Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Б1. В. Дв. 1. 1 социология права↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Б1.В.ДВ.1.1 СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА
Для направления 030900.62 Юриспруденция Профиль: государственно-правовой гражданско-правовой уголовно-правовой международно-правовой Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр Форма обучения очная, заочная
Краснодар 2011 Рабочая программа «Социология права» разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция, утвержденным приказом Минобрнауки России от 04.05.2010 г. № 464, и примерной ООП
Рецензенты: Карнаушенко Л.В. - профессор кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России, доктор исторических наук, профессор; Бутенко Е.В. - к.ю.н., магистр юриспруденции, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета НОЧУ ВПО «ИНЭП».
Составитель: ________________ Адыгезалова Г.Э. - к.ю.н., доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Кубанского государственного университета Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права «04» сентября 2011 г. протокол № 1
Заведующий кафедрой _________________ Момотов В.В. – д.ю.н., профессор подпись
Рабочая программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии юридического факультета 4.10.2011 г. № 2
Председатель УМК Юридического факультета
д.ю.н., профессор _________________ Прохоров Л.В. подпись ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель курса – ознакомить студентов с основными понятиями и концепциями социологии права, с особенностями социологического подхода к пониманию правовых феноменов, дать сведения об истории возникновения, основных этапах развития социологии права как науки, о предмете и методах социологии права, соотношении ее с другими науками, о содержании современной социологии права.
Основными задачами учебного курса являются: – показать специфику социологии права как самостоятельной науки, исследовать предмет и метод данной науки; – рассмотреть место социологии права в системе наук, ее соотношение с юридическими науками и другими социальными науками; – раскрыть специфику социологического подхода к пониманию права и изучению правовых явлений и процессов; – осветить современные проблемы правового развития российского общества; – сформировать у студентов базовые навыки по подготовке и проведению социолого-правового исследования.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Социология права» является дисциплиной по выбору в рамках гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. Курс дисциплины «Социология права» занимает важное место в процессе воспитания правового сознания и правовой культуры студентов, и служит надёжной основой для дальнейшего освоения правовых дисциплин. Учебная дисциплина «Социология права» призвана расширить общий гуманитарный кругозор, привлечь внимание к социологическим аспектам правовой теории и практики. По своему содержанию она объективно способствует развитию гибкости юридического мышления, пониманию правовых явлений и процессов в их взаимосвязи с социальными, культурными, политическими, экономическими факторами, правовых традиций, существующих в обществе, социальной обусловленности права и особенностей действия права. Данная дисциплина является основой для эффективного усвоения всех отраслевых юридических дисциплин – гражданского, уголовного, административного, трудового, процессуального права и др.
Приступая к изучению данной дисциплины, студенту необходимо: Владеть · базовыми знаниями, полученными в общеобразовательном учреждении в рамках изучения такого предмета как «Обществознание»; · комплексом знаний, полученных при изучении курса «Теории государства и права» · начальными знаниями о базовых философских учениях. Уметь · оперировать необходимым понятийным аппаратом, разбираться и понимать юридические определения и термины; · выделять общие закономерности в этапах исторического развития того или иного общества; · применять на практике основные результаты научных юридических исследований.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ После освоения дисциплины «Социология права» у студента формируются научные представления о праве как социальном явлении, развиваются способности самостоятельно оценивать конкретные правовые задачи и искать наиболее оптимальные пути их решения. При прохождении дисциплины комплексно решаются вопросы повышения общей правовой культуры студентов – будущих бакалавров. Они учатся владеть юридической терминологией, получают навыки работы с правовыми актами, анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.
Дисциплина «Социология права» полностью или частично формирует у обучающегося следующие компетенции:
Общекультурные
· Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8), · Способность анализировать социально-значимые явления и процессы (ОК-9)
Профессиональные
В нормотворческой деятельности: · Способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1),
В правоохранительной деятельности · Способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11),
В педагогической деятельности: · Способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Указанные компетенции формируются при изучении тем, приведенных в таблице:
ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица, 36 часов, трудоемкость зачета (ЗФО) составляет 4 часа.
