Социология и журналистика: область взаимодействия



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология и журналистика: область взаимодействия



Билет 1

 

Социология и журналистика: область взаимодействия

Журналистика – вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.).

 

Объект социологии – общество (совместная жизнь людей).

Предмет социологии – социальная обусловленность любых явлений.

Объект социологии журналистики – журналистика как социальный феномен.

 

Область взаимодействия социологии и журналистики:

-публикация результатов социологических исследований

-использование результатов исследований в качестве доказательной базы журналистского материала

-социологическая журналистика (публицистика)

На стыке социологии и теории журналистики расположена социология журналистики, а на стыке социологии журналистики и журналистской практики расположена так называемая социожурналистика – уровень квалификации сотрудников СМИ, характеризующийся высокой социологической культурой мышления, поиска, сбора, интерпретации информации, а также социальной ответственности за последствия своей деятельности.

Область взаимодействия социологии и журналистики обусловлена единством их объекта – общества.

Аудитория СМИ: понятие, виды, характеристики

Аудитория – (от латин. auditorium - место для слушания) – специальный социологический термин, который обозначает устойчивую совокупность людей, возникающую на основе общности их информационных потребностей, интересов, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей.

Аудитория может классифицироваться по ряду объединяющих признаков:

-вид СМИ (ТВ, радио, печатные СМИ, Интернет и т.п.)

-конкретное СМИ (газета, журнал, программа и т.п.)

-жанр (аналитика, новости, юмор)

-рубрика

-и т.д.

Особую важность для социологических исследований имеют понятия целевой, потенциальной и реальной (актуальной) аудитории.

Целевая аудитория – совокупность индивидов, объединенных общими социально-демографическими, экономическими, культурными и иными характеристиками, на которую рассчитывают создатели духовного и/или материального продукта, в том числе журналистского текста.

о журнале

Журнал «Консерватор» — проект из Петербурга для всей России

Любовь к Родине без пафоса

Целевой аудиторией издания являются работающие жители мегаполисов с уровнем дохода выше среднего.

Ядром целевой аудитории являются люди в возрасте 25-40 лет, занимающие активную жизненную позицию, стремящиеся к жизненному успеху, стабильности, росту или же к сохранению уже достигнутого.

Потенциальная аудитория – совокупность индивидов, имеющих возможность получать сообщение (тех, кто имеет доступ к определенному источнику информации).

Реальная (актуальная, фактическая) аудитория – совокупность индивидов, получающих сообщение (реальные читатели, слушатели, зрители и т.д.).

Иногда выделяют еще и так называемую «понимающую» аудиторию – совокупность индивидов, достигающих определенной степени понимания и запоминания информации.

 

 

Обычно считается возможным и необходимым эмпирически фиксировать два ряда признаков (характеристик) аудитории, называемых объективными и субъективными относительно целей и задач исследования:

-объективные, или внутренняя структура аудитории, которая не зависит от конкретного средства массовой информации или идеологического воздействия. К таким признакам относят социально-демографические характеристики: возраст, пол, социально-профессиональная структура, место жительства, семейное положение, уровень образования. К подобным независимым признакам можно отнести структуру материальных и духовных потребностей изучаемой общности, степень подготовки к восприятию того или иного материала, типы восприятия и т.п.

-субъективные, или отношение аудитории к СМИ в целом, к конкретному носителю информации, материалу, журналисту и т.п. Это отношение непосредственно проявляется в оценке того или иного средства информации, установках на восприятие информации из того или иного источника.

Перечисленные объективные и субъективные признаки аудитории измеряются и анализируются в ходе специальных социологических исследований.

 

Билет 2

Цели и задачи изучения, структура и функции социологии журналистики

Цели освоения курса:

-формирование социологического мышления, воображения, социологической грамотности и культуры будущего журналиста;

-содействие устойчивому пониманию места и роли журналистики в современном обществе.

Задачи:

-изучение современных социологических концепций социального функционирования журналистики;

-знакомство с современными методами социологических исследований журналистики и в журналистике.

Структура социологии журналистики определяется тремя видами дифференциации:

-предметная (что изучать: какие объекты)

-методологическая (как изучать: теоретическая и эмпирическая)

-прагматическая (зачем изучать: академическая и прикладная)

Функции социологии журналистики:

-эвристическая

-мировоззренческая

-инструментальная

-прогностическая

-идеологическая

Билет 3

Тенденции информационного поведения аудитории современных российских СМИ

Аудитория – (от латин. auditorium - место для слушания) – специальный социологический термин, который обозначает устойчивую совокупность людей, возникающую на основе общности их информационных потребностей, интересов, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей.

Социологические методы исследования аудитории СМИ:

-опрос (интервью и анкетный опрос; телефонный, очный, Интернет-, СМС-опрос; уличный, в местах событий, домашний)

-дневниковые исследования

-технических замеров

-наблюдение

-фокус-группы

Особую актуальность изучение аудитории обретает в условиях ее интенсивного изменения:

-дифференциация

-интерактивность

-низкая избирательность

-гламуризация

-и т.д.

