

ЛИТЕРАТУРА

Андрунас Е.Ч. Бизнес пропаганда. М., 1986.

Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М.,1991.

Багдикян Б. Монополия средств информации. М., 1987.

Беглов С.И. Монополии слова. М., 1972.

Ван Юйцюн. «Шанхайская медиагруппа» на телерадиовещательном рынке Китая // Меди@льманах. 2007. № 3.

Вартанова Е.Л. К вопросу об особенностях медиаменеджмента // Вестн. Моск. ун-та, серия Журналистика. 2007. № 1.

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика в информационном обществе // Информационное общество. 2005. № 1.

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003.

Вартанова Е.Л. Основы медиаэкономики и медиаменеджмента за рубежом. М., 2001.

Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, телевидение и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. (Часть I). М., 1997.

Власов Ю.М. Средства массовой информации и современное буржуазное общество. М., 1985.

Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии (часть 5, глава 3). М., 1999.

Дейян А. Реклама. Серия «Деловая Франция». М., 1993.

Дэннис Э., Мэррил Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

Евсеева Л.П. Иностранный капитал на рынке печатных изданий Польши // Зарубежная журналистика: 2006. Ежегодник. М., 2007.

Журналистика в буржуазном обществе. Под ред. проф. Я.Н. Засурского. М., 1976.

Зарубежная журналистка в 2002 году. Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2003.

Зарубежная журналистика в 2003 году. Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2004.

Зарубежный медиамаркетинг. М., 2005.

Засурский Я.Н. Журналистика и мир на рубеже тысячелетий. В кн.: От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. Отв. ред. Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова. М., 2000.

Засурский Я.Н. Не поучиться ли у Мэрдока? // Я.Н. Засурский. Искушение свободой. Российская журналистика 1990-2004 гг. М., 2004.

Калинкин В. Германский медиакапитал на рынке СМИ Германии // Меди@льманах. 2005. № 3.

Кирия И.В. Аудиовизуальное производство Франции на современном этапе // Зарубежная журналистика: 2004 год / Под ред. Я.Н. Засурского. Часть 1. М., 2005.

Кирия И.В. От «культурной индустрии» к «индустрии содержания» // Меди@льманах, 2004. № 1.

Макеенко М.И. Ежедневная печать: американский опыт конца XX столетия. 1995-2000. М., 2004. (Часть 1).

Макеенко М.И. Радиоиндустрия США в начале XXI столетия: структурные изменения и межсекторная конкуренция // Зарубежная журналистика: 2006. Ежегодник. М., 2007.

Макеенко М.И. Экономика высокотехнологичных вещательных платформ в США // Меди@льманах. 2007. № 5.

Макеенко М.И. Транснациональные медиакорпорации в начале XXI века: кризис управления масштабом? // Вестн. Моск. ун-та, серия Журналистика. 2005. № 4.

Материалы о зарубежных средствах массовой информации в 1990-2004 // Вестн. Моск. ун-та, серия Журналистика. 1991-2005. № 4-6.

Орлова В.В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. М., 2003.

Павликова М.М. Имеющий уши да услышит. Зарубежные исследования о лидерстве на медиарынке // Меди@льманах. 2006. № 2.

Правовое регулирование концентрации и прозрачности СМИ. М., Центр «Право и СМИ». 2000.

Тангейт М. Медиагиганты: Как крупнейшие медиакомпании выживают на рынке и борются за лидерство. М., 2006.

Тимошенко Е.В. История крупнейшего швейцарского медиаконцерна «Ринье» // Вестн. Моск. ун-та, серия Журналистика. 2008. № 6.

Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. М., 2008.

Урина Н.В. СМИ Италии. М., 1996.

Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1972 (или любое другое издание).

Экономика и менеджмент СМИ. Ред.-сост. Е.Л. Вартанова. Ежегодник. М., 2005.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Власть, зеркало или служанка. Энциклопедия современной российской журналистики. Тт. 1,2. М., Союз журналистов, 1998.

Changing Media and Communications. Concepts, Technologies and national Perspectives. Ed. by Yassen N. Zassoursky and Elena Vartanova. Moscow. Faculty of Journalism / ICAR. 1998.

Shaping Tomorrow’s Media System. Ed. by E.Vartanova and Ya.N. Zassoursky. M., 2004.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.013 с.)