Содержание разделов дисциплины в таблице 1:
Формы текущего контроля: защита лабораторной работы (ЛР), выполнение курсового проекта (КП), курсовой работы (КР), контрольной работы (Кр) расчетно-графического задания (РГЗ), написание реферата (Р), эссе (Э), коллоквиум (К), тестирование (Т), практическое задание (ПЗ), блиц-опрос (Б-О) и т.д. Структура дисциплины приведена в таблице 2:
Таблица 3 – Разделы дисциплины, изучаемые в 4 семестре ОФО
ЗФО
Самостоятельная работа: виды работы и форма контроля (табл.4)
В рамках дисциплины предусмотрены встречи со специалистами, практикующими юристами. Форма взаимодействия приведена в таблице 5:
ПРОГРАММА КУРСА (СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ) Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НАУКА Объект и предмет социологии права как самостоятельной науки. Социологическая и юридическая парадигмы в социологии права: социология права как отрасль социологии, социология права как часть общей теории права. Социология права и юридическая социология. Методы, используемые в социологии права (общенаучные, частные, специальные). Исследователь-ские методики, или методы конкретных социологических исследований (опрос, анализ юридических документов, наблюдение, эксперимент). Структура социологии права. Структура социологии права на основе уровней социологического знания: фундаментальный и прикладной уровни, теоретический и эмпирический уровни, макро-социологический и микросоциологический уровни. Структура социологии права по отраслям права. Законодательная социология права. Судебная социология права. Место социологии права в системе наук. Соотношение социологии права с юридическими науками (общей теорией права, философией права, историей права, историей политических и правовых учений и др.). Взаимосвязь социологии права с другими социальными науками. Функции социологии права. К ПОНИМАНИЮ ПРАВА Социологический подход к пониманию права. Соотношение этого подхода с иными правовыми школами (нормативистской, естественно-правовой, исторической, либертарно-юридической и др.). Анализ определения права в отечественной юридической науке в советский период и распространение широкого подхода к праву в России во второй половине ХХ в. Понятие, виды и функции социальных институтов. Характеристики основных социальных институтов. Право в структуре общества. Право как социальный институт. Соотношение права и морали: сходство, различие и взаимодействие. Соотношение права и государства: сходство, различие и взаимодействие. Источник права как форма выражения права и источник права – природа права. Понятие правового плюрализма и проблема межсистемных контактов. Глобализация и проблема унификации права. Идеи модернизма и постмодернизма. Социальные функции права: интегративная, регулятивная, охранительная, коммуникативная, воспитательная.
В ОБЛАСТИ ПРАВА Организация и проведение социологического исследования в области права. Методы социологического исследования: опрос, эксперимент, наблюдение, анализ документов. Особенности применения методов социологического исследования в правовой сфере. Анализ и обобщение результатов исследований. Состояние прикладной социологии в России и ее роль в решении правовых проблем.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ) Тема 1. Социология права как самостоятельная наука 1. Объект и предмет социологии права как самостоятельной науки. Социологическая и юридическая парадигмы в социологии права: социология права как отрасль социологии, социология права как часть общей теории права. 2. Методы социологии права 3. Структура социологии права. 4. Место социологии права в системе наук. 5. Функции социологии права. Контрольные вопросы: 1. Каковы выделяют две основные парадигмы в социологии права? Раскройте их содержание. 2. В чем специфика методов социологии права как науки? 3. Перечислите основные взгляды ученых на место социологии права в системе наук? Как определяли предмет и объект социологии права сторонники этих взглядов?
Темы рефератов: 1. Социология права и ее место в системе наук о праве. 2. Методологические проблемы социологии права.