Билет 4

Досоциологическое изучение социального функционирования журналистики и массовой коммуникации

Социальное знание о журналистике формировалось не только задолго до появления социологии, но и… самой журналистики.

Основными формами пражурналистики, относительно которой рефлектировала современная социальная мысль, принято считать:

-знаковое общение в первобытном обществе

-античную риторику

-письменные формы передачи информации

-устные и письменные службы новостей

Возникновение собственно журналистики в XVII веке обусловлено рядом факторов экономического, технологического, политического, культурного, инфраструктурного характера.

Уже в XVIII веке параллельно с журналистикой развивается предсоциологическое знание, или социальные учения. Феномен прессы (печати), журналистики сразу становится объектом их внимания.

Французские энциклопедисты подразделяли журналистов на тех , кто живет «отраженным светом», используя достижения цивилизации как материал для своей деятельности, и тех, «у кого в сердце прогресс человеческого разума», кто обладает талантом и готов бороться за истину.

Воззрения просветителей (Марат, Лессинг, Декарт, Руссо, Вольтер, Гельвеций, Дидро и др.) в отношении прессы следует считать прасоциологией журналистики хотя бы потому, что они акцентируют внимание на социальной мотивации деятельности журналиста.

Г.В.Ф. Гегель, продолжая просветительскую традицию признавал значимость общественного мнения, но также раскрывал его противоречия, утверждая, что независимость от общественного мнения «есть первое формальное условие совершения чего-то великого и разумного».

 

К.А. Сен-Симон видел задачу журналиста в привлечении внимания общества к пути процветания, высказал догадку о политической роли прессы, говорил об упреждающем информировании действий властей.

 

Билет 5

Билет 6

Билет 7

1. Журналистика и основные институциональные сферы жизни общества: экономика, политика, наука и образование, культура и искусство, религия, семья

Билет 8

Билет 9

Билет 10

Билет 11

Билет 12

Билет 13

1. Социология журналистского образования как раздел социологии журналистики

Академическая» и «практическая» социологическая культура журналиста: характеристика, генезис, соотношение

Как и культуре вообще, социологической культуре журналиста присуща сложная структура («морфология культуры»): культурный элемент, комплекс, конфигурация; модальная культура, субкультура, контркультура; ценностно-нормативный и деятельностный аспекты и т.д.

Если говорить о типологии, то социологическая культура журналиста может быть разной в разных редакциях, видах и формах СМИ, в СМИ различной идеологической ориентации и т.д.

Наиболее отчетливо проявляется разница между «академической» и «практической» социологической культурой журналиста. Есть основания утверждать, что эти культуры не просто отличаются, а отдельно сосуществуют и отчасти даже противостоят друг другу.

«Академическая» формируется в основном в университетах и исследовательских центрах.

Основное содержание:

-провозглашается самоценности социологической культуры

-основное место отводится социологической информации и ее источникам, которые рассматриваются в качестве непреложных ценностей

-предполагается умение журналиста оценить достоверность и социальную значимость социологической информации

-предполагается, что журналист обязан учитывать контекст социологического исследования

-требует от журналиста сообщать читателям исчерпывающую техническую информацию

По идее, в процессе обучения «академическая» культура должна усваиваться, обеспечивая тем самым процесс воспроизводства социологической культуры в журналистском сообществе. Однако на практике этот механизм обычно не срабатывает.

Носителями «практической» социологической культуры являются прежде всего журналисты, имеющие дело с социологической информацией и выступающие авторами социологических материалов.

Основное содержание «практической» культуры:

-признание ценности (но в связи с возможностью влияния)

-инструментальный характер, утилитарность социологической информации

-публикация любой информации из любых источников (псевдоопросов)

-достоверность и социальная значимость не играют большой роли

Таким образом, различий между двумя типами культур больше, чем сходства.

Билет 14

Билет 15

Билет 16

Билет 17

Билет 18

Билет 19

Билет 20

Билет 1

 

Социология и журналистика: область взаимодействия

Журналистика – вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.).

 

Объект социологии – общество (совместная жизнь людей).

Предмет социологии – социальная обусловленность любых явлений.

Объект социологии журналистики – журналистика как социальный феномен.

 

Область взаимодействия социологии и журналистики:

-публикация результатов социологических исследований

-использование результатов исследований в качестве доказательной базы журналистского материала

-социологическая журналистика (публицистика)

На стыке социологии и теории журналистики расположена социология журналистики, а на стыке социологии журналистики и журналистской практики расположена так называемая социожурналистика – уровень квалификации сотрудников СМИ, характеризующийся высокой социологической культурой мышления, поиска, сбора, интерпретации информации, а также социальной ответственности за последствия своей деятельности.

Область взаимодействия социологии и журналистики обусловлена единством их объекта – общества.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.173.209 (0.011 с.)