Практическое задание для самостоятельной работы: Сопоставьте и охарактеризуйте в виде схемы социологическую и юридическую парадигмы в социологии права.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Для освоения бакалаврами учебной дисциплины «Социология права», получения знаний и формирования профессиональной компетенции используются следующие образовательные технологии: интерактив ная доска для подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий; в соответствии с требованиями ФГОС ВПО предусматривается написание по отдельным темам курса рефератов, а также участие в тематических дискуссиях. Не менее 20 процентов занятий проводятся в интерактивных формах, к которым относятся: Дистанционное консультирование – передача информации и обучение посредством Интернет-ресурсов. Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Интерактивная лекция - представляет собой выступление ведущего обучающего мероприятия перед большой аудиторий в течение 1-4 часов с применением следующих активных форм обучения: мозговой штурм, демонстрация слайдов, управляемая дискуссия или беседа. Кейс-метод (case study) - от англ. сase - случай - техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы. Подготовка презентаций – метод, позволяющий глубже изучить те проблемы в рамках курса, которые больше всего волнуют студентов и вызывают их интерес. Проведение научных диспутов – научный спор с целью доказать свою правоту и опровергнуть позицию оппонента. Применение интерактивных форм для очной формы обучения
Применение интерактивных форм для заочной формы обучения
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
В качестве оценочных средств текущего контроля знаний применяются вопросы и задачи, включённые в планы семинарских занятий, рефераты, практическое задание, предлагаемые преподавателем на семинарском занятии выборочно нескольким студентам. В качестве оценочных средств итоговой (зачет) аттестации применяются контрольные вопросы:
1. Объект и предмет социологии права. Социологическая и юридическая парадигмы. 2. Структура социологии права: основные подходы. 3. Методы социологии права. 4. Соотношение социологии права с юридическими и другими социальными науками. 5. Функции социологии права. 6. Роль основоположников социологии А.Кетле, О.Конта, Г.Спенсера в процессе становления социологии права. 7. Развитие вопросов социологии права Р.Иерингом, Г.Еллинеком, М.Вебером, Э.Дюркгеймом, Л.Дюги, Е.Эрлихом. 8. Социология права в Западной Еропе во второй половине ХХ в. 9. Особенности развития социологии права в США. Американская социологическая юриспруденция. 10. Реалистическая школа права в США. 11. Содержание и особенности воззрений в области социологии права в дореволюционной России. 12. Развитие социологии права в России в советский и постсоветский периоды. 13. Социологическое понимание права. Соотношение этого подхода с другими правовыми школами. 14. Источник права – внешняя форма права и источник права – природа права. 15. Право и государство как социальные институты. Соотношение права и государства. 16. Соотношение права и морали. 17. Понятие правового плюрализма и межсистемные контакты. 18. Глобализация и проблема унификации права. 19. Социальные функции права. 20. Понятие социализации личности. Ресоциализация и десоциализация. 21. Особенности правовой социализации, ее пути и методы. 22. Агенты правовой социализации. Роль юристов в процессе осуществления правовой социализации. 23. Понятие правовой культуры. Особенности правовой культуры в России. 24. Правовое образование и правовое воспитание. 25. Правовое сознание как социальное явление. 26. Правовой нигилизм и правовой идеализм. 27. Сущность и элементы социального контроля. 28. Право как средство социального контроля. Право и иные средства социального контроля. 29. Правовое поведение: понятие, виды. Факторы, влияющие на правовое поведение. 30. Основные концепции девиантного поведения. 31. Понятие и виды социальных девиаций. 32. Социальные корни, сущность и особенности девиантного поведения в России. 33. Социальная обусловленность права. 34. Социологические аспекты законотворческого процесса. 35. Понятие лоббизма и его влияние на формирование права. 36. Особенности правотворческой деятельности в России. 37. Социальный механизм действия права: понятие, элементы. Стадии действия права. 38. Общественное мнение как элемент механизма действия права. Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения. 39. Проблемы эффективности права. 40. Факторы эволюции права и предпосылки правового развития. 41. Социальный конфликт: понятие, объект, участники, виды. 42. Особенности юридического конфликта. 43. Виды юридических конфликтов. 44. Способы предупреждения и разрешения юридических конфликтов. 45. Сущность прикладного социолого-правового исследования. Роль социологических исследований в изучении и решении социально-правовых проблем. 46. Формы и этапы исследования. Программа исследования. Стратегия исследования. 47. Особенности применения методов социологического исследования (опрос, эксперимент, наблюдение, анализ документов) в правовой сфере. 48. Состояние прикладной социологии в России и ее роль в решении правовых проблем.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература: 1. Адыгезалова Г.Э. Социология права. Учебное пособие. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. 224 с. ISBN 978-5-8209-0677-0 2. Адыгезалова Г.Э. Социология права. Учебно-методическое пособие. Краснодар: Кубанский гос. ун-т. 2010. 63 с. 3. Касьянов В.В., Момотов В.В. Социология права. Учебное пособие для высшей школы. Краснодар, 2009.
Дополнительная учебная литература ко всем темам: 1. Адыгезалова Г.Э. Социология права Роско Паунда и Т. Парсонса. Учебное пособие. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2006. 95 с. ISBN 5-5-8209-0495-8 2. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. СПб., 1996. 3. Гревцов Ю.И. Социология права: Курс лекций. СПб., 2001. 4. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. Ростов н/Д, 2002. 5. Касьянов В.В. Социология для юристов. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 284 с. 6. Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства. Т. 1: Социология права. М., 2001. 7. Ксенофонтов В.Н. Основы социологии права: Учеб. пособие. М., 1997. 8. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995. 9. Лапаева В.В. Социология права / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2000. 10. Социология права: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Сырых, 2001. 11. Социология права: Программа спецкурса / Сост. Г.Э. Адыгезалова. Краснодар, Кубанский государственный университет, 2005. 44 с. 12. Юридическая социология / Отв. ред. В.А. Глазырин. М., 2000.
Дополнительная литература по отдельным темам (в составе учебников, учебных пособий, справочно-библиографической литературы, научной литературы): Тема 1. Социология права как самостоятельная наука 1. Боботов С.В. Буржуазная социология права. М., 1978. 2. Варчук В.В. Социология права – отрасль социологии // Социологические исследования. 1996. №10. 3. Венгеров А.Б. Синергетика, юридическая наука, право // Советское государство и право. 1986. №10. С.36-45. 4. Венгеров А.Б. Синергетика и политика // Общественные науки и современность. 1993. №4. С.56. 5. Ветютнев Ю.Ю. Синергетика в праве // Государство и право. 2002. №4. С.64-69. 6. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. СПб., 1996. 7. Икенов А.И. Социология в юридическом институте // Социологические исследования. 1998. №3. С.79-80. 8. Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1985. 9. Керимов Д.А. Потенциал российского правоведения // Социологические исследования. 1997. №3. С.3-13. 10. Керимов Д.А. Социология и правоведение // Государство и право. 1999. №8. С.84-88. 11. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2001. 12. Кистяковский Б.А. Очерки по методологии социальных наук и права //Анатомия истории. История русской правовой мысли /Отв. ред. С.А. Пяткина. М., 1998. 13. Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб., 1998. 14. Князева Е., Курдюмов С. Синергетика: начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность. 1993. №2. С.38-51. 15. Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов: Учеб. пособие для вузов. М., 2000. 16. Лапаева В.В. Социология права как юридическая дисциплина? // Социологические исследования. 1999. №7. С.47-68. 17. Лапаева В.В. Социология права: в поисках новой парадигмы // Государство и право. 1992. №7. 18. Лапаева В.В. Социология права в системе обществоведения // Государство и право. 2000. №4. С.81-90. 19. Лукич Р. Методология права. М., 1981. 20. Луман Н. Социология права // Правовая мысль ХХ века: Сб. обзоров и рефератов / Отв. ред. Ю. С. Пивоваров. М., 2002. С.84-88. 21. Мейхью Л. Социология права // Американская социология. М., 1972. 22. Методологические проблемы государства и права: Межвуз. сб. / Отв. ред. Л.П. Рожкова. Куйбышев, 1986. 23. Методологические проблемы юридической науки: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Н.И. Козюбра. Киев, 1990. 24. Методологические и теоретические проблемы юридической науки: Сб. науч. тр. / Под ред. М.Н.Марченко. М., 1986. 25. Подгурецкий А. Очерк социологии права. М., 1971. 26. Право и социология / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.П. Казимирчук. М., 1973. 27. Саидов А.Х. Социология права как наука и учебная дисциплина // Право и политика. 2007. №1. 28. Сальников В.П., Ростов К.Т., Морозова Л.А., Бондуровский В.В. Современная социология и философия права: Россия–Восток–Запад (Междунар. практ. конф.) // Государство и право. 2000. №6. С.108-110. 29. Сивова С.А. Проблемы построения курса «Социология права» для юридических вузов // Государство и право. 2003. №12. С.60-66. 30. Спиридонов Л.С. Социология уголовного права. М., 1986. 31. Суслов В.В. Герменевтика и юридическое толкование // Государство и право. 1997. №6. С.115-118. 32. Тадевосян Э.В. К вопросу о социологии права // Социологические исследования. 1997. № 11. 33. Тадевосян Э.В. О курсе «социология права» // Социально-политический журнал. 1998. №1. 34. Тадевосян Э.В. Социология права и ее место в системе наук о праве // Государство и право. 1998. №1. С.46-53. 35. Тимашев Н.С. Что такое социология права? // Социологические исследования. 2004. №4. С.107-112. 36. Шлюхтер В. Социология права как эмпирическая теория значения // Социология. 2004. №3. С.45-51.
Подготовка к семинарским занятиям Семинарские занятия в высшей школе – важная форма самостоятельной работы студента над историческими и правовыми документами, научной и учебной литературой непосредственно в учебной аудитории под руководством преподавателя. Цель семинара, или практического занятия состоит в том, чтобы помочь студентам глубже изучить наиболее сложные теоретические и практические вопросы эволюции государства и права и приобрести необходимые навыки самостоятельной работы. Подготовка к семинару должна начинаться с прочтения лекции на соответствующую тему. Для глубокого познания той или иной дисциплины необходимым является знакомство с периодической научной печатью. Научные периодические издания представляют, как правило, обоснованные точки зрения по тем или иным научно-практическим вопросам. Причем это могут быть как устоявшиеся мнения, так и новые, спорные позиции. Сначала следует просто прочесть весь имеющийся материал. Второе прочтение должно делаться с карандашом в руках, если книга приобретена студентом, или он пользуется ксерокопией. Ещё лучше в этом случае пользоваться цветными ручками, которыми необходимо подчеркивать главное, а также спорные моменты. Если книга является библиотечной, то необходимо делать выписки на листке бумаги, который выполняет роль полей книги в этом случае. Затем следует также дважды прочесть первоисточник – тот памятник права (источник права соответствующего периода), изучению которого посвящён семинар. Первое прочтение – ознакомительное. Второе нацелено на выявление студентом конкретных правовых институтов в тех или иных нормах первоисточника. Если студент работает с ксерокопией или собственной книгой, где приведён первоисточник, то рекомендуется указывать на полях напротив соответствующих статей нормативного акта наименование правового института, нормы которого изложены в данной статье. После этого необходимо заняться составлением конспектов ответов на вопросы, которые вынесены на рассмотрение к семинарскому занятию. Объем конспекта зависит только от воли студента, нет и не может быть требований к его точному объему. Руководствоваться необходимо следующим принципом: конспект должен быть таким, чтобы по нему студент смог ответить на все вопросы семинара. Возможно, одному студенту будет достаточно двух-трех тезисов по каждому вопросу, но практика показывает, что таких студентов немного. Поэтому рекомендуется составлять более развернутые конспекты, где полностью излагается суть вопроса. Ответы на вопросы студент обязан снабжать ссылками на нормативный акт. Социология права – юридическая наука, что требует применения для её изучения специальных методов познания юридических наук, а именно: формально-юридического метода. Юрист не может быть голословным, каждое утверждение он должен подтверждать положением нормативного акта. Ответ без ссылок на первоисточник не заслуживает положительной оценки. Для обеспечения качественного ответа студент должен указывать номера статей в своём конспекте рядом с правовыми положениями. Изучив весь имеющийся материал и записав конспекты ответов в семинарскую тетрадь, студент должен обязательно прорепетировать свои ответы. Нередко приходится встречать полные семинарские тетради и неспособность студента пересказать написанное. Пересказывать необходимо учиться дома, лучше всего перед зеркалом или в присутствии слушателей из числа домашних. Зачастую студент вполне справляется с пересказом художественных произведений, но не способен пересказать научный текст. Это объясняется невладением научной терминологией. В связи с этим следует заучивать наизусть некоторые определения. Такая качественная подготовка к семинарскому занятию – залог успешного усвоения материала. Если такая качественная подготовка ведется на протяжении всего семестра, то при подготовке к зачету или экзамену достаточно прочитать свою семинарскую тетрадь для обновления в памяти изученных тем. И только темы, которые не выносились на рассмотрен<
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.69 (0.014 с.) |